Приготовление индикатора из краснокочанной капусты
XI городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Возрастная категория: «Юниор» Секция: естествознание Название работы: Индикатор из краснокочанной капусты.
Автор работы: Коваль Егор Спартакович г. о. Тольятти, МБУ лицей №51, 3 класс
Научный руководитель: Молева Тамара Ефимовна учитель начальных классов, МБУ лицей №51
Тольятти Содержание ВВЕДЕНИЕ История возникновения и вид индикаторов. Практическая часть. 1. Приготовления индикатора из краснокочанной капусты. 2. Эксперимент «Изменение окраски природного индикатора в различных средах» ВЫВОД СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
ИНДИКАТОР ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ. Автор: Коваль Егор Спартакович г.о. Тольятти, МБУ лицей №51, 3 класс ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследованиязаключается в том, что свойства растительных объектов могутбыть использованы для применения в разных областях науки, таких как химия, биология и медицина.Меня заинтересовало, можно ли с помощью капустного отвара в домашних условиях определять среду веществ, которые мы часто используем. Предмет исследования – краснокочанная капуста. Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность приготовления и дальнейшего использования индикатора из краснокочанной капусты в домашних условиях. Задачи проекта: Что такое индикатор? Для чего нужны индикаторы? Можно ли приготовить индикатор из природного сырья? Как меняется цвет растительного индикатора в различных средах? Гипотеза исследования. В качестве индикатора в домашних условиях безопасно, удобно и доступно использовать отвар краснокочанной капусты. Методы и приемы работы: · ознакомиться с методикой проведения опытов; · приготовить растворы индикаторов из природного сырья; · изучить изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды; · соблюдать правила техники безопасности во время химического эксперимента.
История возникновения и вид индикаторов Индикатор - прибор (устройство), отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого технического процесса или объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком. Применяют индикаторы визуальные, акустические, тактильные и др. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель». Индикатор в химии - это вещество, которое изменяет свой цвет при добавлении к нему кислоты или щёлочи. Щёлочь является противоположностью кислоте. Растворы, не являющиеся ни кислотой, ни щёлочью, являются нейтральными. Чистая вода нейтральна. В химической лаборатории или на заводе индикаторы в наглядной форме расскажут о том, прошла ли до конца химическая реакция или нет, достаточно добавлено одного реактива к другому или нужно еще добавлять. Соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствам индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды. История индикаторов начинается в XVII веке. Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора. Об этом можно прочитать в трудах знаменитого физика и химика XVII века Роберта Бойля. В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим, Бойль на пробу добавил несколько капель настоя лакмуса к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и оснований, названный по имени лишайника лакмусом. В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором. Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья. Исходным сырьем могут служить все ярко окрашенные плоды и растения (цветы мальвы, ириса, темные тюльпаны или анютины глазки, а также ягоды малины, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, свеклы, плоды крушины и черемухи), так как в них содержится природный краситель антоциан, придающий растениям яркий цвет. Эти природные индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.
Практическая часть Приготовление индикатора из краснокочанной капусты. Нам потребуются: · Половина небольшого кочана красной капусты · Кастрюля · Вода · Воронка · Спирт · Небольшая ёмкость
Для приготовления растительного индикатора нужно выделить из листьев краснокочанной капусты фиолетовый пигмент. Измельчить краснокочанную капусту, положить в кастрюлю, залить её водой так, чтобы чуть покрыть капусту и кипятить в течение 20 минут. Жидкость станет тёмно-фиолетовой. Полученный отвар охладить и профильтровать. С целью предохранения от порчи, в полученный фильтрат добавить спирт (рис. 1-4). 2. Эксперимент «Изменение окраски природного индикатора в различных средах» Нам потребуются: · индикатор · уксусная кислота (кислая среда) · пищевая сода (щелочная среда) · небольшие ёмкости
Тёмно-фиолетовый индикатор разбавляем водой до синей окраски, чтобы происходящие изменения цвета в кислой и щелочной среде были более заметны (рис.7,8). Наливаем индикатор в две ёмкости, в первую добавляем уксусную кислоту - цвет индикатора поменялся на красный, а во вторую - пищевую соду, цвет стал зелёным. В кислой среде цвет индикатора меняется на красный, а в щелочной становится зелёным. В нейтральной среде (вода) цвет индикатора остаётся сине – фиолетовым (рис. 9-13). Для наглядности занесём результаты эксперимента в таблицу:
ВЫВОД Проведя научно-исследовательскую работу, я пришёл к следующим выводам: - природные растения обладают свойствами индикаторов, способные изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают; - раствор растительного индикатора можно использовать для определения среды различных веществ в домашних условиях. Я считаю, что моя работа имеет большое практическое значение.Подтвердив, что раствор индикатора из краснокочанной капусты вполне может заменить универсальную индикаторную бумагу - в домашних условиях можно использовать раствор краснокочанной капусты для: 1) определения кислотности почв, чтобы правильно сажать растения на даче и дома для успешного развития культур; 2) определение наиболее безопасных для организма человека веществ, используемых в повседневной жизни. А так же отметил важные пункты по соблюдениютехники безопасности: -проводить эксперимент под наблюдением взрослых; - не пробовать неизвестные жидкости; - при попадании веществ на кожу или в глаза, немедленно промыть большим количеством воды, при необходимости обратиться к врачу; - не проводить эксперимент вблизи открытого огня и электроприборов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: 1.В. Иген и Н. Чемпион. Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. – М.: Издательский Дом ОНИКС, 2000. 2.С. Стефанович, Дж. Иванофф, П. Тейлор. 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь. –Australia: Hinkler Books Pty Ltd, 2009. 3.http://tnu.podelise.ru/docs/index-378213
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |