Коммуникативный компонент общения
Существуют три стороны общения: 1) Коммуникативная (обмен информацией); 2) Перцептивная (восприятие друг друга); 3) Интерактивная (обмен информацией и организация совместных действий). Коммуникативная сторона общения – взаимодействие субъекта с субъектом общения. Характеризуется сходной системой кодирования. Состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Виды: вербальная (универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности); невербальная (кинесика: жесты, мимика, пантомимика; паралигвистика: вокализация; экстралигвистика: пауза, покашливание, плач, смех; проксемика (пространственная система общения); визуальное общение; ольфакторное общение).
2. Механизмы обратной связи Коммуникатор - лицо, передающее информацию, реципиент – лицо, получающее эту информацию. Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод.
Механизмы взаимодействия Идентификация - мысленный процесс уподобления себя партнеру; Эмпатия – способность к сопереживанию; Рефлексия – осмысление того, как нас видят другие; Межличностная аттракция – это процесс формирования привлекательности для другого человека; Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция - стремление к выяснению причин поведения субъекта).
Барьеры коммуникации Психологически-индивидуальные особенности: застенчивость, скрытность и т.д. Социальные: политические взгляды, религиозные и т.д.
4. Каналы коммуникации представляют собой средства, с помощью которых субъект коммуникации передает сообщение целевой аудитории. · экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук, тела и т.д.) · предметно-действенные средства (предметные движения, позы, приближения, удаления, вручение предметов, притягивание или отталкивание человека и т.д.) · речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Выделяют также: · Прямые каналы коммуникации позволяют передать информацию непосредственно от информатора к информируемому лицу, непрямые каналы коммуникации осуществляют опосредованную передачу информации. · Официальные каналы коммуникации предоставляют возможность осуществлять информационное взаимодействие с официальными органами, а неофициальные каналы коммуникации оперируют непроверенной, неофициальной информацией посредством распространения слухов или обмена мнениями.
18. Психология общения. Структурные компоненты общения.
Психология общения – это наука, которая занимается изучением и решением проблем общения и взаимоотношений людей. Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую. Интерактивнаясторона общения (от слова "интеракция" – взаимодействие) фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем подробнее эти особенности.
Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию - реципиентом), а именно обменивается.
Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.
19. Интерактивный компонент общения. Типы взаимодействия. Модель убеждающего воздействия Г. Лассуэлла. Трансактный анализ Э. Берна.
1. Существуют три структурных компонента общения: 1) Коммуникативный (обмен информацией); 2) Перцептивный (восприятие друг друга); 3) Интерактивный (обмен информацией и организация совместных действий). Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" – взаимодействие) фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий. 2. Типы взаимодействияв процессе общения:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6530)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |