Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы анализа дебиторской и кредиторской задолженностью





Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:

1. выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем;

2. расчет этих показателей;

3. сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы;

4. использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо важное значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.

Анализ задолженности - составная часть оценки ликвидности предприятия, его способности погашать свои обязательства.

Цель анализа дебиторской и кредиторской задолженности выявить суммы оправданной и неоправданной задолженности; изменения за анализируемый период, реальность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, причины и давность образования дебиторской задолженности.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по данным финансовой отчетности предприятия включает:

· анализ динамики и структуры долговых обязательств;

· анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;

· анализ влияния долговых обязательств на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость предприятия.

Основными источниками информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности служат бухгалтерский баланс, приложение к балансу «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (Форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу «Форма №5» (включающая разделы о движении заемных средств и данные о дебиторской и кредиторской задолженности), оборотные ведомости, карточки аналитического учета, данные инвентаризации, первичные документы, журналы-ордера и ведомости синтетического учета, в которых отражается движение соответствующих платежей, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам, действующие нормативные документы, определяющие ставки и льготы при производстве расчетов по направлениям платежей, другие отчетные формы.



Все фирмы стремятся осуществлять продажу своих товаров или услуг на условиях немедленной оплаты, но под влиянием конкуренции продавцам часто приходится соглашаться на отсрочку платежей. Возникающая при этом дебиторская задолженность может привести как к дефициту оборотных средств, так и служить действенным инструментом увеличения товарооборота продавца. Поэтому особенное значение приобретают методики анализа данного актива компании и разработанные на этой основе приёмы, позволяющие эффективно управлять дебиторской задолженностью.

Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:

- проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;

- проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;

- проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;

- проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;

- разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

Для анализа оборачиваемости дебиторской задолженности используются показатели:

1) оборачиваемость дебиторской задолженности;

2) срок погашения дебиторской задолженности;

3) доля дебиторской задолженности в текущих активах;

4) доля сомнительной задолженности.

Оборачиваемости дебиторской задолженности:

(1)

где ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности

Вр – выручка от реализации продукции

СДЗ – средняя дебиторская задолженность.

Рост оборачиваемости дебиторской задолженности показывает относительное уменьшение коммерческого кредитования и наоборот. Желательна максимизация этого показателя. Повышение показателя свидетельствует об улучшении управления дебиторской задолженностью. Оборачиваемость дебиторской задолженности, может быть рассчитана и в днях. Этот показатель отражает среднее число дней, необходимое для её возврата.

Период погашения дебиторской задолженности

(2)

где ППДЗ – период погашения дебиторской задолженности.

Следует иметь в виду, что, чем больше период отсрочки погашения задолженности, тем выше риск ее непогашения. Поэтому снижение этого показателя оценивается как положительная тенденция.

При проведении анализа целесообразно также рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов и долю сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности.

Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств рассчитывается по формуле:

(3)

где ДЗакт – доля дебиторской задолженности в текущих активах

Та – текущие активы.

Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества организации.

Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов:

(4)

где ДДЗсомн – доля сомнительной дебиторской задолженности;

ДЗсомн – сомнительная дебиторская задолженность.

Последний показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.

Анализ дебиторской задолженности необходимо дополнить анализом кредиторской задолженности.

В отличие от дебиторской задолженности, являющейся частью имущества предприятия, долги кредиторам служат одним из источников его формирования. Источник этот в пределах обусловленного договором срока бесплатный для потребителя, а зачастую бесплатный вообще, поскольку многие кредиторы до последнего времени не применяют штрафных санкций за просрочку платежей.

В связи с этим кредиторская задолженность становится наиболее выгодным для потребителей способом кредитования. Однако есть небольшое «но», особенно когда должнику не удалось уплатить по счетам контрагентов в срок. Накопленные просроченные долги кредиторам грозят неисправному плательщику потерей доверия контрагентов, банков, инвесторов и в конечном счете угрожают банкротством. С помощью финансово-экономического анализа необходимо найти тот порог допустимой задолженности, который позволяет воспользоваться ее преимуществами, но не дает перейти черту, за которой следуют потеря делового имиджа и связанные с этим негативные последствия.

Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности. Анализ проводится по данным аналитического учета расчетов с поставщиками.

В процессе анализа рассчитываются и оцениваются в динамике показатели оборачиваемости кредиторской задолженности, которые характеризуют число оборотов этой задолженности в течении анализируемого периода.

Доля кредиторской задолженности определяется отношением кредиторской задолженности к текущим пассивам:

,(5)

где Дкз - доля кредиторской задолженности

Кз - кредиторская задолженность

Тп - текущие пассивы

Средняя кредиторская задолженность:

(6)

где КЗ н.п. - кредиторская задолженность на начало отчетного периода

КЗ к.п. - кредиторская задолженность на конец отчетного периода.

Оборачиваемость кредиторской задолженности:

(7)

где ОКЗ – оборачиваемость кредиторской задолженности

ВР – выручка от реализации продукции

СКЗ – средняя кредиторская задолженность.

Отражает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост ОКЗ означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, а снижение - расширение покупок в кредит.

Период погашения кредиторской задолженности:

(8)

где – период погашения кредиторской задолженности.

Характеризует средний срок возврата коммерческого кредита предприятием.

 


2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Центавр Плюс»

 




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)