Становление и развитие железных дорог до 1917 года
Развитие железнодорожного транспорта в России joker - Втр, 04/14/2015 - 10:33 Становление и развитие железных дорог до 1917 года До середины XIX в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым транспортом. Первая рельсовая чугунная дорога была построена на Алтае в 1808-10 годах горным мастером П.К.Фроловым (Змеиногорская дорога). Железная дорога на паровой тяге протяженностью более 800 м была построена на Урале в 1834 г. крепостными механиками отцом и сыном Черепановыми. Первая железная дорога общего пользования пролегла между Петербургом и Царским Селом и была открыта для движения в 1837 г. Эта дорога серьезного экономического значения не имела, но она показала возможность применения в России нового вида транспорта — железнодорожного. Введенная в эксплуатацию в 1851 г. железная дорога Петербург — Москва доказала насущную необходимость строительства железных дорог для развития экономики страны. Это была первая в мире двухпутная магистраль такой большой протяженности (650 км). Вскоре после этого ее строитель инженер путей сообщения П.П. Мельников разработал перспективный план создания сети железных дорог, в котором предусматривалось соединение Москвы с промышленными центрами России и с южными портами, создание транспортной связи между крупнейшими реками, обеспечение вывоза угля из Донбасса и др. Хотя план Мельникова не был воплощен полностью, он послужил большим стимулом для развития железнодорожной сети России. В 1865 г. создается Министерство путей сообщения (МПС), и П.П. Мельников стал первым министром путей сообщения. До создания МПС основным органом управления железными дорогами было учрежденное в 1833 г. Главное управление путями сообщения и публичными зданиями. В его состав с 1842 г. входил Департамент железных дорог, который стал частью МПС. Крымская война и героическая оборона Севастополя в 1855 г. наглядно показали, что если бы была железнодорожная связь города- порта с другими районами страны и с центром, то последствия этой войны не были бы такими тяжелыми. Существует мнение, что в этом случае англичане и французы не решились бы на осаду Таким образом, железные дороги получали большое стратегическое значение как мощный фактор укрепления обороноспособности страны. Однако средств у государства было мало, и поэтому поощрялось строительство частных железных дорог. После ввода в эксплуатацию железной дороги Петербург-Москва для привлечения частного капитала к строительству железных дорог было создано акционерное Главное общество железных дорог, куда вошло много высокопоставленных акционеров, имевших большое влияние на решение государственных дел, касавшихся железнодорожного транспорта. Массовое строительство частных железных дорог требовало контроля за их деятельностью, поэтому в 1858 г. в Департаменте железных дорог учреждается должность главного инспектора частных железных дорог, в подчинении которого находились инспектора частных железных дорог, осуществляющие надзор над деятельностью правлений частных железных дорог, за соблюдением ими государственных интересов. Темпы железнодорожного строительства существенно увеличились, частная собственность на железнодорожном транспорте заняла главенствующее положение, государственные дороги передавались в частные руки. К 1885 г. почти 90 % сети (протяженность которой составляла 24 тыс. верст) находилось в частной собственности и эксплуатировалось акционерными обществами. К этому же времени все более явственно стали проявляться отрицательные факторы частного владения железными дорогами. Запущенное хозяйство, низкий уровень эксплуатации, слабая дисциплина и нечистоплотность (как тогда говорили «хапужничесгво») кадров — все это приводило к плохим экономическим результатам и не позволяло рентабельно эксплуатировать железные дороги. Поэтому большинство дорог субсидировалось государством. Это вполне устраивало хозяев дорог, которые еще и получали от государства гарантированный доход на вложенный капитал. Они не вдавались в детали эксплуатации и передоверяли все дела нанятым управляющим. Русско-турецкая война 1877—1878 годов показала полную неспособность частной железнодорожной сети обеспечить потребности государственной обороны. Все это привело к тому, что в 80-х годах по инициативе Александра III началась национализация (на условиях выкупа) железных дорог, и с тех пор частный капитал не играл в них главной роли. К 1900 г. 70 % железнодорожной сети (49,7 тыс. верст) находилось в руках государства. Однако управление железнодорожным транспортом на государственном уровне было в значительной степени разобщено. Сеть казенных и частных дорог регулировалась, управлялась и контролировалась тремя ведомствами: Путей сообщения, Финансов и Государственного контроля. Межведомственную координацию осуществляли Комитет министров и одновременно действующий Совет министров. МПС осуществляло основное управление железнодорожной сетью как в отношении общего надзора за строительством железных дорог и установлением правил безопасности движения, так и по регулированию взаимоотношений железных дорог с государством, с обществом и между собой. Министерство финансов не только отвечало за сбор налогов и исполнение бюджета, но и регулировало и управляло промышленностью, торговлей, устанавливало таможенные сборы. Кроме того, Минфин вел вопросы разработки уставов железнодорожных обществ, выпуска железнодорожных акций и облигаций, определял госзаказ на рельсы, вагоны и паровозы. С 1889 по 1917 г. в составе Минфина имелись Департамент железнодорожных дел, Совет по тарифным делам и Тарифный комитет. Государственный контроль следил за правильностью расходования средств на строительство железных дорог и на эксплуатацию. Таким образом, с момента возникновения железных дорог государство стремилось прочно держать в своих руках железнодорожное дело и формировало соответствующую политику в отношении железных дорог. Большую роль в развитии железнодорожного транспорта России сыграл известный государственный деятель того времени С.Ю. Витте. После окончания Одесского университета он пошел работать на железную дорогу, начав с должности помощника товарного кассира, и в короткое время, пройдя по ступеням эксплуатационной специальности, стал начальником эксплуатации Юго-Западных железных дорог. В результате его деятельности было приведено в порядок хозяйство железных дорог, упорядочена организация движения, улучшились технические и экономические показатели работы. Витте разработал систему железнодорожных тарифов, которая на много десятилетий стала основой тарифной политики железных дорог. Благодаря этому и по желанию Александра III С.Ю. Витте в 1889 г. был назначен директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов, а в 1892 г. стал министром путей сообщения. Перейдя в этом же году в Министерство финансов сначала управляющим, а затем министром, Витте разработал политику сосредоточения железных дорог в руках государства путем выкупа частных и строительства новых железных дорог за счет казны. При нем были выкуплены основные частные линии железнодорожной сети. В результате этого дефицит железных дорог стал снижаться, а с 1894 г. они стали приносить прибыль. В 1903 г. Витте становится председателем Комитета министров, который возглавляет до 1906 г. В 1905 г. за успешное заключение Портсмутского мирного договора с Японией получил титул графа. На каких бы постах С.Ю.Витте ни находился, он всегда был горячим сторонником развития железнодорожного транспорта. Таких темпов строительства железных дорог, какие были в последнее десятилетие XX в. в России, больше никогда не было. Только за этот период было построено более 20 тыс. км государственных железнодорожных линий. При нем началось строительство Транссиба, а затем и Китайско-Восточной железной дороги. В начале XX века Россия обладала внушительной по тем временам железнодорожной сетью — 70 тыс. км (в 1913 г. — 71,7 тыс. км), что поставило ее в ряд развитых государств. Таким образом, в среднем с начала строительства железных дорог в дореволюционный период за каждый год железнодорожная сеть прирастала примерно на тысячу километров. Анализ показывает, что на протяжении всего периода развития железнодорожного транспорта в XIX в. не утихала полемика по вопросу, какая форма собственности железных дорог более эффективна — государственная или частная. Были примеры успешного функционирования как государственных, так и частных железных дорог. Однако частные железные дороги имели более сложную систему управления, их сложнее было контролировать и подчинять государственным и стратегическим целям, они препятствовали созданию единой железнодорожной сети. Так, приказы и распоряжения МПС для частных дорог имели, как правило, не обязательный, а лишь рекомендательный характер. Частные железные дороги всегда отстаивали свои интересы, пренебрегая потребностями экономики в целом и соседних железных дорог. Экономическим, политическим и остальным условиям. России соответствовала государственная форма собственности на железные дороги, хотя государственные дороги зачастую обвиняли в низкой эффективности. Если до 80-х XIX в. годов концессии на строительство железных дорог частным предпринимателям выдавали на льготных условиях и под гарантированный государством доход, то с 1881 года картина меняется. Правительство (министр путей сообщения К.Н. Посьет) посчитало, что дешевле выкупить частные дороги, чем постоянно давать им ссуды и выплачивать гарантированные доходы. С этого времени стала проводиться политика выкупа железных дорог в государственную собственность и строительства их за государственный счет. Окончательно сложилась государственная политика по отношению к железнодорожному транспорту: вести строительство железных дорог как государственным, так и частным способом, однако частным дорогам ограничивать срок эксплуатации, после чего выкупать в государственную собственность. Были составлены планы выкупа частных дорог на десятки лет вперед, однако революция 1917 г. кардинально изменила ситуацию. В целом можно сделать вывод, что на начальном этапе железнодорожный транспорт, развитию которого государство уделяло особое внимание, дал резкий толчок росту экономики страны. С другой стороны, создание крупной национальной железнодорожной сети, приметной в составе мировой сети, объясняется тем, что в России проводилась целенаправленная государственная железнодорожная политика.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |