Раздел 3 Классификация розничных и оптовых торговых организаций
Торговая структура в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта является ключевым звеном товарного рынка, способным к обеспечению значительных логистических эффектов в сфере закупочной и сбытовой логистики. Следует учитывать, что коммерческая деятельность торговых организаций имеет ряд характерных особенностей. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависят от ее формата, хозяйственной самостоятельности (степени подключенности к торговым сетям), типа, размера, технической оснащенности, степени логистизации, места расположения и других факторов. Осуществляя свои функции, торговые структуры обеспечивают: • развитие производства путем оптимизации коммерческой работы по заключению долгосрочных договоров, фьючерсных контрактов, единовременных заказов на производство и поставку товаров и т. д., тем самым стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции; в совершенствование транспортного и складского обеспечения торгово-производственных процессов на основе развития логистических принципов взаимодействия; • денежное распределение через развитие финансово-кредитной системы, установление уровня и соотношения цен на товары на основе балансировки спроса и предложения; • удовлетворение комплекса потребностей покупателей за счет применения постоянно развивающихся форм и методов торгового обслуживания, реализации эффективных маркетинговых (рекламных) и логистических мероприятий. Торговые структуры достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, степени подключенности зарубежных партнеров, масштабов и профиля деятельности. Однако при всем многообразии они могут подразделяться на упорядоченные группы в зависимости от выбранных классификационных критериев. Классификация позволяет решить ряд вопросов, в том числе: • определить место каждого предприятия и его цели в общей системе торговой отрасли; • систематизировать и распределять предприятия по родственным признакам; • правильно оценить и сопоставить эффективность деятельности предприятий. Торговые структуры можно классифицировать с позиции гражданско-правовых норм, принятых государством для регулирования деятельности всех хозяйствующих субъектов, т. е. правового положения предприятия; по количественным критериям; по виду и характеру торгово-хозяйственной деятельности. Масштабы той или иной торговой организации оказывают определяющее влияние на ее деятельность. Необходимо знать экономические преимущества и недостатки различных по размеру структур, а также учитывать взаимосвязь развития бизнеса, его логистизации и выработки эффективной рыночной стратегии, исходя из масштабов функционирования. Крупные торговые компании с экономической точки зрения наиболее сильны, поскольку имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить углубленные маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для логистической реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в хозяйственной среде. Более того, они достаточно инертны в развитии экономической стратегии, отличаются громоздким управленческим аппаратом, а материальные стимулы работников не всегда связаны с конечными результатами. Средние торговые организации действуют, как правило, в пределах сравнительно узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Их товары обладают уникальными характеристиками, ориентированными на круг постоянных потребителей. Это защищает их от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Коммерческая активность здесь обычно выше, чем в крупных компаниях, ибо требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса. Но вместе с тем отсутствует возможность быстро переключать деятельность на другие товары, поскольку незначителен выбор ассортимента. Существует зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей, а также риск потери ноу-хау. Мелкие торговые звенья приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние предприятия. Для этих структур характерны: простота в организации товародвижения и учета; работа на местный рынок; высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров; более экономное использование ресурсов; незначительные управленческие расходы; повышенная скорость оборота капитала; заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы конкурентоспособности. Известно, что в зависимости от выполняемых функций выделяют такие основные группы, как организации розничной и оптовой торговли. Каждая из этих торговых подсистем имеет свои признаки классификации. По товарной специализации выделяют торговые организации: • смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами; • специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткань, обувь, игрушки и т. п.); • узкоспециализированные, их ассортимент включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская обувь и т. п.), так называемые category killers; • комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (трикотаж-галантерея и т. п.); • универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты). По формам обслуживания различают структуры: с индивидуальным обслуживанием покупателей; по методу самообслуживания; реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и т. п. По видам и особенностям устройства торговые структуры подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски и др. По функциональным особенностям выделяются стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и прочие. В зависимости от преимущественного контингента обслуживаемых потребителей выделяют предприятия для детей, женщин, молодежи, а также тематические предприятия, отражающие интересы покупателей («Автолюбитель», «Садовод» и т.п.). В последние годы в качестве комплексной характеристики розничных торговых структур используется такое понятие, как «формат торговли». Формат включает совокупность параметров, определяющих принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов. В состав форматообразующих характеристик можно включить: площадь торгового зала; количество расчетно-кассовых узлов; площадь складских, вспомогательных, офисных помещений; присутствующие в ассортименте категории товара, ширину ассортимента; количество позиций в категориях, глубину ассортимента; долю товара, производимого специально для данного предприятия («марки продавца»); наличие собственного производства продукции (для продовольственного сектора); форму обслуживания (самообслуживание и традиционно «через прилавок»); предоставляемый сервис; часы работы; списочное количество персонала; оборот за день, месяц, год; оборот с единицы площади; среднее количество покупок в день; уровень цен на базовые позиции ассортимента. Заметим, что очень важным обстоятельством является включенность предприятия в торговую сеть. Отдельные форматы по достижении «критической массы» показателей могут успешно действовать только в сетевом варианте.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |