Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы



2015-11-27 3578 Обсуждений (0)
Проблема психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы 4.67 из 5.00 3 оценки




Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе предъявляет определенные требования к уровню профессиональной компетентности своих сотрудников.

Понятие "компетентность" связывается с определенной областью деятельности. Когда говорят о профессионале, то возникает представление о таком работнике, который выполняет свою миссию качественно, эффективно, компетентно. Так, К.А. Маркова замечает, что "профессионал – это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе".

Обратимся к выяснению сущности понятий "компетенция" и "компетентность". При всей их схожести они несут разную смысловую нагрузку "компетенция" имеетпрофессионально-технологическое назначение, а понятие "компетентность" профессионально-гуманитарное. Так понятие "компетенция" употребляют, когда говорят о совокупности функциональных полномочий, прав и обязанностей, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу, а термин "компетентность", восходит к латинскому соmреtеntis, что означает "соответствующий", "способный", то есть пригодный к реализации тех или иных полномочий, исполнению возложенных функций.

Следовательно, образовательные компетенции можно рассматривать как некоторые заданные требования профессиональной деятельности к профессиональной подготовке, которые очерчивают круг полномочий и круг вопросов, в которых специалист должен обладать познаниями и опытом, а компетентности как набор качеств специалиста, его уже состоявшиеся личностные характеристики.

Поэтому, для нас, сотрудник УИС – это специалист, который является не только носителем статуса должностного лица, наделенного определенными правами и полномочиями (компетенцией), но и обладает необходимой эрудицией, широким кругозором, профессиональными компетенциями, к числу которых непременно относится умение общаться с людьми и умение поддерживать сохранность своего психического здоровья. Его мастерство как специалиста, как человека профессионально искушенного в юридических делах, складывается из специально-юридической обученности и профессионально-психологической подготовленности. Последнее обусловлено тем, что его мастерство связано с искусством общения, работы с людьми, воздействия на них. Оно несводимо к безукоризненному выполнению юридически значимых действий по ведению юридических дел. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активности.

Таким образом, профессиональную компетентность сотрудника УИС можно подразделить на два вида: юридическую и психолого-педагогическую компетентность.

Специалист в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той предметной области, в которой осуществляется работа (законы, регламентация деятельности, особенности профессиональных полномочий и т.д.), а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми, уметь заниматься управленческой деятельностью (как организаторского, так и воспитательного характера) и уметь поддерживать сохранность своего психического здоровья (совладать со стрессами и травматическими ситуациями, которыми сопровождается данная профессиональная деятельность).

Рисунок 1.

Поэтому вопрос о психологической компетентности сотрудников правоохранительных органов является на сегодняшний день особенно актуальным. Структура профессиональной компетентности сотрудников УИС представлена на рисунке 1.

В социальной психологии под коммуникативной компетентностью понимается способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы в основном осуществляется в сфере общественных отношений типа «человек – человек». Поэтому решение служебных задач неразрывно связано с умением сотрудников УИС общаться и строить свои отношения, как со своими коллегами, так и с осужденными.

Профессиональная деятельность в пенитенциарных учреждениях в виду специфики ее объекта неразрывно связана с общением. Поэтому следует сказать, что это именно та деятельность, которая строится по законам общения. В данном случае общение выступает не как обыденная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Здесь его естественные формы получают профессионально-функциональную нагрузку, т.е. профессионализируются. И общение из фактора сопровождающего профессиональную деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую.

Профессию сотрудника УИС можно назвать "коммуникативной" профессией. Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться, коммуницировать.

Общение в профессиональной сфере – феномен сложный, имеющий свои специфические характеристики и определенную структуру, соответствующую общей логике профессиональной деятельности.

Профессиональному общению присущ ряд признаков, в частности, оно: 1) строго целенаправленно; 2) регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами); 3) носит функционально-ролевой характер; 4) позиционно оформлено (иерархично); 5) проявляется в определенных формах общения, стиле; 6) атрибутивно (пространственно оформлено, т.е. предполагает наличие определенного помещения, обстановки и т.д.), что создает оптимальную с точки зрения психологии обстановку.

Главное в деятельности сотрудников УИС – это работа с осужденными, в которую входят ряд взаимосвязанных аспектов:

- изучение и оценка осужденных;

- установление и развитие с ними психологических контактов;

- установление и развитие доверительных отношений;

- оказание на них своего влияния и т.д.

Коммуникативная компетентность исключительно важна для установления контактов и доверительных отношений между сотрудником УИС и осужденным. Именно поэтому приобретение сотрудниками психологических знаний становится необходимым условием эффективности их профессиональной деятельности.

Понимание особенностей различных проявлений психики (психических процессов, свойств и состояний), применение в процессе профессионального общения определенных психологических приемов и методов облегчает труд сотрудников УИС, помогает им регулировать и строить взаимоотношения с осужденными, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической деятельности.

От эффективности профессионального общения сотрудников УИС зависит и процесс осмысления осужденными своей жизни, ее перспектив и планов, что отражается на успешности их будущей ресоциализации. Существует тесная связь общения с внутренним миром человека, с психикой в целом. М.И. Бобнева пришла к выводу, что «сам внутренний мир личности формируется именно в ходе и благодаря различным видам общения. По сути дела внутренний мир – это и есть интериоризованная форма личностного общения».

Общение сотрудника УИС имеет свои особенности, это не просто социально-психологический, коммуникативный, но, прежде всего, профессионально-этический феномен. Общение специалиста строится на основе нравственных взаимоотношений с окружающими, что является особенно актуальным в свете гуманизации пенитенциарной системы.

Поэтому, как считает Л.А. Петровская, трудно переоценить влияние компетентного общения на качество человеческой жизни, на судьбу в целом.

Деятельность по укреплению законности и правопорядка предъявляет высокие требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья сотрудников УИС.

Работник пенитенциарной системы постоянно испытывает эмоциональные и физические перегрузки. Сотрудник уголовно-исполнительной системы в своей повседневной службе часто сталкивается с различными экстремальными и психотравмирующими ситуациями. Кроме того, специфика труда (нормативность поведения, невозможность немедленного снятия эмоционального напряжения, необходимость сдерживать свои эмоции и другие) приводит к определенным личностным проблемам. Все проблемы, если их не решать, оказывают негативное воздействие на сотрудников УИС, мешая эффективно выполнять им свою служебную деятельность.

Поддержание психического здоровья в процессе профессиональной деятельности, предполагает умение сотрудников пользоваться приемами психического самоуправления, саморегуляции, т.е. Осуществлять сознательные воздействия на свою эмоциональную сферу, на собственное поведение с целью поддержания или изменения характера протекания эмоций и чувств.

Психическая саморегуляция, как метод, позволяет рационально и эффективно использовать функциональные возможности организма за счет формирования особого психического состояния.

Научившись осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, сотрудники УИС через познание и улучшение своей психологической составляющей здоровья имеют шанс не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и самосовершенствоваться.

Система факторов, оказывающих существенное влияние на процесс саморегуляции психических состояний человека, представляет собой обширную область. Сюда можно отнести внешние условия среды, аутогенную тренировку, использование медитативных техник, накопленные человечеством стереотипы отношения к своим состояниям, вербализацию своих переживаний и их рефлексивный анализ, обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитие навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов».

Однако, природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

А при приеме на работу в уголовно-исполнительную систему и при подготовке будущих специалистов, к сожалению, не уделяется должного внимания выявлению наличия у них психологической компетентности. При этом исходят из принципа, что «все люди знают, как надо жить, воспитывать детей и лечиться».

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

Следовательно, речь идет о некоторой последовательности и преемственности задач, когда профессиональная сфера на уровне компетенции излагает основные требования к сфере образования, т.е. Очерчивает круг полномочий, а также круг вопросов, в которых специалист должен обладать познаниями и опытом. Затем, образовательная сфера должна перекодировать знания, умения и навыки в определенные компетенции, требуемые для профессиональной сферы. Далее образованием формируются те качества (компетентности), которыми должны обладать специалисты, чтобы они этим ключевым компетенциям соответствовали. Вот тогда и возникает понятие компетентность.

Таким образом, психологическая готовность курсантов к будущей профессии должна включать в себя овладение ими методами саморегуляции, обеспечивающими сохранность их психического здоровья, позволяющего избежать профессиональной деформации личности, формирование у них умений и навыков общения и разрешения конфликтных ситуаций. А для этого, на мой взгляд, прежде всего, должна измениться система взглядов на значимость психологической компетентности у сотрудников УИС.

 

 

Т.В. Копылова – старший преподаватель ГПФО

СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области



2015-11-27 3578 Обсуждений (0)
Проблема психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Проблема психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)