Окончания, суффиксы и приставки
Значащие части слова, стоящие перед корнем, называются п риставками, а стоящие позади него – суффиксами и окончаниями. Например:
Окончания изменяются, чтобы показать связь слов в речи. Например, в предложениях: Старшая сестра учила младшего брата. Старший брат учил младшую сестру – слова взяты те же самые, но связаны они по-разному, так как ими выражаются разные отношения между действиями и лицами, между лицами и их признаками. Связь слов в речи и показывается их окончаниями. Изменение окончаний образует грамматические формы одного и того же слова, а именно: 1) формы изменения по падежам, или формы склонения слов: старшая сестра, старшей сестры, старшей сестре и т. п.; 2) формы изменения по родам,, числам: старший брат – старшая сестра, старшие братья и сестры; 3) формы изменения по лицам и числам в глаголах: учу, учишь, учат; учил, учила, учили. Одна из форм слова может отличаться от других отсутствием окончания. Такое отсутствие указывает на определённое грамматическое значение, например на именительный падеж или на мужской род. В подобных случаях говорят о значащем отсутствии окончания, а сами отсутствующие окончания называют нулевыми. Нулевое окончание обозначают знаком □. В наших примерах нулевое окончание имеет форма брат-□ (сравнительно с формами брат-а, брат-у, брат-ом) или форма учил-□ (сравнительно с формами учил-а, учил-о, учил-и). Суффиксы служат, во-первых, для образования родственных слов (словообразующие суффиксы); например: от слова гор-а посредством разных суффиксов образованы слова: гор-н-ый, гор-ист-ый, гор-ец; во-вторых, суффиксы используются для различения грамматических форм слов (формообразующие суффиксы). Формообразующие суффиксы, не изменяя лексического значения слова, изменяют только его грамматические значения. К формообразующим суффиксам относятся: суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий, например: крас вый – крас в-ее, крас в-ейш-ий, низко – ниж-е, ниж-айш-е; суффиксы, служащие для образования видов одного и того же глагола,– несовершенного, например: рас-сказ-ыва-ть (от рассказ-а-ть), и совершенного, например: толк-ну-ть (от толк-а-ть); суффикс, образующий форму прошедшего времени глагола, например: игра-л (от игр-а-ть), а также суффиксы, с помощью которых образуются причастия и деепричастия: говор-ящ-ий, бег-ущ-ий, спа-вш-ий, рассмотр-енн-ый, вымы-т-ый, плач-а, снима-я, пообеда-в; суффикс, образующий форму повелительного наклонения: нес-и. Приставки широко используются для образования родственных слов, главным образом глаголов: ходить – входить, выходить, подходить, отходить, заходить и пр. Реже используются приставки для образования грамматических форм, например для образования форм совершенного вида (писать–написать). Роль приставок. В русском языке имеются следующие приставки: без- (безо-), в-(во-), вз-(взо-, воз-), вы-, до-, за-, из-(изо-), меж-(между-), на- над-(надо-), наи-, не-, недо-, низ-, о-(об-, обо-), обез-, около- от-(ото-), па- пере- пре- пред-(предо-), по- под-(подо-), пра- при- про- противо- раз-(разо- роз-), с-(со-), сверх-су- у- через- (чрез-). (В скобках указаны варианты той же самой приставки.) Кроме того, в русском языке активно используются – особенно для производства существительных и прилагательных – заим-ствованные приставки:анти- архи- контр- ультра- и нек. др., например: антивоенный, архиплут, контрудар, ультралевый. Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия: входить–выходить, приходить – уходить, подходить – отходить; запеть, приоткрыть, или в указании различных пространственных отношений: предгорья, подводный, наземный. Приставкабез- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: безземельный, беспощадный, бесшумно, а приставка не-, присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: неприятель (враг), невесёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов. Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях; например, приставказа- указывает: 1) на распространение действия дальше определённого предела (залетел за черту), 2) на доведение действия до крайней степени (закормить, захвалить), 3) на попутное действие (зайти по пути к товарищу), 4) на начало действия (запеть, заплясать) и др. Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в-, на-, за-,другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например: па- (паводок, пасынок, падчерица), пра- (прадед, прабабушка), су- (сумрак, суглинок) и др.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |