Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретическое введение. ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ



2015-11-27 1866 Обсуждений (0)
Теоретическое введение. ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРАКТИКУМ

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Екатеринбург 2011

 

 

Печатается по решению

Кафедры психологии УрГПУ

протокол № 1 от 13.01.2005

 

Практикум по общей психологии: Учебное пособие / Под ред. Н. Г. Валинуровой ; Урал. гос. пед. ун-т;. Екатеринбург, 2011

– 129 с.- 8,0 п.л.

 

Пособие разработано в соответствии с программой по общей психологии. В нем представлены планы практических занятий, краткое теоретическое освещение материала, литература для изучения предлагаемых тем, практические задания для индивидуальной и групповой работы.

Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений педагогических ВУЗов и колледжей. Но он будет полезен и учителям школ, и, конечно, родителям, желающим расширить свои знания по психологии.

 

Отв. редактор – кандидат психологических наук, доцент Н.Г.Валинурова.

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Э. Ф. Зеер;

доктор психологических наук Н. С. Глуханюк.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие-----------------------------------------------------------------3

1. Предмет и методы психологии--------------------------------------- 5

2. Психология деятельности и познавательных процессов

2.1 Деятельность--------------------------------------------------------------10

2.2. Ощущение и восприятие-----------------------------------------------16

2.3. Внимание------------------------------------------------------------------27

2.4.Память----------------------------------------------------------------------35

2.5. Мышление----------------------------------------------------------------42

2.6. Воображение-------------------------------------------------------------49

2.7. Речь------------------------------------------------------------------------ 54

3. Психология личности.

3.1.Темперамент--------------------------------------------------------------59

3.2.Характер-------------------------------------------------------------------70

3.3. Личность------------------------------------------------------------------81

3.4. Способности-------------------------------------------------------------87

3.5.Потребности и мотивы-------------------------------------------------93

3.6. Воля -----------------------------------------------------------------------99

3.7. Эмоции и чувства----------------------------------------------------- 108

Литература------------------------------------------------------------------- 113

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум разработан в соответствии с программой по общей психологии, читаемой на всех факультетах педагогического университета. В нем представлены планы практических занятий, краткое теоретическое освещение материала, необходимая литература для более глубокого изучения предлагаемых тем, практические задания для индивидуальной и групповой работы, которые выполняются в практикуме, в специально отведенном месте.

В практикум включены следующие задания для самостоятельной и групповой работы: вопросы для обсуждения, программированный контроль, экспериментальные методики, тесты, тренинговые упражнения, психологический анализ экспериментальных данных, житейских и педагогических ситуаций, выделение существенных признаков психологических понятий.

Самостоятельное выполнение студентами практической работы имеет своей целью научить их применять полученные по курсу психологии знания на практике.

Опыт преподавания психологии показывает, что предлагаемые формы самостоятельной работы активизируют учебный процесс, мобилизуют внимание студентов, усиливают мыслительную деятельность, так как в процессе выполнения их студенты должны анализировать факты, объяснять их, сравнивать различные психологические явления, усваивать простейшие методы и навыки психологического исследования. Выполнение практических заданий разнообразят работу на занятиях, снимают утомление студентов, побуждают дополнительно обращаться к материалу учебника, записям лекций, дополнительной литературе. Это способствует не только закреплению теоретических знаний, но и проявлению и развитию у студентов творческих способностей и мотивации к педагогической деятельности.

В зависимости от профиля факультета и времени, отведенного в его учебном плане на практические занятия по курсу общей психологии, преподаватели в каждом отдельном случае могут отобрать материал для самостоятельной работы студентов, определить процедуру обработки и оценки результатов выполнения заданий.

Темы рекомендуется изучать в следующем порядке:

1. Прочитать наименование темы, определяющее ее содержание.

2. Бегло просмотреть набранные жирным шрифтом пункты плана в тексте и таким образом ознакомиться с его содержанием.

3. Затем вдумчиво прочитать теоретический материал, стараясь понять его основное содержание. Новые понятия и определения внутри темы выделены курсивом.

4. Используя полученные новые знания выполнить практические задания.

 

Практикум подготовлен преподавателями кафедры психологии Уральского Государственного Педагогического Университета:

Предмет и методы психологии - Е.В.Меньшенина

Деятельность – Т.В. Полянская;

Ощущение и восприятие – И.С.Гусева;

Внимание – К.В.Злоказов;

Память – А.А.Шабанов;

Мышление – О.В. Мухлынина;

Воображение – Н.Г. Валинурова;

Речь - Н.Г. Валинурова;

Темперамент – В.П. Бояринцев;

Характер - Н.А.Жемчугова;

Личность - Л.В. Жемчугова;

Способности - Е.Н. Костарева;

Потребности и мотивы - О.В. Усова;

Воля - В.П. Прядеин;

Эмоции и чувства - С.В. Ворожева.

Практикум предназначен для студентов очного и заочного отделений педагогических ВУЗов и колледжей. Но он будет полезен и учителям школ, и, конечно, родителям, желающим расширить свои знания по психологии.

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

План

1. Определение психологии как науки.

2. Сознание и его структура.

3. Принципы психологического исследования.

4. Методы исследования в психологии.

Литература:13, 15, 32, 40, 47, 56, 57, 58, 59,57, 70, 89

 

Теоретическое введение

 

Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах развития психики. Как наука, психология изучает три группы психических явлений: психические процессы(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение);психические состояния (стресс, утомление, настроение и др.);индивидуально - психологические свойства личности (способности, характер, темперамент, потребности, интересы и др.)

Психика- высшее свойство мозга, которое заключается в способности отражать внешний мир.

Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, как общественно - историческому существу.

Эмпирически сознание выступает, как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание изучается рядом наук: философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида.

Сознаниевозникло в процессе антропогенеза, под влиянием труда, языка и общественных отношений.

Сознание имеет следующую структуру (или его основные свойства):

1. Социальный характер сознания, т.е. сознание присуще только человеку и оно формируется в результате жизни и деятельности в обществе.

2. Наличие у человека знаний о мире.

3. Наличие у человека системы отношений к миру.

4. Активность сознания (проявляется в способности человека к

целеполаганию.

5. Интенциональность сознания (направленность на предмет, сознание всегда - сознание чего - либо).

6. Способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания).

7. Сознание может иметь различную степень (уровни) ясности.

Бессознательное - характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Принципы- это основные положения, которые определяют подход к исследованию и объяснению психических явлений.

Детерминизм - это учение о всеобщей причинности явлений, о том, что природе, обществе, психике имеются свои причины.

Принцип детерминизма в психологии означает, что все психические явления обусловлены внешними причинами.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание формируется, развивается, проявляется в деятельности и по результатам деятельности судят об уровне сознания конкретного

Генетический принцип - принцип изучения психики в развитии.

Методы - это пути, способы и приемы изучения субъектов, психических явлений.

Наблюдение - это метод научного исследования, который заключается в планомерном целенаправленном восприятии внешних проявлений психики в разных условиях.

Психологический эксперимент - это метод научного исследования, который осуществляется через наблюдение за поведением людей, в управляемых и контролируемых исследователем условиях.

Беседа- это метод сбора фактов о психических явлениях, в процессе личного общения, по специально составленной программе.

Анкета - это метод сбора фактов письменного самоотчета испытуемых, по специально составленной программе.

Метод анализа продуктов деятельности - это метод сбора фактов при анализе материализованных результатов психической деятельности.

Тест - это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для измерения уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности.

 

Практическая работа

Задание 1. Выбрать правильные суждения о психологии и объяснить свой выбор:

а) психология - наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются путем самонаблюдения;

б) психология - наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной действительности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики;

в) психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных;

г) психология - наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я», т.е. сознание индивида;

Задание 2. Выписать слова, которые обозначают психические явления.

Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность, интерес.

Задание 3. С каким из следующих высказываний и почему можно согласиться, а с какими нельзя:

а) при изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения;

б) о сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает;

в) чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она остается вне пределов возможного опыта;

г) психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов и т.д.

Задание 4. Прокомментировать и дать оценку поговоркам: «Чужая душа потемки», «У души нет таких проявлений, которые не выдавали бы поведения».

Задание 5. Выбрать из приведенных высказываний правильные и обосн6овать их:

а) психика - это биотоки мозга;

б) психика - это отражение физиологических процессов в мозге;

в) психика - это самостоятельное, не зависимое от мозга явление;

г) психика - это продукт мозга, субъективный образ реального мира;

д) психика, хотя и находится в телесном мозге, но является продуктом нематериальной субстанции.

Задание 6. Наука пришла к выводу, что человек умирает тогда, когда умирает его мозг. Но отсюда следует и обратный вывод: человек живет, пока живет мозг - пусть даже тело его умерло. Сегодня в клиниках уже имеются «живые трупы» - люди, чья мозговая деятельность прекратилась навеки, но в теле которых жизнь поддерживается с помощью искусственного дыхания и питания. Завтра могут появится «живые головы».

Значит ли это, такие «живые головы» будут обладать сознанием? Дайте развернутый ответ.

Задание 7. В западной психологии распространены 2 направления, по-разному объясняющие поведение человека. Согласно первому, поведением человека управляют биологические влечения, и в первую очередь половой инстинкт и инстинкт самосохранения.

Сторонники другого направления считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и любое проявления поведения - продукт внешней стимуляции. Человек - это пассивный механизм, машина и реакция человека на воздействия никак не зависит от его психики.

Объясните, в чем ошибочность первого и второго пониманий сущности психологии человека. Как называются направления в психологии, которые придерживаются описанных взглядов?

Задание 8. Ниже дается краткое описание основных методов современной психологии. Определите, о каких методах идет речь:

а) кратковременное психологическое испытание, проводится (по заданию стандартной формы) с целью выяснить насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам. Применяется, главным образом, для определения пригодности к той или иной профессии;

б) индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника матерью. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, которые следует проверять другими методами;

в) исследуемое явление изучается в точно описываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторе этих условий;

г) с целью изучения общительности испытуемого ему был задан ряд вопросов.

Задание 9. Составить графическую схему основных отраслей психологии (с указанием критериев классификации разных отраслей).

Задание 10. Составить конспект по методам исследования, придерживаясь следующего плана: определение метода, виды метода, достоинства и недостатки, требования к методу. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2000, с. 38-53).



2015-11-27 1866 Обсуждений (0)
Теоретическое введение. ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретическое введение. ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1866)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)