Методологические и теоретические основы педагогики. Методы педагогических исследований. Системный подход к изучению педагогических процессов
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Общая методология педагогики предполагает учёт: § Основных положений и принципов материалистической диалектики; § Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся; § Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества; § Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку; § Основных категорий материалистической диалектики; § Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей; § Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях; § Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм - философская основа личностно-ориентированного образования). Специальная методология педагогики ориентирует на учёт: § Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него; § Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности; § Единства воспитания и самовоспитания личности. Частная методология педагогики предполагает учёт: § Закономерностей; § Принципов; § Методов обучения и воспитания. Основные методологические подходы в педагогике: 1. Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. 2. Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. 3. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию). 4. Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. 5. Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. 6. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. 7. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. 8. Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют: 1. Определить её действительные проблемы и способы их разрешения. 2. Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию). 3. Реализовать гуманистическую парадигму образования. 4. Выявить свою личностную позицию. Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности: § Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития); § Неповторимость; § Неоднозначность (т.к. влияют многие причины). Конечная цель педагогических исследований - установление закономерностей в педагогических процессах. Принципы выбора методов исследования: § Принцип адекватности метода существу изучаемого явления; § Принцип совокупности методов исследования. Классификация методов исследования: 1. Теоретические методы. 2. Научно-прикладные методы: 1. Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются: 1. По масштабу: § глобальный; § локальный; § микроэксперимент. 2. По цели: § констатирующий (изучаются существующие педагогические явления); -проверочный уточняющий (проверяется гипотеза); § формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления). 3. По месту проведения: § естественный; § лабораторный. 2. Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы: 1. Традиционно-педагогические методы: § наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость; § изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах; § изучение первоисточников; § изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.); § изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.); § беседа; § интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное. 2. Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений. 3. Методы изучения коллективных явлений (социологические): 1. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами. § Различают: § по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты); § по открытости (самостоятельный ответ); § закрытые (выбор из готовых вариантов). § Виды: § полные; § урезанные. § Типы: § пропедевтические; § контрольные. 2. Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев. 3. Статистические методы: § регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.); § ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.); § шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этапы педагогического исследования: 1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. 2. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования. 3. Построение рабочих гипотез. 4. Выбор методов исследования. 5. Проведения исследования и оформление результатов. 6. Внедрение в практику. Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса. Требования системного подхода таковы: 1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система. 2. Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике. 3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта. 4. Определяется структура и организация диагностируемого явления. Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса. Этапы опытно-экспериментальной работы включают в себя зондирующий эксперимент или пилотажное исследование, т.е. предварительное выяснение актуальности проблемы; констатирующий эксперимент, представляющий собой первичную диагностику экспериментальной и контрольной групп; формирующий эксперимент, и итоговая диагностика после его проведения и диагностирующий - анализ результатов формирующего эксперимента. Выводы: Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |