Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.1. Проблема человека в философии



2015-11-27 1220 Обсуждений (0)
Тема 4.1. Проблема человека в философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел IV. Философия человека.

1. Философское учение о человеке.

2. Антропологическая традиция в истории философии.

2.1. Человек в философии Древнего Востока и античности.

2.2. Философская антропология в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время и немецкой классической философии.

2.3. Проблема человека в неклассической философии.

 

1. Философская антропология – раздел философии изучающий сущность, природу, смысл существования человека.

В отличие от истории, социологии, физиологии, анатомии и психологии, философия изучает человека как целостное, многомерное явление в единстве его внутреннего мира и внешних проявлений жизнедеятельности.

Человек – это разумное и универсально-деятельное существо, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.

К основным чертам человека как «homo sapiens» относят:

- разумность – наличие у человека сознания и разума, что отличает его от животных;

- труд – способность человека к предметно-практической деятельности;

- творческое начало – способность создавать нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Заключается оно в формировании и развитии духовного бытия человека, его внутреннего мира и привнесение его элементов в мир внешний.

В истории философии сложилась антропологическая традиция – стойкий интерес к человеку как уникальному и сложному явлению мироздания. Наиболее характерно ее суть выражена в определении человека, которое дал Э. Фромм: «человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться».

 

2.1. Антропологическая проблематика складывается еще в философии древнего Востока и античной философии. Основными вопросами, занимавшими философов того времени были: природа (происхождение), сущность человека и этика поведения. Проблема внутреннего духовного мира человека интересовала мыслителей в меньшей степени, нежели вопросы отношений с внешним природным и социальным миром.

В вопросе природы и сущности человека восточные и античные авторы приходят к идее о наличии у человека души – идеального начала человеческой сущности. У древнегреческих авторов все в мире (космосе) имеет душу, и благодаря ей обладает разумностью и чувствительностью – пантеизм. Душа это то, что связывает человека с космосом, делает его гармоничным элементом миропорядка (микрокосмосом).

Особенностью античной философии является материалистическая традиция трактовки идеи души. У Демокрита душа состоит из сверхлегких «огненных» атомов – неделимых единичных элементов материи. Жизнь есть соединение и разобщение атомов. Душа смертна и вместе с ней погибает и тело. Демокрит так же выдвигал идею о звероподобном происхождении людей.

Платон и Аристотель обратили внимание на социальную сущность человека. Человек – «политическое животное» т.е., существо, стремящееся к общению, жизни в сообществе с другими людьми (Аристотель). Платон рассматривал вопросы взаимоотношения человека и государства, создал социальные типы личности (воин, мудрец и др.).

Вопросы философской этики в восточной и античной философии связаны с проблемами смысла жизни человека, его счастья и свободы. Человеческую жизнь философы древности определяли как извечное страдание. Поэтому смысл жизни заключается в гармоничном сосуществовании с миром и постижении истин, которые помогут преодолеть страдания, достигнуть счастья и свободы.

В буддизме мыслиться, что страдания человека следуют из его желаний. Поэтому чтобы избежать страданий надо отказаться или обуздать свои желания.

Из античных авторов к проблеме отдельного человека впервые обратился Сократ. Подлинный смысл человеческого существования он видел в познании самого себя, определении своей нравственной позиции. Цель человеческой жизни – стремиться к благу, заключающемуся в стремлении постижения истины, что есть добро, а что зло. Нестяжательство и стремление к истине сделали пример Сократа идеалом жизни философа. Идея познания себя и духовного самосовершенствования содержится также в буддизме и конфуцианстве.

Последователи Сократа организовали философскую школу киников. Одним из самых ярких ее представителей являлся Диоген. Он, как и восточные авторы, видел главную проблему человека в его непомерных потребностях и желаниях. Поэтому философ призывал к аскетическому образу жизни, в соответствие со своим естеством и доказывал это личным примером.

В эллинистический период этическая проблематика становится доминирующей в философии Древней Греции и Рима. Эпикур и его последователи (эпикурейцы) считали, что если невозможно избежать страданий, нужно стремиться к духовному и физическому наслаждению. Данное учение являлось «культом жизни», имело гедонистическую направленность. Эпикурейцы считали, что человек творец своей судьбы. Обратной точки зрения придерживались представители философской школы стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий и др.). Человек подчинен судьбе (фатализм) и все, что он может сделать, это стойко, смиренно и мужественно воспринимать все невзгоды жизни. Школа скептиков (Пирон, Секст Эмпирик и др.) так же предлагала свой вариант избавиться от страданий – стараться избегать категоричных суждений и связанных с ними поступков.

2.2. В средневековой философии человек мыслится только как «тварь божья», т.е. существо сотворенное богом. Человек занимает строгое место в иерархии всего сущего. Он находится выше, чем животные, но ниже чем ангелы и бог. В природе человека четко выделены два начала: душа – дана богом, животворная сила, энергия; тело – порождение природы, греховно. По выражению Ф. Аквинского: тело – «лошадь», а душа – «наездник».

Проблема свободы человека мыслилась средневековыми философами через понятие воли. Божественная воля абсолютна и только ей должен следовать человек. Воля человека подчинена воли бога, диктуется духовным началом (душой). Человек часто отступает от воли бога, следуя греховным желаниям тела и от этого в мире все зло. Античный фатализм получает свое развитие в идее провиденциализма – подчинения человека заранее предусмотренному божественного плану спасения. Поэтому единственный смысл жизни – нести свой крест.

В философии Возрождения основу мировоззрения формирует антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Человек становится предметом культа. Он мыслиться как творец, чьи силы и возможности не ограничены (гуманизм). Поэтому человек ставиться на одну ступень с богом.

В Новое время человек рассматривается в первую очередь как существо разумное. Познавательная деятельность – основная сущностная черта. «Мыслю, значит, существую» (Р. Декарт). В вопросе природы человека ученые и философы все чаще обращаются к идее естественного эволюционного развития. Мыслители эпохи Просвещения рассматривали человека как образованную свободную личность (Дж. Локк, Т. Гоббс, Вольтер, Ж-ж. Руссо и др.). Именно с ней философы связывали надежды на установление лучшего социального порядка.

Для немецкой классической философии характерен деятельностный, исторический подход к человеку. В силу свободы воли он существо исключительно духовное и нравственное. И. Кант сформулировал моральный закон, названный им категорическим императивом – поступай так, чтобы человечество в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель, но не как средство. Моральный закон естественен, следует из наличия у субъекта разумной воли.

Человек – творец истории и мира культуры. История общества – становление свободы человеческого рода посредством духовного развития и деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние подлинной человечности (Г. Гегель).

2.3. Для неклассической философии характерно пристальное внимание к проблеме человека. Философская антропология на данном этапе становится одним из основных направлений философии.

Л. Фейербах, основатель антропологического материализма, утверждал, что сущность человека заложена природой. Человек беззащитен перед ней и обществом, что толкает его к идее бога. В основе этики Фейербаха идея любви – преодоления эгоизма и страха, солидарность, обращение от бога к человеку. «Человек, человеку Бог».

Для антропологических взглядов К. Маркса характерны такие черты как: материализм и социоцентризм. В объяснении природы человека ведущая роль отводилась труду (К. Маркс) и речи (Ф. Энгельс). Человек не мыслился без общества, которое и определяет его сознание и мировоззрение. Так же философ по своему сформулировал проблему отчуждения (несвободы и деградации) человека.

Представители иррационализма обратились к изучению уникальности внутреннего мира человека, непознаваемого рациональным путем. Сущность человека заключена в его неразумной воле – слепой неосознанной жизненной силе (А. Шопенгауэр). Человек на рубеже веков стремиться к переоценке ценностей, созданию своего мира субъективности. «Бог умер» (Ф. Ницше).

З. Фрейдом было разработана психоаналитическая трактовка сущности человека, основанная на анализе глубинных мотивов поведения субъекта (бессознательном). Ему же принадлежит концепция личности, состоящая из трех элементов: Ид – (лат.) Оно (подсознательная область инстинктов, желаний, фобий, передаваемых по наследству); Эго – (лат.) Я (ядро личности, то, что она собой представляет в данный момент); Супер-Эго – (лат.) сверх-Я (социальный идеал к которому стремиться личность). В последствие учение З. Фрейда (фрейдизм) было развито К. Юнгом и Э. Фроммом (неофрейдизм).

Экзистенциалисты (Ж.Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и др.) затронули вопросы познания человеком своего бытия, поиска истинного смысла жизни. Уникальность каждого человека заключается в иррациональном переживании. По мнению философов данного направления, только пережив пограничное (экзистенциальное) состояние между жизнью и смертью, субъекту открывается его истинное предназначение, если он не боится взглянуть «в лицо пропасти».

В 20-е гг. XX века в Германии возникает направление, которое собственно имело название философская антропология (М. Шелер и др.). Ее задачей было созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Основными вопросами для философии XX – начала XXI вв. остаются:

- проблема отчуждения человека (дефекта личности), когда субъект отстраняется от объективного мира. Человек «выпадает» из социальной жизни, где он всего лишь «функциональный механизм» и все больше зависим от «мира вещей»;

- антропологической катастрофы – гибели в человеке человеческого, в условиях массовой культуры и «общества потребления»;

- переоценки ценностей и смысла жизни.

 

Вывод: человек является предметом изучения философской антропологии. В истории философии сложилась антропологическая традиция – обращение к вопросам природы, сущности человека, смысла жизни, свободы, познания его бытия. Человек является сложным многомерным, постоянно развивающимся явлением мироздания. Эти обстоятельства и гносеологические трудности, когда человек является и субъектом и объектом познания не позволяют дать конкретного ответа на многие вопросы философской антропологии.

 



2015-11-27 1220 Обсуждений (0)
Тема 4.1. Проблема человека в философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.1. Проблема человека в философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)