Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и опыт психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными



2015-11-27 2672 Обсуждений (0)
Организация и опыт психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными 5.00 из 5.00 5 оценок




При всем многообразии психологической работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми ее можно свести к трем основным направлениям: диагностика личности; психологическая профилактика деструктивных явлений в социальной среде осужденных; психологическая коррекция личности и поведения осужденных.

Наиболее часто психологическая диагностика осужденных проводится с целью их изучения в карантине и в связи с решением вопросов об условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение или предоставлении права передвижения без конвоя.

Изучение личности осужденных в карантине является одной из центральных задач в работе практического психолога, особенно на этапе становления службы. Поскольку главная задача уголовного наказания – исправление осужденного, то психолог должен изучать, прежде всего, те свойства, которые способствовали совершению преступления и те, которые позволяют прогнозировать его поведение в местах лишения свободы, а в последующем, и после освобождения. К этим свойствам относятся: ценностные ориентации (жизненные ценности и интересы); мотивы и обстоятельства совершенного преступления; отношение к совершенному преступлению и жертве; отношение к наказанию; социальный статус и социальное окружение; личностные качества, определяющие отношение к другим людям (жестокость, агрессивность, доброжелательность, степень чувствительности к межличностным отношениям, отчужденность и приспособляемость к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества; общий уровень психического развития и интеллекта (нет ли признаков психических отклонений и акцентуаций характера); психическое состояние осужденного в момент обследования, его реакции на проводимую работу; планы и намерения осужденного.

На всех осужденных, обследованных в карантине, составляются психологические характеристики (портреты) и готовятся рекомендации (программы) по индивидуализации процесса исполнения наказания. Характеристики докладываются психологом на административной комиссии при распределении осужденных по отрядам, затем они приобщаются к материалам личного дела, а рекомендации заносятся в дневник индивидуально-воспитательной работы с осужденным. При выявлении информации, которая может представлять интерес для других служб (безопасности, медицинской, производственной и т. д.), она доводится до сотрудников в рабочем порядке.

В исправительных учреждениях, где численность психологической лаборатории составляет 4-6 человек, психолог закрепляется за локальным участком, что позволяет в дальнейшем более углубленно проводить работу с осужденными.

Психологи осуществляют диагностику осужденных в связи с решением вопроса об изменении условий содержания (условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение или предоставлении права передвижения без конвоя). Участие психологов в решении судьбоносных для осужденных вопросов – это показатель их возросшего авторитета, доверия к ним как профессионалам. При решении данных вопросов психодиагностика носит, прежде всего, прогностический характер – это не только ответственная, но и очень сложная задача. Сложность обусловлена, во-первых, тем, что между индивидуально-психологическими качествами, которые чаще всего изучает психолог, и поведением осужденного после освобождения или при передвижении без конвоя за территорией колонии нет жесткой связи. На поведение человека существенное влияние оказывают ситуативные факторы. Поэтому, осуществляя прогноз поведения осужденного важно соотносить выявленные качества и наиболее типичные ситуации, с которыми он может сталкиваться в процессе жизнедеятельности.

Во-вторых, прогнозируя поведение осужденного, важно учитывать не только индивидуально-психологические качества (интроверсию-экстраверсию, уровень субъективного контроля, нейротизм, импульсивность и т.д.), но и личностные свойства (ценностные ориентации, жизненные цели, причины совершенного преступления и их осознание, отношение к преступлению и жертве, социальные связи).

В числе задач, которые могут ставиться перед психологом – профилактика деструктивных явлений в среде осужденных. В систему мероприятий по предупреждению отрицательных явлений входит углубленное изучение осужденных, поставленных на профилактический учет по решению административной комиссии, либо выявленных самим психологом при диагностике в карантине или отряде.

Особое внимание следует уделять проведению психокоррекционных мероприятий с такими категориями осужденных, как склонные к суицидам, неуверенные в себе, с повышенной агрессивностью и эмоциональной возбудимостью. Необходимо предоставить возможность самим осужденным обращаться за консультацией к специалисту.

Важным направлением профилактической работы является изучение и регуляция социально-психологических явлений в среде осужденных. На состояние оперативной обстановки в учреждении существенное влияние оказывают следующие явления: настроение осужденных (эмоционально-оценочная реакция на происходящие события); отношение осужденных к администрации; наличие малых групп, группировок по земляческим или этническим признакам, их борьба за сферы влияния; стратификация осужденных по социально-психологическому статусу (лидеры отрицательной направленности и их последователи, актив, нейтральные, с низким статусом); взаимоотношения между осужденными; действенность неофициальных норм и обычаев; слухи, межличностные и межгрупповые конфликты. Возникновение большинства социально-психологических явлений носит закономерный характер, так как обусловлено размещением на ограниченном пространстве большого количества людей со сложными психологическими свойствами и криминальной направленностью. Своевременное выявление негативных тенденций в среде осужденных, индивидуально-профилактическая работа с лидерами, информирование о глубинных психологических явлениях сотрудников службы безопасности и оперативного отдела позволяет предотвращать групповые эксцессы и правонарушения среди осужденных.

Важной формой психопрофилактической работы является организация функционирования секций психологической помощи осужденных. Сама практика воспроизвела данную форму работы. Это показатель ее востребованности и перспективности. Как правило, члены секции психологической помощи – это положительно характеризующиеся осужденные, имеющие склонность к общению с другими людьми. Многие из них были клиентами психолога (консультировались у него по своим личным проблемам). Через личный опыт у них произошло осознание необходимости помощи другим. Но одного желания мало, и важно, чтобы профессиональный психолог проводил постоянные занятия с членами своей секции, вел «группу», обучил их методам визуальной диагностики, приемам разрешения конфликтов, снятия эмоциональной напряженности, технике консультирования.

Необходимо отметить, что подобная работа ведется и за рубежом. Действует принцип «равный помогает равному». Благодаря данной инновации решается ряд специфических задач: повышается ответственность самих осужденных (членов секции) за свое поведение; резко расширяется круг лиц, способных оказать психологическую помощь; появляется возможность быстро вмешиваться в групповые эксцессы и разрешать локальные конфликты; повышается информированность психолога, а, следовательно, и администрации в целом, о социально-психологических явлениях в среде осужденных; создается благоприятная психологическая обстановка для исправления осужденных, и обеспечения их безопасности.

Важная роль в деятельности психологической службы отводится проведению психокоррекционных мероприятий. Психологическая коррекция – это целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения.

Технология проведения психокоррекционных мероприятий зависит, прежде всего, от концептуальных положений, которых придерживается психолог. Анализ практики показывает, что в уголовно-исполнительной системе чаще всего используются следующие теоретические подходы: трансактный анализ, личностно-ориентированный, экзистенциональный, логотерапевтический, когнитивный, поведенческий, самовнушение, нейролингвистическое программирование. По своей эффективности они одинаковы, но предпочтение отдается концепциям, ориентированным на оказание экстренной психологической помощи. В этом плане, особо популярным становится нейролингвистическое программирование (НЛП), и многие пенитенциарные психологи стремятся его освоить. Его достоинство также в том, что большинство технологий НЛП не требуют вербального изложения проблемы, а основаны на образном представлении.

Существуют две основные формы проведения психокоррекционной работы: индивидуальная и групповая. В условиях исправительного учреждения индивидуальная психологическая коррекция осуществляется преимущественно как психологическое консультирование. Последнее понимается как процесс оказания психологической помощи человеку (в данном случае, осужденному) в виде рекомендаций, основанных на личном опыте и возможностях осужденного, направленных на разрешение имеющихся у него проблем. Чаще всего осужденные обращаются по проблемам суровости наказания, взаимоотношений с другими осужденными, представителями администрации, по вопросам семейных отношений, а также в связи с плохим настроением, повышенной раздраженностью, бессонницей, частыми кошмарами и т. д.

Важно понять, что психологическое консультирование – это не просто индивидуальная воспитательная беседа, хотя последняя также может носить психокоррекционный характер. Психологическое консультирование предполагает наличие определенных стадий взаимодействия: установление психологического контакта с клиентом, формирование запроса (изучение жалобы), с которым он обращается; поиск, обсуждение причин, вызвавших проблему; обсуждение возможных вариантов решения, их оценка и выбор наиболее оптимального; планирование путей достижения принятого решения; поддерживание обратной связи с осужденными в процессе выполнения намеченного плана, его динамическая коррекция.

Необходимо отметить, что в психокоррекционном воздействии нуждаются не только осужденные, но и их родственники. В этой связи для проведения психологических консультаций используются «дни открытых дверей», проводимые в колониях. Беседы с родственниками можно проводить и когда они приезжают на свидание с осужденными. Эти мероприятия особенно эффективны при подготовке осужденных к выходу на свободу, при разрешении конфликтных ситуаций с родственниками.

Широкое распространение в исправительных учреждениях получили методы групповой психологической коррекции. Первоначально, групповая форма работы начала использоваться из утилитарных соображений – охватить психологическим воздействием как можно большее число клиентов. И в период зарождения групповой психотерапии, и в настоящее время у непосвященных в тонкости психокоррекционной работы сотрудников УИС возникает недоверие: разве могут люди в группе раскрываться друг перед другом, участвовать в дискуссии, обсуждать сложные личные проблемы. Но и международный опыт, и отечественная практика подтверждают, что в группе люди не только «раскрываются», «исповедуются», но сила психологического воздействия на человека возрастает за счет присутствия группы. Происходит это не просто за счет банального давления группы на человека, проявления механизмов психического заражения, подражания. В группе осужденный начинает смотреть на себя «глазами других людей» и познает себя более глубоко. Он начинает понимать, что его личные проблемы не такие уж уникальные и они характерны многим другим людям; в группе можно учиться контактировать с другими людьми, осваивать новый опыт взаимодействия, переносить его в повседневную жизнь. Естественно, что создание доверительной атмосферы в группе зависит от профессионального мастерства психолога и его опыта.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе уже трудно найти психолога, который не владел бы методикой проведения социально-психологических тренингов с осужденными. Данная форма групповой работы позволяет осуществлять психокоррекционное воздействие на личность, способствует исправлению спецконтингента.

К основным целям проведения социально-психологических тренингов относятся: психологическая помощь трудноадаптируемым осужденным (развитие у них уверенности в себе, повышение толерантности (терпимости к условиям лишения свободы)); коррекция криминально-значимых личностных свойств (агрессивности, жестокости, эмоциональной устойчивости, повышенной тревожности); развитие у актива осужденных коммуникативных качеств и умений разрешать конфликтные ситуации; коррекция отношения к совершенному преступлению и формирование установки на исправление; психологическая подготовка к освобождению (могут проводиться тренинги, которые интегрируют перечисленные цели).

Наиболее распространены в УИС различные программы аутотренингов, они проводятся во многих исправительных учреждениях. Важное внимание уделяется проведению социально-психологических тренингов, направленных на оказание психологической помощи впервые осужденным и, прежде всего, несовершеннолетним и женщинам.

Пенитенциарные психологи активно осваивают психокоррекционные программы, направленные на оказание психологической помощи лицам, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости, а также ВИЧ-инфицированным осужденным.

Особого внимания заслуживают психокоррекционные программы, предусматривающие изменение криминальных установок осужденных, осознание личностных причин совершения преступления, формирование чувства покаяния, ответственности за будущее, готовности признать вину перед жертвой и пострадавшими.

Сотрудникам УИС важно осознать, что овладение современными психотехнологиями воздействия на осужденных с целью их исправления и оказания психологической помощи – это качественно новый этап в развитии психологической службы.

 

 

Е.Л. Сучкова – доцент кафедры юридической психологии и педагогики ВЮИ ФСИН России

кандидат психологических наук



2015-11-27 2672 Обсуждений (0)
Организация и опыт психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Организация и опыт психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2672)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)