Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 18 страница



2015-11-27 467 Обсуждений (0)
II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 18 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Но у своего хозяина он ел с руки, даже если это была пустая солома. А тот везде его расхваливал и говорил: «Это самый большой осел, которого я когда-либо видел!» — и дал ему имя Ия. Позже люди не могли прийти к единому мнению о том, как произносится это имя, пока один диалектик из Баварии не решил, что оно должно звучать так: Щи) я(я).

г) Если не помогает понимание, поможет страдание: терапевтическая работа с симптомами

На семинарах Б.Х. делился некоторыми новыми идеями по поводу типичных динамик при образовании определенных симптомов и некоторыми неожиданными возможностями решения, которые я не хотел бы утаить от читателей.

Это можно показывать в цирке (кусание ногтей)

Андреа: Вчера меня заинтересовали истории, связанные с ночным недержанием мочи у девочки. А что беспокоит меня, так это то, что наша дочь уже долгое время грызет ногти.

Б.Х.: Ох, скажи ей, что она должна очень красиво округло их обкусать, а затем посмотри, удалось ли ей сделать это красиво.

Андреа: Мы как-то уже делали это в течение какого-то времени, и она довольно-таки противилась этому.

Б.Х.: Второй вариант — это забыть, что она грызет ногти.

Андреа: По мне, это не совсем хорошо, потому что грызет она их очень интенсивно. Недавно она даже обкусала ногти на ногах.

Б.Х.: Это она может показывать в цирке. (Всеобщий смех.)

Андреа: Вальтер (ее муж) тоже не считает, что это так уж плохо, и говорит: «Давай я с этим разберусь, я беру это на себя».

Б.Х.: Но что действительно могло бы помочь, так это, может быть, одна маленькая зашифрованная история.

Одна молодая женщина с маленьким ребенком идет по улице. Ребенок говорит: «Я хочу мороженого». На что мать отвечает: «Нет, это плохо для твоих зубов». Чуть позже: «Я хочу мороженого». «Нет,отнего ты растолстеешь». Они идут дальше. «Я хочу мороженого!» «Нет, сейчас это невозможно, это слишком дорого». Они идут дальше... В конце концов мать купила себе мороженое, поделилась немного с дочерью, и тогда все стало хорошо.

Андреа: Теперь я тоже этого не понимаю.

Б.Х.: Да, так она ведь и была зашифрована.

Я делаю это для тебя (например, заболеваю)

Очень часто симптомы являются попытками прийти в семье к компромиссу.

Гудрун: Когда у моего Отца была связь с подругой, у моей матери развилось заболевание щитовидной железы, а когда мне было восемнадцать и я ушла из дома, у меня началась та же болезнь. Мне это видится так, как будто это была та цена, которую я заплатила, чтобы смочь оставить мать.

Б.Х.: Терапевтической интервенцией здесь было бы сказать этому человеку: «Я делаю это для тебя. Да, два зоба все же лучше, чем один. Благодаря второму первый пропадает».

Гудрун: Скорее нет. Я точно видела, какие симптомы развились у моей матери.

Б.Х.: И ты ей подражаешь. Очень хорошо.

Головная боль как накопившаяся любовь

Участница: Сегодня с утра у меня так сильно болела голова, что я не могла прийти.

Б.Х.: Что это была за боль?

Участница: Мне кажется, что она не связана с простудой. Болело в области затылка и в ладьевидной ямке.

Б.X.: Знаешь, что означают головные боли? Скопившуюся любовь. Куда ж ей деться, любви? Выдыхать, например, — это один путь дать ей вытекать, и приветливо смотреть — это тоже путь. Ну, посмотри-ка сюда приветливо! Доброе утро!

Участница: Доброе утро!

Б.Х.: Другой путь — это дать ей вытекать через руки. Тут она тоже вытекает. Она вытекает через выдох, приветливый взгляд и через руки. Да, точно так.

Участница: Я часто думаю, что недостаточно люблю мужа.

Б.Х.: Да, ты этого не делаешь.

Участница: И это уйдет, если я осознанно встану рядом с ним?

Б.Х.: Точно!

Участница: Но это не течет само по себе, мне придется снова и снова делать это осознанно.

Б.Х.: Это не повредит. Главное, это помогает.При болях в спине показано поклониться

Боли в спине всегда имеют одно и то же значение, за исключением соматических причин, которые тоже следует учитывать. Боли в спине исцелить очень просто: путем глубокого поклона. Перед: кем? Посмотри, как ты сидишь. Это прямо противоположно поклону, Поклон идет вот так, со взглядом в пол. Если перевести его во «внутренние» слова, поклон означает: «Я воздаю тебе должное». Эта фраза совпадает с внутренним поклоном. Это совершенно удивительная фраза! Она одновременно отделяет.

Людвиг: Когда я чувствую моего отца здесь, слева, с этой стороны становится тепло, потом это вот так переходит, и тогда у меня начинает болеть спина.

Б.Х.: Боли в спине всегда означают одно и то же. Знаешь, что? Боли в спине проходят, когда человек низко перед кем-то склоняется, причем до земли. Перед кем тебе нужно это сделать?

Людвиг: Перед моим отцом.

Б.Х.: Точно, это сейчас внутренний образ, и ты должен дать ему возможность долго действовать, пока не почувствуешь: теперь он умиротворен. Тогда ты сможешь встать рядом с ним. Я не хотел говорить тебе это, но твой симптом показывает, что это нужно сказать. Но так намного лучше, когда сначала приходит симптом, а потом я это говорю, потому что тогда ты сам от себя получаешь внутреннюю реакцию, что необходимо сделать. Тогда тебе нужно следовать не за мной, а за сигналом своего тела.

Фрауке: Я тоже застряла на болях в спине, которые сопровождали меня тридцать лет до операции. До сих пор я всегда думала, что это как-то связано с «нести и выносить».

Б.Х.: Это популярная интерпретация. Если бы она была верной, намного меньше людей мучилось бы болями в спине.

Динамика мании и ее ликвидация

Основная динамика мании, как мне кажется, такова, что человек не может или не имеет права брать у своего отца. Мать дает ребенку понять: хорошо только то, что приходит от меня, а то, что идет от отца и его семьи, плохо. Ты не имеешь права это брать. Бери только у меня! Тогда ребенок говорит: «Если я могу брать только у тебя, мама, тогда я отомщу и возьму столько, что мне это повредит». Мания — это, так сказать, месть и искупление за «не иметь права принять отца».

Но в этом есть уже и решение: стоит только человеку перед лицом матери взять у отца и дать ему пространство, как он сможет отказать265

ся от мании. Это относится к алкоголизму, наркомании и булимиИ. Это, по меньшей мере, один из компонентов, над которым стоит думать в случае любой мании.

Поскольку мания, по моему мнению, часто возникает тогда, ког* да доступ к отцу перекрыт матерью, то лечить наркоманов — как муж* чин, так и женщин — могут только мужчины. Если терапию возьмет! на себя женщина, она обычно встает между клиентом и его отцом, щ это мешает найти решение. Дать возможность клиенту подойти копш лучше всего может мужчина. Ведь речь здесь идет о хороших внутчренних образах. Если женщина-терапевт способна дать отцу клиента! или клиентки место в своем сердце, то она тоже может его представ-f лять.

Ютта: Я знаю два случая мании, где отцы умерли очень рано.

Б.Х.: Точно! Тогда они могут составить себе образ отца, поднять Л перед ним бутылку и сказать; «На здоровье, папа, рядом с тобой эти I очень вкусно», — и затем выпить, узнать, как это на вкус. Такой ла бы быть одна из возможностей.

Лучше исчезну я, чем ты, мой дорогой папочка

(истощение)

Я хотел бы сказать кое-что по поводу динамики истощения. Такая динамика не ограничивается только теми семьями, в которых есть ' такие случаи, истощение — это популярная манифестация.

Динамика, стоящая за истощением, такова: «Лучше я, чем ты», в смысле спасения. Вот, например, лучше я окажусь в тюрьме, чем ты; лучше исчезну я, чем должен будешь уйти ты; лучше умру я, чем ты; лучше болен буду я, чем ты. За этим стоит любовь, самопожертвование в паре с идеей, что другой тогда сможет остаться. Раньше такая динамика часто выражалась в чахотке. Здесь внутри тоже есть исчезновение. И в случаях самоубийства тоже нередка такая динамика; лучше я, чем ты. Зачастую это делается и задним числом. Реакция ребенка при этом не привязана к какому-то определенному времени. Если, к примеру, отец умер, когда ребенку было четыре года, в четырнадцать он может начать страдать истощением с фантазией: «Лучше '] я, чем ты, папа». Хорошей фразой для истощенных является следующая: «Дорогой папа, даже если ты уйдешь — я останусь».

Пример:

Здесь была однажды молодая женщина, которая рассказала, что ее ,щ отец был болен туберкулезом и подолгу лечился в санаториях. Иногда он ненадолго возвращался домой. С течением времени в семье роди266

лись восемь или девять детей. Но он постоянно очень подолгу отсутствовал. Потом появились новые лекарства, он выздоровел и здоровым вернулся домой. Тогда мы сделали расстановку семьи, и отец в ней стоял совершенно снаружи. Тут стало ясно, что, когда он вернулся, его не поприветствовали. Поэтому ситуация все еще оставалась такой, как будто он по-прежнему был в санатории. Молодой женщине, которая расставляла свою семью, я сказал, что это можно поправить. У родителей вскоре после этого должен был быть юбилей совместной жизни, и уже были приглашены гости. И тогда она решила во время праздника справить это «добро пожаловать». Недавно я рассказал этот случай группе, и один участник сказал, что он друг этой женщины. Она воплотила свой план в жизнь, и это был большой успех.

Следующий пример — это работа с 17-летней женщиной, которая находилась на стационарном лечении в одной психосоматической клинике в Шварцвальде. Б.Х. проводил в этой клинике«уперви-зию, и клиентка тоже была на той сессии.

Сначала Б.Х. спрашивает о решающих событиях или переживаниях в семье и не узнаёт о ядре семьи (отец, мать, клиентка и брат моложе ее на пять лет) ничего примечательного. Старший брат отца умер рано от пароксизма, а мать отца умерла в 1949 году от рака.

Генограмма семьи молодой женщины, страдающей истощением*:

* Сокращения: О-отец М — мать

1 — первый ребенок, дочь

2 - второй ребенок, сын ОО - отец отца

МО — мать отца

1БО — первый брат отца

Терапевт клиентки делает расстановку изначальной системы кли- «а ентки. Клиентка хотя и удивляется тому, что стоит так близко к отцу, но не желает ничего менять.

Исходная расстановка:

Б.Х.: Как вы чувствуете себя на ваших местах?

Исполняющая роль клиентки: Мне не хватает воздуха — так тесно рядом с отцом и матерью.

Отец: Мне здесь очень хорошо. У меня такое чувство, что я стою в центре.

Б.Х.: Сейчас вы видите пример того, как человек делает какие-то * выводы на основе зрительного образа, а не ощущений на этом месте. Как выглядит чувство по отношению к дочери?

Отец: Я смотрю скорее прямо. По отношению к жене это скорее конфронтация. Что-то есть в воздухе между нами.

Мать: Я чувствую себя напряженной, и мне кажется, что все против меня. Хоть я и стою так близко, я чувствую себя одинокой, и у меня мало контакта. Дочь — как центр тяжести, за который я держусь. С мужем и сыном контакта нет.

Брат: Мне очень хорошо. Они тут играют так «по маленькой», а я смотрю в другом направлении.

Б.Х.: Когда видишь эту картину, то кажется, что кто-то должен стать туда вперед (показывает в направлении центра полукруга). Тут кого-то не хватает. Кто должен тут стоять? Возьму-ка я умершего старшего брата отца. (Ставит его напротив отца, движение 1.) Что изменилось?

Брат: Так лучше, у меня есть ориентация.

Исполняющая роль клиентки: Мне это дает воздух, до этого я чувствовала обоих родителей слишком близко и подавляюще. Родители теперь больше ориентируются туда, и я стала свободнее.

Мать: Когда он появился, у меня было такое чувство, что у меня отнимают власть. С фигурой там, впереди моя власть исчезает.

(Б.Х. ставит отца слева рядом с его братом на другую сторону, движение 2.)

Брат отца: Теперь я не чувствую себя больше таким одиноким.

Отец: Здесь мне лучше, чем там.

Исполняющая роль клиентки: Мне еще лучше, я чувствую облегчение и большую свободу передвижения.

Б.Х.: Моим первым предположением было, что у отца есть тенденция приближения к мертвому брату. Это является той силой, которая вытягивает его из семьи.

(Ставит мать слева рядом с мужем.)

Мать: Так намного лучше. Здесь я на своем месте.

(Б.Х. ставит брата слева рядом с сестрой.)

Исполняющая роль клиентки: Мне сейчас тоже хорошо. Когда брат еще стоял там (показывает на его прежнее место), я думала: «Я же здесь сейчас страшно одинока». Было бы хорошо иметь больше места, но такой одинокой я тоже быть не хотела.

Брат: Мне здесь не так хорошо.

(Б.Х. на пробу ставит брата справа рядом с братом отца, движение 3.)

Брат: Так правильнее.

Б.Х: Это была только проверка, связан ли он как-то с дядей. Это подтвердилось.

Отец: С ним (сыном) мне здесь лучше.

Б.Х.: Я не совсем ему доверяю, говорит ли он то, что есть... Для терапевта очень важно это проверить. Нельзя принимать высказывания участника за истину, нужно наблюдать, воспринимает ли он сейчас то, что чувствует на этом месте или делает какие-то выводы и создает какие-то конструкции. В этом нужно тренироваться, и здесь есть хорошая возможность поучиться. Так что я проверил, есть ли связь сына с его мертвым дядей? Есть, но в таком виде это не решение, он должен вернуться назад, к сестре. (Ставит его назад к сестре, движение 4, а брата отца ставит за отца, движение 5.) Что это меняет?

Исполняющая роль клиентки: Так лучше.

Б.Х. (ставит за брата отца еще родителей отца): Что теперь?Переходная и конечная расстановка:

Отец: Мне немного тесно, а так хорошо. (Брат отца и родители отступают немного назад.)

Отец: Так, кажется, хорошо. Сильно.

Мать: Я сильнее чувствую своего мужа и больше в нем участвую.

Исполняющая роль клиентки: Я бы тоже хотела, чтобы кого-нибудь стоял позади меня, так мне здесь не нравится.

Б.Х. (ставит клиентку слева рядом с матерью, движение 6): Это только временно.

Исполняющая роль клиентки: Так лучше, здесь я чувствую больше силы.

Б.Х.: Да, хорошо обратиться к матери за силой, а затем снова вернуться на свое место. (Ставит дочь перед матерью.)

Исполняющая роль клиент: Это мне нравится. Здесь у меня есть ощущение силы и свободы. Но теперь мне жаль брата.

Б.Х.: Это же бьшо только временно, теперь ты снова можешь уйти назад к твоему брату. (Клиентке) Хотите попробовать, какие здесь чувства? (Клиентка занимает свое место — длительное молчание.)

Клиентка: Это как-то странно, как будто они все против меня.

Б.Х.: Это тоже производное чувство, потому что она видит их всех стоящими напротив. Как это? Дайте себе время, чтобы могли прийти чувства.Клиентка: Так чтобы совсем хорошо я себя здесь пока еще не чувствую.

Б.Х. (ставит ее перед матерью): Как теперь?

Клиентка: Здесь лучше.

Б.Х. (через какое-то время ставит ее спиной перед обоими родителями, движение 7): Как теперь?

Клиентка: Да, здесь я чувствую себя хорошо.

Б.Х. (через некоторое время): Теперь снова идите назад к брату и посмотрите, как будет тогда (движение 8).

(Спустя некоторое время ведет ее на место перед матерью, обе смотрят друг на друга.) Как вы обращались к матери?

Клиентка: Мама.

Б.Х.: Скажите-ка матери: «Мама, я останусь с тобой». (Б.Х. говорит эту фразу много раз, а клиенка повторяет ее. После нескольких раз мать и дочь обнимаются, и дочь повторяет фразу еще много раз. При этом Б.Х. велит им глубоко дышать и произносить фразу с любовью. Тогда клиентка начинает плакать.) Продолжайте дышать, пока это чувство прочно здесь не обоснуется, и чуть энергичнее: «Мама, я останусь с тобой». (Он приводит к ним обеим отца, а затем еще раз ставит дочь спиной к обоим родителям, так, чтобы она к ним прислонилась. В заключение он просит ее снова встать рядом с братом,)

Клиентка: Да, теперь здесь лучше.

Б.Х.: Это всё. Большое спасибо. Теперь вам нужно просто дать этому на себя подействовать.

(Клиентка благодарит и прощается.)

Б.Х.: Динамика, я думаю, стала ясна: лучше исчезну я, чем ты, дорогой папа. Я увидел, что отец имеет тенденцию выходить из семьи. Указание на это дала имевшаяся в расстановке открытая фигура. Сначала я подумал о матери, но затем самой естественной мне показалась ситуация с братом. Сначала он ей тоже не пришел на ум, а это указывает на то, что он исключен. Как только он получил свое место, отец смог оставаться в семье', а жена смогла принять его как мужа. Если дочь говорит: «Лучше исчезну я, чем ты, дорогой папа», есть только один человек, который действительно может ее удержать, и этот человек мать. Поэтому я дал ей фразу: «Я останусь с тобой». Тогда она получает силы, чтобы остаться. Такое решение пришло мне здесь в голову в первый раз.

Участник: Многие говорят о том, что в случаях истощения речь идет о критических отношениях мать — дочь и что мать стремится удержать дочь.Б.Х.: Эту интерпретацияю я считаю просто вредной. Любая интерпретация, которая кого-то унижает, не ведет к добру.

Участник: Это подтверждается и разговорами в семье^ которые мы вели. Мать поначалу вела себя очень выжидающе. Тогда стало ясно, что все терапевты, которые были до нас, концентрировались на матери.

Б.Х.: Симптом возникает из любви. Это мой базовый Тезис. И все, что проходит мимо любви, неправильно. Так что я ищу до тех пор, пока не нахожу ту точку, где человек любит. Но в ее присутствии я не стал бы этого говорить. В хорошем решении у каждого есть свое признанное всеми место. Настоящая проблематика в ситуации с истощением связана, на мой взгляд, с отцом, потому что у него есть тенденция к выходу из семьи. Но что инкриминируется матери, так это ее напрасные попытки спасения. В ходе этой расстановки были хорошо видны терапевтические переходные фазы. Какое-то время было хорошо на одном месте, но потом она не захотела больше там оставаться. Такие расстановки динамичны, и их нельзя воспринимать как статичные образы. Иногда в течение одной, расстановки человек проходит весь терапевтический путь.

Медсестра: Все это я понимаю, но как теперь быть с клиенкой дальше, она ведь от этого не поправится. Что нужно делать, чтобы она пришла к пониманию, что с жизнью надо обходиться по-другому?

Б.Х.: Я бы сейчас подождал и полностью доверял тому образу, который у нее теперь есть. Но если кто-то сейчас сомневается, то это нарушит все решение, даже если сомнения не высказываются.

Медсестра: Меня по-прежнему волнует, что месяцы проходят, а прибавки в весе нет.

Б.Х.: С терапевтической точки зрения, рассуждения такого рода плохи, уже тогда, когда они возникают.

Медсестра: Но это так, и совершенно естественно...

Б.Х.: Нет, если у меня в группе есть клиентка, у которой существует опасность самоубийства, или кто-то, кто делает другие драматические вещи, тогда я помогаю ему тем, что забываю о нем, когда его нет в группе или когда он ее покидает.

Медсестра: Я могу сделать так, как будто...

Б.Х.: Нет. В этом случае вы его не забыли. Карл Краус в другой ситуации однажды сказал: «Его нельзя вдруг начать игнорировать. В игнорировании есть еще связь. Я делаю свою душу чистой от него. Тогда у него нет больше площади воздействия, как нет больше и власти надо мной. Отношения тотчас прекращаются, он полностью предоставлен самому себе, и тогда накапливаются его силы».Как только вы начинаете беспокоиться, вы ослабляете клиента и усиливаете его симптомы. Если же вы принимаете меры без опеки и с такой свободой, при которой клиенты могут выполнять свое назначение в семье, и вы не берете на себя ответственности за всё приходящее, то все в системе обладают большей силой. Как только терапевт берет в системе на себя ответственность, которая на самом деле должна лежать на родителях, то родители больше не способны помогать ребенку, а ребенок не может позволить терапевту себе помочь. Поэтому так важна внутренняя дисциплина.

Рядом с тобой, папа, еда мне кажется вкусной

(булимия)

Матери дочерей, страдающих булимией, тоже говорят им: «Хорошо только то, что исходит от меня; ты не имеешь права принимать то, что идет от отца». И тогда пациентка принимает пищу и снова ее выплевывает. В этом процессе принятие — это уважение к матери, а выплевывание — уважение к отцу. Решение в том, чтобы дочь представила себе, что она сидит на коленях у отца и, принимая каждый кусок, смотрит на отца и говорит: «От тебя, папа, я принимаю это с удовольствием... Рядом с тобой, папа, это вкусно». Это будет еще более эффективно, если она представит себе, что делает это перед лицом матери.

Лучше я проиграю мои деньги, чем мою жизнь

(страсть к игре)

Следующий пример взят из супервизионного семинара в психосоматической клинике Бад Херренальб. Прежде чем клиент начал самостоятельно расставлять свою родную семью, Б.Х. попросил его дать некоторые сведения об особых событиях и судьбах в его семье и узнал следующее.

22-летний клиент рассказал, что, когда он был ребенком, он постоянно падал, у него пять раз было сотрясение мозга. Когда Б.Х. ищет в его семье кого-то, у кого есть какие-нибудь проблемы с головой (травма мозга и т. д.), клиенту в голову ничего не приходит. Но его терапевт напоминает ему, что он рассказывал, как его мать часто страдала депрессиями, лежала однажды в психиатрической клинике и в семье пользовалась репутацией человека «спятившего». У матери была сестра-близнец, которая была в разводе, и еще одна младшая сестра. Отец клиента умер год назад в возрасте пятидесяти лет, у него отказало сердце, а дед с отцовской стороны умер в плену на Руре, когда отцу было шесть лет.

18 — 2296Генограмма родной семьи игрока*:

Затем клиент делает расстановку своей исходной системы. Исходная расстановка:

   
' * Сокращения: О-отец М-мать 1 - первый ребенок, дочь 2 - второй ребенок, сый 3 — третий ребенок, дочь 00 - отец отца , СБМ - сестра-близнец матери

(После этого): ■

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец: Я чувствую себя подавленным.

Мать: Мне нехорошо, я чувствую себя покинутой.

Первая сестра: Я чувствую себя одинокой, я одна.

Исполняющий роль клиента: Как-то задумчиво я чувствую себя здесь.

Вторая сестра: Мне-тоже нехорошо. Мне не хватает здесь силы.

Б.Х. (вводит в расстановку женщину справа радом с матерью; движение 1): Это сестра-близнец. Что изменилось?

Переходная расстановка и расстановка-решение:

Мать: Мне существенно лучше. Это для меня хорошо.

Б.Х.: Что изменилось для мужа?

Отец: Мне грустно.

Сестра-близнец матери: Я чувствую себя здесь хорошо и уверенно.

Б.Х.:Д,а, близнецов разделить нельзя. Они просто составляют одно целое. Если у женщины есть близнец, то мужчине приходится жениться на ней вместе с близнецом. (Ставит отца слева рядом с матерью; движение 2.) Что теперь?

18*Первая, сестра: Я чувствую себя еще хуже, (Б.Х. ставит детей наирот тив родителей и сестры-близнеца, движение 3.) , Исполняющий роль клиента: Меня это сейчас спасло. Там сзади мне было нехорошо.

Б.Х.: Кому он подражает? С кем он идентифицирован?

Участник: С дедом.

BJC.: Да, точно, с дедом, который умер в плену на Руре. Он занял его позицию. (Вводит в расстановку слева мужчину; движение 4.) Это дедушка, который остался на войне. Что-нибудь изменилось? Он правильно стоит?

Мать (берет его и ставит слева за отцом): Я бы хотела, чтобы он был здесь. (Движение 5.)

Исполняющий роль клиента: Теперь я должен смотреть туда, В.Х-: Это точно то место, где ты (клиент) стоял раньше. (Ставит деда непосредственно позади отца, движение 6) А так? Это хорошая ось. (Отец и дед.) Кто-нибудь еще хочет что-нибудь изменить? (Дед придвигается еще ближе к отцу.) Очень приятно сейчас наблюдать, как, отдельные люди собираются так, как они чувствуют. Это заметно отличается от первой расстановки. Теперь это намного точнее, чем раньше. На лицах видна серьезность и сосредоточенность.

(Клиенту) Встаньте на свое место. (Тот встает и начинает рыдать. Через некоторое время к нему подходит исполнительница роли матери» ■чтобы его утешить, и Б.Х. останавливает ее Затем он ведет клиента на место перед отцом и дедом.) Спокойно и открыто смотри на них открытыми глазами! (Через какое-то время отец и сын обнимаются.) Дышать глубоко! Вот оно? (Через длительное время.) Дыши глубоко, открытым ртом, тогда принятие удастся лучше' Не закрывай рот, жди, пока не станет хорошо. (Прислоняет его спиной к отцу, а отец прислоняется к деду.) Теперь смотри прямо' Дышать' (Клиент начинает улыбаться.) Точно, дать прийти хорошим чувствам. Это дает силу. Дышать глубоко, с открытым ртом! (Клиент очень глубоко ды-шит.) Не закрывай глаза И ясно смотри вйеред' Теперь иди назад на Свое место. (Через некоторое время он еще раз ведет его на место перед отцом и дедом.) Скажи отцу: «Ты мертв, а я останусь еще Немного. Потом я тоже умру». (Велит повторить ему это много раз.) Скажи это и деду тоже. (Клиент делает это.) Смотреть туда! Смотреть туда — лучше! Ясно смотреть! Точно, твой отец и твой дед смотрят на своего сына и внука, который еще живет, to тот говорит: «Я побуду еще». (Клиент ^повторяет: «Я побуду еще».) «Немножко». (Клиент повторяет и это). Так, хорошо! Тогда это всё. (Клиент берет руки Берта Хеллинге27©

pa, взволнованно его благодарит.) Я с удовольствием сделал это для твоего отца и твоего деда. (Клиент уходит.) Теперь мы сделаем пере") рыв, нам сейчас это нужно, чтобы дать этому еще немного подействовать в собственной душе. ■

(После перерыва)

Б.Х.: Я еще раз вернусь к расстановке. Почему он в клинике, я ведь вообще не знаю, что у него? ■

Врач: Из-за страсти к игре. < > i • ч

Б.Х.: Скажи ему, если он снова будет играть, то должен сказать* «Лучше я проиграю мои деньги, чем мою жизнь», Это динамика. Было ясно, что он был кандидатом в мертвые.

Участник: Он еще и ходит всегда в черной одежде. ' *'

Б.Х.: Об этом говорят и несчастные случаи. Это подражание и идентификация с дедом.

Участник: Он тоже чувствует себя принадлежащим к группе мй* гилыциков. '.■•

Б.Х.: Точно, что бы это у него ни значило, фамилия уже говорит* об этом.

Участник: Мне тут еще кое-что приходит в голову.

Б.Х. (прерывая): Нет, любое дальнейшее описание остановит у него и терапевтов терапевтический процесс. Я оставлю это здесь.

г

В случае с курением полезно при каждой затяжке говорить отцу,! что это вкусно. ' ' > *

Самоубийство: уважать решение

На одном из семинаров участник задает вопрос на тему самоубийства.

Йене: Я не знаю, как мне с этим быть. Мой отец однажды сказал, мне о том, что моя мать не должна знать, что в его семье много жен-, щин покончили с собой. Он скрупулезно составил генеалогическое, древо и показал мне его в момент, когда я был в конфронтации с матерью. Он рассказал, что его мать покончила с собой и что и у щ>ей матери тоже как-то была мысль о самоубийстве. Возможно, этим од хотел сказать мне, что я должен ее щадить, .И после того, как два года назад покончила с собой моя сестра, я не знаю точнр, связан я как-тр с этим или... j , (, Б.Х. (перебивая): Постановка вопроса ясна. Если дается толкование, что «они покончили с собой, потому что мужчины деспотичны*, это можно сразу забыть. По этой причине никто себя не убивает. Прии-н

чин» лежат намного глубже. Это системные переплетения. А уж если так, то это делается из любви, будучи идентифицированным и деля кг кем-то судьбу. Бели кажется, что сделано из мести, то это только на первый взгляд. • , ' - Второе; если из-за какого-то поступка другим потом становится хуже, то этот поступок становится еще более плохим. Итак, если человек совершает самоубийство, и по этой причине другой тоже убивает себя, то для того, кто покончил с собой первым, это становится еще хуже, потому что в этом случае из-за его поступка случилось еще одно несчастье. Но если человек говорит: «Я уважаю твою судьбу и твое решение, и теперь ты можешь обрести покой, ты должен знать, что дальше все идет хорошо и что все теперь может быть хорошо», — тогда мертвый обретает покой, а живые свободны.

Эрих: Можешь сказать это еще раз?

Б.Х.: Нет, такое нельзя повторять. Это же и без того там, гДе надо. Дело ведь обстоит так, что человек не может запоминать очень важные веши. Если бы их запоминали, то они перестали бы работать.

Пример с семинара:

Б.Х. работает с Сарой с прерванным движением любви к... Она жаловалась, что у нее такое чувство, будто она только вдыхает. При этом она очень напряжена, и из-за этого у нее так болит в груди.

Б.Х. (после того как привел к цели движение любви к...): Сейчас это было прерванное движение любви к... Астма—это прерванное движение любви к... Вдыхать означает «принятие», а выдыхать — «движение любви к...». При астме человек не может выдыхать. Это указывает, что это прерванное движение любви к...

В тог же день позже

Сара (боязливым и плаксивым голосом): Я чувствую, что это давление у меня больше связано <: самоубийством моего отца. С тех пор, как ты об этом говоришь, давление снова растет. И я подумала: это не моя ответственность.



2015-11-27 467 Обсуждений (0)
II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 18 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 18 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)