ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(Сокращённый вариант)
ПРИМЕРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Традиционная интерпретация Позитивная интерпретация
Нервная анорекция Потеря аппетита,мания похудения Способность прожить на ограниченные в пубертатный период средства.Способность избавить от женской половой роли с помощью голода.Способность разделить тяготы голодающих во всем мире.
Алкоголизм Дипсомания,психологические Способность с помощью симптомы:эйфория алкоголя на время делать (хорошее самочувствие), конфликты терпимыми. переоценка своих возможностей, Способность зарождать расторможенность,несдержаное иллюзию защищенности, поведение,бестактность,на- основанную на чувстве вязчивость,шумное поведение внутреннего тепла,и склонность реагировать без облегчать принятие размышлений,(переходящая в собственной личности нарушения закона и преступ- через ослабление тор- ления). можения и тревоги.
Амбивалентное отношение Амбивалентность.Существо- Способность не фиксироваться бок о бок противоречивых одним определенным способом чувств в отношении одного Может быть расширена за счет: и того же объекта,например понимания,что ты всегда рис- любви и ненависти в одно куешь,отваживаешься шагнуть в и тоже время.Эротические незнаемое,несешь грусть сомне- привязанности и взаимоотно- ний на своих плечах,но всегда шения между родителями и живешь с надеждой открыть где- детьми часто заметно амби- нибуть новые возможности или валентны. пределы.
Непослушание,дерзость. Психологическое отрицание Способность сказать"нет".Может внешних аыторитетов,часто быть расширена за счет:времени сочетающиеся с эмоциональ- (когда сказать "нет"),доверия, ными вспышками(гнев,дер- причин(определить,когда надо зость). что-то делать,или уточнить, почему говорится "нет".
Ночное недержание мочи Ночное недержание мочи- Способность возвращаться к пре- особая форма непроизволь- жним,не забытым способам реаги- ного опорожнения мочевого рования при столкновении со сло- пузыря.Оно происходит ночью, жными ситуациями.Способность не когда человек спит в постели. придавать значения.
Депресия Ощущение подавленности с пре- Способность реагировать на кон- имущественно пасивной установ- фликты глубокими эмоциями.Может кой,душевное уныние,истощение. быть расширена за счет:взаимо- отношений с Ты,с Мы,с пра-Мы; времени,доверия и надежды.
Ревность Бешеный страх потерять партне- Способность любить не вызывая ра,объедененный с неадекватным своим поведением ответной люб- контролем реальности.Ненависть ви.Позитивное отношение к Я, к возможному сопернику,вытека- к партнеру и к верности,выра- ющая из претензии на исключи- женная фантазия.Подчеркивание тельность,особенно в любви. способности любить своего партнера и быть привязаным к нему или к ней.
Экзистенциальная тревога Неуверенность,страх будущего, Способность думать о будущем соединенный с психовегетатив- и не поддаваться иллюзии безо- ными нарушениями. пасности.Может быть расширена за счет:дифференцированого отношения к будущему,рациона- лизации вовлеченных вторичных способностей.
Страх привязаности Защитное и амбивалентное Акцент на отношении к Я или к отвержение других людей, имеющимся партнерам.Может быть социальная дистанция.Основной расширена за счет:контактов, симптом:заторможенность и отношения к Мы,вежливости, чувство подавленности с честности,вербализации и рас- некоторым сильным эмоциональ- ширения целей. ным соучастием.
Бронхиальная астма Признаки одышки из-за спазмов Интенсивная связь с собственным бронхиальной мускулатуры и, телом;с референтным человеком; возвратным путем,в диафрагме, способность осознать себя через а также обусловленные респира- симптомы(хрипы,кашель,хватания торными мышцами. воздуха).Может быть расширена за счет:вербализации конфликтов (причин),привязанности-отделения, честности,веры,доверия,надежды.
Преждевременная эякуляция Преждевременное извержение Способность быстро достигать семени. своей цели.Позитивное отношение к партнеру,выраженное усердие/дости- жение,время.Может быть расширена за счет:времени,терпения,пункту- альности,надежности.
Лень Торможение деятельности, Способность избегать требований невыполнение,отсутсвие приле- достижения.Может быть расширана жания,слабость характера. за счет:времени(когда и где лениться) дифференциации и осознания собственных способностей. Отсутствие суеты.Время подумать. Акуумуляция энергии. Средство достижения комфорта. Стимул для творчества. Фиксация Согласно Фрейду,упорство в ра- Способность придерживаться чего-то. боте влечения на ранней стадии Способность придерживаться установок развития,с целью сделать возмож- и поведения.Может быть расширена за ным сохранение детских способов счет:того,что каждый вид поведения получения удовлетворения детских и каждая установка существует в способов получения удовлет- рамках некоторой базовой концепции. ворения.Часто фиксация прямо Вопрос в том:когда и при каких связана с извращениями и обстоятельствах фиксация становится неврозом. источником конфликта.
Сердечный приступ Колапс тканей сердечной мус- Способность принимать близко к сердцу кулатуры вследствие спазма нагрузки и факторы раска.Может быть артерий вокруг сердца. за счет:коррекции концепции достижения, изменения в свяанных с едой привычках (сфера ощущения),правильного питания (рассудочная сфера)и развития отно- шения к себе,к собственому телу. Сигнал.Возможность научиться сопережи- вать,защитить душу от распада. Компульсивный невроз Например,потребность все время Способность осуществлять что-либо оглядываться,проверять,закрыты с чрезвычайной точностью,добро- ли двери,навязчивость умывания, совестностью,пунктуальностью навязчивые ритуалы,навязчивое и последовательностью.Способность перебирание в мыслях вновь и не доверять себе и путем повторения вновь событий дня. и контроля отражать опасности (внешние опасности сознательно, внутренние опасности бессознательно). Особенно выраженна потребность в порядке и надежности.Может быть расширена за счет:уверенности, времени,контактов,надежды,будущего, способности позволять себе удивляться.
Агресивность Воинственность,жестокость. Способность спонтанно,эмоционально и расторможенно реагировать на что- либо.Может быть расширена за счет: уяснения,против кого,когда,где и в какой форме осуществляется арессия.
Фригидность Выражение происходит от Способность говорить "нет"своим телом. латынского слова frigidus Может быть расширена за счет:развития (холодный)и означает сек- способности говорить "нет" и словами, суальную холодность женщин, лучшего формулирования собственных неспособность испытывать оргазм. потребностей.
Ипохондрия Глубокое душевное уныние по Способность точно наблюдать собственные причине воображаемых или телесные функции и улавливать уязвимость незначительных телесных недугов. органов к нарушениям.
Преступность Совершение поступков,нака- Способность игнорировать правила пове- зуемых по закону. дения.Позитивное отношение к Я,к оп- ределенному Ты или к ограниченному Мы.Может быть расширена за счет: отношения к Мы,к пра-Мы,бережливости, справедливости,любви,честности,диф- ференцированых отношений к близкому и отдаленному будущему,учету пос- ледствий.
Паранойя Сумасшествие,безумие,психическая Способность видеть себя центром мира болезнь с первичными маниакаль- и его тайных сил.Может быть расширена ными представлениями(манией за счет:взаимосвязи с другими актуаль- преследования,величия и так ными способностями,фантазией,разумом, далее). ощущениями,вежливостью,честностью, доверием и надеждой.
Фобия Страх перед определенными Способность избегать ситуаций и объектов объектами,например,мышами, которые ощущаются как угрожающие. собаками,пауками и так далее, Может быть расширена за счет:отно- или ситуациями,например страх шений к этим ситуациям и объектам, открытых пространств,закрытых контактам,отношения к Я,Ты,Мы,пра-Мы. помещений или страх покраснения. Доверие к актуальным способностям, В других случаях-галлюцинации вовлеченным в данный момент. с чувством тревоги.
Психосоматические симптомы Вызывание физических симптомов Способность указывать на языке тела, психологическим путем. что в данный момент нет другого способа справиться с имеющимся конфликтов.Может быть расширена за счет:достижения,контактов,будущего.
Мастурбация Сексуальное самоудовлетворение, Здесь существует возможность онанизм.Это нормальная фаза сек- установить связь со своими собст- суального развития в период по- венными сексуальными органами. лового созревания,особенно у Может быть расширена за счет: мужчин,но ее следует расматри- отношения к Ты,к связи с партнером вать как аномалию,если она (сексуальности),межличностных продолжается и тогда,когда есть контактов,честности и чистоплотности. достаточные возможности для половых сношений.
Нарциссизм Способ любить свое Я,нравиться Способность любить себя и воспринимать себе. собственные возможные слабости как позитивные.
Соперничество(соперничество братьев,сестер) Ревнивые и напряженные отношения Способность к самоутверждению через между братьями или сестрами, сравнение и к дальнейшему развитию. неадекватная готовность демонст- Может быть расширена за счет: рировать внимание. справедливости и любви,уникальности, контактов,вежливости,честности.
Садизм Сексуальное возбуждение путем Способность брать на себя активную причинения боли,жестокого роль.Способность получать удовольствие отношения,унижения или бес- от создания собственной власти и силы. честия,наносимого любимому. Может быть расширена за счет:признания Самым крайним выражением базовых человеческих способностей, является убийство. справедливости,отношения к Мы и к пра-Мы.
Пренебрежение собой Внешнее пренебрежение-в одежде, Способность игнорировать обя- манерах-надо отличать от внутрен- зательные нормы или идти против него пренебрежения должными них.Может быть расширена за счет: обычаями,моралью. отношения к Я,к Ты,индивидуальных актуальных способностей(аккуратности, честности,вежливости,чистоплотности, бережливости,пунктуальности...), развития веры и надежды,привязанности, различия и отделения.
Шизофрения Cимптомы шизофренического психоза В прежние времена и даже иногда обычно описываются в психиатрии сегодня,шизофреники считались следующим образом:рассеяность, обладателями особых способностей. эксцентричность,притворство, Восхищение вызывало страстное во- спутаная речь,высокопарная речь, одушевление,приподнятая речь и стереотипы,опустошенность... . задумчивость больных.Согласно В качестве других черт перечисляются Принцхорну (Prinzhorn,1922), псевдофилософские идеи,притворная шизофреник полон стремления к аб- глубина,отсутсвие эффективного ре- солюту.Ясперс(Jaspers.1948)припи- зонанса,пренебрежение и социальная сывает им возвышенное понимание и изоляция.На больных смотрят как на духовные откровения.Метте(Mette, неудачников,как на обузу для их 1928) нашел у них повышенные спо- семей. собности.Он обнаружил у них стрем-
Импотенция.Болезнь.Безысходность. Смерть,с.ребенка. Негативное толкование позитива. Доброта Садятся на голову.Манипулируют - незащищенность,навязчивость. Справедливость Субъективизм.Вызвать комплекс вины и сделать несчастным.Мелочность. Жестокость. Любовь Страдание.Навязчивость.Потеря инди- видуальности - сверхзависимость. ление к предельной адекватности выражения,потребность в прямом отражении чувст,ограниченность самыми простыми средствами выражения, сильную синзетивность к другим людям и вещам,необычную беспристраст- ность по отношению к себе,особую тонкость и интуицию в психологических выводах,богатсво и необычайную образ- ность языка и повышеную экспрессивность. В семейной терапии мы обнаружили,что шизофреники демонстрируют более тонкую чувствительность к конфликтам,в то время как члены их семей оказываются ленивыми по отношению к ним.В параноевидной форме, акцент на фантазиях и традициях(например мания справедливости,религия,верность, вежливость...).В гебефренических формах присутсвует способность уходить от тре- бований достижений и ставить это требование под вопрос.При кататонии налицо моторный уход или его противоположность,выражение возбуждения в некоординируемых движениях. При намерении улучшить состояние больного, внимание надо обратить на следующие: с каким содержанием связан бред?Какие акту- альные способности еще относительно ста- бильны?С какими каналами общения связаны симптомы?Прежде чем выносить суждение о "врожденности"или"природной обусловлен- ности" заболевания,надо выяснить,что было сделано с пациентом до сих пор и задейст- вовать семью и социальное окружение в качестве терапевтов.Психиатрические больницы,которые в настоящее время функ- ционируют в некоторой степени в режиме детских садов,должны быть превращены в консультативные учреждения,терапевти- ческие центры и амбулатории,где пациенты и их семьи могут получить подготовку для выполнения терапевтических функций.
ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА
37-летная пациентка впервые решила изменить свои жизненые планы в тот момент,когда смогла осознать позитивные аспекты своей судьбы.Частые пребывания в детских больницах из-за приступов астмы и нарушений развития сформировали направление развития ее личности.Эта проблема затрагивалась в предшествующем психотерапевтическом лечении в связи со страхом отделения,проблемой остав- ления родителей и синдромом одиночества. В семье,где она выросла,об этом обычно много говорили.Довольно часто в в центре внимания была она:ее жалели либо из-за проблем,которые были у нее с учителем или с отцом,или же из-за проблем,которые она создала для семьи в связи с едой.В тоже время она усвоила,что обсуждение ее проблем делает ее центром внимания,хотя как старший ребенок она,возможно,получала бы меньше внимания.Когда ей было 10 лет,она перестала есть.Может быть,она бессознательно пыталась узнать,кто в семье привязан к ней и не позволит ей умереть,и в то же время хотела заставить своего отца продемонстрировать какую-то заботу о ней. Таким образои,благодаря интенсивной вовлеченности в проблемные ситуации она практически подготовилась к выбору профессии,который позже и сделала,а именно,профессии социального работника и,впоследствии,воспитателя,что дало ей возможность профессионально работать с проблемами.На основе эмоционалного интеллектуального и практического обучения распознаванию проблемных ситуаций в детстве она легко может справляться со многими людскими проблемами и труд- ностями,часто улавливать суть гораздо быстрее,чем ее коллеги.
Она составила следующий перечень позитивных следствий пребывания в детских больницах и своей проблемы в целом:
-Благодаря переживанию одиночества и изоляции я лучше понимаю других людей и их проблемы. -Благодаря этому я,по-моему,могу лучше делать мое дело,обнаруживая большее внимание и способна давать советы. -Хорошее,дружеское,почтительное поведение по отношению к клиентам моего отца позитивно принималось моими родителями и клиентами,меня хвалили. -Благодаря этому,я,возможно,более уверенно себя чувствую общаясь с другими, избегаю критики и не говорю о собственых желаниях. -Я редко подхожу сама к другим людям,чаще жду,чтобы они брали инициативу на себя,-таким образом я избегаю риска быть отвергнутой и испытать из-за этого лишнюю боль. -Когда я приглашаю кого-то,я готовлюсь к этому,тем самым заслуживаю комплимен- ты,что все хорошо и уютно и что еда восхитительна. -Я почти никогда не приглашаю кого-нибуть без подготовки,чтобы не разочаровать людей,избежать риска,что все окажется скучным,и чтобы не испортить себе настроение,если получу отказ. -Когда раньше я отказывалась от своего желания играть и помогать матери по дому,мать хвалила меня. -Когда я отказалась от своего желания танцевать,участвовать в вечеринке или встречаться со сверстниками,меня в первый раз предпочли сестры;отец похвалил меня,говоря,что я смышленая-я годы ждала такого признания. -Моя мама часто говорила,что когда меня долго нет дома,она боится,что со мной что-то случилось.Чтобы избежать этого упрека и сделать ее счастливой,я все больше и больше ограничивала контакты. -Раньше я никогда не могла приглашать сверстников,потому что мы жили в тесноте, и,кроме того,я стыдилась нашей квартиры. -Когда раньше я шла играть к другим детям,я как бы вырывалась из тесноты домаш- них дел,уходила от постоянного семейного контроля,чувствовала себя свободнее. -Когда позднее я все больше и больше отказалась от игр и вместо этого делала домашние задания,мои учителя считали меня прилежной ученицей;и я получала хорошие отметки.Это покупалось ценой отречения,но для меня внимание,похвалы и признания были жизненно необходимы. -Сегодня,предпочитая контакты с людьми,менее образованными чем я,я избегаю риска оказаться участницей такого интеллектуального разговора,где я неизбежно выглядела бы несостоятельной или мне пришлось бы молчать(я происхожу из рабо- чей семьи,в которой мало читали и обсуждали). -Спонтанные контакты со многими людьми,вроде тех,что устанавливал мой отец, осуждались моей матерью,бабушкой и дедушкой.Я приняла это за образец поведе- ния и избегала посищения баров.Таким образом,отказавшись от спонтанных контак- тов,я избежала пренебрежения или осуждения со стороны семьи.
ПОСЛЕДСТВИЯ Приведенные примеры реинтерпретации являются лишь примерами и образцами, облегчающими поиск других возможных толкований болезней и нарушений. Эта процедура несомненно непривычна большинству людей,для которых болезни и нару- шения почти неизбежно связаны с негативной или пессимистической концепцией. Такая концепция не означает более реалистичного видения мира,но она помогает понять,почему реальности здравоохранения,психиатрической и психотерапической помощи образуют достаточное основание для пессимизма.Когда утрачивается виде- ние позитивныхх аспектов болезни,не приходится удивляться последствиям того, что родители преждевременно выпроваживают детей из дома;что молодежь не хочет иметь ничего общего со своими родителями и вообще со взрослыми;что супруги расходятся или разводятся;что очень многие люди рано уходят на пенсию;что все больше и больше людей ищет решение своих проблем в алкоголе и наркотиках;что люди пытаются помочь другим,не помогая им в действительности; что люди и группы ненавидят друг друга,живя бок о бок,вместо того чтобы вместе трудиться ради лучшей жизни для всех;что психосоматических больных считают симулянтами или лечат исключительно лекарственными методами;что психически больных толкают к ненормальности;что пациенты в психиатрических клиниках получают только изо- ляцию,вместо психотерапического лечения.
Что такое "КОНЦЕПЦИИ"? Человек,соблюдающий обычай,не осветив его своим разумом и суждением, подобен слепому,ведомому другими людьми.
Бахья Ибн Пакда.Долги сердца.
Центральным понятием позитивной семейной терапии является понятие концепции. В психологии это понятие известно в таких сочетаниях как Я-концепция или концепция другого,где оно обозначает представление,имеющиеся у человека о себе или о других.Таким образом,концепции- это когнитивные и эмоциональные структуры,задающие нам схему интерпретации наших отношений к себе,к другим людям и к нашему окружению.Концепции включают в себе ожидания,придающие на- шему восприятию характерный оттенок:подходим ли мы к человеку песимистически, критически и недоверчиво или же ищем контакта с ним доброжелательно,с опти- мизмом и вниманием.В этом раскрывается поведенческий аспект концепций.Это отнюдь не чистые идеи;в их основе лежит триада,включающая познание,эмоции и поведение. Концепции могут быть управляющими нашим поведением,мотивами,усвоенными нами нормами и привычками,на которые мы ориентируемся-они становятся частью нашей совести.Эти концепции выполняют штурманские функции;они сообщают человеку, где предстоят трудности,что хорошо,что плохо,и какие возможности поведения есть в его распоряжении.Хотя теоритически существует бесконечное число концеп- ций,практически их спектр ограничен.У каждого человека есть своя "программа" концепций,которые частично взаимосвязаны и пребывают в гармонии между собой, но порой создают диссонансы.Содержание концепций описывается в терминах ба- зовых и актуальных способностей,а их место в системе связи и отношений в тер- минах четырех сфер переработки конфликтов,четырех моделей для подражания и форм взаимодействий.За пределами индивидуального сознания они действуют как правила игры,принимаемые целой группой.По этой причине наша концептуальная программа частично согласуется с концепциями группы,в которой мы живем. Концепции тем самым предстают как узловые точки в личном общении.В форме за- конов и нормативных систем они регулируют взаимоотношения в обществе.Семье принадлежит особая роль во всем,что касается концепций.В ней типичные концеп- ции передаются из поколения в поколения,во взаимодействии людей формируются новые концепции,которые затем усваиваются развивающейся личностью в повседнев- ном общении.Каждый индивид,как и каждая семейная ячейка,обладает типичными формами поведения,происхождение которых может быть прослежено до определенной концептуальной праграммы:ложится спать вовремя,вставать в предписанное время, есть вмести с семьей в определенные часы,быть пунктуальным,возвращаться к определенномк времени,выполнять в срок свои обещания,испытывать неудобства, если есть опасность опоздать,переживать,когда опаздывают другие... . За этими поведенческими стереотипами и эмоциональными реакциями стоит личностный стиль поведения,который,впрочем,отчасти определяется особенностями группы и роли.Например,он включает в себя типичную концепцию пунктуальности, которая может вызывать конфликт в браке,семье или карьере,если скажем,у парт- нера отношение к пунктуальности более свободное.
ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ НИЧЕГО НЕ УСТРАНЯЕТ
Не буть слишком сладким-как бы тебя не съели; не буть слишком горьким-как бы тебя не выплюнули. Восточная мудрость. Ориентация на болезнь в медицине и традиционной психотерапии вызывает со- противление со стороны пациентов.От врача ждут,что он отберет что-нибуть: аппендикс,несколько кубиков крови или любимую пищу.Так же,как и от этих видов вмешательства,пациенты и их семьи защищаются от терапевтических мер,которые угрожают нарушить семейное равновесие.Это может быть в этом случае,когда от терапевта ожидают выговора,когда ставятся под сомнения старые привычки и роли, или когда становятся без внимания ценности,принятые в семье. С помощью позитивного подхода мы "развенчиваем"- в изначальном значении слова-образ терапевтов,который сложился у пациентов и семьи.Мы ничего не за- прещаем и не грозим что-то отнять.Напротив,мы принимаем симптоматичное пове- дение и пытаемся заставить пациента осознать позитивные аспекты его нарушения. Благодаря такому отношению пациент не испытывает потребности защищаться от "атакующего терапевта".Вместо этого терапевт выступает как союзник пациента, и вместе они добиваются того,чего не удалось бы достичь,если бы они сражались друг с другом.Это особенно важно для большой группы потенциальных пациентов, которые ранее успешно избегали всех видов психотерапии:для тех,кто отрицает наличие конфликтов.Хотя у них есть множество конфликтов и они страдают от их последствий,а также заставляют страдать других,они боятся прямо взглянуть в лицо своему конфликту.Это поведение имеет истоки в их биографии и подчиняется концепциям,которые запрещают конфликты.Отрицание конфликта действует как ста- билизирующий фактор.Мы сначало обращаем внимание пациента на эти обстоятель- ства,но не ругаем его за непонимание.Мы предлагаем ему попробовать на время оставить свою защитную установку и - при поддержке позитивной интерпретации- попытаться решить конфликт. Мы считаем,что у пациента есть предпосылки для болезни,и для симптомов,и для здоровья.Терапевт прежде всего поддерживает регенеративные способности пациента.Семья может повысить восприимчивость к болезни,но она может и мобилизовать имеющие у него предпосылки для здоровья.Цель позитивной семейной терапии- поддержать семью в этой деятельности по оказанию помощи самим себе.
ПАЦИЕНТ КАК ТЕРАПЕВТ
Мы падаем сами,но нужна дружеская рука чтобы поднять нас. Мы уже видели,что пациент располагает существенными возможностями помощи само- му себе.Кроме того,мы вновь и вновь замечаем,что болень и ее последствия про- являются не только у индивида,но и в системе,в которой он живет.В этом отно- шении семья оказывается на переднем плане как первичная и наиболее прямо связаная с пациентом группа.Симптом является выраженнием существующих конфлик- тов с партнером,семьей или социальной группой и приобретает специфический смысл в конкретной группе(Framo,1973;Richter,1979).Например,тревожность и скованность молодой жены дают повод ее мужу выступить в качестве защитника и продемонстрировать свою силу и внутреннюю стабильность.Демонстрация мужу этих качеств позволяет жене забыть,что она укрепила свою уверенность в нем дорогой ценой,вытеснения собственных страхов и слабостей.Роль мужа как за- щитник означает для жены защиту и безопасность,но вместе с тем и зависимость, недостаток уверенности в себе и сохранение прежних социальных страхов и ско- ванности.Развивается кажущееся равновесие,взаимная поддержка,которая легче может быть поставлена под сомнение "скованным" партнером,если мы представим его в позиции пациента,чем партнером-"помощником",который в такой же степени затронут проблемой(Selvini-Palazzoli et al.,1977).Это ключевая позиция мни- мого пациента облегчает принятие им произвольных и эффективных мер к измене- нию ситуации. В позитивной семейной терапии пациент отказывается от своей роли пациен- та и становится "психотерапевтом" для своего окружения,особенно для своего партнера по конфликту (ср.также Minuchin,1978;Selvini-Palazzoli et al.,1977; Stierlin et al.,1977).Позитивная семейная терапия нацелена прежде всего на эту смену ролей и тем самым поощряет пациентов сознательно встать на путь помощи самим себе.
ПОЗИТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Один день счастья заставляет человека забыть о всех его несчастьях,а один день несчастья заставляет его забыть о всем его прошлом счастье. Бен Сирач
При позитивном подходе начинается с расмотрения трех следующих аспектов: а)Наблюдение семьи пациента и симптомов.Этим обеспечивается диагностическая ориентировка,отвечающая на следующие вопросы:Какие личностные и коммуни- кативные структуры мы наблюдаем?Какие дифференциально-диагностические соображения могут быть высказаны?Что пациент предлагает терапевту? б)Позитивная интерпретация симптомов.Мы знаем,что наблюдение,основанные на нем заключения и диагностические меры не объективны.На них влияет диагно- стическая система,которой придерживается терапевт,его личные впечатления и его оценка пациента.В противоположность соматической медицине эта субъек- тивность как раз лежит в основе психотерапии и семейной терапии.Мы исполь- зуем другие возможности для оценки(реинтерпретацию,позитивную интерпретацию, изменение позиции)не потому,что они более объективны.Мы делаем это с целью подчеркнуть относительность наших собственных систем отсчета так же,как и систем отсчета пациента и его окружающих,что дает нам возможность побудить его к поиску альтернативных возможностей.Таким образом,мы уходим от перво- начальных симптомов и двигаемся в те сферы,где пациент чувствует себя "по- зитивным",то есть относительно свободным от симптомов,обладающим сильным Я и способным к сопротивлению.Здесь задействованы два аспекта:реинтерпритация симптома и внимание к способностям пациента. в)Повышение ценности "пациента".Превращение пациента в собственого терапевта и позитивная интерпретация симптомов улучшают положение пациента в семье (Schindler,1976).Таким образом,изменяется семейная структура,и другие члены семьи получают возможность выступить в роли пациентов.На этом пути раскры- ваются семейные механизмы "распределения болезни"и выясняется,на какого члена семьи была возложена роль "носителя симптомов",и почему.
ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ЛЕЧЕНИИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Позитивный подход может быть очень полезен при лечении устойчивых к терапии хронических симптомов и болезней,имевших первоначально телесную природу. Он помогает пациентам и их семьям найти новые подходы к заболеваниям и к борьбе с ним.Тем самым страдания уменьшаются:болезнь становится легче перено- сить.Позитивные измениения могут происходить также и в отношении человека к необходимым медицинским мерам,например,к тяжелому лечению,ограничительной диете,протезированию или пугающей операции.
ЧЕТЫРЕ ФОРМЫ ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТА,И КАК ОНИ РАБОТАЮТ
1.Тело (путь ощущений). 2.Деятельность(путь разума). 3.Контакты(путь традиций). 4.Воображение(путь интуиции). У каждого человека развивается собственные предпочтения тех или иных форм переработки конфликтов.При гипертрофии одной из них другие формы отсту- пают на задний план.Выбор одной конкретной формы во многом зависит от индиви- дуального опыта научения,особенно полученного в детстве.Четыре формы реагиро- вания моделируются в конкретной жизненной ситуации посредством типичных кон- цепций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ В ЧЕТЫРЕХ СФЕРАХ ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТОВ
1.Как Вы реагируете на возникающие у Вас проблемы (Отвечаете ли Вы с помощью своего тела,своей деятельностью,обращение к другим за помощью,или в вообра- жении?) 2.Какое утверждение верно по отношению к Вам:"Я верю тому,что вижу". "Я верю тому,что понимаю"."Я верю тому,что говорят,например,мои родители"."Я верю тому,что спонтанно происходит во мне?" 3.Какой девиз был в Вашем доме?(Например," Еда и питье соединяют тело и душу", " Ты есть то,что ты можешь","Что скажут люди?", " Все в руках божьих").
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМЫ ЧЕТЫРЕХ ФОРМ ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТА Одна пациентка рассказывала:"Когда я расстраиваюсь,у меня болит голова, и это длится часами".Мы изображаем этот ответ следующим образом:
тело,ощущения
воображение бессознательное деятельность будущее разум интуиция
контакты-традиции
Переработка конфликта: тело- воображение
Для получения дальнейшей информации мы спросили:"Как Ваш партнер реагирует на конфикт?" Ответ был таким:"Мой муж уходит в свою мастерскую в подвале и работает как сумашедший почти всю ночь.Иногда я могу слышать,как он громко бормочет".Конфликтными областями являются:"Усердие-достижение" и "Воображение".Получается такая картина:
тело,ощущения
воображение бессознательное деятельность будущее разум интуиция
контакты-традиции
Переработка конфликта: деятельность-воображение Таким образом,мы постигаем индивидуальные реакции и стереотипы пове- дения,которые чаще всего проявляются в этом браке.Сравнение двух рисунков показывает,что тело(оба партнера в сексуальном плане уже долгое время ничего не говорили друг другу)и контакты остаются невключенными.Действетельно, дальнейший опрос показал,что контакты- та область,где в этом браке существует реальный дефицит.Но поначалу мы принебрегаем конфликтной областью и оброщаемся к тем областям,которые,по-видимому,наиболее способны к развитию. Эта процедура согласуется с позитивным подходом.Ее может проиллюстри- ровать образ,который я однажды использовал в связи с проблемой достижения. Четыре сферы похожи на всадника,который движимый стремлением к дости- жению(деятельность),рвется к цели(воображение).Чтобы достичь этой цели ему нужна хорошо ухоженная лошадь(тело).Если лошадь его сбросит,ему нужна помощь, чтобы снова подняться(контакты).Это значит ,что терапия не может сосредото- чиваться только на одной области,например,всаднике,а должна уделять внимание всем областям. Таким способом мы можем описать и индивидуальные стили переработки конфликта,и стили типичные для малой группы,и даже реакции,характерные для целой культуры. В своих наблюдениях я обнаружил,что в Европе и Северной Америке области "тело" и "деятельность"обычно находятся на первом плане,в то время как на Востоке есть тенденция подчеркивать "тело","контакты" и "воображение".Несмотря на эти тенденции,каждый человек переживает мир по-своему и вырабатывает формы реакций,соответсвующие его личности. У соматически ориентированных врачей часто возникают сложности с пациен- том с Южной или Восточных стран.Эти пациенты явно страдают,но симптомы не ясны врачу.Для этой картины болезни стали испоьзовать термин "трансальпийский синд- ром".Ключом к смыслу этого синдрома,который может проявляться во многих формах, являются,с одной стороны,концепции,обусловленные культу
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (822)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |