Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эстафета дисфункциональности передается неосознанно



2015-11-27 330 Обсуждений (0)
Эстафета дисфункциональности передается неосознанно 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подведем итоги. Изучая процесс передачи дисфункциональности «по вертикали», мы узнали о правилах «Трех не…», которые существуют в неблагополучных семьях и способствуют ее сохранению и усилению в ряду поколений. Мы познакомились с такими понятиями, как копинг–механизмы (механизмы совладания) и с различными видами психологических защит — реактивным образованием, смещением, проекцией, интроекцией и репрессией (вытеснением). Мы узнали об элементарной структурной единице семейной системы — триаде. Мы поняли, что «грехи отцов» передаются по семейному дереву с вызывающей тревогу предсказуемостью. В основе этой передачи лежит сочетание двух факторов:

 

1) отступление от установленных Богом законов здоровой семейной жизни (когда, например, человек не «оставляет» отца и мать и не «прилепляется» к супругу);

2) негативные качества, которые падшая природа неизбежно привносит в личность каждого человека.

 

Хочу закончить эту главу сообщением об одном своем наблюдении. Слова, что я говорю молодоженам, разумеется, шутка, в которой, тем не менее, содержится изрядная доля правды. Многолетний опыт работы в области семейного и добрачного консультирования убедил меня, что обычно семейной паре требуется очень много времени (иногда даже до двадцати лет, представляете?), чтобы понять, какие из паттернов, усвоенных в родительских семьях, они хотят сохранить. Влияние семей, в которых супруги выросли, распространяется на все без исключения сферы жизни их собственной семьи.

Вот почему на консультациях я иногда говорю жениху и невесте: когда вы в первую брачную ночь ляжете в постель, то вы обнаружите там ни много ни мало, а целых шесть человек. Там будет мама и папа жены, мама и папа мужа, и, наконец, еще вы двое!

 

Вопросы для размышления

 

Задайте себе следующие вопросы и запишите ответы:

1. Какое из правил «Трех не…» («не говори, не доверяй, не чувствуй») чаще всего применялось в вашей семье? При каких обстоятельствах все три правила вступали в действие одновременно?

___

2. Какой механизм совладания с трудными обстоятельствами из применявшихся вами в детстве особенно вам вспоминается? Какими стратегиями пользовались другие члены семьи? Сумели ли они приспособиться к взрослой жизни? А вы сами сумели?

___

3. Вернитесь к таблице 3.1. Какие чувства возникают у вас при прочтении слов «Не ведая, что можно вести себя по–другому и утратив способность чувствовать, ребенок живет, используя навыки, приобретенные в родительской семье. Став взрослым, он продолжает свято верить в правило «не доверяй» и применяет его ко всем, а в первую очередь — к самому себе»? Как повлияло следование правилам и схемам, принятым в родительской семье, на вашу сегодняшнюю жизнь — жизнь взрослого человека?

___

4. Если вы обнаружили, что материалы этой главы во многом описывают ситуацию в вашей семье, то подумайте: какие конкретные паттерны отношений ваши братья и сестры перенесли в свои романтические и/или семейные отношения? Что вы можете сказать о ваших паттернах в этих сферах?

___

5. Как религиозные взгляды семьи, в которой вы выросли, и вашей церкви повлияли на вашу семейную систему (брак)? Какие особенности, существующие в церковной общине, мешали переменам в вашей семье? Что было сложно менять из–за религиозного воспитания, которое вы получили в родительской семье?

___

6. В разделе, посвященном семейным триадам, сказано: «Подлинно близкие отношения в данное конкретное время развиваются только по одной оси (лишь с одним членом триады). Вот почему важно находить время на общение с каждым членом семьи и на уединение с Богом». Как вы воспринимаете это утверждение? Какие систематические «колебания» вы наблюдаете в значимых для вас отношениях? Кто из окружающих оказывает наибольшее влияние на ваши отношения? Почему? Уместно ли, чтобы этот человек обладал таким влиянием? Если нет, то какой у вас есть выбор?

___

7. Оцените по десятибалльной шкале, насколько велико расхождение между вашим семейным стилем (какой семья представляется стороннему наблюдателю) и семейной системой (реальное положение дел внутри семьи)? Имеется ли среди членов семьи человек, на которого была возложена определенная ответственность? Принял ли он ее? Если он этого не сделал, то кто несет эту ответственность вместо него? Как ответили бы на этот вопрос ваши братья и сестры?

___

 

Груз вины и религиозный стыд

 

 

Эрл Хенслин

 

Возьмите карандаш и ответьте на следующие вопросы, отмечая «да» или «нет». Затем подведите итоги. Будьте честны: ведь эти оценки никто, кроме вас, не увидит. Многие люди, выполнившие это упражнение, считают, что оно принесло им большую пользу.

 

Оценка уровня стыда

 

1. Бывает ли вам сложно испытать облегчение после исповеди ваших грехов перед Богом и/или другим человеком? Иными словами, испытываете ли вы после самой искренней исповеди и раскаяния болезненное чувство вины, от которого невозможно избавиться? ___Да ___Нет

2. Ощущаете ли вы дискомфорт, когда другим весело? ___Да ___Нет

3. Появляется ли у вас чувство вины, когда вы испытываете боль или гнев?

___Да ___Нет

4. Сложно ли вам делиться своими чувствами из–за страха, что собеседник посчитает вас плохим христианином?

___Да ___Нет

5. Бывает ли вам стыдно, когда вы в чем–то добиваетесь успеха?

___Да ___Нет

6. Вам трудно полностью расслабиться и просто развлекаться?

___Да ___Нет

7. Возникает ли у вас желание на время отстраниться от семьи и друзей, когда вы испытываете боль или сделали что–то не так?

___Да ___Нет

8. Считаете ли вы Бога строгим и бесчувственным судьей, которому невозможно угодить?

___Да ___Нет

9. Испытываете ли вы дискомфорт и/или у вас есть иные сложности с получением удовольствия от вашей сексуальности?

___Да ___Нет

10. Считаете ли вы, что никогда не будете «достаточно хорошим» христианином?

___Да ___Нет

11. Скоры ли вы на критику и осуждение других?

___Да ___Нет

12. Прибегаете ли вы к самозащите, когда кто–то задает вам вопрос и/или пытается предложить конструктивную обратную связь?

Да ___Нет

13. Вы ощутили боль, печаль и/или гнев после того как прочли этот список вопросов?

Да ___Нет

Подведите итоги, подсчитав все ответы «да». Дальше приведены результаты, показывающие, какой уровень религиозного стыда характерен для вас:

0–2 ответа «да»: Вам исключительно повезло: вы не знакомы с религиозным стыдом. Вам будет полезно прочесть эту книгу, чтобы лучше понимать вашего мужа (жену), друзей и коллег, которых, возможно, часто стыдили. Или возьмите неделю отпуска и отправляйтесь к теплому морю. Вы это заслужили, и вам не будет стыдно за то, что вы поедете отдохнуть — так что вперед!

3–5 ответа «да»: Ваши чувства и мысли испытывают на себе довольно сильное влияние религиозного стыда. Вам важно прочесть эту главу очень внимательно.

6–13 ответов «да»: Вам необходимо срочно найти группу поддержки!

 

Серьезный вопрос

 

Отвечая на вопросы этого небольшого теста, вы, возможно, почувствовали, что автор подошел к нему с юмором. Тем не менее, важно подчеркнуть, что стыд — проблема для ВДДС крайне серьезная. Особое значение она приобретает, когда речь идет о религиозном стыде — ведь предполагается, что этот стыд неразрывно связан со Словом Божьим и Самим Богом. Иначе говоря, неверующие родители, чтобы заставить чадо испытать чувство вины за неблаговидные действия, опираются либо на свое главенствующее положение, либо на общественную мораль и культурные традиции. Чувство вины, которое ребенок из неверующей семьи принесет с собой во взрослую жизнь, обычно не обладает высокой устойчивостью, и с ним легче работать. Но вот когда верующие родители используют Библию и авторитет Бога (точнее сказать, злоупотребляют ими), чтобы пристыдить ребенка — такое воздействие оказывается гораздо более сильным, продолжительным: если оно и поддается коррекции, то с большим трудом. Дело в том, что ребенок воспринимает обвинения, апеллирующие к Господу, примерно так: не только мама и папа стыдят меня, но к ним присоединился Сам Бог!

В культуре европейского типа религиозный стыд проникает повсюду. Если вы христианин (пусть даже с минимальным стажем), то скорее всего, уже неоднократно сталкивались с тем, что вас стыдили. (Особенно, если вы принадлежите к фундаментальной христианской конфессии.) К сожалению, христианским психологам приходится констатировать: чем дольше человек был христианином, тем тяжелее груз религиозного стыда, который он несет в своей душе.

Разумеется, религиозный стыд не является результатом злонамеренных целенаправленных действий Церкви или прихожан. Суть его в том, что богословие на пути своего развития вдруг утратило заботу о чувствах и внутренней жизни человека. В настоящее время большинство христиан воспринимают чувства, как злейших врагов, с которыми надо бороться, подавлять и контролировать. И напротив, — законничество и вынесение суждений воспринимаются как добродетели.

Людям, которые на себе испытали воздействие такой теологии, приходится жить с противоречивыми религиозными установками:

 

«Я и ломаного гроша не стою»—«Ценность моя неизмеримо высока, ибо за меня умер Христос».«Кроме ада, я ничего не заслуживаю»—«Я создан по образу и подобию Божьему».

Нетрудно понять, почему основная масса христиан поражена стыдом и почему религиозный стыд обладает такой силой. Но что изумляет — так это почти полная неосведомленность в этом вопросе большинства наших братьев и сестер. Без Христа человек по сравнению со Святым, Суверенным Богом действительно стоит меньше ломаного гроша, «и вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис 64:6). Но не надо впадать в крайности! Путь в Царствие Небесное воистину узок, но многие христиане не обращают на эту мудрость ни малейшего внимания и бредут, спотыкаясь и падая, лишь по окраине собственной греховной природы. Они настолько одержимы собственной греховностью и несовершенством, что никогда не позволяют себе встретиться с тем хорошим, что в них, несомненно, есть. Кроме того, многие из них испытывают постоянную обеспокоенность: как бы не ослабела убежденность людей в том, что если бы не Христос, то мы все обречены сгореть в аду, а Церковь мгновенно превратится в толпу гуманистов, которые человека ставят выше Бога.

Я думаю, что было бы неплохо, если бы в начале каждой внелитургической встречи верующих мы могли бы сказать, подобно участникам групп Анонимных Алкоголиков: «Здравствуйте, меня зовут Эрл! Я — грешник». И все, выражая свою поддержку, ответили бы дружно: «Привет, Эрл!» При таком подходе к этому сложному теологическому вопросу мы бы сразу достигли понимания и могли бы перейти к главному. А главное заключается в том, чтобы честно поделиться с ближними своим опытом, болью и борьбой, рассказать, что Бог делает в нашей жизни и обсудить, как нам полноценнее жить по воле Божьей и прославлять Господа своими делами и поступками.

Но к такому мы еще не готовы. Мы настолько сосредоточены на собственном несовершенстве и недостойности, что не оставляем себе возможности увидеть Христа в нашей жизни, заметить глубину и красоту того, что Он свершает в нас. Мы не в состоянии признать свет и благодать, которые, безусловно, есть в этом мире. В Библии сказано: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:7–8). Если я намерен ходить во свете и иметь общение с другими людьми и с Богом, то мне следует не отрицать существование собственной греховности, не закрывать на нее глаза и не сгорать со стыда, а вынести ее на яркий свет. Точно так же нельзя отрицать и то хорошее в человеке, о чем говорится в Писании: например, что челоеческая личность обладает неизмеримой ценностью благодаря жертве Христовой. Так давайте откажемся от отрицания как хороших, так и негативных качеств собственной натуры и будем открыто общаться друг с другом.

Как психотерапевт, я могу с уверенностью сказать, что религиозный стыд очень часто становится причиной больших потерь и даже трагедий. Именно из–за него многие христиане, сталкиваясь с серьезными проблемами, не обращаются за помощью — и остаются в одиночестве, буквально раздавленные грузом боли и секретов. Если же все–таки они приходят на консультацию к христианскому психологу, то до решения заявленной проблемы бывает необходимо проделать большую работу по преодолению религиозного стыда.

 



2015-11-27 330 Обсуждений (0)
Эстафета дисфункциональности передается неосознанно 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эстафета дисфункциональности передается неосознанно

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)