Теоретическое основание
Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека. Потребность – испытываемая человеком нужда в чем–либо. Это состояние физического и психологического дискомфорта, возникающего у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно взывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта. В потребностях человека выражается характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни и деятельности. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта. Потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Потребности различают по видам: потенциальные и актуализированные. Потребности у человека могут быть: здоровыми (полезными) и нездоровыми (вредными) В зависимости от предмета выделяют потребности: материальные духовные. По происхождению потребности различают как естественные, социальные, культурные. В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальные, групповые, общества в целом. У человека могут проявляться: Ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности. Дополнительные (второстепенные). Выделяют также потребности: Доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени. Недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых. Различают три типа доминантных потребностей человека; 1. Ситуативные, кратковременные потребности. 2. Жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека. 3. Потребности деятельности – потребности текущих дел, относительно длительные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, включает: 1. Физиологические потребности 2. Потребность в безопасности 3. Потребность в социальных связях, привязанности и любви. 4. Потребность в признании (компетентности) и оценке. 5. Потребность в самоактуализации. Направленность личности – это обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека. Система направленности личности включает следующие основные компоненты: 1. Систему ценностно–смысловых образований личности. 2. Притязания личности, как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.д. Притязания личности – интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности. Направленность личности характеризуется: - Уровнем зрелости (степень общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией. - Широтой (диапазоном сфер устремлений личности по реализации поставленных целей). - Интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей). - Иерархией видов направленности конкретной личности. Мотивы личности – внутренние психические побуждения к деятельности и поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это опредмеченная потребность и конкретные формы проявления потребностей. Люди могут по разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы: Эмоциональные мотивы – желания, хотения, влечения. Рациональные мотивы – стремления, интересы, идеалы, убеждения. Можно выделить две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности: Мотивы целей (генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности). Мотивы выбора путей, средств, способов достижений, реализациицели: инструментальные мотивы. По степени общественной значимости выделяют: мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), мотивы групповые и индивидуально–личностные мотивы. Различают также мотивы достижения цели, ( противоположный -избегания неудач) , аффилиации (стремление к людям), альтруистические мотив, мотив власти. Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе. Мотив достижения показывает, насколько человек стремиться к повышению уровня своих возможностей. В основе мотива достижения выделяются три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), работе (удовольствие от хорошо выполненной сложной работы). Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятие дружеской поддержки и симпатии. Существует две формы аффилиативного мотивы – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения. Альтруизм это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в его основе лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради других, потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, те, кто сам раньше ее получал, те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию. Мотив власти можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими, склонность управлять социальным окружением. Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А.Н. Леонтьев). Практическая работа Задание 1. Указывая на ошибки – отметьте улучшения. Очень часто воспитатели, учителя, родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.Выходом из этой ситуации может послужить прием не только указывать на ошибки, но и активизировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные моменты в определенном компоненте деятельности: 1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты допускал раньше. 2. Пусть трудностей еще немало, но в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед. 3. Пусть еще не все удается, но обрати внимание: над эти ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Есть возможность развития и в других направлениях. Укажите на недостатки, ошибки ученика, ребенка, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону. Примеры запишите. Задание 2. Избегание неудач Рассмотрим одну из форм поведения, направленного на избегание неудач: откладывание на потом. Откладывание работы – типичный случай избегания неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: «Я еще успею это сделать», «Не следует спешить», «Я обязательно начну это с понедельника». Но с понедельника не начинают, не начинают и со следующего, ссылаясь на обстоятельства, нехватку времени и т.п. 1. Поразмышляйте над тем, какими бы вы хотели себя видеть: достаточно способным, но неорганизованным (т.е. человеком, который боится поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно способным, но настойчивым и организованным (человеком, который боится неудач).. Подумайте, определяется ли поражение только отсутствием способностей? Какие другие факторы, по вашему мнению, могут определить неудачу? Свой ответ аргументируйте 3. Запишите позитивные моменты, связанные с неудачей (что дает вам неудача, чему учит?) Приведите примеры из вашей жизни. 4. Поразмышляйте, что бы вы сказали человеку – неудачнику. Запишите, как бы вы попробовали не только утешить, но и вдохновить человека на дальнейшую деятельность. 5. Подумайте и запишите, что бы вы сказали самому себе в минуты неудачи и разочарования. Какие слова смогли бы не только восстановить потерянное душевное равновесие, но и побудить к деятельности? 6. Придумайте текст, усовершенствуйте его и запишите крупными буквами на обложке тетради или карточке, попробуйте применять эти слова в сложных жизненных ситуациях. Задание 3.Определите ведущий мотив поведения Сони Мармеладовой, Раскольникова, Печорина, Обломова, Хлестакова, Чацкого. Приведите свои примеры из истории, из художественной литературы (кинофильмов) героев с ярко выраженными мотивами. Как Вы считаете какие мотивы преобладают в вашем поведении? Задание 4.А.Б.Орлов выделяет семь основных центраций учителя, каждая из которых может доминировать в педагогической деятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях. Внимательно прочтите их, и подумайте, какая из них оказывает наиболее негативное влияние на учеников (студентов)? А какая, по-вашему, оказывает позитивное влияние? Аргументируйте свой ответ. а) Эгоистическая (в основе – интересы своего «Я» б) Бюрократическая (в основе - интересы администрации, руководителей); в) Конфликтная (в основе - интересы коллег); г) Авторитетная (в основе - интересы родителей учащихся); д) Познавательная (в основе - требования средств обучения и воспитания); е) Альтруистическая (в основе - интересы и потребности учащихся); ж) Гуманистическая (в основе - интересы (проявления) своей сущности и сущности других людей).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1079)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |