Звук в поэтической речи
Звуки и сочетания звуков могут использоваться в речи для усиления её выразительности. Такое использование фонетических средств в особенности свойственно поэтической речи – в связи с её общими эстетическими целями: воздействовать на читателя и слушателя не только содержательными и образными компонентами поэтического произведения, но и формальной его структурой. Поэты иногда намеренно сочетают в одной строке, строфе или в целом стихотворении однотипные звуки. Например, при описании шумов, шорохов и т. п. употребляют в близком соседстве слова с шипящими согласными: Лесные гнутся исполины. Тревожно ропщут их вершины. Как совещаясь межсобой (Тютч.); для передачи звука врезающегося в землю заступа используются слова с обилием глухих и свистящих согласных: И заступ скрежещет в песке... (Паст.). Нередко подбор слов с повторяющимися согласными или гласными служит не для звукоподражания (шуму водопада, шороху листьев и т. п.), а для усиления какой-либо мысли, идеи поэта, прямо не связанной со звуковыми процессами. Обычно для подчёркивания подобной идеи поэт выбирает слова с такими звуками, которые в сознании говорящих связываются с определёнными, хотя и достаточно общими смыслами. Например, звук а часто связывается с большой величиной, открытостью, звук и – напротив, с малой величиной, узостью, р, л – с силой и т. д. Подбор слов с повторением одного и того же звука или звуков сходной артикуляции (например, либо губных, либо шипящих, либо сонорных) даёт необходимый эстетический эффект: звучание этих слов усиливает содержательную сторону стиха. Мыживём, зажатые железной клятвой. (В. В. Маяковский.) Ворон канул на сосну, Тронул сонную струну. (А. А. Б л о к.) Использование звуковых средств для подчёркивания, усиления передаваемого смысла называется звукописью. Одним из блестящих образцов поэтической звукописи является стихотворение А. С. Пушкина «Обвал». Вот отрывок из этого стихотворения: Оттоль сорвался раз обвал И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил... Мастерски владели приёмами звукописи такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак и др. Упражнение 89. Пользуясь «Орфоэпическим словарём русского языка» (или словарём-справочником «Русское литературное произношение и ударение»), среди перечисленных ниже слов найдите варианты, допускаемые произносительной нормой, и отклонения от норм литературного произношения. Те и другие выпишите в отдельные столбцы, указав рядом с ошибочными правильные формы. Афёра, б ло[чн]ая, вз ла, взя лись, [жа]лéть, внучок, род лась, кашлян л, [шыэ]г , константировать, обеспечéние, бо л[са], ржавéть, стóляр, т [хы]й, [жыэ]рá, шóфер, современный, по вóлнам, ве [р']х, тубаретка, э [нэ] ргия, посередине, положь, ждáла, [дэ] пó, ходатайствовать, битон, бр [ж]ет, кулинар я, конé [чн] о, т [в'э] рже, килóметр, мо [д' ] ль, кухóнный. 90. Ниже дана транскрипция отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Укажите фонетические черты высокого произносительного стиля. Как те же самые звуки и сочетания звуков произносятся в стилях нейтральном и сниженном? [ja пáм'атн'ик с'эб' ваздв' к н'эрукатвóрныи, к н'эм н'э зараст'óт нарóднаиа трапá, вазн'óсс'а в шэ он главóиу н'эпакóрнаи ал'эксандр' искава сталпа ] 91. В следующих отрывках из стихотворений найдите примеры звукописи. Объясните (устно), какую роль играет повторение одних и тех же или близких звуков и звукосочетаний. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Всё раздр…жительней бурун; Его шипучая волна Так тяжела и так плотна, Как будто в берег б...ёт чугун. (А.А.Фет.) 2) Полночной порою в болотной тиш... Чуть слышно, бе...шумно шуршат камыш... (К. Д. Б а л ь м о н т.) 3)Томит меня немая тишина. Томит гнезда родного запу...тенье. (И. А. Б у н и н.) 4) Летучим фосфором валы Нам осв...щают окна дома. Я вижу молнии из мглы И морок мраморного грома. И возн...кают беги дней, Существований перемены, Как брызги беше...ых огней В водоворотах белой пены. (А. Белый.) 5)А на пожарище заката, В далёкой прочерни ве...вей, Как гулкий колокол набата, Неистовствовал соловей. (Б. П а сте р н а к.)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1618)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |