Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материал для практических заданий



2015-11-27 866 Обсуждений (0)
Материал для практических заданий 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Методика подготовки учащихся к выполнению заданий части 1 ЕГЭ по истории.

Разбивка по темам.

Задание 1. Определение последовательности исторических событий, фактов, явлений, процессов ( восточные славяне, Русь в IX-XII веках, феодальная раздробленность, монгольское нашествие, объединение земель вокруг Москвы XIII-XV Века, создание централизованного государства)

Задания 2. Систематизация исторической информации: соответствие (история VIII-XVII Веков)

Задания 3. Выбор исторических событий из ряда нескольких. (История VIII-XVII XVIII-XIX XX Веков)

Задания 4 Определение термина по нескольким признакам (Истрия VII-XVII, XVII-XIX, XX Веков)

Задания 5. Систематизация исторической информации: соответствие (История VIII-XVII веков)

Задания 6. Систематизация исторической информации: установить соответствие на основе фрагментов текста из различных источников. (История VII- Начала XX Веков)

Задания 7. Систематизация исторической инфляции: соответствие (история XVIII-XIX веков)

Задания 8. История VIII - Начало XX Века: факты, процессы, явления (история VIII- начало XX Веков)

Задания 9. Систематизация исторической информации: соответствие (история XVIII-XIX Веков)

Задания 10. История 1914—2012 годов: краткий ответ в виде слова, словосочетания.

Задания 11. Систематизация исторической информации: таблица (история VIII- XX Веков)

Задания 12. Анализ текстовых исторических источников (история VIII- XX Веков)

Задания 13-16. Анализ исторических карт, схем (история VIII- XX Веков)

Задания 17. Систематизация исторической информации: соответствие (история VIII- начала XXI Веков)

Задания 18-19. Анализ иллюстративного материала (история VIII- XX Веков)

 

Лекционный материал.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на определение последовательности расположения данных элементов;

– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;

– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания 2, 5, 6, 7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 баллами; допущено две-три ошибки – 1 баллом; допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта. Требования Историко-культурного стандарта:

1. Знание основных событий, явлений процессов;

2. Знание основных дат;

3. Знание исторических понятий, терминов;

4. Знание исторических деятелей (персоналий);

5. Работа с историческими источниками;

6. Знание фактов истории культуры;

7. Работа с исторической картой;

8. Знание истории Великой Отечественной войны.[1]

Методика изучения исторических личностей достаточно разработана, многие методические приемы можно реализовать и в условиях ограниченного количества учебных часов. Существует несколько методических приемов. Первый предполагает действия по следующему пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить качества личности исторического деятеля:

- Запоминание фамилии, имени.

- Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности.

- Усвоение идейно-теоретических (политических, религиозных и т.д.) платформ, на основе которых осуществлялась деятельность изучаемой личности.

- Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе историческая личность выражала.

- Изучение оценок личности ее современниками и современными историками

(политологами и т.д.).

Можно использовать и другие методические приемы, как то: проведение сравнительного анализа характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государства; оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях; оценка личностей по отдельным ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из быта, увлечений, образованности и т.д.

Интересный прием – определение качеств личностей по умению прогнозировать, предвидеть будущее. Применение всех перечисленных приемов позволяет создать у обучающихся мотивацию к самостоятельному изучению исторической личности, что способствует более эффективному усвоению материала.[2]

Важной частью изучения деятельности правителей государства и династий политической элиты является систематическая работа с генеалогическим древом. В начале изучения новой темы, связанной с историческим лицом, необходимо «вписать» его имя в генеалогическое древо.

Процесс изучения понятий предполагает усвоение их существенных признаков. Чем старше обучающиеся, тем более абстрактными могут быть усваиваемые ими понятия. Некоторые понятия могут формироваться на протяжении достаточно значительного периода изучения истории, так как учитель знакомит учащихся с новыми признаками. Необходимо также организовать ведение словариков (особенно в младших классах) и систематически проводить словарные диктанты.[3]

Задания по работе с текстовыми и визуальными историческими источниками (в том числе с исторической картой). Результаты выполнения данных заданий показывают, что, к сожалению, у многих выпускников умения работы с исторической картой не сформированы. Весьма показательны факты, когда участники экзамена не обращали никакого внимания на легенду к карте (схеме), содержащую условные обозначения, необходимые для выполнения заданий. И даже когда в самом задании было указание на то, что нужный для ответа элемент (условное обозначение и цифра, под которой оно указано) находится в легенде, экзаменуемые его все равно не замечали. По-видимому, понятие «легенда карты» осталось для них неизвестным.

Важнейшие положения методики формирования умений работы с исторической картой. Прежде всего, необходимо подчеркнуть важность работы с исторической картой на уроках истории. Без этого невозможно сформировать у обучающихся полноценное понимание исторического процесса. Необходимо учитывать классификацию исторических карт, используемых в процессе обучения истории. В качестве примера можно привести одну из наиболее распространенных классификаций:

- общие карты, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени («Древнерусское государство», «Российская империя в первой четверти XVIII в.»). Общая историческая карта дает как бы «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но ее отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;

- обзорные карты, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени (например, «Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.»). Информация таких карт, как правило, не вычерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении изучения крупной учебной темы;

- тематические карты, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса («Восстание под предводительством Е.И. Пугачева», «Первая русская революция 1905–1907 гг.»). Этот тип исторических карт освобожден от информации общего плана, не имеющей отношения к изучаемой теме, зато с большой подробностью и деталями раскрывает изучаемое событие и отличается от других более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты превалируют в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.[4]

Важнейшим моментом при работе с любой исторической картой является знакомство с ее легендой.

Общие правила использования исторической карты в обучении:

1) все уроки истории проводятся с использованием карты или других картографических средств;

2) использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения: в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного, при проверке знаний и умений школьников;

3) параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными типами картографических пособий;

4) при переходе от одной карты к другой обеспечивается преемственность между ними либо путем соотнесения их с общей картой, либо с помощью характеристики их временных отношений;

5) работа с настенной и настольными картами по возможности ведется параллельно и скоординировано;

6) постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурной картой.[5]

Задания на работу с иллюстративным материалом. Формирование умений по работе с иллюстративным материалом следует начинать с 5 класса. Для этого учитель должен постоянно использовать наглядность в преподавании истории. Это сделает учебный процесс интересным, создаст у обучающихся дополнительную мотивацию к изучению истории, поможет решить проблему разнообразия форм работы на уроке. Использование наглядности «является необходимым условием предупреждения «модернизации истории», то есть перенесения в прошлое представлений, почерпнутых в современной жизни. Образная наглядность служит основным и незаменимым средством формирования знаний о памятниках архитектуры и изобразительного искусства, важным пособием для формирования представлений об исторических деятелях и типических представителях общественных слоев различных эпох».[6]

Прежде всего, необходимо обратить внимание на использование учителем изобразительной наглядности. Большую часть изобразительных наглядных пособий составляют исторические картины – репродукции произведений живописи и учебные, написанные на сюжеты школьных программ и учебников. Если на них изображается типичное историческое явление, то такие картины относят к числу типологических. На их основе школьники анализируют и обобщают характерные признаки исторических фактов (Л.М. Васнецов. «Вече», «Новгородский торг», «Двор удельного князя» и др.). Если на картинах изображается уникальное историческое событие, то их называют событийными или эпизодическими и используют для конкретизации устных и печатных рассказов (И.С. Глазунов. «Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой» и др.).[7] Восприятие картины на основе эмоций будет способствовать прочности усвоения материала и скорейшему формированию умений и навыков.

Кроме изобразительной наглядности, обучающиеся работают с различными схемами, графиками, статистическими таблицами и др. привлечение наглядного пособия, прежде всего, целесообразно:

- при изучении новых для обучающихся материальных объектов (орудий труда, произведений искусства);

- при отсутствии или недостатке в памяти обучающихся образов, необходимых для создания целостного представления об излагаемых фактах; - при характеристике выдающихся исторических деятелей (потрет, фотография) или типических представителей общественных слоев населения; - при необходимости поднять, выделить исторический факт, повысить его эмоционально-воспитательное воздействие, особо прочно закрепить его в памяти обучающихся (особую роль играют фотографии, картины, портреты); - в целях создания условий для анализа изучаемых общественных явлений, их сравнения, прослеживания их развития (например, для сопоставления ремесленной мастерской и мануфактуры).[8] При правильной организации работы с наглядностью в ходе учебного процесса и, конечно, определенном уровне знания истории задания ЕГЭ на работу с иллюстративным материалом не вызовут затруднения у выпускников.

Основная причина низких результатов выполнения заданий по истории культуры состоит в том, что из-за нехватки времени эти темы в школьном курсе истории, как правило, изучаются по «остаточному принципу». Осложняет ситуацию то, что в учебниках произведения культуры, имена деятелей культуры нередко даются списком, без раскрытия особенностей произведений и фактов биографий. Выход состоит в том, чтобы при изучении различных тем по истории России привлекать факты истории культуры. Так, например, учитель может обратить внимание школьников на скульптуру «Медный всадник» при изучении деятельности Петра I и Екатерины II, рассказать о развитии литературы в СССР при анализе общественно-политической ситуации и т.д. Для того чтобы произведения культуры прочно запомнились школьниками, они должны не просто услышать названия, но и кратко познакомиться с содержанием литературного произведения, посмотреть картину и узнать об истории ее создания. Кроме того, при изучении культуры очень важны использование возможностей ИКТ и разнообразные внеклассные формы работы, а также самостоятельная работа школьников. Эффективной эта самостоятельная работа может стать только при условии создания мотивации к изучению истории культуры. Для создания такой мотивации могут оказаться эффективными экскурсии, посещение музеев.

Задания с текстовыми историческими источниками. Методика работы с историческими документами также хорошо разработана в отечественной науке. При использовании документа в ходе изложения нового материала учитель пересказывает документ, если он сложен для учеников: приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на документ (чтобы усилить доказательность своего рассказа); цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего рассказа, придания ему эмоциональности и убедительности. Чтобы оживить рассказ, он использует прямую речь, дает характеристику личности. Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5–6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не превышает 10–15 строк; в 7–8 классах растет число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9–11 классах все шире привлекаются политические, программные документы.

Обучение работе с историческим документом включает в себя следующие этапы:

1) учитель дает образец разбора документа;

2) ученики анализируют документ под руководством учителя;

3) ученики работают под руководством учителя и самостоятельно;

4) ученики самостоятельно изучают документ в классе и дома. Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения. Работа с документами также включает в себя: чтение и пересказ документа, и составление по нему плана; объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой; самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие; критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Учитель предлагает ученикам «прочитать, что сказано об этом в документе», «привести место из документа, где сказано об этом», «доказать на основе текста документа», «подтвердить свое мнение документом».

Например, типовые вопросы к документам политического характера (партийные программы, воззвания, политические выступления и т.п.) могут быть следующими.

1. Каково авторство документа? Какие политические взгляды отражает документ?

2. К чему призывает и что осуждает автор документа?

3. Интересы каких слоев населения выражает документ?

4. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

5. Каковы последствия – реальные или прогнозируемые – вступления в силу этого документа?

6. Сопоставьте его с аналогичными документами иных политических направлений. В чем их сходство и различие по основным вопросам?

7. Дайте историческую оценку этому документу.[9]

Для успешного выполнения заданий по Великой Отечественной войне можно использовать хорошо зарекомендовавшую себя методику изучения войн по схеме: причины войны, характер войны, подготовка к войне, соотношение сил и планов воюющих сторон, повод к войне и ее начало, основные этапы и главные сражения, окончание войны и условия мира, причины определенного результата войны, значение войны. Усвоению знаний способствует использование карт, иллюстраций, отрывков из фильмов. Информация фиксируется в виде хронологической таблицы.

В условиях отсутствия заданий с выбором ответа многое будет зависеть от успешности выполнения заданий, в которых ответ необходимо сформулировать самостоятельно. Это предполагает совершенно другой уровень проявления знаний: не просто узнавание правильного ответа, а использование знаний для самостоятельной его формулировки. Поэтому учителям необходимо обратить внимание на организацию проверки пройденного материала. Рекомендуется также чаще обращаться к устным формам опроса, при которых учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы.

Что касается системной подготовки к экзамену в 11 классе, то при ее проведении необходимо следующее:

1) повторение в течение учебного года вопросов прошлых лет обучения, важных для лучшего усвоения курса;

2) накопление в рабочих тетрадях обучающихся нужного для повторения материала в виде развернутых планов изучаемых тем, таблиц, схем и других записей;

3) повторение курса истории на отдельных уроках в тематической связи с изучаемым новым материалом и на повторительно-обобщающих уроках по каждой большой теме в учебном году;

4) итоговое предэкзаменационное повторение важнейших вопросов новейшей отечественной и зарубежной истории в конце заключительного года обучения.[10]

Кроме перечисленного, важной составляющей подготовки к ЕГЭ является выполнение тренировочных заданий. Но такая тренировка, однако, не должна подменять собой учебный процесс.

 

4. Контрольные вопросы к лекционному материалу.

1. На основе чего построена работа ЕГЭ по истории? Назовите основные требования.

2. Назовите важнейшие положения методики формирования умений работы с исторической картой.

3. Каковы правила использования исторической карты в процессе обучения и подготовки к ЕГЭ?

4. Каким образом следует изучать историю культуры на уроках для успешного выполнения заданий этого блока на ЕГЭ?

5. Как должно строиться обучение работе с историческим документом?

 

Материал для практических заданий.

Основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ ЕГЭ.

- Значимость проверяемых фактов.

- Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. В работе 2016 г. выделены отдельные позиции, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (17–19) и знание истории Великой Отечественной войны (8).

- Пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами. Задания на установление соответствия (2, 5, 9, 17) составлены таким образом, что проверяют знание дат, фактов, персоналий по каждому из следующих периодов истории России: 1) VIII–XV вв.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII–XIX вв.; 4) XX в. Каждое из остальных заданий может проверять знание различных исторических эпох (VIII – начало XXI в.), но устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они примерно в равной степени охватывали основные содержательные разделы курсов истории.

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

 

1) Реформы княгини Ольги

2) Реформы Елены Глинской

3) Распад империи Карла Великого

За­да­ние 2.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

   
СО­БЫ­ТИЯ   ГОДЫ
А) на­ча­ло Вто­рой ми­ро­вой войны Б) окон­ча­ние Крым­ской войны В) на­ча­ло Кре­стьян­ской войны Сте­па­на Ра­зи­на Г) окон­ча­ние мон­го­ло-та­тар­ско­го ига   1) 1380 г. 2) 1147 г. 3) 1480 г. 4) 1939 г. 5) 1856 г. 6) 1670 г.

Задание 3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям XVI−XVII вв.

1) заповедные лета

2) белые слободы

3) подворная подать

4) урочные лета

5) ордынский выход

6) воеводы

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Задание 4. Напишите пропущенное слово.

Лично свободных крестьян, владевших общинными землями, несших государственные повиности в XIV—XVII вв., называли __________.

Задание 5. Установите соответствие между категориями населения в начале XIX в. и их правами, обязанностями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

КА­ТЕ­ГО­РИИ НА­СЕ­ЛЕ­НИЯ В НА­ЧА­ЛЕ XIX В.   ПРАВА, ОБЯ­ЗАН­НО­СТИ
A) кре­пост­ные кре­стья­не Б) по­мест­ные дво­ря­не B) ка­за­че­ство Г) ме­ща­не   1) обя­зан­ность охра­нять гра­ни­цы го­су­дар­ства, участ­во­вать в во­ен­ных дей­стви­ях 2) право за­ни­мать­ся мел­кой тор­гов­лей 3) обя­зан­ность ра­бо­тать на бар­щи­не 4) право по­лу­чать оброк с кре­стьян 5) обя­зан­ность ра­бо­тать на при­над­ле­жа­щих мо­на­сты­рям зем­лях 6) право на по­лу­че­ние цер­ков­ной де­ся­ти­ны

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г

Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Страна раздвоилась: в одном стане <…> обособленные от земли люди, т. е. вся служилая, в сущности правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста, отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были, к тому же, обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».

Б) «Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей

России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим

последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? — вторил ему Погодин. — Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Реформы проведенные данным императором позволили России закрепиться на Балтийском море.

2) Этот император правил в духе просвещенного абсолютизма.

3) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.

4) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II.

5) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ.

6) одной из реформ, проведённых в этот период, было создание «Табели о рангах»

 

Фрагмент А Фрагмент Б

Задание 7. Какие три события относятся к первому послевоенному десятилетию? Запишите в таблицу соответствующие цифры.

1) принятие Программы построения коммунизма в СССР

2) «ленинградское дело»

3) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград»

4) публикация повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

5) преобразование наркоматов в министерства

6) создание совнархозов

Задание 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Известный советский писатель А Гайдар погиб при обороне г. ____________ в 1941 г.

Б) ____________ 23 февраля 1943 в бою за деревню Чернушки прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В) Великая Отечественная война завершилась в ____________ г.

Пропущенные элементы:

1) 1944 г.

2) А. Матросов

3) И. Туркенич

4) 1945 г.

5) Харьков

6) Киев

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В

Задание 9. Установите соответствие между фамилиями советских государственных и партийных деятелей и их ролью в событиях 1920–1930-х гг.: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго

столбца.

ФАМИЛИИ РОЛЬ В СОБЫТИЯХ 1920–1930-Х ГГ.

А) Н. И. Ежов

Б) Л. Д. Троцкий

В) С. М. Киров

Г) Н. И. Бухарин

1) член Политбюро ЦК ВКП(б), выступивший в экономической дискуссии конца 1920-х гг. за продолжение новой экономической политики, расстрелян в годы «Большого террора»

2) председатель Реввоенсовета, один из соперников И.В. Сталина в борьбе за власть, сосланный в 1929 г. в Среднюю Азию, а оттуда за границу

3) народный комиссар внутренних дел в разгар «Большого террора»

4) нарком иностранных дел, выступавший за создание системы коллективной безопасности в середине 1930-х гг.

5) руководитель ленинградской партийной организации, убийство которого в 1934 г. стало поводом для массовых репрессий

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Задание 10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.

«Я видел не только бесполезность, но и вред совмещения постов, и я даже ссылался: "Представьте моё положение, я критиковал Сталина за совмещение в одном лице двух таких ответственных постов в государстве и в партии, а теперь сам…" Выношу этот вопрос на суд историков. Сказалась моя слабость, а может быть, подтачивал меня внутренний червячок, ослабляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Председателем Совета Министров СССР, Булганин внёс предложение назначить меня как первого секретаря ЦК КПСС Главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более что в Президиуме ЦК военные вопросы, армия, вооружение относились к моей епархии. Это произошло без публикации в печати и было решено сугубо внутренним образом, на случай войны. Внутри вооружённых сил об этом известили высший командный состав».

Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Пра­ви­тель Годы прав­ле­ния Со­вре­мен­ник пра­ви­те­ля
им­пе­ра­тор Петр I 1682—1725 гг. __________(А)
__________(Б) __________(В) Дрейк
им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на __________(Г) М. Ло­мо­но­сов
__________(Д) 1801—1825 гг. __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Елизавета I

2) император Александр I

3) А. Д. Меншиков

4) М. М. Сперанский

5) 1558-1603 гг.

6) 1741—1761 гг.

7) 1762—1796 гг.

8) А. И. Желябов

9) 1613—1645 гг.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е
           

 

Задание 12. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

2) правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК

3) автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией

4) автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова

5) большевики поддерживали действия генерала Корнилова

6) «решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены

Задание 13. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой от­ра­же­ны на карте.

 

Задание 14. Напишите название города, в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.

Задание 15. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.

Задание 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Россия победила в этой войне.

2) Во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину.

3) Противником России в войне была Швеция.

4) Во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая.

5) В ходе войны произошло ужесточение внутренней политики.

6) Война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.

Задание 17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ   ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
А) «За­дон­щи­на» Б) собор Ва­си­лия Бла­жен­но­го В) скульп­ту­ра «Ра­бо­чий и кол­хоз­ни­ца» Г) «Арест про­па­ган­ди­ста»   1) Дан­ный па­мят­ник куль­ту­ры со­здан в честь при­со­еди­не­ния Ка­за­ни. 2) Ав­то­ром этого тво­ре­ния был В. Су­ри­ков. 3) Тво­ре­ние по­свя­ще­но по­бе­де рус­ско­го вой­ска в «Сто­я­нии на Угре» 4) Дан­ное тво­ре­ние было со­зда­но в пе­ри­од ру­ко­вод­ства стра­ной И. В. Ста­ли­на. 5) Тво­ре­ние по­свя­ще­но со­бы­тию, про­изо­шед­ше­му в XIV в. 6) За­мы­сел кар­ти­ны по­явил­ся у ху­дож­ни­ка под впе­чат­ле­ни­ем от суда над участ­ни­ка­ми "хож­де­ния в народ" по­лу­чив­ше­го на­зва­ние "Про­цесс 193-х".

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г
       

 

 

Задание 18. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Фотография была сделана в первые годы советской власти (1917—1920 гг.).

2) Экономическая политика, проводившая в это время, — нэп.

3) Для изъятия хлеба у крестьян создавались продотряды.

4) Крестьяне добровольно сдают хлеб.

5) Продотряды являлись частями Красной армии.

Задание 19. Какое из изоб­ра­же­ний от­но­сят­ся к тому же пе­ри­о­ду, что и кар­ти­на? В от­ве­те на­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой она ука­за­на

 

Тест.

1.Выберите ответ, где указано число заданий, из которых состоит часть 1?

1)18

2)19

3)7

2. Выберите ответ, где указано максимальное количество баллов, которые можно получить за задание части 1?

1)1

2)2

3)3

3. Какие задания части 1 основаны на работе с картой?

1)13-17

2)13-16

3)13-15

4. Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается в:

1) 1 балл

2) 2 балла

3) балла

5) если в задании 11 допущена одна ошибка, это задание оценивается в:

1) 0,5 балла

2) 1 балл

3) 2 балла

Глоссарий по теме.

1. Историческая карта - отображает какой-либо прошлый период (эпоху) развития человеческого общества, исторические явления и события на данной территории.

2. Легенда карты — список или таблица условных обозначений на карте с разъяснением их значения.

3. Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них.

4. Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

5. Исторический факт — это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пр



2015-11-27 866 Обсуждений (0)
Материал для практических заданий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материал для практических заданий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)