Ролевая структура группы
В 1957г. Р. Шиндлер, изучая ролевую структуру группы, описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну реже встречающуюся роль: 1. лидер – наиболее референтное лицо в группе, это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения. Он побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу. 2. эксперт – человек, который имеет специальные знания, навыки и способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение всегда самокритично и рационально. 3. пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с лидером. 4. самый «крайний» член, который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого–то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется и объединяется с 5-й ролью (оппозиционера), чем провоцирует группу. 5. оппозиционер – противник, активно выступающий против лидера. 21. Психология групп и коллективов (А.В. Петровский, Г.Г. Дилигенский, А.И. Донцов).
Развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.
22. Социальный статус и роль личности в группе. Статус и ролевые экспектации. Типы ролей в группе. Официальная и неофициальная структура ролей в группе. Ролевые конфликты.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных
23. Виды конфликтов. Структура конфликта. Стратегии поведения в конфликте. Конфликт (от лат. conflictu – ссора, столкновение, спор) – столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. В структуре конфликта выделяют: § объект (предмет спора); § субъекты (отдельные индивиды, группы, организации); § условия протекания конфликта; § масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный); § стратегии и тактики поведения сторон; § исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание). В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая: 2.противоположные цели и средства достижения целей; 3. несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Виды конфликтов: · межличностные; · внутриличностные · между личностью и группой; · внутригрупповые; · между малыми и большими социальными общностями; · межэтнические; · межгосударственные. 2 классификация: конструктивные ( внимание на поступки) и деструктивные (оперирование к личности) Стратегии поведения в конфликте
24. Социальное влияние и социальная власть. Власть и контроль. Феномен власти и лидерство. Виды власти.
Соц. Власть - отношение господства и подчинения между субъектами власти, которая возникает в любой общности людей и опирается на принуждение. Соц. Влияние - направленная и преднамеренная попытка изменить чьи-либо убеждения и поведение. Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей Власть – любая возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению других людей и независимо от того, на чем подобная возможность основана. Анализируя категорию власти, необходимо помнить о двух соотношениях: 1) для большей эффективной деятельности организации внутри нее – несколько ветвей власти, уравновешивающихся между собой; 2) для повышения организационной эффективности объем власти какого-либо субъекта организации должен быть равен его ответственности. Любое определение власти всегда должно включать несколько моментов: - отношения власти всегда подразумевают наличие двух партнеров; - приказ осуществляющего власть всегда сопровождается угрозой в случае неповиновения; - необходимость подчинения осуществляющему власть, которая, как правило, выражается в приказе. - наличие некоторых организационных норм, которые определяют, что у отдающего приказы есть на это право, а у подчиненного существует обязанность подчиниться. Ответственность – это обязательства выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение без нанесения какого-либо ущерба другим членам организации. Авторитет – общепризнанное неформальное поведение какого-либо лица, группы людей или организации в какой-либо сфере общественной жизни, которое основывается на знаниях, моральных достоинствах, и приобретенном жизненном опыте. Авторитет выражается в способности направлять, не прибегая к принуждению, мысли или поступки другого человека. Разновидности авторитета: 1) формальный – обусловлен набором властных полномочий, который дает ему занимаемый пост в организации. Объем формального авторитета у руководителя – 65%; 2) психологический – моральный: зависит от нравственных качеств руководителя; 3) функциональный – компетентность, деловые качества, его отношение к собственной профессиональной деятельности. Контроль – совокупность мероприятий, средств и механизмов, направленных на обеспечение и соблюдения работниками предписанных норм, программ и правил. Существует три разновидности контроля: 1) упреждающий; 2) текущий контроль по отклонению; 3) контроль результирующий. Причины, побуждающие людей участвовать во властных отношениях: 1) воля к власти – социальный мотив, потребность человека; 2) организационный макиавеллизм: лучший способ управления (манипулирования людьми) – говорить им то, что они хотят услышать. Человек, доверяющий другому в организационном пространстве, напрашивается на неприятности: никогда не следует говорить людям об истинных причинах своих поступков, если это невыгодно: необходимость лести значимым людям в организации. Проявления организационного макивеаллизма в организационном пространстве: а) использование хитрости и обмана в межличностных отношениях; б) циничный взгляд на других людей в организационном пространстве; в) пренебрежение моральными нормами и приличием; г) Локус – контроль человека – вера человека в возможность управления событиями окружающей его жизни; д) склонность людей к риску. Чем больше склонен человек к риску, тем больше он склонен к участию во властных отношениях.
Виды власти
1)Власть, основанная на принуждении; 2)Власть, основанная на вознаграждении; 3)Экспертная власть; 4)Эталонная власть; 5)Законная власть;
Лидерство Теории «героев» и «теории черт»
Теории данной группы — из разряда древнейших. Только кратко упомянем некоторые их истоки. Как известно, значительная часть политико-психологических черт лидерства детерминирована культурой. Относительно поздние представители «героической» теории (Т. Карлайл, Е.Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.) рассматривали героев (по их мнению, история — это творение «героев», великих людей) для выделения качеств, «передающихся по наследству» и «способствующих завлечению масс». Отметим основные качества, необходимые лидеру в рамках этого подхода: • сильное стремление к ответственности и завершению дела; • энергия и упорство в достижении цели; рискованность и оригинальность в решении проблем; • инициативность; • самоуверенность; • способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения; • желание принять «на себя» все последствия действий и решений; • способность противостоять фрустрации и распаду группы. Теории среды Основное положение теорий среды гласит: лидерство является функцией окружения, т.е. определенного времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Эта теория полностью игнорировала индивидуальные различия людей, приписывая их требованиям среды. Так, по Е.С. Богардусу, тип лидерства в группе зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать. Личностно-ситуационные теории Эта группа теорий является симбиозом двух предыдущих: в ее рамках одновременно рассматриваются и психологические черты лидера, и условия, в которых происходит процесс лидерства. Теории взаимодействия-ожидания Согласно взглядам Дж.С. Хоманса и Дж.К. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, и с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |