Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ролевая структура группы



2015-11-27 4214 Обсуждений (0)
Ролевая структура группы 5.00 из 5.00 5 оценок




В 1957г. Р. Шиндлер, изучая ролевую структуру группы, описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну реже встречающуюся роль:

1. лидер – наиболее референтное лицо в группе, это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения. Он побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу.

2. эксперт – человек, который имеет специальные знания, навыки и способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение всегда самокритично и рационально.

3. пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с лидером.

4. самый «крайний» член, который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого–то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется и объединяется с 5-й ролью (оппозиционера), чем провоцирует группу.

5. оппозиционер – противник, активно выступающий против лидера.

21. Психология групп и коллективов (А.В. Петровский, Г.Г. Дилигенский, А.И. Донцов).

 

Развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.
Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами.
Признаки: 1)объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей); 2)наличие добровольного характера объединения; 3)целостность (коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления); 4)особая форма взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Психологическая теория коллектива, разработанная А.В. Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
По Донцову: Главные отличительные признаки со-циальной группы : 1) включенность человеческой общности в более широкий социальный контекст 2) наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находиться в ней, отвечающего интересам всех ее участников и спо-собствующего реализации потребностей каждого; 3) сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний; 4) длительность существования, достаточная для воз-никновения не только специфического языка и каналов внутригруп-повых коммуникаций, но и коллективных истории 5) раз-деление и дифференциация функциональных ролей 6) наличие органов (инстанций) планирования, координации, кон-троля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения7) осозна-ние участниками своей принадлежности к группе, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие»)
Г. Г. Дилигенский считает, что психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным же в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследование путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.

 

22. Социальный статус и роль личности в группе. Статус и ролевые экспектации. Типы ролей в группе. Официальная и неофициальная структура ролей в группе. Ролевые конфликты.

 

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных
взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Социальный статус – место индивида в системе групповой жизни; некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективное восприятие его другими членами группы. Социальная роль – динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности; функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; фиксация определенного положения, которой занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
Ролевые экспектации –ожидания группы по поводу качества выполнения индивидом тех функций, которые предписаны его ролью; система групповых ожиданий - всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими, в частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций.
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
•​Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.
•​Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Современная психология выделяет официальную и неофициальную структуру взаимоотношений в коллективе. Официальная структура представляет собой систему позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого индивида и особенностями данной группы. Неофициальная структура группы отображает тот реальный факт, что человек - это всегда целый комплекс социальных ролей, где официальная роль, специфическая для конкретной группы, - лишь одна из них.
Ролевые конфликты – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями; возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение). Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

 

23. Виды конфликтов. Структура конфликта. Стратегии поведения в конфликте.

Конфликт (от лат. conflictu – ссора, столкновение, спор) – столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

В структуре конфликта выделяют:

§ объект (предмет спора);

§ субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

§ условия протекания конфликта;

§ масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

§ стратегии и тактики поведения сторон;

§ исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая:
1. противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;

2.противоположные цели и средства достижения целей;

3. несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

 

Виды конфликтов:

· межличностные;

· внутриличностные

· между личностью и группой;

· внутригрупповые;

· между малыми и большими социальными общностями;

· межэтнические;

· межгосударственные.

2 классификация: конструктивные ( внимание на поступки) и деструктивные (оперирование к личности)

Стратегии поведения в конфликте
Стратегия взаимодействия – совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.
Приспособление – сглаживание противоречий, перестройка своих позиций.
Компромисс – урегулирование разногласий через уступки.
Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.
Избегание (уклонение) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.
Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

 

24. Социальное влияние и социальная власть. Власть и контроль. Феномен власти и лидерство. Виды власти.

 

Соц. Власть - отношение господства и подчинения между субъектами власти, которая возникает в любой общности людей и опирается на принуждение.

Соц. Влияние - направленная и преднамеренная попытка изменить чьи-либо убеждения и поведение.

Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей

Власть – любая возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению других людей и независимо от того, на чем подобная возможность основана.

Анализируя категорию власти, необходимо помнить о двух соотношениях:

1) для большей эффективной деятельности организации внутри нее – несколько ветвей власти, уравновешивающихся между собой;

2) для повышения организационной эффективности объем власти какого-либо субъекта организации должен быть равен его ответственности.

Любое определение власти всегда должно включать несколько моментов:

- отношения власти всегда подразумевают наличие двух партнеров;

- приказ осуществляющего власть всегда сопровождается угрозой в случае неповиновения;

- необходимость подчинения осуществляющему власть, которая, как правило, выражается в приказе.

- наличие некоторых организационных норм, которые определяют, что у отдающего приказы есть на это право, а у подчиненного существует обязанность подчиниться.

Ответственность – это обязательства выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение без нанесения какого-либо ущерба другим членам организации.

Авторитет – общепризнанное неформальное поведение какого-либо лица, группы людей или организации в какой-либо сфере общественной жизни, которое основывается на знаниях, моральных достоинствах, и приобретенном жизненном опыте.

Авторитет выражается в способности направлять, не прибегая к принуждению, мысли или поступки другого человека.

Разновидности авторитета:

1) формальный – обусловлен набором властных полномочий, который дает ему занимаемый пост в организации. Объем формального авторитета у руководителя – 65%;

2) психологический – моральный: зависит от нравственных качеств руководителя;

3) функциональный – компетентность, деловые качества, его отношение к собственной профессиональной деятельности.

Контроль – совокупность мероприятий, средств и механизмов, направленных на обеспечение и соблюдения работниками предписанных норм, программ и правил.

Существует три разновидности контроля:

1) упреждающий;

2) текущий контроль по отклонению;

3) контроль результирующий.

Причины, побуждающие людей участвовать во властных отношениях:

1) воля к власти – социальный мотив, потребность человека;

2) организационный макиавеллизм: лучший способ управления (манипулирования людьми) – говорить им то, что они хотят услышать. Человек, доверяющий другому в организационном пространстве, напрашивается на неприятности: никогда не следует говорить людям об истинных причинах своих поступков, если это невыгодно: необходимость лести значимым людям в организации.

Проявления организационного макивеаллизма в организационном пространстве:

а) использование хитрости и обмана в межличностных отношениях;

б) циничный взгляд на других людей в организационном пространстве;

в) пренебрежение моральными нормами и приличием;

г) Локус – контроль человека – вера человека в возможность управления событиями окружающей его жизни;

д) склонность людей к риску. Чем больше склонен человек к риску, тем больше он склонен к участию во властных отношениях.

 

Виды власти

 

1)Власть, основанная на принуждении; 2)Власть, основанная на вознаграждении; 3)Экспертная власть; 4)Эталонная власть; 5)Законная власть;

 

Лидерство

Теории «героев» и «теории черт»

 

Теории данной группы — из разряда древнейших. Только кратко упомянем некоторые их истоки. Как известно, значительная часть политико-психологических черт лидерства детерминирована культурой. Относительно поздние представители «героической» теории (Т. Карлайл, Е.Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.) рассматривали героев (по их мнению, история — это творение «героев», великих людей) для выделения качеств, «передающихся по наследству» и «способствующих завлечению масс».

Отметим основные качества, необходимые лидеру в рамках этого подхода:

• сильное стремление к ответственности и завершению дела;

• энергия и упорство в достижении цели; рискованность и оригинальность в решении проблем;

• инициативность;

• самоуверенность;

• способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;

• желание принять «на себя» все последствия действий и решений;

• способность противостоять фрустрации и распаду группы.

Теории среды

Основное положение теорий среды гласит: лидерство является функцией окружения, т.е. определенного времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Эта теория полностью игнорировала индивидуальные различия людей, приписывая их требованиям среды. Так, по Е.С. Богардусу, тип лидерства в группе зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

Личностно-ситуационные теории

Эта группа теорий является симбиозом двух предыдущих: в ее рамках одновременно рассматриваются и психологические черты лидера, и условия, в которых происходит процесс лидерства.

Теории взаимодействия-ожидания

Согласно взглядам Дж.С. Хоманса и Дж.К. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, и с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия.



2015-11-27 4214 Обсуждений (0)
Ролевая структура группы 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Ролевая структура группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)