Упражнения для закрепления учебного материала
1. Распределите нижеприведенные обозначения элементов схемы согласно их месту: 1. Конкретно-научная компонента философской проблемы науки 2. Философская компонента философской проблемы науки 3. Научные концепции, законы, понятия, категории и т.д. 4. Философские теории, направления, категориальный аппарат и т.д.
2. Охарактеризуйте следующие концепции взаимосвязи философии и науки: Метафизическая; (трансценденталистская); позитивистская; антиинтеракционистская; диалектическая. 3. Прокомментируйте высказывание Демокрита: «Знание природы скрыто в глубинах рудников или на дне колодцев» Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест 1. Философские основания науки обеспечивают: A) соответствие научного поиска теории познания; B) стыковку научных картин мира, а также идеалов и норм науки с господствующим мировоззрением; C) определение методологических ориентиров научного поиска; D) подтверждение истинности научного знания; E) определение критериев научности познавательных процессов;
2. Философия науки начинается с … A) трудов А. Эйнштейна; B) замысла понять логику и методологию научного познания; C) теории научных революций Т. Куна; D) первых шагов науки в период античности; E) вопроса «что может дать наука для решения экологической проблемы?».
3. В каком способе познания мира формируется целостный образ мира в его соотнесённости с человеком, с его знаниями, достижениями искусства, с его поисками смысла жизни? A) обыденном; B) мифологическом; C) религиозном; D) научное; E) философском.
4. Для философского подхода к рассмотрению познания характерным является: A) изолированность познавательных структур от остальных сторон деятельности человека; B) выявление только логических закономерностей познавательного процесса; C) рассмотрение познания в широком культурно – историческом контексте, в связи с многообразием человеческой деятельности; D) рассмотрение познания как отдельных, не связанных друг с другом достижений научной мысли у разных народов; E) признание познавательного процесса как случайного открытия человечеством тайн природы.
5. Метафизика как метод мышления и познания возникает: А) во времена античной философии; В) во времена средневековой философии; С) в условиях Нового времени; D) в немецкой классической философии XIX века; Е) только в западной философии XX века.
6. Эпистемология — это … А) учении о бытии; В) учение о боге; С) учение о знании; D) учение о развитии; Е) учение о нирване.
7. Философско-методологический анализ принадлежит сфере: A) практической деятельности; B) естествознания; C) технических наук; D) социально-исторического познания; E) эмпирического познания.
8. Понятие «наука» включает в себя: A) выявление закономерностей развития отдельных научных дисциплин; B) общие закономерности и тенденции научного познания; C) деятельность по получению нового знания и результат этой – систему научных знаний; D) деятельность научного сообщества; E) обоснование практики.
9. Если судить ОЧЕНЬ СТРОГО, то теория НАУЧНОГО познания — это: A) гносеология; B) логика; C) методология; D) эпистемология; E) просто «наука».
10. От философской теории познания методологию отличает; A) изучение взаимодействия науки с другими социальными институтами; B) теоретическая рефлексия процесса познания; C) акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания; D) направленность на внутренние механизмы развития научного знания; E) парадигмальность познания. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Философия науки: сущность, содержание и функции. 2. Бытие науки: способы и формы. 3. Мировоззренческое содержание и значение науки. 4. Философия и наука. 5. Закономерности развития науки. 6. Логико-эпистемологический подход к возникновению науки. 7.Философские основания науки. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Первоисточники 1. Аристотель. Сочинения в четырех томах [текст] / Аристотель. -М.: «Мысль», 1983 2. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. [текст] / Г.В.Ф. Гегель. -М.: Мысль, 1970 3. Мах, Э. Познание и заблуждение: Очерки по психологии исследования [текст]/ Э. Мах. –М.: БИНОМ, 2003. -456 с. 4. Поппер, Карл. Все люди — философы: Как я понимаю философию; Иммануил Кант — философ Просвещения [текст]/ Карл Поппер. -М.: Едиториал УРСС, 2003. -56 с. Основная литература 1. Кохановский, В.П. Философия науки в вопросах и ответах [текст]: учеб. пособие / В.П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -352 с. 2. Мамзин, А.С. История и философия науки [текст]: Учебное пособие для аспирантов / А.С. Мамзин. -СПб.: Питер, 2008. — 304 с. 3. Розин, В.М. Наука. Происхождение, развитие, типология, новая концептуализация [текст] / В.М. Розин. -М.: МПСИ, 2008. -600 с. 4. Франк, Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией [текст] / Ф. Франк. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. -512 с.
Дополнительная литература 1. Больцано, Б. Учение о науке (Наукоучение). Избранное [текст] / Б. Больцано. -СПб.: Наука. 2003. -519 с. 2. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования [текст] / Л.А. Микешина. -М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 464 с. 3. Ойзерман, Т.И. Проблемы историко-философской науки [текст] / Т.И. Ойзерман.-М.: «Мысль», 1969. -398 с. 4. Пружинин, Борис. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии [текст] / Борис Пружинин. -М.: РОССПЭН, 2009. -423 с. 5. Холтон, Дж. Тематический анализ науки [текст] / Дж. Холтон. -М.: Прогресс, 1981. -384 с. 6. Xюбнер, Курт. Критика научного разума [текст] / Курт Xюбнер. -М.: ИФРАН, 1994. -326 с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |