Уровни научного познания. Мир ограничен опытом
Мир ограничен опытом. История познания не останавливается на эмпирии (опыте), позитивизм исчерпал себя и был отвергнут. Направления познания : эмпиризм, рационализм, мистицизм. Мысль человека углубляется от сущности 1-го порядка, до сущности 2-го порядка. Право – это воля господствующего класса возведенная в закон ! Уровни научного познания : -эмпирический (эксперимент, наблюдение) - теоретический -философский (метатеоритический) – парадигма(установка, положение, аксиома), картина реальности, право – как теория мироздания. Виды научного познания : 1.Знание о предмете – факты, законы и теории. 2.Знание о проблеме – нерешенный вопрос, задача, никем пока. Правильно поставленная проблема – это тоже научное познание. Попутные результаты получились значительными – теорема Фирма, значимость в формулировке проблемы. Многообразие – основа стабильности ! 3.Знание о методах.
Структура вопроса – это запрос или незнание, которое следует разрешить. Вопрос – это мысль выраженная в вопросительном предложении и направленная на уточнение или дополнения исходного знания заключенного в вопросе. Виды вопросов : ли-вопросы (уточняющие), что – вопросы (восполняющие). Уточняющие вопросы направленные на выявление истинности знания заключенного в вопросе. Грамматическим признаком является наличием частицы – ли. Предпосылка ли-вопросов –это знание о предмете и знание о возможном представлении о н ём. Поиск ответа на данный вопрос, либо да ,либо нет. Что-вопрос (восполняющий) – направленный на выявление новых свойств предмета. Грамматический признак – наличие вопросительного слова. Бывают корректные вопросы и некорректные вопросы. Провокационный вопрос – это вопрос ,который пытается сознательно запутать отвечающего, спровоцировать ответ, который в любом варианте будет провоцировать на сомнительный ответ. В зависимости от обсуждаемой темы вопросы бывают по существу и не по существу. Вопрос по существу- вопрос ответ на который дополняет исходное знание по теме. Вопрос не по существу – вопрос не связанный с темой, который не уточняет и не изменяет знания о теме.
Методы общенаучные: - методы применяющиеся во всех науках : 1. Сравнения – установление сходство и различие м\у объектами. 2. Аналогия – сходство м\у предметами 3. Классификация – упорядочивание по определенному, значимому признаку. Признаки : -деление по одному основанию. -деление не должно пересекаться - деление не должно содержать скачка : родовое понятие делиться на два ближайших сегмента. Первая научная обработка материала, это классификации.(четкое множество на виды) 4. Типологизация- классификация по существенным признакам , либо распределение нечеткого множества объектов на четкие группы, путем указания на типичных представителей или образцов каждой группы. Например : светское, клирикальное, атеистическое, теократическое.Применяется к нечетким множествам 5. Систематизация- объединение разрозненных объектов в целое. Система – это целое состоящее из частей. 6. Анализ- метод расчленение объекта, как целого, на составные части, например :норма права : гипотеза-диспозиция-санкция. Система права : система законодательства, правосознание, юридическая практика.(целое на части) 7. Синтез- метод соединение разрозненных частей в единый целостный объект.Например : европейский союз. 8. Дедукция – от противного….. если А, то Б, если не Б, то не А.( голубой карбункул) Все граждане РФ могут выезжать за границу. Иванов- гражданин. Иванов может выезжать 9. Индукция – метод логического рассуждения при котором ,вывод из посылок следует только с вероятностью. Италия, Франция, Швеция – демократии, это страны Европы, вероятно все страны Европы – демократические. Ошибки : поспешное обобщение. 10. Абстрагирование – выделение важных свойств и отвлечении от других свойств объекта. Представление объекта как одного определенного свойства подлежащего исследованию и отвлечение от всех других свойств. 11. Конкретизация – обратная абстрагированию. Представление предмета как носителя совокупности свойств в процессе абстрагирования.
Методы определения понятий : ПОНЯТИЕ – МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ ВЫДЕЛЮЩИЕ ЕГО СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ. Понятие : содержание и объем. Определение существенных признаков понятия. Виды определений понятий: 1. ч\з род и видовое отличие 2. генетическое определение , самое сложное в науке дать определение понятию. Правила определения понятий : 1. в определении не должно быть повторений (тофталогий). 2. Не должно содержать круга. Круг в определении – когда первое положение определяется ч\з второе, а второе ч\з первое. 3. Определение должно быть соразмерным, это значит ,что объем определяемого понятия,д.б. равен объему определяющего понятия. Либо слишком широкое понятие, либо слишком узкое, относительно определяющего понятия(Рецедив – это преступление) 4. Определение д.б. ясным и отчетливым, например : Нужда - есть мать изобретений. В научных изобретении нельзя использовать метафоры, сравнения, смутные и двусмысленные фразы. 5. Определение не должно быть отрицательным.(Грабеж – это не разбой). 6. Определение д.б. максимально кратким, только в этом случае его можно применять. 7. Следует определять неизвестное понятие, через известное. Еще методы : эмпирические, теоретические, метатеоретические и филосовские. Специальные методы – это методы применяемые в нескольких науках. Бывают : - математизация – наложение математических моделей на объект с целью его описания и объяснения. В каждой науки заключено столько истины сколько в ней математики. -формализация – это представление содержательной сферы исследования в виде формальной системы или исчисления. Множество абстрактных объектов и знаков связанных четко обозначенными правилами. Если гипотеза ,то диспозиция, иначе санкция. -статистический метод– выделение в однородных массовых явлениях их видов, изучение пропорций м\у ними или динамику изменения пропорций. Детская преступность, преступность женщин, -метод моделирования- построение модели объекта материальной или идеальной, изучение свойств самой модели и перенесение полученных результатов на исходный объект. Можно построить модель администрации города, модель парламента с помощью студентов. -частно-научные методы – применяются в одной отдельной науки: сравнительное правоведение разных правовых систем, правовой эксперимент, правовое прогнозирование. Закон – устойчивое повторяющееся связь явлений. -формально-юридический метод (догматика) – изучение внутренней организации системы права. Романо-Германская и Англо-Саксонская правовая система – сравнение. Состав правовой системы : Правосознание, юридическая практика, система права, источника права Романо-Германской Англо – Саксонской Источники Закон Прецедент Обычаи допускается в сфере частного права обычай как источник права Король не может быть не прав Доктрина только в правотворчестве используется и в правоприменении и Правотворчестве Нет иерархии законов Сис-ма право Жесткая Иерархия законов Конституция – основной закон Правосознание Закон Обычай, традиций, прецедент Юр.практика Судья связан законом Судья связан прецедентом Судья занят правоприменением Судья занят правоприменением и Правотворчеством Кассации нет
-структурно –функциональный метод- -системный метод- -исторический метод- -эволюционный метод-
Иные классификации научных методов : эмперические и теоретические
Наблюдение и эксперимент наблюдение – целенаправленный процесс предмета исследование результат которого фиксируется в описании. Нужно поставить задачи, создать условия.
Теоретический метод : - идеализация – процедура связанная с образованием идеального объекта и его исследования. -дудуктивное моделирование -конструктивисткий метод
МЕТАНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – стиль научного мышления, тип научной рациональности, научно-исследовательская программа. Детерминизм – однозначное предсказание будущего ,тк исходное положение вещей известно Вероятностного мира, где находится хозяйка в квартире, скорее всего на кухне, но может и нет……. Есть естественное право, Конституция кладет в основу естественные права человека. Незыблемые положения , не восстановить ли тогда идею бога ? Философские методы – метод метофизический и диалектический. Мир не развивается.19 веке мир качественно меняется (Дарвин ) Закон количественных изменений в качественные. Единства и борьбы противоположностей.
Формы научного познания : Эмперический уровень – научный факт, нужен многократный эксперимент, описание. Чего нет в документе, того нет на свете.
Теоретический уровень – гипотеза, теория, закон. Метатеоретический уровень – научная парадигма, научная картина мира.
Структура гипотезы и теории – сначала ставиться проблема. Гипотеза – предположение, вероятностное знание о совокупности фактов. Теория – это истинное знание. Проблема – гипотеза – теория. Структура : Эмперический базис – совокупность научных фактов, затем закон (который будет объяснять совокупность фактов),теоретическая схема (фундаментальная модель – как всё происходит)
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |