Тема 3 (4ч.) Динамика науки как процесс порождения нового знания
1. Проблема факторов развития науки. 2. Проблема истины в философии и науке. 3. Научное творчество. Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.Мир науки возник около двух с половиной тысячелетий назад и для этого понадобилось достаточно много разнообразных условий - экономических, политических, социальных, духовных. Среди них есть прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. рост, изменение, развитие и т.п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат» Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторические изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер ее взаимосвязей с обществом. «Начиная со времен Бэкона и Декарта в философии и естествознании бытовало представление о возможности найти строгий, единственно истинный путь познания, который бы в любых ситуациях и по отношению к любым объектам гарантировал формирование истинных теорий» . Вскоре выяснилось, что под единственно истинным путем познания ученые понимают разное. Однако большинство исследователей этой проблемы сходятся во мнении, что научно-познавательная, творческая деятельность - это развертывающийся во времени процесс, которому присуща этапность, стадиальность.С точки зрения опыта и методов решения мыслительных задач, процедур добывания предварительной информации также существуют множество вариантов моделирования исследовательского процесса нового знания. Истина — это цель, к которой направлено познания. На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его определения, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое определение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позже Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разнообразие мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводится к корреспонденции, соответствия знания объекта. Четыре аспекта истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность. Научное творчество – это, прежде всего, создание новых глобальных идей, ведущих к научным революциям и формированию новых парадигм: вообще создание нового научного знания, а, значит, и развитие науки в целом невозможно вне творческой деятельности. При этом под новым научным знанием понимается научное знание, ранее не входящее в общепринятый научный контекст и не получившее признания научного сообщества. Главной движущей силой развития науки выступает мышление гениальных учёных, авторов эпохальных открытий, изменивших мировоззрение и культурный облик цивилизации. Творческий поиск, в финале которого просматривается возможность совершения научного открытия – это основа стратегии любого научного исследования. Элементы творчества необходимы уже при решении любых нестандартных задач, то есть таких задач, алгоритм (последовательность шагов) для которых неизвестен либо вообще, либо неизвестен данному конкретному субъекту познания. Творческий процесс динамичен, включает эмоции, переживания, фантазию. Вопросы для самопроверки: 1.Диалектико-материалисическая концепция соотношения сознательного и бессознательного в творческом процессе? 2. Научная истина и её критерии? 3. В чём сущность понятия «истина»? 4. Что понимается в философии под объективностью истины?
Список литературы Основная литература 1. Бегинин, В.И. История и методология науки: учебно-метод. пособие для аспирантов, магистров, и студ. всех спец. [Текст] – Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2012. – 56 с. 2. Бессонов, Б.Н. История философии : учебник [Текст] / Б. Н. Бессонов. - М. : Юрайт, 2010. - 278 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-0571-7. - ISBN 978-5-9692-0850-6 3. Вечканов, В. Э. История и философия науки : учебное пособие [Текст] / В. Э. Вечканов. - М. : Риор ; М. : Инфра-М, 2013. - 256 с. - (Высшее образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-369-01114-0. - ISBN 978-5-16-006258-7 4. Войтов А.Г. История и философия науки [Текст] – М. : Дашков и К, 2007. – 692 с. ISBN 5-911-31-275-1 5. Голубинцева В.О., Данцев А.А. Философия науки [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2007, 541 с. ISBN 978-5-222-10855-0 6. Лешкевич Т.Г. Философяи науки : Учеб. Пособие [Текст]. М. ИНФРА-М, 2008, 272 с. ISBN 9778-5-16-002338-0 7.Философия науки: учеб. пособие [Текст] / Под ред. А.И. Липкина. М. :, Эксмо, 2007, 608 с., ISBN 978-5-699-18350-0 8. Миронов А.В. Философия социо(техно)-природной системы [Текст]: монография /А.В. Миронов. – М.: Макс Пресс, 2013. – 192 с. – ISBN 978-5-317-04350-6
Дополнительная литература 1. Кун, Т. Структура научных революций [Текст]. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009, 310 с. ISBN 978-5-17-059190-9; 978-5-403-01126-6 2. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2005, 608 с. ISBN 5-222-07073-5 3. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник [Текст]. – М. : Издательство «Экзамен», 2005, 528 с. ISBN 5-472-01114-0 4.Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М. : Академический Проект, 2005, 726 с. ISBN 5-8291-0558-6
Электронные ресурсы 1.История и философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для аспирантов юридических специальностей/ С.С. Антюшин [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2013.— 392 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21242.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Бариев Р.Х. История и философия науки (общие проблемы философии науки) [Электронный ресурс]: учебное пособие (краткий курс)/ Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2009.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27254.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Батурин В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.К. Батурин – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303 c. – ISBN: 978-5-238-02215-4 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16452.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Безвесельная З.В. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ З.В. Безвесельная, В.С. Козьмин, А.И. Самсин – Электрон. текстовые данные. – М.: Юриспруденция, 2012. – 212 c. – ISBN: 978-5-9516-0435-4 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8058.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю 5. Богданов В.В., Лысак И.В. История и философия науки. Философские проблемы техники и технических наук. История технических наук [Электронный ресурс] / В.В. Богданов, И.В. Лысак. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012, – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23588.html 6. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Клягин Н.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, Университетская книга, 2012.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9108.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 7.Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ С.А. Лебедев [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2010.— 732 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27425.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 8. Летов О.В. Проблема объективности в науке. От постпозитивизма к социальным исследованиям науки и техники [Электронный ресурс] / О.В. Летов. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22506.html 9. Лысак И.В. История и философия науки. Философские проблемы физики. История физики [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по дисциплине/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Таганрог: Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, 2012.— 89 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23589.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 10. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мархинин В.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 428 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 11. Мезенцев С.Д. Философия науки и техники [Электронный ресурс] / С.Д. Мезенцев. – М.: МГСУ, 2011. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/366.html 12.История и философия науки [Электронный ресурс]: учебная программа и методические рекомендации для аспирантов/ О.М. Панфилов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012.— 44 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23645.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 13.Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 14. Светлов В.А. История научного метода [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.А. Светлов – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 476 c. – ISSN: 2227-8397 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8244.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю 15. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для вузов /В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2012. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172210 16. Тяпин И.Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учебное пособие /И.Н. Тяпин. – М.: Логос, 2014. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172511
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1025)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |