Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учетная система «директ-костинг»



2015-11-27 1042 Обсуждений (0)
Учетная система «директ-костинг» 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из систем управленческого учета, широко используемой на Западе, является система «директ-костинг». Основоположником системы принято считать американского специалиста в области производственного учета Д. Харриса, который в 1936 г. при разработке методики калькулирования производственных затрат ввел термин «директ-кост-план». Название, происходящее от английского выражения direct costing – букв. калькулирование по прямым затратам, не совсем точно отражает суть системы, так как лишь классическая ее модификация предполагает исчисление только прямых основных затрат, все из которых – переменные (затраты на основные материалы и на оплату труда производственных рабочих). При этом в основу организации учета заложена классификация затрат по их отношению к объему производства: на переменные и постоянные Главными особенностями системы являются следующие:

– себестоимость проданной продукции учитывается и планируется только в части прямых переменных затрат;

– по прямым переменным затратам оцениваются остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода и незавершенное производство;

– постоянные расходы собираются на отдельном счете и периодически списываются на счет формирования финансового результата (счет продаж).

Между тем наряду с классической моделью используются ее разновидности, основанные на учете переменных затрат – основных затрат и переменной части накладных расходов, а также всех переменных затрат и части постоянных общепроизводственных расходов, зависящих от коэффициента использования производственной мощности. Однако общим для всех модификаций системы «директ-костинг» является исчисление не полной, а частичной себестоимости. Информация, предоставляемая этой системой, позволяет вести раз-

1 дельно учет маржинального дохода либо прибыли в центрах прибыли или центрах дохода. Маржинальный доход в системе «директ-костинг» – это разность между выручкой центра ответственности от продажи продукции и величиной переменных затрат.

При системе «директ-костинг» отчеты о доходах стоятся по многоступенчатому принципу. Такие отчеты имеют не менее двух разделов: первый отражает маржинальный доход, второй – прибыль от продаж. Величина маржинального дохода должна быть достаточной для покрытия постоянных расходов и получения прибыли (табл. 15).

Особенности организации учета затрат в системе «директ-костинг» определяют информационные возможности этой системы в процессе выработки и приятия управленческих решений. Установление связей и пропорций между величиной затрат и объемом производства позволяет на основе методов корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графических методов определить формы зависимости затрат от загрузки производственных мощностей и решить стратегические задачи по управлению предприятием.

Таблица 15 Отчет о доходах в системе «директ-костинг»

 

Показатель Обозначение Значение, ден.ед.
1. Выручка от продаж В 1000 000
2. Переменные расходы (затраты) Пер Р 600 000
3. Маржинальный доход (валовая прибыль) М 400 000
4. Постоянные расходы Пост Р 200 000
5. Прибыль (убыток) П 200 000

 

Во-первых, концентрация внимания на величине маржинального дохода по различным центрам ответственности позволяет выявлять изделия

1 Маржа – фр. marge – разность между двумя определенными показателями или англ. margin – разница между ценой продажи и себестоимостью.

с большей рентабельностью и переходить на их выпуск. Это обусловлено тем, что разность между ценой продажи и суммой переменных расходов не затушевывается в результате распределения постоянных расходов между различными изделиями. В условиях изменения рыночного спроса система «директ-костинг» предоставляет полезную информацию, позволяющую оперативно переориентировать производство.

Во-вторых, в отчете о доходах, составляемом в системе «директкостинг», четко прослеживается изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен продажи и структуры выпущенной продукции. Такая информация позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объема производимой продукции.

В-третьих, в условиях рыночной экономики система «директкостинг» дает информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинговых цен – продажи товаров по заведомо заниженным ценам. Это возможно в связи с установлением нижнего предела цены, равной себестоимости, сформированной только переменными затратами. Такая ценовая политика используется в периоды временного сокращения спроса на продукцию или для завоевания новых рынков сбыта.

В-четвертых, ограничение себестоимости продукции лишь переменными затратами позволяет упростить их стандартизацию в ходе нормирования, а также планирование, учет и контроль затрат вследствие значительного сокращения их статей.

В-пятых, в системе «директ-костинг» становится возможным обоснованность планирования и нормирования величины постоянных расходов, так как их сумма за отчетный период отражается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно показывает их влияние на величину прибыли. При использовании стандартных затрат и гибких бюджетов система «директ-костинг» позволяет осуществлять оперативный контроль за величиной постоянных расходов. При использовании данной системы в сочетании с учетной системой «стандарт-костс» разрабатываются стандарты для постоянных расходов, а гибкие бюджеты основаны на установлении соответствующих ставок постоянных расходов для различных уровней загрузки производственных мощностей.

Таким образом, информация, полученная в системе «директкостинг», позволяет принимать ряд управленческих решений:

– по оптимизации производственной программы по критерию максимума маржинального дохода;

– по вопросам ценообразования на новую продукцию, которую по определенной цене уже продает конкурент;

– по выбору или замене оборудования;

– о собственном производстве или закупке на стороне полуфабрикатов;

– о целесообразности принятия дополнительных заказов и др.

Из выше изложенного можно заключить, что система «директкостинг» представляет собой систему управленческого учета, объединяющую раздельный учет переменных и постоянных расходов, калькулирование себестоимости, анализ затрат и финансовых результатов и принятие управленческих решений.

Следует помнить, что организация учета производственных затрат в системе «директ-костинг» связана с решением ряда задач, которые вытекают из недостатков этой системы. Так, практические исследования в области системы «директ-костинг» показывают, что деление затрат на переменные и постоянные весьма условно. Это связано с тем, что чисто постоянных или чисто переменных затрат очень мало. В основном затраты носят либо условно-переменный либо условно-постоянный характер, а кроме того в различных условиях одни и те же затраты могут вести себя поразному. В этой связи необходимо учитывать принятые на каждом предприятии допущения в классификации затрат при определении результатов производственной деятельности. Кроме того, при необходимости определения полной себестоимости продукции определенного вида требуются дополнительные расчеты по распределению постоянных расходов.

 

 



2015-11-27 1042 Обсуждений (0)
Учетная система «директ-костинг» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учетная система «директ-костинг»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)