Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периоды развития философии



2015-11-27 573 Обсуждений (0)
Периоды развития философии 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Натуралистический, VI-V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.

2. Гуманистический: софисты, Сократ.

3. Классический. Платон и Аристотель.

4. Эллинистические школы: киники, эпикурейцы, стоики,скептики.

5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе.

6. Период христианской, мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии.

Характерные черты.

Синкретичность - нерасчлененность важнейших проблем.

Космоцентричность - охват всего Космоса и мира человека.

Пантеистичность - Космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля, лектон (смысл слова) стоиков.

Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность - отвечала на вопросы бытия, помогая жить.

Милетская школа VII-V вв. до н. э. - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Демифологизация античного мировоззрения.

Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Все находит начало в первичной субстанции. Она то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен). Апейрон - вечное и беспредельное начало (Анаксимандр).

Пифагореизм, VI-V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах - основа сущего, числовые соотношения - источник гармонии Космоса, приближение к законам науки.

Элейская (элеаты), VI-V вв. до н. э. - Парменид, Зенон, Мелисс Самосский. Единое бытие - непрерывное неизменное присутствующее во веет, исключая множественность вещей и их движение. Глазная роль в познании принадлежит мышлению, не чувству; Гераклит Эфеса. Первоначало сущего, душа и рьзум-логос - мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В Космосе - скрытая гармония. Просвещенная монархия.

Атомизм, Vв. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все - из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц.

Все - согласно необходимости. Случайностей нет. Философия V-IV вв. до н..э. Сократ (470- 399 гг. до ц. э.), Платон, Ксенофонт. Диалектика - метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель - знание, мудрость. Софисты (мудрецы) - Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины - к прагматическим рецептам поведения человека в обществе.

Платонизм, 428-348 гг. до н. э. Философия объективного идеализма. Идеи (высшая из них - благо) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей.

Познание (анамнесис) - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом. Любовь к идее (эрос) - побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург - мастер), мировые душа и тело.

Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как три части души: разумная, аффективная и вожделеющая).

 

Аристотель (основатель Ликея - перипатетической школы) 384-322 гг. до н. э.

Платон - учитель, А. Македонский - ученик. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор используется в лексиконе философии и в стиле научного мышления.

Ранний эллинизм.

Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал - безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно-пренебрежительное отношение к социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.

Стоицизм, III в. до н. э. - III в. н. э. Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Гераклита об огне-логосе: мир - живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей симпатию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи.

1. Космос - огненный организм.

2. Человек существует по космическим законам.

3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.

4. Пантеизм: человек и все люди едины с Космосом, и бог, и государство, и все люди равны.

Эпикуреизм, V-IV вв. до н. э. Представители: Эпикур (341-270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.

Скептицизм, V- IV вв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.

1. Мир текуч, без смысла и определенности.

2. Философия - молчание: всякое «да» - одновременно и «нет».

3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.

Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание - и конец философскому поиску, и указание, на необходимость новых усилий.

Неоплатонизм (школы: римская пергамская афинская), III-VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, которое образует Космос. Материя - восприемница возможных форм и смысла. Задача человека - продумать, прочувствовать свое место в иерархии.


ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Духовная революция Сократа. Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Сущность человека - душа. Этика Сократа. Человека отличает от других существ душа, считает Сократ. Душа - это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье.

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Концепция идей. Платон - выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущемся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл - лошадность. Соответственно можно вести речь о благом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными так и с душевными явлениями. Универсальность идей показывает, что они представляют собой мощнейшее философское средство!

Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: "Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь". В случае с идеей пальцем показать не на что. Придется поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина - идея, эйдос, сущность - обозначают одно и то же, единое.

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Учение о форме и четырех причинах. Аристотель - великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя - это кости и мясо, а форма - душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее - материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная - сущность вещи; материальная - субстрат вещи; действующая - то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая - во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя - это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности,акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма - это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

 



2015-11-27 573 Обсуждений (0)
Периоды развития философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периоды развития философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)