Советской власти (1917—1990 гг.)
За годы Первой мировой и Гражданской войн железнодорожное хозяйство России было разрушено и парализовано. После установления советской власти на основе бывшего МПС был создан Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), в ведение которого, помимо железнодорожного, были переданы вопросы управления водным транспортом и безрельсовыми наземными дорогами. В состав НКПС также входили управления: эксплуатационное, техническое, хозяйственно-материальное, финансовое, общих дел, мобилизационное, а также Центральный комитет по перевозкам. Положенные в основу управления работой железнодорожного транспорта в послереволюционный период принципы самоуправления и коллегиального руководства себя не оправдали. Проведенная в 1918 г. национализация транспорта требовала новых форм управления им. В декретах Совета Народных комиссаров 1918 и 1919 гг. устанавливались новые принципы управления транспортом: централизация, единоначалие, дисциплина труда. Запрещалось вмешательство нежелезнодорожных организаций в деятельность железнодорожников. В 1923 г. в составе наркомата бывшие управления по видам транспорта были преобразованы в центральные управления: транспорта железнодорожного (ЦУЖел), речного (ЦУРек), морского (ЦУМор), местного (ЦУМТ). В результате мер, предпринятых советской властью в первые годы мирного строительства, железнодорожный транспорт был полностью восстановлен, и уже к 1926 г. перевозки достигли довоенного уровня. Однако он все еще отставал от развития других отраслей народного хозяйства. Железные дороги были преимущественно однопутные, рельсы — легких типов, маломощные паровозы, 2-осные вагоны, имеющие винтовую цепку. В советское время государство уделяло железнодорожному транспорту большое внимание, признавая его громадное значение для развития экономики и благосостояния населения. О значении железных дорог говорил В.И. Ленин. В самые трудные годы разрухи в 1921 г. наркомом путей сообщения был назначен видный деятель того времени Ф.Э. Дзержинский, который приложил много сил по привлечению специалистов и восстановлению работы железных дорог. В 1924 г. он стал председателем Совета народных комиссаров. Неоднократно на всесоюзных съездах железнодорожников выступал И.В. Сталин. В 30-е годы наркомом путей сообщения долгое время был человек из его ближайшего окружения Л.М. Каганович. Индустриализация страны потребовала от железнодорожного транспорта увеличения провозных и пропускных способностей железнодорожных линий для освоения бурного роста грузовых и пассажирских перевозок. Это привело к необходимости как усиления и совершенствования его технической базы, так и повышения интенсивности использования подвижного состава. Транспорт стал «узким местом» в экономике страны. Совершенствование управления шло по линии усиления централизации. В 1930 г. правления железных дорог были заменены дирекциями во главе с директорами, действующими на принципах единоначалия. На дорогах были созданы эксплуатационные районы и внесены изменения в организационную структуру линейных предприятий. Впоследствии в составе эксплуатационных районов были организованы отделы тяги, пути, связи и сигнализации, планово-финансовый, труда и кадров. Однако излишняя централизация понижала роль дорог как самостоятельных транспортных единиц. В то же время в аппарате НКПС руководство рассредоточивалось по функциональным отделам и секторам, что нарушало принцип единоначалия и персональной ответственности. Поэтому в 1933 г. была проведена коренная перестройка органов управления железнодорожным транспортом. Основной хозяйственной единицей стала железная дорога, работающая на основе хозрасчета и возглавляемая начальником дороги. Деятельность эксплуатационных районов ограничивалась, главным образом, организацией движения. Линейные предприятия (депо, дистанции пути и связи) были подчинены непосредственно дороге, для управления ими были созданы соответствующие службы. Система хозрасчета расширилась и охватила не только дороги, но и эксплуатационные районы, депо и другие линейные предприятия. Для преодоления излишней централизации в 1940 году в НКПС, кроме существовавших ранее управлений эксплуатации, грузового, пути, паровозного, вагонного, пассажирского, сигнализации и связи, были созданы восемь управлений, ведавших работой групп дорог по направлениям: дальневосточному, урало-сибирскому, северо- западному, центральному, западному, южному, кавказскому, среднеазиатскому. Таким образом, этот период характеризуется поиском оптимальной степени централизации управления на железнодорожном транспорте, укреплением самостоятельности железных дорог, развитием системы хозрасчета. В период индустриализации народного хозяйства в ходе выполнения плана дальнейшего развития железнодорожного транспорта был изменен порядок планирования перевозок, разработаны прогрессивные нормы использования подвижного состава, внедрены новые технологические процессы работы станций, депо и других подразделений. В этот период было построено более 13 тыс. км новых и 9 тыс. км вторых путей, получено 12 тыс. паровозов и 300 тыс. вагонов, началось внедрение автотормозов, создавались условия для значительного повышения веса составов и увеличения скорости движения поездов. К концу 1940 г. сеть железных дорог Советского Союза увеличилась по сравнению с дореволюционным периодом в 1,5 раза и составила 106,1 тыс. км. Объем перевозок возрос по грузовому движению в 6,4 раза и по пассажирскому — в 3,3 раза. В локомотивном парке преобладали мощные паровозы, в массовом количестве поступали 4-осные вагоны, более половины парка которых имели автоматические тормоза, свыше трети были оборудованы автоматической сцепкой. На основных направлениях сети были уложены рельсы тяжелых типов, применялась автоблокировка, на станциях внедрялась электрическая централизация стрелок и сигналов, на многих сортировочных станциях сооружены механизированные горки. В годы Великой Отечественной войны управление работой железнодорожного транспорта осуществлялось по законам военного времени. В феврале 1942 г. при Государственном комитете обороны (ГКО) для координирования работы всех видов транспорта, более четкого регулирования перевозок был образован Транспортный Комитет под председательством И. В. Сталина, в который вошли руководители транспортных наркоматов, начальник тыла Красной Армии, начальник Управления военных сообщений (УП ВОСО). Комитет занимался всеми вопросами организации и осуществления перевозок разными видами транспорта, разрабатывал мероприятия по улучшению материальной базы и обеспечению всей транспортной системы страны материально-техническими средствами. В 1942 г. были ликвидированы дорожные территориальные управления НКПС и образовано Центральное управление движения (ЦД) НКПС. Наркомом путей сообщения был назначен заместитель наркома обороны, начальник тыла Красной Армии А.В. Хрулев (с сохранением за ним занимаемых должностей). Это позволило консолидировать усилия двух наркоматов и направить их на полное подчинение железных дорог нуждам фронта и экономики военного времени. С первых дней Великой Отечественной войны железные дороги выдерживали огромную нагрузку. В сжатые сроки они выполнили небывалый объем перевозок по перебазированию промышленности и эвакуации населения в восточные районы страны. За четыре года войны железнодорожному транспорту страны был причинен огромный материальный ущерб. Было разрушено 65 тыс. км линий, 13 тыс. мостов, 4100 станций, 317 локомотивных депо. Но уже в первую послевоенную пятилетку транспорт был полностью восстановлен и даже получил дальнейшее развитие. К концу 1948 г. грузооборот железных дорог превысил размеры довоенного 1940 г. Необходимость перевода работы железнодорожного транспорта в режим мирного времени повлекла в годы послевоенной пятилетки (1946—1950 гг.) перестройку системы управления. Наркомат был преобразован в Министерство путей сообщения. Вся сеть дорог была поделена на десять округов, в которые входили группы дорог, обслуживающих крупные экономические районы страны. В составе дорог были созданы отделения железной дороги, в которые вошли на правах отделов отраслевые отделения (движения, тяги и др.). Вагонные участки, участки пути и другие были подчинены соответствующим отделам отделений дорог. На отделение дороги было возложено руководство хозяйственно-производственной и финансовой деятельностью всех линейных предприятий и организаций, находящихся в границах отделения, кроме учреждений общедорожного значения. Параллельно происходило укрупнение железных дорог и отделений. На фоне этого округа оказались излишней структурой и в 1951 году были упразднены. Укрупнение дорог и отделений дало возможность более комплексно развивать различные отрасли железнодорожного транспорта, достигать большего экономического эффекта в организации эксплуатационной работы, лучше использовать преимущества электрической и тепловозной тяги, более качественно руководить многоотраслевым хозяйством. Если в 1950 г. железнодорожная сеть состояла из 56 железных дорог, то в 1960 г. их стало 35, а в 1970 — 26. Однако жизнь показала, что некоторые дороги претерпели излишнее укрупнение, и к концу 80-х годов сеть состояла из 32 дорог. В послевоенный период принимались меры по повышению уровня экономической работы железных дорог, так как действовавшие в этот период тарифы не покрывали себестоимость перевозок. Поэтому в 1949 г. были введены новые тарифы и произошел возврат к довоенной системе распределения доходов между дорогами в соответствии с фактически выполненной работой по перевозке грузов. В этот же период шло интенсивное строительство новых линий и усиление существующих. Проведена коренная реконструкция локомотивного и вагонного хозяйств. В локомотивном хозяйстве была полностью ликвидирована паровозная тяга, и весь железнодорожный транспорт был переведен на прогрессивные виды тяги — электровозную и тепловозную. Постепенно электровозы приняли на себя большую часть перевозочной работы. В вагонном хозяйстве ликвидированы двухосные вагоны и винтовая сцепка. Вагонный парк был укомплектован 4-осными вагонами улучшенных конструкций и полностью оснащен автотормозами и автосцепкой. Широко внедрялись устройства автоблокировки, электрической централизации стрелок (ЭЦ), диспетчерской централизации (ДЦ). Большая заслуга в этом принадлежит министру путей сообщения Б.П. Бещеву, работавшему в этой должности 29 лет (с 1948 по 1977 г.). За это время протяженность сети увеличилась на 23,5 тыс. км, грузооборот возрос почти в 10 раз. За заслуги перед государством Б.П. Бещеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. К 1958 г. сложилась четырехступенчатая система управления железнодорожным транспортом: МПС—железная дорога—отделение дороги—линейное предприятие. Она основана на территориальноотраслевом принципе. До этого система управления базировалась только на отраслевом принципе. Развитие железнодорожного транспорта осуществлялось по трем основным направлениям: строительство новых линий и вторых путей, техническое перевооружение железных дорог на основе достижений научно-технического прогресса, совершенствование методов управления эксплуатационной работой. Ведущим звеном технического перевооружения железнодорожного транспорта явилась реконструкция тяги — электрификация и перевод на тепловозную тягу. В соответствии с Генеральным планом электрификации железных дорог (1956 г.) созданы самые протяженные в мире электрифицированные магистрали Москва — Иркутск — Дальний Восток, Ленинград — Москва — Тбилиси — Ереван, Москва — Киев — Чоп. Перевод железных дорог на прогрессивные виды тяги, поставка вагонов на роликовых подшипниках, усиление верхнего строения пути позволили значительно повысить весовые нормы и скорости движения поездов, нарастить провозную способность железнодорожных линий, сократить расходы на топливо и на содержание локомотивов, снизить себестоимость перевозок. На железных дорогах стали эксплуатировать мощные магистральные тепловозы 2ТЭ10Л, 2ТЭ116, 2ТЭ10М мощностью 6000 л.с. для грузового движения, ТЭП60, ТЭП75 — для пассажирского. Были разработаны образцы тепловоза 2ТЭ121 мощностью 8000 л.с. На маневровой работе получили распространение тепловозы ТЭМ-2, ЧМЭ-3, ТЭМ-7. На электрифицированных железных дорогах работали электровозы переменного (ВЛ60, ВЛ80) и постоянного (ВЛ10, ВЛ11, ВЛ15) тока, которые позволяют водить тяжеловесные поезда с повышенной скоростью. Постоянно растущие объемы перевозок требовали совершенствования методов эксплуатации железных дорог и управления эксплуатационной работой. Из года в год проводилась большая работа по улучшению плана формирования и графика движения поездов, технологии сортировочных станций, технического нормирования грузовых перевозок, регулирования вагонного и локомотивного парка. Благодаря централизованной системе управления эксплуатационной работой оборот вагона доходил до 5,23 сут. (1965 г.), что было недостижимо для железных дорог любой другой страны. Итогом развития железнодорожного транспорта за 25 послевоенных лет стали впечатляющие результаты. К 1970 г. железные дороги СССР выполняли более 65 % грузооборота в стране (2494,7 млрд, т-км) и почти 50 % пассажирооборота (273,5 млрд пасс.-км). Однако недостаточное финансирование железнодорожного транспорта не позволяло в полной мере обновлять технические средства и развивать железнодорожную сеть необходимыми темпами. Поэтому уже в 70-е годы на железнодорожном транспорте возникают трудности в освоении постоянно растущих перевозок, связанные, в основном, с нехваткой провозной способности основных магистралей. В дальнейшем эти трудности усугубились вследствие ухудшения состояния пути и подвижного состава. К 1990 г. протяженность (эксплуатационная длина) сети железных дорог Советского Союза превысила 148 тыс. км. Сеть включала в себя 32 железные дороги. Таким образом, на каждый год советской власти приходится в среднем прирост железнодорожной сети в 1 тыс. километров. Для оперативного управления перевозками на сети железных дорог на базе ЭВМ была создана отраслевая автоматизированная система управления железнодорожным транспортом, в рамках которой были введены в эксплуатацию Главный вычислительный центр МПС, вычислительные центры железных дорог, железнодорожных узлов, сортировочных станций; системы автоматизации билетно-кассовых операций в пассажирском движении «Экспресс». ЭВМ нашли широкое применение для планирования и технического нормирования перевозочного процесса, автоматизации технологических процессов на станциях, а также для обработки учетно-статистических данных.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |