Научные методы эмпирического исследования
К эмпирическому уровню научного познания относят все те мето- ды, приемы, способы познавательной деятельности, а также формули- рования и закрепления знаний, которые являются содержанием практи- ки или непосредственным результатом её. Как справедливо считает Л. А. Микешина, гносеологически их можно разделить на две подгруп- пы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а так- же на соответствующие им формы этого знания.
Таблица 1
При рассмотрении этих методов следует учитывать, что в таблице они расположены по степени нарастания активности исследователя. Ра- зумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, ши- роко представленные во всех науках. Наблюдение является первичным и элементарным познаватель- ным процессом на эмпирическом уровне научного познания. Как науч- ное наблюдение оно состоит в целенаправленном, организованном, сис- тематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Осо- бенности научного наблюдения: · опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения; · служит решению определенной теоретической задачи, поста- новке новых проблем, выдвижению новых или проверке существую- щих гипотез; · имеет обоснованный планомерный и организованный характер; · является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения; · использует специальные средства наблюдения – микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно расширяя тем самым об- ласть и возможности наблюдения. Одно из важных условий научного наблюдения состоит в том, что собранные данные не носят только личный, субъективный характер, но при тех же условиях могут быть получены другим исследователем. Все это говорит о необходимой точности и тщательности применения этого, казалось бы, несложного метода, где роль конкретного ученого особен- но значима. Это общеизвестно и само собой разумеется. Однако в науке известны случаи, когда открытия совершались благодаря неточностям и даже ошибкам в результатах наблюдения. Так, многие годы датский астроном ХVI в. Тихо де Браге следил за передви- жением планет, особенно за Марсом. На основе этих данных его ученик И. Кеплер сформулировал важнейшие законы, в том числе – закон об эллиптической форме планетных орбит. «Однако позднее выяснилось, что наблюдения де Браге не точны настолько, что, знай Кеплер всю правду, добытую последующей работой, все возмущения, по тем време- нам от науки еще сокрытые, он не смог бы выявить путь Марса в его, так сказать, «чистой» форме, т. е. вывести закон. <...> Неточности, до- пущенные Т. де Браге (и обусловленные уровнем наблюдательной тех- ники его времени), как бы провели те упрощения, которые следовало провести И. Кеплеру, вообще любому, взявшемуся за этот предмет. Сии упрощения и позволили за сложными и громоздкими формулами вы- числения орбиты усмотреть истинный путь перемещения планеты, от- казавшись от общепринятого тогда мнения, что планеты движутся по окружностям, – мнения, искажающего их законный бег. Неточность сыграла роль своего рода решета, которое, просеяв частности, спасло общее, помогло пройти через подробности и поймать существо дела» [88; с. 102]. Разумеется, за этим стоит не столько проблема точности наблю- дения (все-таки точность остается одним из главных требований к ис- следователю), сколько характер интерпретации данных наблюдения и роль теории как базы интерпретации. Именно теория или принятая гипотеза позволяет проводить целенаправленное наблюдение и обнару- живать то, что без теоретических ориентиров остается незамеченным. Однако следует помнить, что исследователь, «вооруженный» теорией или гипотезой, будет достаточно тенденциозным, что, с одной стороны, делает поиск более эффективным, но с другой – может отсеять все про- тиворечивые явления, не укладывающиеся в данную гипотезу. В исто- рии методологии данное обстоятельство породило эмпирический под- ход, в котором исследователь стремился полностью освободиться от ка- кой-либо гипотезы (теории), с тем чтобы гарантировать чистоту наблю- дения и опыта. Так, в начале ХХ в. известные социологи Ф. Знанецкий и У. Томас в работе «Польские крестьяне в Европе и Америке», принимаясь за изу- чение положения польских крестьян-эмигрантов в СIIIА, явно сформу- лировали принцип «нуль-гипотезы», но, по существу, исходили из но- вых методологических идей в социологии, разрабатываемых Знанецким. Уже в середине этого же века известный шведский экономист и социо- лог Г. Мюрдаль в исследовании «Американская дилемма», посвящен- ном положению афроамериканцев в США, не только уделяет особое внимание концепции, лежащей в основе работы, но и в особом прило- жении описывает роль ценностных предпосылок, в частности различ- ных мнений и предрассудков, в социальных исследованиях. Он считал, что не существует другого способа их «нейтрализации», как «повер- нуться лицом к оценкам» и ввести их как явно установленные ценност- ные предпосылки. Ученый предложил систему требований, обеспечи- вающих выявление ценностных посылок, и реализация этих требований приводит к тому, что «анализ социальных проблем в теоретических терминах освобождается от произвольности и защищен от бессозна- тельного эффекта предрассудков» и оценок. В наблюдении активность субъекта еще не направлена на преоб- разование предмета изучения. Объект остается недоступным целена- правленному изменению и изучению или сознательно ограждается от возможных воздействий с целью сохранения его – естественного со- стояния, и это главное преимущество метода наблюдения. Наблюдение, особенно с включением измерения, может натолкнуть исследователя на предположение о необходимой и закономерной связи, однако само по себе оно совершенно недостаточно для утверждения и доказательства такой связи. Привлечение приборов и инструментов неограниченно расширяет возможности наблюдения, но не преодолевает некоторых других недостатков. В наблюдении сохраняется зависимость наблюда- теля от изучаемого процесса или явления. Наблюдатель не может, оста- ваясь в границах наблюдения, изменять объект, управлять им и осуще- ствлять строгий контроль над ним, и в этом смысле его активность в на- блюдении носит относительный характер. Вместе с тем следует напом- нить, что в процессе подготовки наблюдения и в ходе его осуществле- ния ученый, как правило, прибегает к организационным и практическим операциям с объектом, что сближает наблюдение с экспериментом. Очевидно и другое – наблюдение представляет собой необходимую со- ставляющую всякого эксперимента, и тогда его задачи и функции опре- деляются в этом контексте. Активность наблюдения может быть существенно повышена при помощи измерения объекта, его свойств и отношений. Измерение отно- сится к количественным методам, онтологической основой которых яв- ляются количественные отношения, выраженные числом и величиной, – это установление числового соотношения между свойствами объектов. Оно представляет собой деятельность, основанную на создании и ис- пользовании измерительной техники, материальных орудий в качестве средств измерения, включающую определенные физические процессы и базирующуюся на тех или иных теоретических предпосылках. Следу- ет отметить, что приборы и измерительная техника, в свою очередь, созданы на основе тех или иных эмпирических и теоретических кон- цепций. Это позволяет снять издержки и субъективные моменты, при- сутствующие в обычном чувственном созерцании, существенно повы- сить точность результатов. Приемы получения количественной информации представлены, как известно, двумя видами операций – счетом и измерением в соответ- ствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. Как метод получения точной количественной информации в операции счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно существующие количественные отношения. Следует осознавать, как это показал известный отечественный ме- тодолог В. А. Штофф, что числовые формы и знаки выполняют как в научном, так и обыденном знании самые различные «функции, из ко- торых не все связаны с измерением: 1) быть средствами наименования, своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метка- ми; 2) быть орудием счета; 3) выступать в качестве знака для обозначе- ния определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого свойства; 4) быть средством установления равенства интервалов или разностей; 5) быть знаками, выражающими количественные отношения между качествами, т. е. средствами выражения величин. <...> Рассмат- ривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, мы должны различать эти функции, которые попеременно выполняются то особой знаковой формой чисел, то числами, выступающими в качестве смысловых значений соответствующих числовых форм. С этой точки зрения очевидно, что «шкалы наименований», примерами которых яв- ляется нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоин- спекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т. п., не являются ни измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые фор- мы выполняют функцию наименования, а не счета [105; с. 97–98]. Серьезной проблемой остается метод измерения в социальных и гуманитарных науках. Это прежде всего трудности сбора количест- венной информации о многих социальных, социально-психологических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы выделения дискретных элементов и сам объективный анализ не только в силу особенностей объекта, но и из-за вмешательства «вненаучных» ценностных факторов – предрассудков обыденного сознания, религиоз- ного мировоззрения, идеологических или корпоративных запретов и др.. Известно, что многие так называемые оценки, например знаний уча- щихся, выступлений участников соревнований и конкурсов даже самого высокого уровня, часто зависят от квалификации, честности, корпора- тивности и иных субъективных качеств педагогов, судей, членов жюри. По-видимому, такого рода оценивание не может быть названо измере- нием в точном смысле слова, которое предполагает, как определяет наука об измерениях – метрология, сравнение путем физической (тех- нической) процедуры данной величины с тем или иным значением при- нятого эталона – единицы измерения и получение точного количествен- ного результата. И наблюдение, и измерение включены в такой сложный базовый метод науки, как эксперимент. В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучае- мых объектов, активным воздействием на предмет исследования раз- личных приборов и экспериментальных средств. Эксперимент пред- ставляет собой одну из форм практики, где сочетается взаимодействие объектов по естественным законам и искусственно организованное че- ловеком действие. Как метод эмпирического исследования этот метод предполагает и позволяет осуществлять в соответствии с решаемой проблемой следующие операции: · конструктивизацию объекта: вычленение объекта или предме- та исследования, его изоляцию от влияния побочных и затемняющих сущность явлений, изучение в относительно чистом виде; · эмпирическую интерпретацию исходных теоретических поня- тий и положений, выбор или создание экспериментальных средств; · целенаправленное воздействие на объект: планомерное изме- нение, варьирование, комбинирование 8 рразличных условий в целях по- лучения искомого результата; · многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию дан- ных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объ- екты класса, не подвергнутые исследованию. Эксперимент проводится не стихийно, не наудачу, а для решения определенных научных проблем и познавательных задач, продиктован- ных состоянием теории. Он необходим как основное средство накопле- ния в изучении фактов, составляющих эмпирический базис всякой тео- рии, является, как и вся практика в целом, объективным критерием от- носительной истинности теоретических положений и гипотез. Предметная структура эксперимента позволяет вычленить сле- дующие три элемента: познающий субъект (экспериментатор), средства эксперимента, объект экспериментального исследования. На этой осно- ве можно дать разветвленную классификацию экспериментов. В зави- симости от качественного различия объектов исследования можно раз- личать физический, технический, биологический, психологический, со- циологический и др. Характер и разнообразие средств и условий экспе- римента позволяют вычленить прямой (натуральный) и модельный, по- левой и лабораторный эксперименты. Если принять во внимание цели экспериментатора, то различаются поисковые, измерительные и прове- рочные виды экспериментов. Наконец, в зависимости от характера стра- тегии можно различать эксперименты, осуществляемые методом проб и ошибок, эксперименты на основе замкнутого алгоритма (например, исследование Галилеем падения тел), эксперимент с помощью метода «черного ящика», «шаговой стратегии» и др. [105; с. 82–91]. Поясним некоторые моменты в различии классического и совре- менного экспериментов. Классический эксперимент строился на таких методологических предпосылках, которые в той или иной степени от- ражали представления Лапласа о детерминизме как однозначной при- чинно-следственной связи. Предполагалось, что, зная начальное состоя- ние системы в некоторых постоянных условиях, можно предвидеть по- ведение этой системы в будущем; можно четко выделить изучаемое яв- ление, реализовать его в желаемом направлении, строго упорядочить все мешающие факторы либо отвлечься от них как несущественных (например, исключить субъект из результатов познания). Возрастающее значение вероятностно-статистических представлений и принципов в реальной практике современной науки, а также признание не только объективной определенности, но и объективной неопределенности и понимание в связи с этим детерминации как относительной неопреде- ленности (или как ограничения неопределенности) привело к новому представлению о структуре и принципах эксперимента. Выработка но- вой стратегии эксперимента непосредственно вызвана переходом от изучения хорошо организованных систем, в которых можно было выде- лить явления, зависящие от небольшого числа переменных, к изучению так называемых диффузных или «плохо организованных» систем. В этих системах нельзя четко выделить отдельные явления и разграни- чить действие переменных различной физической природы. Это и по- требовало более широко применять методы статистики, по сути дела, внесло «концепцию случая» в эксперимент. Программу эксперимента стали создавать так, чтобы предельно разнообразить многочисленные факторы и учесть их статистически. Таким образом, эксперимент из однофакторного, жестко детерми- нированного, воспроизводящего однозначные связи и отношения, пре- вратился в метод, учитывающий многие факторы сложной (диффузной) системы и воспроизводящий одно- и многозначные отношения, т. е. эксперимент приобрел вероятностно-детерминированный характер. Кроме того, как уже указывалось, сама стратегия эксперимента также часто не является жестко детерминированной и может меняться в зави- симости от результатов на каждом этапе. В тех случаях, когда прямое экспериментальное исследование само- го объекта невозможно или затруднено, экономически нецелесообразно или почему-либо нежелательно, прибегают к так называемому модельно- му эксперименту, в котором исследованию подвергается уже не сам объ- ект, а замещающая его модель. Под моделью имеют в виду некоторую ре- ально существующую или мысленно представляемую систему, которая, замещая в познавательных процессах другую систему – оригинал, нахо- дится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале, о его существен- ных свойствах и отношениях. Модели могут быть материальными и мыс- ленными, в зависимости от того, создаются ли они из материальных средств и функционируют по объективным законам природы или же они конструируются мысленно в сознании исследователя, который совершает с ними все операции в уме, пользуясь, конечно, определенными правила- ми и законами. Важнейшей особенностью любой модели является ее сходство с оригиналом в одном или нескольких из строго зафиксирован- ных и обоснованных отношений. Материальные модели отражают соответствующие объекты в трех формах сходства: физического подобия, аналогии и изоморфизма как взаимно однозначного соответствия структур. Модельный экспери- мент имеет дело с материальной моделью, которая одновременно явля- ется как объектом изучения, так и экспериментальным средством. С введением модели структура эксперимента существенно усложняется. Теперь исследователь и прибор взаимодействуют не с самим объектом, а лишь с замещающей его моделью, вследствие чего существенно ус- ложняется операционная структура эксперимента. Усиливается роль теоретической стороны исследования, поскольку необходимо обосно- вать отношение подобия между моделью и объектом и возможность экстраполировать на этот объект полученные данные. Рассмотрим, в чем состоят суть метода экстраполяции и его особенности в моделиро- вании. Экстраполяция как процедура переноса знаний с одной предмет- ной области на другую – ненаблюдаемую и неизученную – на основа- нии некоторого выявленного отношения между ними относится к числу операций, обладающих функцией оптимизации процесса познания. В научном исследовании, как показал Д. П. Горский, используют- ся индуктивные экстраполяции, в которых закономерность, установлен- ная для одного вида объектов, переносится с определенными уточне- ниями на другие объекты. Так, установив, например, для какого-то газа свойство сжатия и выразив его в виде количественного закона, можно экстраполировать это на другие, неисследованные газы с учетом их ко- эффициента сжатия. В точном естествознании также применяется экст- раполяция, например при распространении уравнения, описывающего некоторый закон, на неизученную область (математическая гипотеза), при этом предполагается возможное изменение формы этого уравнения. В целом «в опытных науках под экстраполяцией понимается распро- странение: а) качественных характеристик с одной предметной области на другую, с прошлого и настоящего на будущее; б) количественных характеристик одной области предметов на другую, одного агрегата на другой на основе специально разрабатываемых для этой цели методов; в) некоторого уравнения на иные предметные области в пределах одной науки или даже на иные области знания, что связано с их некоторой мо- дификацией и (или) с переистолкованием смысла входящих в них компо- нентов...» [27; с. 138–139]. Процедура переноса знаний, будучи лишь относительно само- стоятельной, органически входит в такие методы, как индукция, анало- гия, моделирование, математическая гипотеза, статистические методы и многие другие. В случае моделирования экстраполяция входит в опе- рационную структуру этого вида эксперимента, состоящего из следую- щих операций и процедур: · теоретическое обоснование будущей модели, ее сходства с объектом, т. е. операции, обеспечивающей переход от объекта к модели; · построение модели на основе критериев подобия и цели иссле- дования; · экспериментальное исследование модели; · операция перехода от модели к объекту, т. е. экстраполяция ре- зультатов, полученных при исследовании модели, на объект. Как правило, в научном моделировании используется выясненная аналогия, конкретными случаями которой являются, например, физиче- ское подобие и физическая аналогия. Следует отметить, что условия правомерности аналогии были разработаны не столько в логике и мето- дологии, сколько в специальной инженерно-математической теории по- добия, лежащей в основе современного научного моделирования. Теория подобия формулирует условия, при которых обеспечива- ется правомерность перехода от высказываний о модели к высказыва- ниям об объекте как в том случае, когда модель и объект принадлежат к одной и той же форме движения (физическое подобие), так и в том случае, когда они принадлежат к различным формам движения материи (физическая аналогия). Такими условиями являются выясненные и со- блюдаемые при моделировании критерии подобия. Так, например, при гидравлическом моделировании, в основе которого лежат механические законы подобия, обязательно соблюдаются геометрическое, кинемати- ческое и динамическое подобия. Геометрическое подобие предполагает постоянное соотношение между соответствующими линейными разме- рами объекта и модели, их площадями и объемами; кинематическое по- добие основано на постоянном соотношении скоростей, ускорений и промежутков времени, в течение которых сходные частицы описыва- ют геометрически подобные траектории; наконец, модель и объект бу- дут динамически подобны, если отношения масс и сил будут постоян- ны. Можно предположить, что соблюдение указанных соотношений обусловливает получение достоверных знаний при