Характеристики эпидермиса и дермы
Эпидермис (эпителиальная ткань): а) многослойный плоский неороговевающий; б) однослойный цилиндрический; в) четко разделен на два слоя: верхний роговой и нижний ростковый; г) многослойный плоский ороговевающий; д) многослойный плоский. В нем развиваются многообразные придатки в зависимости от образа жизни и уровня организации, а также одноклеточные и многоклеточные железы, выполняющие различные функции; е) смена рогового слоя путем линьки; ж) отсутствие чешуи. Дерма (соединительная ткань): а) плотная волокнистая; б) развита слабо, рыхлая, волокнистая; в) тонкая, обильно снабжена капиллярами; г) содержит немного рыхлой соединительной ткани, но в основном замещена костными чешуями; д) толще эпидермального слоя, состоит из двух слоев: сосочкового и сетчатого; нижнюю часть ее составляет подкожная жировая клетчатка; е) под дермой много лимфатических полостей, и кожа прикреплена к мышцам лишь в отдельных, местах, что делает ее очень подвижной; ж) развита хорошо за счет разрастания волокнистого компонента соединительной ткани, снабжена сосудами и нервными окончаниями, содержит обособленные пигментные клетки. В ней возникают покровные скелетные образования. Производные эпидермиса: а) тонкая кутикула; б) многоклеточные слизистые железы; в) одноклеточные слизистые железы; г) эмалеобразующие клетки; д) эмаль плакоидной чешуи; е) роговые придатки: чешуи, чешуйки, щитки; панцирь, «бородавки», роговые чехлы, когти, копыта, ногти, вибриссы, полые рога, волосы; ж) многоклеточные железы: ядовитые, одиночные пахучие, церуминозные, потовые, сальные, млечные. Производные дермы: а) костный панцирь; б) пояса грудных плавников; в) дентиновая часть плакоидной чешуи; г) костные чешуи незубовидного типа; д) костные лучи плавников; е) склеробласты (одонтобласты), продуцирующие дентин плакоидной чешуи; ж) подкожная жировая клетчатка; з) покровные кости черепа (теменные, лобные, носовые), нижней челюсти, плечевого пояса. Работа 5. Онтофилогенетические пороки развития покровов у человека. Изучите пороки и запишите их в рабочую тетрадь. 1. Отсутствие потовых желез (ангидрозная дисплазия). 2. Чрезмерное оволосение кожи (гипертрихоз). 3. Многососковость (полителия). 4. Увеличенное количество млечных желез (полимастия).
Работа 6. Функции опорно-двигательной системы. Изучите функции и запишите их в рабочую тетрадь. 1. Сохранение определенной формы тела. 2. Удержание положения тела и его частей в пространстве. 3. Передвижение тела и его отдельных частей относительно друг друга. 4. Защита и поддержание внутренних органов. 5. Участие в глотании, дыхании, мочеиспускании, дефекации, родовой деятельности, артикуляции.
Работа 7. Сравнительная характеристика опорно-двигательного аппарата у беспозвоночных животных. Изучите материалы табл. 3.
Таблица 3
Работа 8. Основные эволюционные преобразования опорно-двигательного аппарата позвоночных животных. Изучите основные направления эволюционных преобразований и запишите в рабочую тетрадь. 1. Субституция: а) замещение хорды позвоночным столбом; б) замена хрящевой ткани на костную; в) смена метамерной двигательной мускулатуры на специализированные группы мышц; г) смена неподвижного соединения частей скелета плавников между собой и с плечевым поясом на подвижное сочленение в виде суставов. 2. Преобразование дистальных отделов хрящевых лучей плавников рыб в скелет свободных конечностей позвоночных. 3. Усиление главной функции за счет: а) дифференцировки позвоночника на отделы; б) формирования сложносуставных конечностей наземного типа, увеличение подвижности их соединений; в) утраты связи плечевого пояса с черепом; г) увеличения массы мышц конечностей; д) изменения способа прикрепления конечностей к туловищу; е) формирования грудной клетки; сильного развития грудных мышц; ж) формирования вертлужной впадины, голеностопного сустава; з) формирования грудобрюшной диафрагмы и диафрагмы таза. 4. Олигомеризация: а) уменьшение количества костей запястья и предпястья; б) уменьшение количества фаланг пальцев; в) формирование у рыб плечевого и тазового поясов путем слияния оснований хрящевых дуг; г) слияние костей черепа; д) слияние лобковой, седалищной и подвздошных костей в тазовую кость; е) слияние крестцовых позвонков в крестец. 5.Полимеризация органов: возникновение многочисленных хвостовых позвонков у длиннохвостых млекопитающих. 6. Расширение количества выполняемых функций: а) появление в парных плавниках рыб собственной мускулатуры обеспечило поступательное движение, погружение на глубину, передвижение по дну; б) участие в артикуляции, мимике, глотании, дыхании, мочеиспускании, дефекации, родовой деятельности. 7. Уменьшение количества выполняемых функций: рудименты мышц ушных раковин; копчик у млекопитающих.
Работа 9. Сравнительная характеристика опорно-двигательной системы позвоночных животных.
Рассмотрите скелеты рыбы, лягушки, ящерицы, крысы. В скелете позвоночных выделите следующие части: - скелет туловища: осевой скелет (хорда или позвоночник, мозговой череп); - скелет свободных конечностей и их поясов; - висцеральный череп.
Отметьте: - общий план строения осевого скелета позвоночных животных, а также гомологию скелета конечностей наземных животных и человека; - изменение способа прикрепления конечностей к туловищу: у амфибий и рептилий конечности направлены от туловища вбок, у млекопитающих - вниз; - формирование грудной клетки; - уменьшение количества фаланг пальцев (I-V) от 3-5-4-4-3 у амфибий до 2-3-4-5-3 у рептилий и до 2-3-3-3-3- у млекопитающих, что связано с изменением положения конечностей, когда все пальцы одинаково касаются поверхности и, следовательно, имеют тенденцию выравниваться по длине; - редукцию шейных и поясничных ребер; - укорочение и ослабление хвостового отдела, в связи с чем происходит утрата хвостовой мускулатуры.
Проведите сравнительный анализ опорно-двигательного аппарата у разных классов позвоночных животных.
Используя материал учебника и приведенные ниже характеристики осевого скелета, заполните табл. 4.
Таблица 4.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |