Дифференциально – аналитический опросник (ДАО)
Инструция гласит:"Имеются ли конфликты в области пунктуальности,аккуратности и так далее? Кто из вас (Вы или партнер)выше ценит пунктуальность,аккуратность...? В зависимости от конкретной ситуации вопросы могут изменяться. Формы поведения оцениваются следующим образом:(+++) означает высшую субъективную оценку данной категории,а (---)-низшую субъективную оценку;(+-)означает безразличие по отношению к оцениваемой поведенческой области;(++),(+)и(--),(-)составляют промежуточные степени субъектвной оценки.Вторая колонка представляет самооценку пациентом своих актуальных способностей. Третья колонка- оценка пациентом партнера;при необходимости могут быть включены добавочные колонки для других значимых людей.Последняя колонка остается для комментариев.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК, заполненный двадцатитрехлетней пациенткой Актуальная : : способность : Я Партнер : Коментарии
------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------
Пунктуальность +++ : +- Когда мой партнер опаздывает я легко могу подождать его полчаса. Но, если я опаз- дываю,он делается нетерпеливым. __ Чистоплотность ++ : ++ Нет проблем.Ни я,ни мой муж не ныряхи. ---------------------------------------------------------------- Аккуратность + : +++ По-моему, дом должен выглядеть как жилой. Мой муж считает, что он должен выглядеть как картинка в каталоге. ------------------------------------------------------------------ Вежливость +++ : +++ Мы оба думаем, что важно Быть внимательными друг к другу. Я не хочу обижать своего мужа, и я никогда не слышала от него оскорбительного слова. ----------------------------------------------------------------- Послушание + - : + - Я думаю,что люди должны приспосабливаться друг к другу и чем-то жертвовать. Но когда кто-нибуть вроде моего отца требует абсолют- ного послушания, мне это совершенно не нравится. Мой муж считает так же. Он до сих пор называет своего отца генералом. ----------------------------------------------------------------- Честность Откровенность + - : ++ Мой муж склонен говорить то, что думает.Но мне это иногда трудно,потому что я боюсь задеть чьи-либо чувства. ------------------------------------------------------------------ Верность + + : ++ Здесь проблем пока не было . Я думаю, что для нас обоих верность очень важна. ------------------------------------------------------------------ Cправедливость +++ : +++ Я думаю, что очень расстроялась бы, если бы мой муж относился ко мне не справедливо.Он к этому так же чувствителен,как и я. ----------------------------------------------------------------- Бережливость + - : ++ С учетом моих доходов я могу позволить себе то,что хочу. ------------------------------------------------------------------ Старательность Я думаю, что мы оба хотели бы достичь успеха в карьере Деятельность +++ : +++ __ Надежность ++ : - + В том, что касается его работы,мой муж олицетворенная надежность.И,когда это касается его он ценит надежность.Но,когда я жду,что могу на него в чем- то положиться,это не срабатывает. __ Терпение - - : + - Это что-то такое,чего у меня нет совсем . ------------------------------------------------------------------ Время +++ : --- Наша семейная жизнь коротка.Мой муж рабо- тает в ночную смену.Когда я утром ухожу, он спит,а когда возвращаюсь,его нет дома. ------------------------------------------------------------------ Надежда - : ++ Когда я думаю о наших семейных проблемах,я склонна все видеть в черном свете.Я надеюсь,что мы сможем изменить что-нибуть с помощю психотерапевта. ------------------------------------------------------------------ Контакты +++ : - Мой муж-одиночка.Он опасается того,что другие могут отвергнуть его.Мы живем довольно изолированно,хотя я люблю быть с людьми.Я довольно сильно страдаю из-за этого. ----------------------------------------------------------------- Секс Сексуальность +++ : +++ Мне это нравится,думаю,что Нежность мужу тоже. ----------------------------------------------------------------- Вера Мы оба протестанты,но Религиозность + - : + - никогда много не задумывались над этим вопросом.
------------------------------------------------------------------ В рассмотреном случае конфликтными потенциалами и областями постоянного эмоционального напряжения оказались пунктуальность,аккуратность,вежливость, распределение времени и контакты. Пунктуальность. Небрежность мужа в этой области- очень важной для пациентки- переживаются как несправедливость.Его опоздания рассматривается даже как кризис доверия. Аккуратность Здесь мы видим две разных концепции порядка.Пациентка чувствует,что она загнана в тупик педантичной натурой своего мужа.Возникающий здесь конфликт для пациентки прямо связан с возможностью чувствовать себя комфортно в их общем пространстве. Вежливость Для обеих партнеров вежливость обладает стабилизирующей функцией.Ритуальная вежливость мешает им открыто выражать свои конфликты.Таким образом,вежливость становится признаком блокированной агрессии и причиной перехода конфликта вовнутрь. Распределение времени Здесь играют роль социальные и экономические факторы("Если бы мой муж не должен был работать в ночную смену...)".Время, которое муж может проводить со своей женой,субъективно воспринимается ею как подачка. Контакты Здесь тоже существуют расходящиеся концепции.Пациентка интерпретирует недостаток контактов мужа как способ его защиты (воображаемые различия в статусе).Сама она выступает достаточно сильной в этой области и имеет желания,которые не находят удовлетворения ввиду расхождения с концепциями ее мужа. Готовность к конфликту в этих областях можно проследить в биографии пациентки и ее мужа (базовый конфликт).Здесь снова использовался ДАО с вопросом:"Что больше всего ценили Ваши родители? Кто считал более важным пунктуальность (аккуратность)? На основании этого анализа актуального и базового конфликта мы смогли понять конфликтную ситуацию. В качестве формы позитивной семейной терапии проводилась партнерская терапия,которая была закончена после пятнадцатого занятия,продлившись шестьмесяцев.После окончания лечения,а также спустя год,проводилось обследование.Пациентка оказалась свободна от симптомов.Она прокомментировала,что качество их брака явно улучшилось:"Поворотным пунктом для меня был момент,когда я отошла от мысли,что мы не подходим друг другу,и обнаружила повседневные проблемы,находившиеся у истоков нашего напряжения».
Первое интервью в позитивной психотерапии
Фамилия _____ Имя _________ Возраст _____ Обследование проводит _______________________ I Вводные вопросы
1.Впишите сверху фамилию,имя и т.д. 2.Направлен (кем) ___________________________ _____________ II Настоящая жизненная ситуация пациента (события,связанные с медициной,психологические проявления, причина посещения врача) 3.Жалобы в настоящий момент: _____________ _____________ _____________ _____________ 4.Позитивное толкование симптомов: _____________ _____________ 5.Лечение до настоящего времени: _____________ _____________ _____________ 6.Результаты лечения до настоящего времени: _____________ _____________ 7.Произвольные сведения относительно заболевания,предполагаемая причина: _____________ _____________ 8.Разрешающий момент возникновения заболевания: внезапное возникновение/травма 0 постепенное начало,обусловленное болезнью,0 Прочие: _____________ _____________ 9.Время первого возникновения симптомов ____ _____________ 10.Перенесенные операции,заболевания;пребывание в больнице: _____________ _____________ 11.Факторы риска: _____________ _____________ 12.Семейный анамнез,заболевание членов семьи: _____________ _____________ 13.Ориентировочное клиническое обследование: артериальное давление ______________________ вес ________ рост _______ Состояние питания: нормальное 0 повышенное 0 пониженное 0 Общее физическое состояние: хорошее 0 среднее 0 плохое 0 Общее впечатление: соответствует возрасту 0 выглядит моложе 0 преждевременное старение 0
III Психологическая ситуация пациента Актуальный конфликт 14.Что произошло последние 5-10 лет? ________ Назовите,пожалуйста,10 событий ______________ _____________ _____________ _____________ _____________ 15.Время возникновения актуального конфликта ________________________________ _____________ Влияние заболевания и проблем пациента на пациента и его окружение 16.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваше общее благосостояние? большое 0 умеренное 0 никакого влияния 0 Спонтанные коментарии: _____________ _____________ 17.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Вашу професиональную дея- тельность? большое 0 умеренное 0 малое 0 никакого влияния 0 не занимаюсь ею 0 Спонтанные коментарии: ______________ 18.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Вашего партнера и Вашу семью? большое 0 умеренное 0 малое 0 никакого влияния 0 нет семьи и партнера 0 Спонтанные коментарии: ______________ ______________ 19.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваши межличностные отношения и на Ваши контакты? большое 0 умеренное 0 малое 0 никакого влияния 0 отсутствует 0 Спонтанные коментарии: _____________ _____________ 20.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваши представления о будущем и Ваши дальнейшие перспективы? большое 0 умеренное 0 малое 0 никакого влияния 0 не задумывался 0 Спонтанные коментарии: ____________ _____________ 21.Ощущаете ли Вы в последнее время тревогу или внутренее напряжение? да 0 нет 0 не знаю 0 Спонтанные коментарии: ______________ Сферы пераработки конфликта(способность к познанию) Пациент Тело/ощущение
фантазии деятельность будущее контакты Я Партнер Тело/ощущение
фантазии деятельность будущее
контакты Сфера:Тело/ощущение 22.Какое значение имеют для Вас тело и здоровье;для Вашего партнера: - очень важное(ов), важное (в), умеренное (у), неважно (н) - ___________ +2 +1 -1 -2 ов в у и ___________ Забота о теле 0 0 0 0 Спорт 0 0 0 0 Расслабление 0 0 0 0 Питание 0 0 0 0 Сон 0 0 0 0 Сексуальность 0 0 0 0 Физический контакт (нежность,ласки) 0 0 0 0 Боль 0 0 0 0
Сфера: Деятельности 23.Какое значение имеют Ваша професия и работа для Вас;для Вашего партнера: очень важны 0 важны 0 умеренно 0 не важны 0 Спонтанные комментарии: _____________ 24.Довольны ли Вы своей профессиональной ситуацией в настоящий момент? Ваш партнкр? Спонтанные комментарии: _____________ Сфера:Контакты 25.Какое значение имеют для Вас социальные контакты(гости,друзья,родственники, соседи,коллеги и другие окружающие);для Вашего партнера: очень важны 0 важны 0 среднее 0 не важны 0 Спонтанные коментарии: ______________ 26.Какое значение имеет для Вас участие в общественных событиях(политика, организации,гражданские инициативы);для Вашего партнера: очень важно 0 важно 0 среднее 0 не важно 0 Спонтанные коментарии ______________ 27.Общаетесь ли Вы с представителями другой культуры,ваш партнер: много 0 иногда 0 редко 0 никогда 0 Спонтанные коментарии: ______________ 28.Что Вас привлекает в людях иной культуры;вашего партнера? Спонтанные коментарии: ______________ 29.Как Вы представляете себе проблемы и возможности при встрече с людьми другой культуры,Ваш партнер? Спонтанные коментарии: ______________ 30.Довольны ли Вы своими партнерскими отношениями; Ваш партнер: очень 0 средне 0 мало 0 нет 0 Спонтанные коментарии: ______________ Сфера:Фантазии/будущее 31.Задумываетесь ли Вы о Вашем собственном будущем или о будущем Вашей семьи; Ваш партнер: часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0 Спонтанные коментарии: ______________ 32.Заботитесь ли Вы о вашем профессиональном будущем или о будущем; Ваш партнер: да 0 нет 0 затрудняюсь ответить 0 Спонтанные коментарии: ____________ 33.Задумываетесь ли Вы о далеком будущем вообще и о общем будущем челове- чества (мировые кризисы,войны,мир);Ваш партнер: часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0 Спонтанные коментарии: _____________ 34.Вы смотрите в будущее с надеждой;ваш партнер: да 0 нет 0 не знаю 0 Спонтанные коментарии: _____________ 35.Задумываетесь ли Вы над вопросами о смысле жизни и смерти и о жизни после смерти;Ваш партнер: часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0 Спонтанные коментарии: _____________ 36.Верите ли Вы в жизнь после смерти;Ваш партнер: да 0 нет 0 не знаю 0 Спонтанные коментарии: _____________ 37.Результаты "Четыре сферы переработки конфликта": Пациент Тело/ощущения
фантазии деятельность будущее
Контакты
Партнер Тело/ощущения
фантазии деятельность будущее
Контакты Родители:отец Тело/ощущения
фантазии деятельность будущее
Контакты Мать Тело/ощущения
фантазии деятельность будущее
Контакты Основной конфликт (Четыре измерения способности к любви) 38.Воспитатели пациента: оба родители 0 один из родителей 0 приют 0 прочее 0 Спонтанные коментарии: _____________ 39.Были ли Ваши родители женаты к моменту Вашего рождения? да 0 нет 0 Спонтанные коментарии: _____________ 40.К кому Вы испытывали особенную привязанность в детстве: мать 0 отец 0 к обоим родителям 0 родственникам 0 прочее 0 ни к кому 0 Спонтанные комментарии: _____________ 41.Кто уделял Вам особенно много времени в детстве: отец 0 мать 0 прочие 0 Спонтанные комментарии: _____________ 42.Кто был особенно терпелив по отношению к Вам: отец 0 мать 0 прочие 0 Спонтанные комментарии: ______________ 43.Кто был Вашим примером: отец 0 мать 0 прочие 0 Спонтанные комментарии: _____________ 44.Отношения к братьям и сестрам: хорошее 0 обычное 0 смешанное 0 плохое 0 никакого отношения 0 нет 0 Спонтанные комментарии: _____________ 45.Как Вы в детстве воспринимали брак Ваших родителей: очень гармоничный 0 гармоничный 0 обыкновенный 0 плохой 0 не было 0 Спонтанные комментарии: _____________ 46.Какое значение для Ваших родителей имели работа и деятельность вообще: очень важное 0 важное 0 среднее 0 незначительное 0 Спонтанные комментарии: _____________ 47.Ваши родители были общительны: очень 0 средне 0 мало 0 совсем нет 0 Спонтанные комментарии: _____________ 48.Говорили ли в Вашем доме на такие темы, как "смысл жизни","смерть" и им подобные: часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0 Спонтанные комментарии: ______________ 49.Что в Вашем доме являлось смыслом жизни(здоровье,работа,семья и общение, религия) Спонтанные комментарии: ______________ 50.Какой девиз был в Вашем доме? Спонтанные комментарии: ______________ _____________ 51.Какие пословицы,поговорки и принципы имели для Вас наибольшую ценность? Спонтанные комментарии: _____________ _____________ 52.Кто Ваш любимый писатель? Спонтанные комментарии: _____________ 53.Кто Вам читал(рассказывал) сказки,истории(мать,отей,бабушка,дедушка, воспитательница в детском саду,)? Спонтанные комментарии: _____________ 54.Можете ли Вы вспомнить ситуации,когда Вам рассказывали истории,как Вы себя чувствовали? Спонтанные комментарии: _____________ _____________ Результаты исследования четырех измерений идеалов/способности к любви (основной конфликт) 55.Разъяснение диагноза пациенту и его семьи: Пациент Я Родители-дети-братья и сестры
Пра-Мы Ты родители родители религия между собой мировоззрение
Мы родители и окружающие их люди
Партнер Я Родители-дети-братья и сестры
Пра-Мы Ты родители родители религия между собой мировоззрение
Мы родители и окружающие их люди
Отношение родителей и братьев и сестер к пациенту __________________ : Мать : Отец _____________:_________________:___________________ Время : : : : : : _____________:_________________:____________________
Терпение : : : : ____________________ : : Идеал : : : : ______________:_________________:____________________
Отношение родителей и братьев и сестер к партнеру пациента __________________ : Мать : Отец _____________:_________________:___________________ Время : : : : : : _____________:_________________:____________________
Терпение : : : : ____________________ : : Идеал : : : : ______________:_________________:____________________
56.Разъяснение ДАО пациенту и его семье в смысле "внутренного конфликта" ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ 57.Что привлекло Вас к этой первой беседе?Можете ли Вы сказать это своими словами? ______________ 58.Разъяснение дальнейщего процесса(терапевтический план с учетом пяти ступеней): ___ ______________ 59.Можете ли Вы внимательно слушать? Спонтанные комментарии: _____________ 60.Есть ли у Вас вопросы? Спонтанные комментарии: _____________ 61.Можете ли Вы оказать поддержку себе и другим? Спонтанные коментарии: _____________ 62.Можете ли Вы выразить свою проблему перед другими людьми? Спонтанные комментарии: ______________ ______________ 63.Можете ли Вы быть оптимистом,несмотря на проблемы? Спонтанные комментарии: ______________ 64.Какие желания есть у Вас на ближайшие 5 лет? Спонтанные комментарии: ______________ 65.Диагноз,назначенные медикаменты __________ _____________ _____________ IV Социально-демографические данные 66.Возраст пациента____________лет Возраст партнера____________лет 67.Пол пациента:М 0 Ж 0 68.Семейное поожение: состоит в браке 0 сколько лет__________________ одинок,без постоянного партнера 0 не в браке,с постоянным партнером 0 разведен 0 овдовел 0 живет раздельно 0 второй брак 0 овдовел иди разведен,но имею постоянного партнера 0 69.Количество детей_____ Возраст детей___________ 70.Профессия (образование)_______________________________ 71.Среднее образование: средняя школа 0 средняя специальная школа 0 средне-специальное образование 0 72.Профессиональная деятельность в настоящий момент ____________ 73.Профессия партнера ______________________ ____________ ____________ 74.Родители пациента: оба родителя живы 0 когда поженились 0 возраст отца__ возраст матери_______________________________ жив тоько один из родителей 0 кто именно______ год смерти умершего родителя_______________________ оба родителя умерли 0 годы смерти:мать_______ отец ________ иная семейная ситуация(приемные родители,попечители,приют) 75.Профессии родителей; отец_______ мать_______ 76.Количество братьев и сестер______________ Возраст братьев и сестер___________________ 77.Отношение к религии; православие 0 мусульманство 0 другая_____________________0 атеист 0 78.Национальность____________________________
АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ Для понимания конфликта мы должны знать,как он развивался и какие внутренние и внешние условия создали предпосылки для этого развития.Мы рас- сматриваем при этом биографии конкретных членов семьи и отношения,повлиявшие на склад их личности.Мы обращаемся также к концепциям,существовавшим еще до рождения пациентов,-концепциям,в определенной степени задающими социальную форму,в которой они росли и развивались.По их временной и причинной после- довательности можно различать две конфликтные области:актуальный конфликт и базовый конфликт. АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ Это понятие относится к конфликтным ситуациям,порождаемым актуальными проблемами,такими как перегрузка на работе,супружеские проблемы,отношения между детьми и родителями... .Этот конфликт может стать катализатором имею- щейся острой симптоматики.В содержательном отношении актуальный конфликт выражается прежде всего через поведенческие категории актуальных способностей, через четыре сферы переработки конфликта и четыре модели для подражания. Содержание,опирающееся на субъективную систему ценностей,приводит к конфликтам сразу же,как только его воздействие превышает его возможности конкретного человека.
БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ Актуальный конфликт не возникает случайно,как гром среди ясного неба. Он развивается очень медленно и в конце концов достигает порога,за которым готовность семьи или одного из его членов к конфликту перерастает в психи- ческие или физические нарушения.Это очень похоже на каплю воды,переполняющую бочку.Мы исследуем не только ту единственную каплю,которая вызвала актуальный конфликт,но и множество капель,которые заполнили бочку до нее.Это означает,что мы прослеживаем человека с его раннего детсва,с условий его развития в семье- на несколько поколений назад,если это возможно.Снаряжением для этого путе- шествия в прошлое вновь являются методы позитивной семейной терапии. Понятие базового конфликта позволяет объяснить готовность к конфликту и в контексте структуры личности,и в контексте структуры семьи.С базовым конфликтом работают прежде всего теории психоанализа и глубинной психологии. Цель такой терапии- осознать крнфликт и проработать его. Согласно позитивной семейной терапии центральными элементами базового конфликта являются концепции,тесно связанные с личностью и семейными прави- лами игры.Эти концепции заключают в себе предрасположенность к конфликту.Так как они усваиваются в ранние стадии развития индивида,мы называем их базовы- ми концепциями.В жизни индивида они выступают как тема,повторяющейся во мно- гих вариациях.Именно поэтому позитивная семейная терапия стремится к пере- структированию не всей личности,а только концепций,и,прежде всего,базовых концепций.Поступая так,мы не фиксируем терапевтический процесс на одном индивиде.Скорее,он затрагивает и индивида,и структуру его отношений с группой, к которой он принадлежит. Почему в последнем примере мать сочла столь ужасным швыряние вещей в угол? Почему она так рассердилась на это? Мы должны искать ответ на этот во- прос в том,чему мать научилась в прошлом.Можно предложить следующие ситуации: 1) в детстве мать ругали и наказывали за неаккуратность; 2) в детстве с нее была снята ответственность за поддержание порядка,и сейчас она попрежнему ожидает,что другие должны позаботится о нем; 3) своей аккуратностью она доби- валась поощрения тогда и продолжает придавать аккуратности большое значение и теперь. Анализ семейной ситуации показал, что мать подражает поведению своей матери (традиция) и бессознательность идентифицируется с ней.Эмоциональная вовлеченность отчасти обусловлена тем,что мать приносит жертвы ради своего мужа, ребенка и домашнего хозяйства и игнорирует свои собственные интересы и потребности (отношение к"Я").В результате она расценивает поведение ребенка как неблагодарность и несправедливость.Она уделяет большое внимание ребенку, отчасти потому,что уее мужа находится мало времени для семьи ( "Ты"),а также потому,что у нее вряд ли есть какие-то контакты с другими людьми ("Мы").Таким образом,надежды матери направлены на сына.Она придерживается при этом усвоен- ных представлений об аккуратности и послушании,которые глубоко укоренились в ней как приметы "приличного человека"("пра-Мы'). Позитивная семейная терапия не только смотрит на то,какими люди были и какие они теперь.Она пытается также представить себе,какими они могут стать, как эти возможности могут быть реализованы. Установки,которые кажутся неизменными и непреложно связанными с лич- ностью,предстают как обусловленные историей жизни индивида.Наряду с процес- сами осознания заполнения пробелов в памяти и повторного переживания исто- рии развития,вводится еще один процесс.Рассматривая конфликтогенные представ- ления и поведение на фоне факторов их возникновения,члены семьи могут приоб- ретать все больший контроль над ними.Они учатся тому,что на конфликт можно влиять.Целью является понимание затронутых конфликтом областей(актуальный конфликт) как обусловленных биографией (базовым конфликтом) и способных изме- няться(отношение к будущему).
ТРИ СТАДИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Врач знает все
Человек был прикован к постели серьезной болезнью, и казалоь,что смерть его близка. Испугавшись,его жена позвала городского врача. Врач ходил вокруг пациента и выслушивал его более получаса,считал пульс, клал голову на грудь больному,поворачивал его со спины на живот и обратно,поднимал его ноги и туло- вище,открывал глаза, заглядывал в рот,а затем уверенно сказал: "Уважаемая,к несчастью,я должен сообщить вам печальное известие:Ваш муж мертв уже два дня." В этот момент больной в ужасе поднял голову и тревожно прохныкал:"Но,милейший, я еще жив." Жена стукнула мужа кулаком по голове и сердито сказала:" Молчи! Врач-специалист. Ему лучше знать." Персидский анекдот
В своем личном развитии,так же, как и в своих супружеских и семейных взаимоот- ношениях,человек проходит три стадии:привязанности,дифференциации(обособления) и отделения.
СТАДИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ Она основана на биологической зависимости от матери еще не родивше- гося ребенка.После рождения ребенка она ослабляется социальным симбиозом. Ребенок теперь зависит от заботы и внимания,которые он получает от своего социального окружения.Он требует терпения,времени и внимания и нуждается в физических и социальных контактах.Со своей стороны,рлдители ощущают связь с ребенком через любовь,надежду и ответсвенность.Но потребность в привязан- ности сопровождает все его жизнь.Это во многом объясняет его поиски супруга или супруги,его желания быть с другими людьми и стремления к сплоченности группы,например,семьи.Если потребность в привязанности становится у человека доминирующим поведением,занимающим большую часть его времени и повторяющимся снова и снова в его общении - мы говорим о наивно первичном поведении.Этот тип реакции в основном вырастает из сверхопекающего типа воспитания,при котором первичные способности стоят на первом плане.Наивно-первичный тип соответствует структуре невротической депрессии.Ведущей реакцией является бегство в одиночество или бегство в контакты,обеспечивающие солидарность и убежище. Концепции "Я не могу делать это в одиночку". "Другие должны помочь мне". "Если я не получу помощи,все пропало".
СТАДИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Дифференциация-это основной принцип физического и психического раз- вития.В процессе социальной социализации стадия дифференциации знаменуется усвоением социально желательного поведения.Это происходит путем дифференци- ации познавательной способности человека и формирования вторичных способ- ностей,позволяющих ему овладевать природой и социально утверждаться.Одно- временно дифференцируется потребность в любви.Мы учимся тому,как и кому мы можем открыать свои чувства и в каких социальных формах мы можем удовлетворить свои желания.Другими словами,в процессе дифференциации наши чувства принимают социальную форму.Этот процесс происходит в столкновениях с нашим окружением. На стадии привязанности оформляются общии концепции типа оптимизма,пессимизма, принятия себя или самоотречения.На стадии дифференциации развиваются специа- лизированные концепции и поведенческие нормы:"мой руки","вставай наконец", "веди себя прилично","экономь деньги"...Это происходит путем прямого инструк- тажа,на основе примера значимых других и путем поощрения желательного пове- дения,игнорирования и наказания нежелательного.Как средство адаптации к окру- жению дифференциация может помочь человеку жить без трений с окружающими.Но если индивидуальная структура дифференциации не соответсвует аналогичным структурам у других,это может привести к осложнениям.Дополнительных ослож- нений можно ожидать и в том случае,если социально желательное ролевое пове- дение не учитывает реальные потребности.Если побеждает односторонняя диф- ференциация,мы говорим о вторичном типе реагирования.В проявлениях этого вторичного типа,который ориентирован на вторичные способности,мы обнаруживаем структуру компульсивного невроза(невроза навязчивых состояний).Компульсивный человек посредством "сверхдифференциации"защищается от угрожающих побуждений и втискивает их в тугой корсет педантичного жизненного стиля.Предметным взаимоотношениям оказывается большее предпочтение,чем эмоциональному участию. Для вторичного типа характерно бегство в деятельность. Концепции "Я могу управиться со всем в одиночку". "Я не нуждаюсь ни в чьей помощи". "Пусть другие работают за меня".
СТАТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ На каждой стадии развития человека может быть достигнуто специфическое единство.Единство относится к интеграции способностей в целостную личность. С этим связана автономия,значение которой возрастает до тех пор,пока индивид не достигнет зрелости.На ранних стадиях своего развития человек зависим в смысле привязанности,а позднее он руководствуется общими правилами.Но выростая он уже в меньшей степени нуждается в этой внешней информации.Он усвоил эту информацию в виде концепций и на их основе принимает решение.В то же время это означает,что он отделился от близких,самостоятельно ищет нужную ему инфор- мацию и берет на себя ответсвенность.Здесь можно говорить о стадии отделения, характеризующей личность,приближающейся к зрелости и достигающую ее. Отделение значит не только выделение отдельного объекта или человека. Это одновременно обращение к другому объекту или человеу.Эта последолва- тельность привязанности и отделения делает возможным установление контактов с другими людьми и группами.Человек может расширять свой спектр ценностей и ус- ваивать новые различения,или переоценивать старые.Многие люди колеблются между отделением и привязанностью.Они хотят быть независимыми,но обнаруживают, что не могут вынести своей независимости,или хотят любви и внимания супруга, но в то же время из-за желания сохранить свободу отстраняются от них.Мы назы- ваем этот тип людей типом двойного захвата.В общих чертах этот тип поведения сответсвует структуре истерического невроза.Такие люди откликаются на внезап- ные запросы и новые возможности,проистекающие извне,и оказыв
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2418)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |