Прим-ие соврем. методов и стандар. для совершен-ия упр-ия кач-ом стр. продукции
Управление качеством необходимо для строительно-монтажных организаций любой мощности, структуры и ориентации на внутреннем и внешнем рынках, которые хотят выигрывать конкурсы и получать заказы от отечественных и зарубежных инвесторов на возведение строительных объектов, твердо стоять на ногах и получать прибыль за счет качества своей работы. Поэтому качество продукции, работ и услуг является основной целью действующего хозяйственного механизма организации и основным орудием борьбы с конкурентом. Возросшая конкуренция привела к ужесточению требований, предъявляемых потребителем к качеству продукции. Требования потребителя включаются в нормативные документы. Однако сами по себе нормативные документы не могут быть гарантией качества, если хозяйственный механизм организации не содержит соответствующих элементов, обеспечивающих соблюдение требований потребителя. В основе системы менеджмента качества лежитконцепция всеобщего управления качеством– TQM (Total Quality Management) – это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества. Цель TQM:достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества. Задачи TQM:постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок. Тактика TQM:предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка. Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты, системный анализ производства, управление с помощью планирования. На основании концепции TQM построена международная система стандартов качества ИСО 9000, которые в настоящее время приняты в России в качестве национальных. В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством. Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя. В основе этого принципа — анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания. Принцип 2. Лидерство. Лидерство — ключевой принцип системы менеджмента качества, без которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК — это области деятельности, где необходимо лидерство. С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее можно только взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данными ему полномочиями. Принцип 3. Вовлечение персонала. Вовлечение персонала на практике означает систематическую возможность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство ответственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творческому труду. Следствие такого подхода — принцип отказа от идеи наказания. Сотрудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента.Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной культуры. Принцип 4. Процессный подход. Все виды деятельности в организации рассматриваются как процессы. Процессы — это логически упорядоченные последовательности шагов (работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах, и это дает возможность использования информационных технологий для визуализации процессов и полученных результатов для своевременного принятия управленческих решений. Принцип 5. Системный подход. Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение по ходу дела. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов. С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателямследует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала. Система таких показателей называется сбалансированной системой показателей. Принцип 6. Непрерывное улучшение. При систематическом улучшении процессов постепенно появляется возможность снижения потерь и соответственно цены продукции за счет растущего «зазора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют цепной реакцией Деминга. Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования — это обучение персонала. Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Принимать решения на основе фактов — значит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода — измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания. Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками, получивших название комэйкершип— «Вместе сделаем, вместе выиграем». При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним — дело долгое и дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с поставщиками. Стандарты разрабатывались путем обобщения существующего международного опыта работы организаций различных стран с рыночной экономикой и содержат общие требования к системам качества организаций различных отраслей промышленности и экономики. Система качества по ИСО 9000– это хозяйственный механизм организации, содержащий комплекс необходимых элементов, обеспечивающих его оптимальное с точки зрения качества, стоимости и правового обеспечения функционирование, направленное на достижение конкурентоспособности организации в рыночных условиях хозяйствования. Наличие сертифицированной системы качества строительно-монтажной организации по ИСО 9000 является лицом организации, гарантом качества ее продукции, работ и услуг; свидетельствует о высоком уровне культуры построения хозяйственного механизма внутри организации. Основным видом деятельности организацииявляются строительно-монтажные работы. К ним относятся следующие элементы системы качества: менеджмент качества процесса СМР; техническое обслуживание технологического оборудования, оснастки, а также машин и механизмов, используемых при монтаже строительных конструкций и систем инженерного оборудования объектов, а также при производстве отделочных работ. Основной задачей строительно-монтажной организации в области качества является создание и внедрение внутри организации такой системы качества, которая позволила бы реализовать политику организации в области качества, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9000 и направленную на то, чтобы возводимые этой организацией строительные объекты: - соответствовали требованиям проектной и нормативно-технической документации; - удовлетворяли требованиям потребителя; - отвечали требованиям действующего законодательства; - учитывали требования к охране окружающей среды; - были экономически выгодны для организации и могли предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам. Для производства СМР и возведения объектов организация осуществляет подготовку проектной, нормативно-технической и технологической документации. При этом проектная документация (проект и рабочая документация) разрабатывается проектной организацией за счет средств заказчика и после ее утверждения заказчиком проходит необходимую экспертизу и утверждается заказчиком в соответствии с требованиями СНиП 11.01-95. Проектная документация передается заказчиком организации в завершенном виде при заключении контракта (договора строительного подряда) на выполнение СМР. Технологическая документация (проект производства работ, технологические карты, карты трудовых процессов) разрабатывается строительно-монтажной организацией или по ее заказу специализированной проектной организацией. К данному виду деятельности организации относятся следующие элементы системы качества, на которые должны быть разработаны документированные процедуры: - проверка рабочей документации строительных объектов на полноту и обоснованность решений по назначению и обеспечению требований к качеству строительства; - управление качеством разработки технологической документации; - идентификация изделий, оборудования в проектной и технологической документации на всех этапах производства, закупки и монтажа. Требуемые показатели качества объектов и СМР устанавливаются в проекте (в технических условиях на объект в составе проекта) на основании требований заказчика и проведенных расчетов с учетом требований национальных и межгосударственных нормативных документов — строительных норм и правил (в том числе территориальных строительных норм, принятых в регионе, в котором должно осуществляться строительство) и стандартов (ГОСТ Р и ГОСТ). Организация должна располагать всей необходимой нормативно-технической документацией, регламентирующей требования к качеству объектов и качеству проектной документации. При получении проектной документации организация должна проверить качество рабочей документации и принять в соответствии с требованиями, установленными системой качества организации и ГОСТ 21501. Система качества организации должна предусматриватьтакие виды деятельности, как контроль и оценку качества, осуществляемые при проверке и сдаче-приемке выполненных организацией и субподрядчиками работ, возводимых объектов и их частей. К этим видам деятельности относятся следующие элементы системы качества: - контроль качества СМР, готовых объектов и их частей, а также проведение испытаний закупаемой и производимой продукции; - юридический статус контроля и испытаний, их место и роль в системе качества организации; - управление качеством процессов контроля и испытаний; - статистические методы, позволяющие объективно и обоснованно произвести обработку, анализ и оценку качества строительства для его управления и регулирования. Основными критериями качества СМРявляются фактические отклонения формы, положения, размера объекта и его частей, а также параметров инженерных сетей от проектных значений; соответствие технических характеристик используемых при строительстве материалов, изделий, элементов конструкций и инженерного оборудования требованиям проектной и нормативной документации; соблюдение требований технологической документации к объему и последовательности выполнения операций; соответствие характеристик качества отделочных покрытий требованиям проектной и нормативной документации и согласованным эталонам отделки. Управление качеством процесса СМР осуществляется путем выполнения квалифицированными рабочими необходимых технологических приемов и операций с использованием специальных механизмов, технологической оснастки и оборудования с требуемой точностью в соответствии с проектом производства работ, картами технологических и трудовых процессов. В соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85* и ГОСТ 23616 в организации осуществляется входной, операционный, приемочный, инспекционный контроль. На основе анализа данных о качестве определяются причины несоответствия качества объектов и СМР установленным требованиям, а также необходимость проведения мероприятий для улучшения их качества. К числу причин такого несоответствия относят несоответствие документально установленных технических и трудовых ресурсов на обеспечение качества реально отпущенным средствам; неэффективную систему управления предприятием; низкую трудовую и производственную дисциплину; несовершенство принятых технологических способов производства; некорректные методы контроля качества. Продукция, не соответствующая установленным требованиям, может быть переделана или отремонтирована с целью удовлетворения установленным требованиям; принята без ремонта (при незначительных дефектах); переведена в другую категорию (сорт) для использования в других целях; отбракована или отправлена в отходы. Тот или иной подход применяется в зависимости от вида продукции, записи в контракте, экономической выгоды. Однако на качество возведения объекта выбранный путь не должен оказывать влияние. Действия, направленные на устранение причин несоответствия качества объектов, СМР установленным требованиям, – это: дисциплинарные санкции против работников организации, допустивших нарушение производственной или технологической дисциплины; корректировка проектной и технологической документации; корректировка документации системы качества; выделение дополнительных средств на обновление технологической оснастки, измерительной базы; предъявление рекламаций субподрядчикам и организациям-поставщикам; замена субподрядчиков и организаций-поставщиков; усиление входного контроля качества закупаемых материалов и изделий, а также операционного контроля качества СМР; совершенствование системы управления в организации путем замены кадрового состава, дополнительной подготовки кадров в области качества или совершенствования технической оснащенности управляющего персонала. Ответственным за определение в каждом конкретном случае вида корректирующего или предупреждающего воздействия является руководитель службы качества. Ответственность за принятие решений о необходимости проведения этих воздействий возлагается на руководителя организации, который приказом по организации поручает выполнение их тем руководителям подразделений, от которых зависит устранение причин нарушения требований к качеству. Ответственность за выполнение корректирующих воздействий в конкретной деятельности СМО возлагается на руководителей подразделений, которые осуществляют эту деятельность. Они отчитываются в установленные сроки перед руководителем службы качества о выполнении принятых корректирующих воздействий и их последствиях. Руководитель службы качества учитывает эти данные в очередном отчете по качеству.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3947)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |