Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристики религиозного стыда



2015-11-27 341 Обсуждений (0)
Характеристики религиозного стыда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Взгляды людей и религиозных организаций, существующих под тяжким грузом стыда, существенно отличаются от взглядов, присущих здоровой духовности. Обратите внимание на две колонки, приведенные ниже, и задумайтесь о том, какие из утверждений, относящихся к религиозному стыду, вы могли бы применить к себе.

Взгляды, характерные для религиозного стыда Взгляды, присущие здоровой духовности «Чувства греховны»Чувства не бывают «хорошими» или «плохими». Важно, как вы с ними поступаете. Например, можно следовать совету апостола Павла: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу» (Еф 4:26–27).«Иметь проблемы — грех»Я — живой человек, и поэтому у меня есть проблемы. Я могу обратиться к Богу или к друзьям–христианам за помощью в их решении, за поддержкой и ободрением. Кроме того, проблемы подвигают меня к духовному росту.«Компульсивные заболевания* — грех**»Компульсивное поведение, которое является существенной составляющей алкогольной, наркотической, сексуальной, пищевой и прочих зависимостей, — это сложное состояние, охватывающее все сферы человеческой личности: дух, душу и тело. Исцеление возможно, если человек работает со всеми этими сферами.* Позвольте мне сказать несколько слов о терминах «заболевание» и «болезнь», к которыми я прибегаю в этой и других главах книги. Многие христиане, слыша, что эти термины применяются по отношению к таким видам компульсивного поведения, как алкоголизм и наркомания, чувствуют себя неловко. Они ошибочно полагают, что использование такого понятия как болезнь снимает с человека ответственность за его зависимое поведение. Следуя подобной логике, алкоголик, например, может заявить, что он виноват в своем поведении не больше, чем человек, подхвативший грипп. Однако я имею в виду нечто другое. Используя термин «компульсивное заболевание», я говорю о том, что развитие и проявление химической зависимости во многом напоминают такие классические заболевания, как, например, туберкулез или даже рак. Компульсивные заболевания — явление сложное: в их основе лежат биологические, психологические, социальные и духовные факторы. Эти болезни, безусловно, являются следствием греха. Человек невластен самостоятельно преодолеть их и не может нести ответственности за то, что унаследовал предрасположенность, например, к алкоголизму. Но он в полной мере отвечает за то, чтобы найти возможности исцеления и воспользоваться ими — в противном случае эти болезни разрушают жизнь как самого человека, имеющего проблему, так и его близких. Выздоравливающие алкоголики и участники других движений самопомощи считают, что понимание зависимости как заболевания, определяемого многими факторами, приносит огромную пользу для конструктивной работы с этими смертельно опасными (а с биологической точки зрения неизлечимыми) патологиями. — Прим. Автора.

** Многие годы существовал такой «христианский взгляд» на проблемы зависимости (пищевой, сексуальной, от алкоголя, наркотиков и так далее и тому подобное): если молиться достаточно долго и горячо, а затем исповедовать свой грех, то наступает исцеление. Действительно, некоторые — очень немногие — христиане пережили чудесное исцеление. Проблема заключается в том, что эти единичные чудеса посчитали нормой. Все остальное воспринималось, как «неспособность соответствовать требованиям Всевышнего». А что если бы мы применили такой же подход к онкологическим заболеваниям? Ведь случаи чудесного исцеления от рака тоже известны. Но почему–то никто не думает, что все исцеления в онкологии должны происходить именно так. Наоборот, мы радуемся, когда видим, как миллионам людей, в том числе и христиан, Бог дарует исцеление посредством хирургического, радиологического и медикаментозного лечения. Да, скорее всего, грех сыграл свою роль, когда человек взялся за первую рюмку. Да, алкоголик, как и любой человек, страдающий от какой–либо зависимости, будет грешить, употребляя свой «любимый наркотик» — но ведь и после начала трезвой жизни никто полностью не избавится от греха. Однако подход, при котором на страдающего от зависимости человека просто навешивается ярлык «грешник» и в качестве единственного средства исцеления назначается покаяние, не только несчетное число раз показал свою неэффективность, но и привел к гибели многих людей, причем не более грешных чем мы с вами. — Прим. автора.

 

Давайте более подробно рассмотрим все приведенные выше утверждения.

 

«Чувства греховны»

 

Многие христиане считают, что испытывать душевную боль или гнев — страшный грех. Их научили, что эмоции сами по себе греховны. А надо было всего–навсего объяснить, что испытывать различные чувства — это нормально. Важно лишь обратить внимание на то, как человек реагирует на возникшую эмоцию, и понять, что послужило причиной ее возникновения. Если вы выросли в дисфункциональной семье, в которой испытывать определенные чувства было запрещено, то, наверное, вам бывает стыдно вдвойне. Мало того что вас порицали родители — но, чтобы подтвердить правило «не чувствуй», они привлекали еще и авторитет Бога. Печальный факт, но чаще всего христианам гораздо сложнее работать над исцелением, чем нехристианам. Им приходится разделять установки, которые они услышали от родителей, на две категории: подлинно библейские и всего лишь замаскированные под библейские ложные истины.

Множество христиан, когда росли и взрослели, получили серьезные душевные травмы. Несмотря на то что их родители были верующими, в их домах присутствовали алкоголизм, сексуальная зависимость, психологическое, физическое (в том числе и сексуальное) насилие.

Я расскажу о женщине — назовем ее Джуди — которая с подросткового возраста боролась с депрессиями и суицидальными мыслями. На первой консультации Джуди рассказала мне, что росла в «христианской семье», однако ее отец был явным алкоголиком. Ей было очень тяжело говорить об этом. Джуди считала грехом и постыдным поступком то, что она сказала об этом мне — чужому человеку, не члену семьи. Джуди была убеждена, что, рассказывая о событиях, которые на протяжении всего ее детства и юности приносили ей боль, она, конечно же, позорила отца и мать. По этой же причине ей было сложно присоединиться к группе поддержки ВДДС, хотя впоследствии именно работа в группе внесла решающий вклад в исцеление Джуди.

Перед Джуди стояла задача отделить библейские истины от ложных установок, красиво обернутых в библейские стихи. Она должна была научиться отличить действия, которые не соответствовали исполнению пятой заповеди — «Почитай отца и мать» (Исх 20:12) — от тех, которые были необходимы, чтобы говорить о семейной боли с чужими людьми. Нарушив правило «не говори», Джуди действительно сломала преграду на пути к исцелению, но ведь эта преграда была воздвигнута не Богом. Она была создана алкоголизмом отца.

Вдумайтесь — насколько трагично, что Джуди год за годом, много лет несла свою боль сама, одна. Внутренний стыд был настолько силен, что полная изоляция от окружающих, а позже — и самоубийство казались ей более приемлемым выходом, чем попытка поднять руку на препятствие, воздвигнутое алкоголизмом отца и религиозным стыдом. Мы с Джуди работали уже несколько месяцев, и однажды она вспомнила, что в детстве подверглась сексуальному насилию со стороны отца. Нахлынувшие воспоминания заставили Джуди страдать, вызвали острую боль: она чувствовала себя так, как будто ее душа разрывается на части.

Джуди страдала и плакала несколько недель напролет. А потом из глубины души начал подниматься на поверхность гнев. Джуди ощутила огромную злость на отца — за то, что сделал с ней, когда она была еще совсем маленькой. Осознав свой гнев, прожив и его и поняв, что он направлен на человека, который нанес ей серьезную душевную рану, Джуди смогла принять произошедшее и обрела способность простить отца.

В моем изложении история Джуди занимает не более страницы. На самом деле на исцеление этой молодой женщины потребовалось несколько лет. Джуди пришлось очень много в себе менять. Изменилось ее восприятие себя, своей сексуальности, своих отношений с Богом. Для того чтобы уверенно идти по пути исцеления, Джуди преодолела немало преград и препятствий, и, пожалуй, самым трудным и неприступным среди них был внутренний религиозный стыд.

Уровень душевной боли и гнева у Джуди были чрезвычайно высоким. В детстве умненькую, послушную девочку научили, что гнев — это грех. И теперь взрослой женщине приходилось учиться, что гнев и боль, которые она чувствовала, являются нормальной, здоровой реакцией на совершенное над нею насилие. Спустя много лет после первого возникновения чувств, которые она усиленно подавляла, Джуди должна была впервые в жизни их почувствовать!

Христианскому окружению Джуди было очень сложно признать и принять силу ее чувств. Когда кто–то из христиан испытывает страдания, вокруг него неизбежно появляются так называемые «спасатели», которых полным–полно среди созависимых людей. Они самозабвенно бросаются на помощь, дабы развести руками чужую беду и все «исправить». Не стал исключением и случай Джуди. Друзья и «сочувствующие» убеждали ее, что ей надо молиться, каяться, а потом отпустить гнев и простить отца. В некотором смысле они были правы: прощение — это действительно конечная цель работы с обидой и другими душевными травмами. Но, с другой стороны, все не так просто: утром решил простить, помолился, сходил на исповедь — и вечером простил. Конечно, чудесное исцеление возможно, но в подавляющем большинстве случаев способность простить приходит по–другому. Психологам хорошо известно, что когда человек впервые ощутил свой гнев и осознал его силу и направленность, ему необходимо время (порой достаточно продолжительное), чтобы прожить, проработать это чувство, а затем делать шаг к прощению.

Едва только Джуди, послушавшись доброжелателей, попыталась отпустить боль и гнев раньше времени, она впала в депрессию, и ее вновь стали преследовать суицидальные мысли. Она опять начала думать, что с ней что–то не так, и она плохая христианка. Джуди (не без подсказки друзей) решила, что если бы только у нее было больше веры, то все ее негативные чувства мгновенно растворились бы без остатка, и она бы нашла в себе силы простить отца. Недаром сказано, что благими намерениями вымощена дорога в ад: все псевдохристианские попытки помочь Джуди приводили лишь к тому, что она испытывала все более глубокий стыд и еще больше страдала.

Хотя, повторю, в определенном смысле ее друзья были правы. Прощение — действительно ключ к решению многих проблем, стоящих на пути исцеления. Но ключ этот сработает только тогда, когда для прощения пришло время и только после того, как человек уже сделал все необходимые шаги. Пришло время — и Джуди смогла посмотреть в лицо гневу и боли, которые она несла в себе многие годы. Но до этого она прочитала Евангелие новыми глазами и впервые увидела, что Иисус был Человеком, Который открыто выражал свои чувства. Джуди сумела понять праведный гнев Христа, когда Он изгонял из храма менял и торговцев. Иисус полно и непосредственно выразил свой гнев на людей, которые оскверняли храм и наживались на вере в Его Отца. А когда в душе Джуди произошло объединение духовной реальности и ее собственных переживаний, религиозный стыд просто исчез. И только после этих внутренних перемен она обрела способность по–настоящему простить отца и принять исцеление от насилия, совершенного над нею. Ее выздоровление стало результатом длительной и упорной работы самой Джуди и помощи Бога, Который обязательно поддерживает человека, вставшего на путь исцеления и духовного роста.

 

«Иметь проблемы — грех»

 

Создается впечатление, что мы, христиане, во многом утратили ощущение, что мы — тоже люди. Целью и смыслом духовности стал образ совершенства. Мы забыли, что движение к совершенству невозможно без понимания, что все мы несовершенны, без принятия реальности, без принятия себя и других такими, какие мы есть на самом деле. По существу, мы потеряли глубинное ощущение, что все мы нуждаемся в Спасителе и друг в друге и говорим об этом только «от головы».

У кого из нас не было тоскливых, депрессивных состояний? Кто из нас никогда не сомневался в том, правильно ли он сделал, выбрав спутником жизни именно этого человека? Каких родителей–христиан не посещала мысль о том, чтобы отправить своих подростков куда–нибудь подальше — до тех пор, пока не придет время им самим заботиться о себе? А когда жизнь становилась слишком тяжелой, у кого из нас не возникало желание куда–нибудь скрыться? Кто не томился своими «секретами», боясь, что если люди узнают его таким, какой он есть, то не захотят к нему даже приблизиться?

Наличие жизненных сложностей, которые надо преодолеть, и боли, которую надо пережить, — это нормально. Совершенных людей, совершенных браков и совершенных семей в этом мире нет и быть не может. Наши родители были несовершенными, и мы тоже несовершенны. Мы живем во времена, которые сильно отличаются от тех, когда росли наши родители. У нас имеется гораздо больше возможностей поработать с чувствами, близостью, самооценкой, с прошлым. Трагедия заключается уже не в том, что мы нигде не можем получить помощь, а в том, что мы упорно продолжаем бороться в одиночку — вместо того чтобы получить Божью поддержку через заботу христианских консультантов, христианских групп, христианского сообщества.

Иногда убеждение, что наличие проблем — это тяжкий грех, становится «символом веры» отдельных церковных общин. Я знаю одну церковь, учение которой основано на концепции «Психологии — нет!». Пастор этой церкви каждую вторую свою проповедь посвящает разоблачению зла, которое несет в себе психология. Он утверждает, что только священнослужитель имеет право работать с душами людей. Он ясно дает понять, что любое обращение христианина за помощью к психологу или психотерапевту — это непослушание Богу. Какой же рецепт он предлагает пасомым? Конечно, веру и молитву.

Один прихожанин той церкви однажды пришел домой с работы, и, как всегда, перед обедом зашел в свою мастерскую. Прошло некоторое время, и жена начала поглядывать в окно, задаваясь вопросом, почему муж так долго не идет к столу. Прошло еще минут пятнадцать, а муж все еще был в мастерской. Жена пошла узнать, почему он задерживается. Когда она его нашла, он был уже мертв. Этот человек покончил жизнь самоубийством.

Никто, даже его ближайшие друзья, не знали, что он страдает глубокой депрессией. Ему было неудобно и стыдно говорить о своем состоянии с пастором, с друзьями–христианами и даже с женой — со всеми, к кому он, казалось бы, должен был обратиться за помощью в первую очередь. И он боролся в одиночку. У меня есть пациенты, которые считают, что принимая антидепрессанты, они совершают тяжкий грех: ведь использование лекарств свидетельствует о том, что их духовность «ущербна». Очень часто люди даже не понимают, что заставляет их так сильно страдать. Естественно, им нужен человек, который помог бы во всем разобраться. Если же такая помощь недоступна или ею не разрешается воспользоваться, то в итоге самым важным становится создавать видимость благополучия, правильно стоять на службе и красиво одеваться. Главное, чтобы у окружающих сложилось впечатление, что у меня все в порядке — хотя на самом деле моя душа раскалывается на части.

Я не утверждаю, что пастор в ответе за это самоубийство: в конечном итоге прихожанин сам отвечал за то, чтобы дать людям знать, что он нуждается в помощи. Но тем не менее, отношение, исповедуемое в церкви, — собрании верующих, с которыми общался покончивший с собой человек, — не предполагало ни принятия страждущих, ни теплоты и заботы о них. Установка, которая прямо или косвенно практиковалась в этом приходе, гласила: наличие проблем, внутренней борьбы, сомнений, страданий и вообще чувств означает, что с вашим христианством что–то «не так». Вот таких–то установок и надо стыдиться по–настоящему.

Пожалуйста, поймите меня правильно. Без Бога невозможно никакое длительное изменение, никакое исцеление. И все же, повторю: неожиданные чудеса случаются крайне редко. Обычные, «запланированные» чудеса происходят в результате длительной совместной деятельности, соработничества человека и Бога. Вспомните небольшой анекдот о том, как человек долгое время с глубокой верой просит Бога: «Господи, ну, пожалуйста, пошли мне денег». Он проводит в молитве день за днем и вдруг слышит голос: «Хорошо, пошлю, но ты встань с колен, выйди из дома и хоть лотерейный билет купи!» Если у вас не было навыков, необходимых для выражения чувств, построения близких отношений или разрешения конфликтов, то вам необходимо их приобрести. Обратитесь к хорошему психологу или найдите людей, которые уже имеют опыт решения проблем, подобных вашей. Работайте, учитесь, действуйте. Возможность сотрудничества с Богом — великий дар, который доступен каждому христианину. Трудитесь и молитесь! Вы всегда можете обратиться к Духу Святому, Который создает мотивацию и дает силы, чтобы человек научился всему, что необходимо, и изменил то, что требует изменений.

Иметь проблемы — значит иметь возможность познать, как Бог действует в вашей жизни. Возможно, раньше вы никогда такого не испытывали. Мой друг и соавтор Дэйв Кардер говорит: «Если вы будете продолжать делать то, что делали всегда, то вы будете и получать то, что всегда получали». Для получения желаемого результата надо измениться. А это означает, что, возможно, вам придется рискнуть и присоединиться к группе поддержки (при своей или другой церкви), где участники честно делятся чувствами. Или, может быть, вам следует обратиться к священнику, который представляет себе, насколько сложен процесс исцеления, либо к квалифицированному христианскому консультанту. В любом случае, твердо запомните: никогда нельзя оставаться один на один с собой и со своей болью. Религиозный стыд, захвативший власть над многими душами, губит людей.

 

«Компульсивные заболевания — грех»

 

Эта установка в большей степени, чем какие–либо другие, явилась причиной смерти христиан. Она ограничивает восприятие заболеваний, в возникновении и развитии которых ведущую роль играет компульсивная составляющая, исключительно духовной сферой. Но если не уделять достаточного внимания психологическим аспектам компульсивных заболеваний, то справиться с ними невозможно. Бесполезно стыдить христиан, страдающих от какой–либо зависимости — тем самым мы только продлеваем их страдания.

Большинство из нас не понаслышке знают о людях, с которыми происходит примерно следующее:

 

• Человек, который мучается от алкогольной зависимости. Он приходит в церковь, отдает свою жизнь Христу, и в течение суток снова напивается.

• Христианка, страдающая булимией (форма пищевой зависимости, выражающаяся в постоянном переедании), снова и снова посвящает себя Христу, и несмотря на это, как только остается одна, вновь предается обжорству.

• Христианка, страдающая анорексией (еще одна разновидность пищевой зависимости, при которой человек отказывается от пищи, что иногда приводит к смерти от истощения), в кругу друзей–христиан способна придерживаться нормального режима питания, но, как только остается одна, вновь возвращается к голоданию.

• Христианин, который дает обещание перед Богом, что больше никогда не купит ни одного порнографического журнала, но на следующий день уже оказывается в книжном магазине «для взрослых».

• Христианка, которая не признает, что у нее имеется зависимость от лекарственных средств, хотя и получает у нескольких врачей рецепты на один и тот же препарат.

• Мужчина, которому необходимо курить буквально все время. По выходным он очень нервничает и раздражается на семью, потому что на работе привык курить, когда захочет.

• Мужчина–трудоголик, который работает по шестьдесят — семьдесят часов в неделю и еще умудряется посетить несколько собраний в церкви. Члены его семья уже начали забывать, что он живет вместе с ними.

 

Такие люди словно ходят по замкнутому кругу: «употребление» — попытка изменить ситуацию — возврат к «употреблению». В подавляющем большинстве случаев без серьезного вмешательства, в том числе и профессионального, разорвать этот круг невозможно. Зависимый человек (вспомните, например, алкоголика) всегда возвращает к своему «любимому наркотику». Под словом «наркотик» я подразумеваю любой предмет, процесс, объект зависимости: еду, психоактивные вещества, телевидение, компьютер, секс, азартные игры, работу, походы за покупками, какого–то человека и так далее. День зависимого человека вращается вокруг того момента, когда он сможет снова «употребить». «Наркотик» управляет всей его жизнью, не оставляя места для подлинной привязанности ни к Богу, ни к людям.

Подойти к человеку, страдающему от избыточного веса, и, сгорая от желания помочь, посоветовать ему «отдать свою жизнь Господу» — тогда, мол, он похудеет — значит ничего не знать о разрушительной психологической борьбе, которую ведут люди, зависимые от алкоголя или наркотиков, в периоды воздержания. Те, кто страдает пищевой зависимостью, способны воздерживаться от переедания в течение двенадцати — двадцати четырех часов, но затем наступает абстиненция — точно такая же, как у алкоголика или наркомана. Физические процессы, связанные с воздержанием, приводят к возникновению навязчивых мыслей о еде, и главным желанием в тот момент становится хоть как–то изменить внутреннее состояние, вызванное воздержанием. Проглотив первый кусочек любимой еды, будь то сладкое, мучное или что–то подобное, человек сразу испытывает облегчение. А затем, как и при алкогольном срыве, человек, страдающий пищевой зависимостью, может на несколько дней, недель, месяцев или даже лет потерять контроль над собой и переедать постоянно.

Вот почему так важна работа в группах самопомощи, работающих по программе «Двенадцати Шагов». Присоединяясь к такой группе, вы получаете возможность общения с людьми, которые пытаются преодолеть тот же недуг, который мучает и вас. Если мы действительно хотим исцелиться, то должны быть рядом с теми, кто в честной и открытой борьбе, зная все уловки и оправдания, к которым мы стыдливо прибегаем, шаг за шагом преодолевает проблему.

Очень долгое время христиане относились к участию в таких группах (вроде групп Анонимных Алкоголиков) весьма неблагосклонно, ссылаясь на то, что на собраниях можно услышать ненормативную лексику, что некоторые люди там курят, а о Господе говорят, используя фразу «Бог, как мы Его понимаем». Непонимание сути движений самопомощи и негативное отношение к ним привело к тому, что многие христиане оставались в плену компульсивных заболеваний и погибали от них, а дисфункции, поразившие их семьи, так и продолжали передаваться из поколения в поколение.

 



2015-11-27 341 Обсуждений (0)
Характеристики религиозного стыда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристики религиозного стыда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)