Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6 (4 ч.) Наука как социальный институт



2015-11-27 1045 Обсуждений (0)
Тема 6 (4 ч.) Наука как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие науки как социального института.

2. Эволюция способов трансляции научных знаний.

3. Проблема государственного регулирования науки.

 

Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Институт предполагает действующий и вплетенный в функционирование общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление надиндивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Р. Мертон. В отечественной философии науки институциональный подход долгое время не разрабатывался. Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иною вида человеческой деятельности – существуют политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и проч. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

• совокупность знаний и их носите

• наличие специфических познавательных целей и за

• выполнение определенных функции

• наличие специфических средств познания и учреждений;

• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

• существование определенных санкций.

Человеческое общество на протяжении своего развития нуждалось в способах передачи опыта и знания от поколения к поколению. Синхронный способ (коммуникация) указывает на оперативное адресное общение, возможность согласования деятельности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия. Диахронный способ (трансляция) – на растянутую во времени передачу наличной информации, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению. Различие между коммуникацией и трансляцией весьма существенно: основной режим коммуникации – отрицательная обратная связь, т.е. коррекция программ, известных двум сторонам общения; основной режим трансляции – положительная обратная связь, т.е. передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой. Знание в традиционном смысле связано с трансляцией. Оба типа общения используют язык как основную, всегда сопутствующую социальности, знаковую реальность. Язык как знаковая реальность или система знаков служит специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением. Понять знаковую природу языка можно из факта недостаточности биологического кодирования. Социальность, проявляяющаяся как отношение людей по поводу вещей и отношение людей по поводу людей, не ассимилируется генами. Люди вынуждены использовать внебиологичсские средства воспроизведения своей общественной природы в смене поколений. Знак и есть своеобразная «наследственная сущность» внебиологичсского социального кодирования, обеспечивающая трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передано по биокоду. Язык выступает в роли «социального» гена«Языковая картина» есть отражение мира естественного и мира искусственного. Это понятно, когда тот или иной язык в силу определенных исторических причин получает распространение в иных районах земного шара и обогащается новыми понятиями и терминами.

В условиях современной науки первостепенное значение приобретают проблемы организации и управления развитием науки. Концентрация и централизация науки вызвала к жизни появление общенациональных и международных научных организаций и центров, систематическую реализацию крупных международных проектов. В системе государственного управления сформировались специальные органы руководства науки. На их базе складывается механизм научной политики, активно и целенаправленно воздействующий на развитие науки.В современных условиях рыночной экономики роль государства как регулятора социально-экономических процессов достаточно велика. Не нарушая действия рыночных механизмов, государство выступает в качестве направляющей силы, реализуя через проводимую политику свои интересы.Актуальным сегодня в том числе является и вопрос государственного участия в процессах развития науки и инноваций. Особую значимость ему придает тот факт, что инновации являются одним из основных источников экономического роста. Действительно, при стремительном усилении конкуренции, все более ограниченном доступе к финансовым, материальным, природным, трудовым и прочим ресурсам знания и их применение становятся главным преимуществом как отдельно взятых организаций, так и целых стран в мировом экономическом пространстве. Государственное регулирование рассматривается нами как совокупность различных методов воздействия на объект регулирования. Объектом регулирования в нашем исследовании выступает инновационная сфера экономики, представленная с свою очередь хозяйствующими субъектами - действительными или потенциальными участниками инновационной деятельности. Традиционно выделяют две основных группы методов государственного регулирования: прямой и косвенный. Прямое регулирование заключается в непосредственном участии регулирующих органов в рассматриваемом процессе. Косвенное регулирование предполагает создание условий, способствующих достижению желаемого результата. Прямые методы стимулирования инновационной активности включают: бюджетное финансирование, кредитование и субсидирование кредитных ставок, создание государственных фондов поддержки науки и инноваций, участие государства в качестве единственного или долевого учредителя научных и инновационных организаций, проведение конкурсов на исполнение государственных контрактов. Группа косвенных методов в сфере инновационного регулирования состоит из таких методов, как: разработка нормативно-правовой базы в сфере научной и инновационной деятельности, развитие инновационной инфраструктуры, разработка программ поддержки и развития научной и инновационной деятельности, налоговое стимулирование, предоставление льгот.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое социальный институт?

2.Когда и почему наука стала социальным институтом?

3.Какова роль научных организаций и учреждений?

4.Способы трансляции научных знаний?

 

Список литературы

Основная литература

1. Бегинин, В.И. История и методология науки: учебно-метод. пособие для аспирантов, магистров, и студ. всех спец. [Текст] – Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2012. – 56 с.

2. Бессонов, Б.Н. История философии : учебник [Текст] / Б. Н. Бессонов. - М. : Юрайт, 2010. - 278 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-0571-7. - ISBN 978-5-9692-0850-6

3. Вечканов, В. Э. История и философия науки : учебное пособие [Текст] / В. Э. Вечканов. - М. : Риор ; М. : Инфра-М, 2013. - 256 с. - (Высшее образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-369-01114-0. - ISBN 978-5-16-006258-7

4. Войтов А.Г. История и философия науки [Текст] – М. : Дашков и К, 2007. – 692 с. ISBN 5-911-31-275-1

5. Голубинцева В.О., Данцев А.А. Философия науки [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2007, 541 с. ISBN 978-5-222-10855-0

6. Лешкевич Т.Г. Философяи науки : Учеб. Пособие [Текст]. М. ИНФРА-М, 2008, 272 с. ISBN 9778-5-16-002338-0

7.Философия науки: учеб. пособие [Текст] / Под ред. А.И. Липкина. М. :, Эксмо, 2007, 608 с., ISBN 978-5-699-18350-0

8. Миронов А.В. Философия социо(техно)-природной системы [Текст]: монография /А.В. Миронов. – М.: Макс Пресс, 2013. – 192 с. – ISBN 978-5-317-04350-6

 

Дополнительная литература

1. Кун, Т. Структура научных революций [Текст]. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009, 310 с. ISBN 978-5-17-059190-9; 978-5-403-01126-6

2. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2005, 608 с. ISBN 5-222-07073-5

3. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник [Текст]. – М. : Издательство «Экзамен», 2005, 528 с. ISBN 5-472-01114-0

4.Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М. : Академический Проект, 2005, 726 с. ISBN 5-8291-0558-6

 

Электронные ресурсы

1.История и философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для аспирантов юридических специальностей/ С.С. Антюшин [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2013.— 392 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21242.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Бариев Р.Х. История и философия науки (общие проблемы философии науки) [Электронный ресурс]: учебное пособие (краткий курс)/ Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2009.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27254.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Батурин В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.К. Батурин – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303 c. – ISBN: 978-5-238-02215-4 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16452.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Безвесельная З.В. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ З.В. Безвесельная, В.С. Козьмин, А.И. Самсин – Электрон. текстовые данные. – М.: Юриспруденция, 2012. – 212 c. – ISBN: 978-5-9516-0435-4 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8058.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Богданов В.В., Лысак И.В. История и философия науки. Философские проблемы техники и технических наук. История технических наук [Электронный ресурс] / В.В. Богданов, И.В. Лысак. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012, – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23588.html

6. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Клягин Н.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, Университетская книга, 2012.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9108.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ С.А. Лебедев [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2010.— 732 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27425.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8. Летов О.В. Проблема объективности в науке. От постпозитивизма к социальным исследованиям науки и техники [Электронный ресурс] / О.В. Летов. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22506.html

9. Лысак И.В. История и философия науки. Философские проблемы физики. История физики [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по дисциплине/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Таганрог: Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, 2012.— 89 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23589.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

10. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мархинин В.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 428 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

11. Мезенцев С.Д. Философия науки и техники [Электронный ресурс] / С.Д. Мезенцев. – М.: МГСУ, 2011. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/366.html

12.История и философия науки [Электронный ресурс]: учебная программа и методические рекомендации для аспирантов/ О.М. Панфилов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012.— 44 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23645.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

13.Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

14. Светлов В.А. История научного метода [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.А. Светлов – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 476 c. – ISSN: 2227-8397 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8244.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю

15. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для вузов /В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2012. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172210

16. Тяпин И.Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учебное пособие /И.Н. Тяпин. – М.: Логос, 2014. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172511



2015-11-27 1045 Обсуждений (0)
Тема 6 (4 ч.) Наука как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6 (4 ч.) Наука как социальный институт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1045)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)