экстраполяции дан- ных модели на объект [105; с. 122–134]. Рассмотренные эмпирические методы познания дают фактуальное знание о мире или факты, в которых фиксируются конкретные, непосред- ственные проявления действительности. Термин «факт» неоднозначен. Он может употребляться как в значении некоторого события, фрагмента дей- ствительности, так и в значении особого рода эмпирических высказыва- ний – фактофиксирующих предложений, содержанием которых он являет- ся. В отличие от фактов действительности, которые существуют незави- симо от того, что о них думают люди, и поэтому не являются ни истинны- ми, ни ложными, факты в форме предложений допускают истинностную оценку. Они должны быть эмпирически истинными, т. е. их истинность устанавливается опытным, практическим путем. Не всякое эмпирическое высказывание получает статус научного факта, а точнее, предложения, фиксирующего научный факт. Если выска- зывания описывают лишь единичные наблюдения, случайную эмпириче- скую ситуацию, то они образуют некоторый набор данных, которые не обладают необходимой степенью общности. В естественных науках и в ряде социальных, например: экономике, демографии, социологии, как правило, имеет место статистическая обработка некоторого множества данных, позволяющая снять содержащиеся в них случайные элементы и вместо множества высказываний о данных получить высказывание- резюме об этих данных, которое и приобретает статус научного факта. Как знание научные факты отличаются высокой степенью (веро- ятностью) истинности, поскольку в них фиксируется «непосредственно данное», описывается (а не объясняется или интерпретируется) непо- средственно сам фрагмент действительности. Факт дискретен, а следо- вательно, до известной степени локализован во времени и пространстве, что придает ему определенную точность, и тем более потому, что он – «очищенное» от случайностей статистическое резюме эмпирических данных или знание, отражающее типичное, существенное в объекте. Но научный факт одновременно и относительно истинное знание, он не аб- солютен, но релятивен, т. е. способен к дальнейшему уточнению, изме- нению, поскольку «непосредственно данное» включает элементы субъ- ективного; описание никогда не может быть исчерпывающим; изменя- ются и сам объект, описываемый __________в факте-знании, и язык, на котором осуществляется описание. Будучи дискретным, научный факт вместе с тем включен в изменяющуюся систему знания, исторически изменяет- ся и само представление о том, что есть научный факт. Поскольку в структуру научного факта входит не только та ин- формация, которая зависит от чувственного познания, но и ее рацио- нальные основания, то встает вопрос о роли и формах этих рациональ- ных компонент. Среди них логические структуры, понятийный аппарат, в том числе математический, а также философско-методологические и теоретические принципы и предпосылки. Особо важную роль играют теоретические предпосылки получения, описания и объяснения (интер- претации) факта. Без таких предпосылок часто нельзя даже обнаружить те или иные факты, а тем более понять их. Наиболее известные из исто- рии науки примеры – это обнаружение астрономом И. Галле планеты Нептун по предварительным расчетам и предсказаниям У. Леверье; от- крытие химических элементов, предсказанных Д. И. Менделеевым в связи с созданием им периодической системы; обнаружение позитро- на, теоретически рассчитанного П. Дираком, нейтрино, предсказанного В. Паули. В естествознании факты, как правило, предстают уже в «теорети- ческих одеждах», так как исследователи пользуются приборами, в кото- рых, по сути дела, опредмечены теоретические схемы; соответственно, эмпирические результаты подвергаются теоретическому истолкованию. Однако при всей важности этих моментов они не должны быть абсолю- тизированы. Как показывают исследования, на любом этапе развития той или иной естественной науки можно обнаружить обширный слой фундаментальных эмпирических фактов и закономерностей, которые еще не осмыслены в рамках обоснованных теорий. Так, один из наиболее фундаментальных астрофизических фактов расширения Метагалактики был установлен в качестве «статистическо- го резюме» многочисленных наблюдений явления «красного смещения» в спектрах удаленных галактик, проводившихся с 1914 г., а также ин- терпретации этих наблюдений как обусловленных эффектом Доплера. Определенные теоретические знания из физики для этого, разумеется, были привлечены, но «включение этого факта в систему знания о Все- ленной произошло независимо от разработки теории, в рамках которой он был понят и объяснен, т. е. теории расширяющейся Вселенной, тем более что она появилась много лет спустя после первых публикаций об открытии красного смещения в спектрах спиральных туманностей. Тео- рия А. А. Фридмана помогла правильно оценить этот факт, который во- шел в эмпирические знания о Вселенной до и независимо от нее» [40; с. 98]. Это говорит об относительной самостоятельности и ценности эмпириче- ского базиса научно-познавательной деятельности, «на равных» взаимо- действующего с теоретическим уровнем познания. Методы построения
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |