Теоретическое введение. Индивид– конкретный человек, независимо от его социального положения
Индивид– конкретный человек, независимо от его социального положения, профессии, уровня развития психики и сознания. Это продукт биологической эволюции в фило- и антропогенезе; существо, наделенное антомо-физиологическими особенностями организма, от родителей и прародителей. Наследственные признаки органов и систем составляют генотип – система генов, закладываемая в момент слияния женской и мужской клеток, что обеспечивает устойчивость и консервативность признаков организма, определяемых ДНК, как одной из составляющих белка клетки. Врожденные особенности органов и систем приобретаются под влиянием физической и биохимической среды. Например, состояние родителей в период зачатия плода, ход его внутриутробного созревания, протекание беременности, родов и санитарно-гигиенические условия в первые месяцы после родов и.т.д. Все это определяет индивидуальные особенности человека, которые служат природными предпосылками для становления личности и ее индивидуальности, выраженными особенно в строении, функциях, свойствах и типах нервной системы и темперамента. Индивид, будучи носителем биологических задатков, в ходе общественно-исторического развития, подвергается влиянию социальных условий - условий жизни людей, и приобретает качественно новые возможности для становления личности. Личность - исторически более позднее образование, участник общественных отношений, их продукт, активный деятель, преобразователь природы, общества, самого себя. Это индивид, наделенный сознанием и самосознанием. Личность – продукт онтогенеза, в ходе которого совершается личностный рост, социализация индивида. Становление личности возможно в человеческой общности, о чем говорят примеры найденных в логове животных детях, которые помещенные затем в цивилизованное общество, не смогли приобрести личностные свойства. Между тем, личность – это живой конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками, оцениваемыми как полезными, так и вредными для общества с позиций нравственных идеалов. А.Н.Леонтьев пишет: «Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его приобретенными и прирожденными свойствами». Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. В индивидуальности человека неповторимо сочетаются и взаимодействуют между собой черты всеобщего, типичного и индивидуального. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в способностях, в качествах познавательных процессов, в специфике эмоционально – волевой сферы и т.д. Платонов К.К. выделяет в структуре личности: направленность, опыт, особенности познавательной сферы, типы нервной системы, темперамента, половые и физические возрастные особенности. Ковалев А.Г. выделяет в структуре личности психические процессы, психические состояния, психические свойства. А.В.Петровский рассматривает три составляющие структуры личности: 1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема, характеризующая индивидуальность личности (темперамент, характер и т.д.) 2. Интериндивидная подсистема личности, обнаруживающая себя в пространстве межличностных связей. 3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура, проявляющаяся в воздействии на тех людей, с которыми личность не контактирует непосредственно, а делая в них «вклады» через книги, кино, картины. По данным Э. А. Голубевой структура личности состоит из таких составляющих, как: а) задатки, темперамент, возрастные половые, психофизические свойства и психические процессы; б) социальные роли, статус, опыт, направленность, желания, цели, идеалы, мечты, интересы, притязания, мировоззрение, убеждения; в) поведение, деятельность, общение, познавательные процессы, взаимоотношения. Фрейд выделяет такие компоненты в структуре личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно», определяется стремлением к удовлетворению, вызванное половым инстинктом: сексуальное влечение, страсть, жизненная энергия, требующая своего снятия через удовлетворение; трудно управляемая человеком, диктуемая бессознательной сферой психики. «Я» - это разум и его борьба с телом, с влечением, стремление изменить «Оно»; это знание и сознание, их нравственная сторона на основе познавательной сферы: восприятия, мышления, речи; «Сверх-Я» - супер Эго, идеальное «Я»; отождествление с родителями из чувства долга, путем запрета, чувства вины, совести, заимствование положительной, вытеснение отрицательной индивидуальности. Направленность - совокупность устойчивых, ведущих мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности выражает ее ценностные ориентации через поведение, деятельность, общение. По уровню формирования личности направленность подразделяют на: эгоистически значимую; личностно значимую; общественно значимую. Эгоистически значимая направленность личности определяется ориентацией на удовлетворение безусловных рефлексов самосохранения, продолжения рода, обеспечения физического развития, здоровья, материального благополучия и комфорта. Личностно значимая направленность зависит от уровня развития сознания, самосознания, целеустремленности, произвольности, самостоятельности поведения, деятельности, обучения, их успешности. Это стремление, возможность и готовность самоутвердится в группе, приобрести социальную роль, статус. Это опыт личности, стремление самовыразиться, самореализоваться, самоопределиться. Общественно значимая направленность характеризуется высшим уровнем нравственной, эстетической, культурной ориентаций, высоким творческим потенциалом в поведении, в деятельности, в общении, их успешности, служащей на благо людей, общества, его прогрессивном преобразовании и готовности на самопожертвование для этого. Практическая работа Задание 1. Вопросы программированного контроля Инструкция испытуемому: отметьте правильный ответ. 1. Понятие личности: а) личность – человек, с индивидуальными свойствами, определяемыми прирожденными способностями; б) это конкретный человек, носитель сознания со всеми присущими ему индивидуальными свойствами, которые являются обусловленными совокупностью всех общественных отношений и природных качеств индивида; в) это активный деятель, преобразователь природы, общества самого себя; г) личность есть совокупность всех общественных отношений; д) это живой конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками. 2. Определить, к какому понятию «индивид», «личность», «индивидуальность» относятся эти примеры: а) у девочки отмечается медленность в моторике и речи, мышлении, других психических процессах, возникновении чувств, переключении с одной деятельности на другую; б) рабочий Н. рассказал на молодежном собрании о своем распределении времени между занятиями спортом и учебой; в) товарищ М. вступил в общество «Зеленых»; г) товарищ П. отличается выразительной мимикой, резкими движениями, быстрой походкой; д) учитель внес методические рекомендации по повышению эффективности усвоение учебного материала. 3. Понятие направленности личности: а) это убеждения, идейные мотивы; б) это соотношение органических и духовных потребностей, интересов и убеждений; в) это организованные в целостную систему индивидуально-своеобразные свойства, определяемые как полезные или вредные для общества. 4. Источники активности личности: а) в инстинктивных влечениях, стремлении сохранить себя, продолжить род, быть, в крайнем случае, равным с остальными; б) в потребностях, которые выступают как процесс овладения формой деятельности; в) это среда, люди, которыми активность автоматически определяется; г) это деятельность, т. к. чем больше личность участвует в различных общественных формах деятельности, тем она становится более активной. 5. Назвать свойства направленности личности (цель, мотивы, потребности, интересы, мечта, убеждения): а) стремление личности, реализуемые в деятельности; б) побуждения личности для удовлетворения потребностей; в) нужда, без удовлетворения которой личность не может нормально существовать, как физически, так и духовно; г) эмоциональные проявления познавательных потребностей; д) образ, созданный на основе реальной деятельности, как осознанная потребность, который может реализоваться в будущем; е) система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением; 6. Определить структуру личности исходя из групп психических явлений (процессы, состояния, свойства): а) учитель математики часто замечал, что ученики с трудом усваивают материал после урока физкультуры, и лучше – после других уроков; б) ученик Коля испытывает удовольствие, если его товарищи показывают отличные знания по предметам; в) ученица Таня всегда откровенно осуждает своих товарищей за недобросовестность в учебе; г) Витя аккуратно посещает кружок автомоделистов; д) глядя на картину Врубеля «Демон и Тамара» мы вспоминали образы Лермонтовских героев; е) по приходу из школы Пете никак не удавалось выучить стихотворение, хотя он это сделал быстро и с удовольствием после отдыха. Задание 2. Изучение самооценки личности. Инструкция: «Опросник состоит из 24 суждений, по каждому из них возможны три варианта ответов: часто, иногда, никогда. Вы выбираете тот ответ, который наиболее соответствует Вашей реальности» 1. Мне нужно, чтобы друзья меня подбадривали. 2. Меня многие ненавидят. 3. Я беспокоюсь о своем будущем. 4. Я постоянно чувствую свою ответственность. 5. Я обладаю меньшей активностью, чем другие. 6. Я боюсь выглядеть глупым. 7. Я боюсь говорить перед незнакомыми людьми. 8. Внешний вид других лучше моего. 9. Я часто допускаю ошибки? 10. Как жаль, что не умею, как следует разговаривать с людьми. 11. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе? 12. Желательно, чтобы мои действия одобряли другие. 13. Я слишком скромен. 14. Моя жизнь бесполезна. 15. Многие неправильного мнения обо мне. 16. Мне не с кем поделиться своими мыслями. 17. Люди не особенно интересуются моими делами. 18. Люди ждут от меня очень многого. 19. Я чувствую, что многие не понимают меня. 20. Я не чувствую себя в безопасности. 21. Я часто волнуюсь и понапрасну. 22. Я уверен, что людям достается все легче и быстрее, чем мне. 23. Меня волнует то, как люди ко мне относятся. 24. Я много думаю о том, чего ждут от меня люди. Ответы: часто-1 балл, иногда-2 балла, никогда-3 балла. 25-40 баллов - заниженная самооценка. 41-55 баллов - адекватная самооценка. 56-75 баллов - завышенная самооценка.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1975)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |