Петлевые обмотки якоря
Принцип работы электрической машины постоянного тока в режиме двигателя (генератора).
Рисунок 38 Рисунок 39 Рисунок 40 Если проводник длиной L поместить в магнитное поле с индукцией В и пропустить по нему ток I, то появится электромагнитная сила Fэм (рисунок 38). Данная электромагнитная сила определяется по правилу левой руки. Левую руку надо расположить так, чтобы магнитные силовые линии входили в ладонь, 4 вытянутых пальца располагались по направлению тока в проводнике, тогда отогнутый на 90 большой палец укажет направление электромагнитной силы F (рисунок 39). На рисунке 40 представлена модель простейшего двигателя постоянного тока. Классификация электрических машин и область их применения. По способам возбуждения машины постоянного тока можно классифицировать следующим образом: - машины независимого возбуждения, в которых обмотка возбуждения (0В) питается постоянным током от источника, электрически не связанного с обмоткой якоря (рисунок 41, а); - машины параллельного возбуждения, в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены параллельно (рисунок 41, б); - машины последовательного возбуждения, в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены последовательно (рисунок 41, в); - машины смешанного возбуждения, в которых имеются две обмотки возбуждения - параллельная ОВ1 и последовательная ОВ2 (рисунок 41, г); - машины с возбуждением постоянными магнитами (рисунок 41, д). Все указанные машины (кроме последних) относятся к машинам с электромагнитным возбуждением, так как магнитное поле в них создается электрическим током, проходящим в обмотке возбуждения. Рисунок 41 Схемы возбуждения машин постоянного тока Электрические машины постоянного тока используются как в качестве генераторов, так и в качестве двигателей. Наибольшее применение имеют двигатели постоянного тока, области применения и диапазон мощности которых достаточно широки: от долей ватт (для привода устройств автоматики) до нескольких тысяч киловатт (для привода прокатных станов, шахтных подъемников и других механизмов). Двигатели постоянного тока широко используются для привода подъемных средств в качестве крановых двигателей и привода транспортных средств в качестве тяговых двигателей. Достоинства и недостатки электрических машин постоянного тока. Основные преимущества двигателей постоянного тока по сравнению с бесколлекторными двигателями переменного тока - хорошие пусковые и регулировочные свойства, возможность получения частоты вращения более 3000 об/мин, а недостатки - относительно высокая стоимость, некоторая сложность в изготовлении и пониженная надежность. Все эти недостатки машин постоянного тока обусловлены наличием в них щеточно-коллекторного узла, который к тому же является источником радиопомех и пожароопасности. Эти недостатки ог- раничивают применение машин постоянного тока. В последние годы созданы и успешно применяются двигатели постоянного тока, у которых механический коллектор заменен бесконтактным коммутатором на полупроводниковых элементах, однако подобные двигатели пока из- готовляются на мощность не более 500 Вт. Петлевые обмотки якоря Основные понятия. Обмотка якоря машины постоянного тока представляет собой замкнутую систему проводников, определенным образом уложенных на сердечнике якоря и присоединенных к коллектору. Элементом обмотки якоря является секция (катушка), присоединенная к двум коллекторным пластинам. Расстояние между пазовыми частями секции должно быть равно или мало отличаться от полюсного деления τ (рисунок 42): τ=πDа/(2р) (1) Здесь Dа -диаметр сердечника якоря, мм. Обмотки якоря обычно выполняют двухслойными. Они характеризуются следующими параметрами: числом секции S; числом пазов (реальных) Z; числом секций, приходящихся на один паз, Sп = S/Z; числом витков секции wc; числом пазовых сторон в обмотке N; числом пазовых сторон в одном пазу пп=N/Z=2wcSп. Верхняя пазовая сторона одной секции и нижняя пазовая сторона другой секции, лежащие в одном пазу, образуют элементарный паз. Число элементарных пазов в реальном пазе Zп определяется числом секций, приходящихся на один паз: Sп = S/Z (рисунок 43). Схемы обмоток якоря делают развернутыми, при этом все секции показывают одновитковыми. В этом случае каждой секции, содержащей две пазовые стороны, соответствует один элементарный паз. Концы секций присоединяют к коллекторным пластинам, при этом к каждой пластине присоединяют начало одной секции и конец другой, т. е. на каждую секцию приходится одна коллекторная пластина. Таким образом, для обмотки якоря справедливо S=Zэ=К, где Zэ — число элементарных пазов; К — число коллекторных пластин в коллекторе. Число секций, приходящихся на один реальный паз, определяется отношением Zэ/Z. Простая петлевая обмотка якоря. В простой петлевой обмотке якоря каждая секция присоединена к двум рядом лежащим коллекторным пластинам. При укладке секций на сердечнике якоря начало каждой последующей секции соединяется с концом предыдущей, постепенно перемещаясь при этом но поверхности якоря (и коллектора) так, что за один обход якоря укладывают все секции обмотки. В результате конец последней секции оказывается присоединенным к началу нерпой секции, т. е. обмотка якоря замыкается. Рисунок 42 - Расположение пазовых сторон секции на сердечнике якоря Рисунок 43 - Элементарные пазы На рисунок 44, а, б изображены части развернутой схемы простой петлевой обмотки, на которых показаны шаги обмотки — расстояния между пазовыми сторонами секций по якорю: первый частичный шаг по якорю у1, второй частичный шаг по якорю у2 и результирующий шаг по якорю у. Если укладка секций обмотки ведется слева направо по якорю, то обмотка называется правоходовой (рисунок 44, a), a если укладка секций ведется справа налево, то обмотка называется левоходовой (рисунок 44,б). Для правоходовой обмотки результирующий шаг: У= у1- у2 (2) Расстояние между двумя коллекторными пластинами, к которым присоединены начало и конец одной секции, называют шагом обмотки по коллектору ук . Шаги обмотки по якорю выражают в элементарных пазах, а шаг по коллектору — в коллекторных делениях (пластинах). Начало и конец каждой секции в простой петлевой обмотке присоединены к рядом лежащим коллекторным пластинам, следовательно, у=ук=±1, где знак плюс соответствует правоходовой обмотке, а знак минус левоходовой. Для определения всех шагов простой петлевой обмотки достаточно рассчитать первый частичный шаг по якорю: у1= [Zэ /(2р)] ±ε (3) где ε — некоторая величина, меньшая единицы, вычитая или суммируя которую получают значение шага у1, равное целому числу. Второй частичный шаг обмотки по якорю у2= у1±у= у1 ±1 (4) Пример 1. Рассчитать шаги и выполнить развернутую схему простои петлевой обмотки якоря для четырехполюсной машины (2р = 4) постоянного тока. Обмотка правоходовая, содержит 12 секций. Решение. Первый частичный шаг по якорю по (3) у1 = Zэ /(2p)± ε = (12/4) ±0 = 3 паза. Второй частичный шаг по якорю по (4) у2 = у1— у = 3— 1 = 2 паза. Рисунок 44 - Простая петлевая обмотка: а – правоходовая; б – левоходовая; в – развернутая схема. Прежде чем приступить к выполнению схемы обмотки, необходимо отметить и пронумеровать все пазы и секции, нанести на предполагаемую схему контуры магнитных полюсов и указать их полярность (45, в). При этом нужно иметь в виду, что отмеченный на схеме контур является не полюсом, а зеркальным отображением полюса, находящегося над якорем. Затем изображают коллекторные пластины и наносят на схему первую секцию, пазовые части которой располагают в пазах 1 и 4. Коллекторные пластины, к которым присоединены начало и конец этой секции, обозначают 1 и 2. Затем нумеруют все остальные пластины и наносят на схему остальные секции (2, 3, 4 и т. д.). Последняя секция 12 должна замкнуть обмотку, что будет свидетельствовать о правильном выполнении схемы. Далее на схеме изображают щетки. Расстояние между щетками А к В должно быть равно К /(2р) = 12/4 = 3, т.е. должно соответствовать полюсному делению. Что же касается расположения щеток на коллекторе, то при этом следует руководствоваться следующим. Предположим, что электрический контакт обмотки якоря с внешней цепью осуществляется не через коллектор, а непосредственно через пазовые части обмотки, на которые наложены«условные» щетки (рисунке 45, а). В этом случае наибольшая ЭДС машины соответствует положению «условных» Щеток на геометрической нейтрали. Но так как коллекторные пластины смещены относительно пазовых сторон соединенных с ними секций на 0,5 τ (рисунок 45,б), то, переходя к реальным щеткам, их следует расположить на коллекторе по оси главных полюсов, как это показано на рисунке 45, в. При определении полярности щеток предполагают, что машина работает в генераторном режиме и ее якорь вращается в направлении часовой стрелки. Воспользовавшись правилом «правой руки», находят направление ЭДС (тока), наведенной в секциях. В итоге получаем, что щетки А1 и A2, от которых ток отводится во внешнюю цепь, являются положительными, а щетки B1 и В2 - отрицательными. Щетки одинаковой полярности присоединяют параллельно к выводам соответствующей полярности. Рисунок 45 - Расположение условных (а) и реальных (б) щеток Параллельные ветви обмотки якоря. Если проследить за прохождением тока в секциях обмотки якоря (см. рисунок 44, в), то можно заметить, что обмотка состоит из четырех участков, соединенных параллельно друг другу и называемых параллельными ветвями. Каждая параллельная ветвь содержит несколько последовательно соединенных секций с одинаковым направлением тока в них. Распределение секций в параллельных ветвях показано на электрической схеме обмотки (рисунок 46). Эту схему получают из развернутой схемы обмотки (см. рисунок 44, в) следующим образом. На листе бумаги изображают щетки и имеющие с ними контакт коллекторные пластины, как это показано на рисунке 46. Затем совершают обход секций обмотки начиная с секции 1, которая оказывается замкнутой накоротко щеткой В1. Далее идут секции 2 и 3, которые образуют параллельную ветвь. Таким же образом обходят все остальные секции. В результате получаем схему с четырьмя параллельными ветвями, по две секции в каждой ветви. Из полученной схемы следует, что ЭДС обмотки якоря определяется значением ЭДС одной параллельной ветви, тогда как значение тока обмотки определяется суммой токов всех ветвей обмотки: Iа = 2aia (5) где 2а - число параллельных ветвей обмотки якоря; iа - ток одной параллельной ветви. В простой петлевой обмотке число параллельных ветвей равно числу главных полюсов машины:2а = 2р. Нетрудно заметить, что число параллельных ветвей в обмотке якоря определяет значение основных параметров машины — тока и напряжения. Пример 2. Шестиполюсная машина постоянного тока имеет на якоре прос- тую петлевую обмотку из 36 секций. Определить ЭДС и силу тока в обмотке якоря машины, если в каждой секции наводится ЭДС 10 В, а сечение провода секции рассчитано на ток не более 15 А. Решение. Число параллельных ветвей в обмотке 2а=2р= 6, при этом а каждой параллельной ветви Sп = S/(2a) = 36/6 = 6 секций. Следовательно, ЭДС обмотки якоря Еа = 6*10 = 60 В, а допустимый ток машины Iа = 6*15=90 А. Если бы машина при прочих неизменных условиях имела восемь полюсов, то ее ЭДС уменьшилась бы до 40 В, а ток увеличился бы до 120 А. Рисунок 46 - Электрическая схема обмотки
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3520)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |