Психологические аспекты представлений осужденных и правопослушных респондентов о жертвах преступлений
Представление, как элемент образа мира – предметного и социального – составляет основу психической (сознательной) жизни и деятельности субъекта, является фундаментальным условием развития его познавательных процессов. В теоретической традиции отечественной психологической школы этот постулат является основой, на которой строится изучение взаимодействия человека с объектами окружающего и субъектами социального мира. А.Н. Леонтьев называл образ (представление) мира «ориентировочной основой» поведения, отражающей тот конкретно-исторический – экологический, социальный, культурный фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека. В исследованиях исходящих из теории деятельности, подчеркивается роль активной познавательной деятельности субъекта, продукт которой оформляется в образ, понятие о людях, представлен как в описании другого, так и в познании собственных действий в отношении к нему. Причем по мере развертывания активности субъекта происходит наполнение образа другого (за счет движения в построении образов от внешних характеристик к восприятию характеристик личности и интерпретации поступков). Утверждение С.Д. Смирнова о том, что образ воспринимаемого субъекта (объекта) включаясь в образ мира воспринимающего, модифицирует его, является значимым в рамках нашего исследования. Так изучая представления преступников о жертвах преступлений, мы расширяем наши знания об их образе мира. Информацию об особенностях представлений преступников о жертвах преступлений, мы сможем использовать при создании программы коррекции этих представлений. Корректируя представления преступников о жертвах преступлений, мы сможем корректировать их «преступный» образ мира. Представления человека о другом человеке являются результатом взаимовлияния личностных характеристик человека и его опыта, полученного через практику включения в социальное взаимодействие. Результат взаимовлияния личностных и социальных детерминант в процессе оформления представлений человека о другом рассматривается в теории социальных представлений. Социальные представления – это универсальная форма обыденного познания социальной действительности, включающая в себя набор понятий, убеждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций, сочетающая когнитивный и аффективный компоненты знаний, которые позволяют субъекту фиксировать свою позицию по отношению к себе и действительности. Социальные представления представляют совокупность образов человека, которые определяют его отношение к другим людям и явлениям окружающего мира. Примененная нами процедура сбора данных для психологической характеристики представлений осужденных о жертвах преступлений включала индивидуальные полуструктурированные интервью с осужденными за корыстные (ст. 158) и насильственные (ст. 105, 111, 112) преступления. Схема интервью была составлена нами на основе данных теоретического анализа структуры установочного компонента представлений, которая включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни. В схему интервью мы включили открытые вопросы об эмоциональной оценке осужденным жертвы преступления, вопросы о личностных характеристиках жертв (когнитивный компонент) и вопросы о поведении осужденного направленном на урегулирование взаимоотношений с жертвой своего преступления. Посредством контент-анализа нами были проанализированы тексты интервью. Целью анализа было выделение часто повторяющихся компонентов определения «жертвы вообще» – ее роли в совершении преступления, ее переживаний, желаний и действий после произошедшего преступления. Анализ позволил выделить доминирующие представления и стереотипные утверждения относительно личностных характеристик жертвы, ее переживаний и поведения, отражающие характер отношений преступников к жертвам преступлений и их экспектаций в отношении жертв. Так во всех интервью опрошенные обсуждали темы определения тяжести преступлений, роли жертв в процессе совершения преступлений, взаимоотношения преступников и жертв. Для того чтобы проверить нашу гипотезу о специфических особенностях представлений осужденных о жертвах преступлений мы, использовав содержание высказываний проинтервьюированных осужденных, выделили 15 стереотипных утверждений о «жертвах» преступлений. Снабдив их униполярными шкалами, имеющими семизначную градацию – от «полностью согласен» (+3) до «совершенно не согласен» (-3), мы просили испытуемых выразить степень своего согласия со стереотипным мнением. Бланк с утверждениями был предложен нами для заполнения осужденным, отбывающим наказания за корыстные (63 чел.), насильственные (84 чел.) Преступления в исправительных колониях общего и строгого режимов. Для сравнительного анализа и проверки гипотезы о специфичности представлений о жертвах преступлений у осужденных нами также обследовалась группа правопослушных респондентов (гетерогенная по гендерному признаку – 57 мужчин и 33 женщины), в которую вошли студенты и сотрудники правоохранительных органов, проходящие обучение в учебном центре УВД. Для проведения уровневого анализа структуры мнений респондентов из обследованных групп. Мы применили математический аппарат программного статистического комплекса STATISTIKA 6.0. Для проверки предположения о различии представлений осужденных и представлений правопослушных респондентов о жертвах преступлений мы высчитали средние и дисперсию по обеим группам, и проверили значимость различий по каждому утверждению (табл. 1). Таблица 1.
По 8 утверждениям из 15 мы получили значимые различия (ур. зн.0,01)
График 1 Анализ графика распределения оценок утверждений показывает явные различия между группами осужденных отбывающих наказания и правопослушных респондентов. В целом график иллюстрирующий ответы правопослушных респондентов имеет больший разброс оценок (2,6 – 6,5), чем у осужденных (4,5 – 5,7), что может говорить о более стереотипных и категоричных суждениях доминирующих в этой группе. Треть из предложенных утверждений (5 из 15) получили единодушные оценки респондентов из обеих групп (см. Табл. 2).
Таблица 2
Приведенные выше данные позволяют сделать ряд выводов: · представления о жертвах включают в себя два уровня – ядро представлений (утверждения, одинаково разделяемые осужденными и правопослушными респондентами) и периферическую систему (утверждения, различно оцениваемые осужденными и правопослушными респондентами); · представление о том, что потерпевший от кражи страдает меньше, чем потерпевший от ограбления с применением физической силы разделяемое всеми (в т.ч. Правопослушными) респондентами может свидетельствовать о более толерантном отношении в обществе к корыстным преступлениям, чем к корыстно-насильственным и насильственным; · представления правопослушных респондентов о жертвах преступлений носят более категоричный характер, что можно объяснить тем, что представления о взаимодействии жертв преступлений и преступников правопослушные респонденты получают в основном из СМИ, которые транслируют в преимущественно сюжеты о насильственных преступлениях где жертвы и преступники не знакомы (захваты заложников, терроризм), либо развлекательные криминальные сериалы в которых действует положительный герой, встающий на защиту невинных жертв [5]; · представления осужденных о жертвах основываются на опыте взаимодействия с ними, имеют реалистичный характер, содержат в себе двойственность – с одной стороны отрицание вины в совершенном, с другой желание быть понятым жертвой и примириться с ней. А.И. Ложкин – доцент УЮИ МВД России кандидат психологических наук
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |