Управление по целям (результатам) - П. Друкер
Основные принципы: 1 Система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; 2 Каждый руководитель (сверху – донизу) должен иметь чёткие цели в рамках своих обязанностей; 3 Цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при достижении сверху вниз. Исходная установка – малая отдача теории управления в практике управления. Достижения - передача опыта в практике управления, а не обучение теории; деловые игры.
Стратегический подход. Суть. Концепция управления организацией, в основе которой лежит разработка и реализация стратегий: формирование миссии, определение целей, проведение стратегического анализа и реализация стратегии, стратегический контроль. Особенности. Позволяет прогнозировать изменения в макросреде, подготовить организацию к тому, чтобы наилучшим образом использовать возможности, избежать или минимизировать внешние риски. Теория «Z» (У. Оучи) - японский опыт, главным принципом которого является особая сплочённость коллектива и традиция. Ориентация на общее обучение, большие затраты на него, групповое принятие управленческих решений, пожизненный найм. Теория «А» - американский подход, для которого характерны главенствование административной технологии и специализации. Обучение на всех уровнях различным операциям, стремление к малым затратам на обучение, тенденция к краткосрочным контрактам с подчинёнными. Маркетинговая концепция (Ф. Котлер). Суть. Целью предприятия или фирмы является производство товаров и услуг, поэтому влияние рынка имеет главенствующее значение. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя, создание конкурентоспособных продуктов на основе анализа спроса, рынка, конкурентов. Особенности. · Учет спроса. · Продаётся то, что пользуется спросом. · Широкий ассортимент. · Цели диктует внешний фактор – потребитель через рынок.
Мотивационный подход к управлению (Абрахам Маслоу (1908-1979). Основываясь на том, что потребности первичны, исследователи полагали, что если руководство компаний проявит большую заботу о ее работниках, то и уровень удовлетворенности персонала в компании возрастет, следовательно, это приведет к увеличению производительности труда. Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления. Файоль выделил 14 основных принципов управления: 1 Разделение труда; 2 Власть и ответственность; 3 Дисциплина; 4 Единство распорядительства (единоначалие); 5 Единство руководства; 6 Подчинение частных интересов общим; 7 Вознаграждение по труду; 8 Централизация и децентрализация; 9 Иерархия руководства – склярная цепь; 10 Порядок; 11 Справедливость; 12 Постоянство состава персонала; 13 Инициатива; 14 Единение персонала (корпоративность). Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Он отмечал, что управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
Развитие отечественной управленческой мысли неразрывно связано с формированием Российского государства. Развитие управленческой мысли в России связано как с деятелями государственного уровня (Петром I, Екатериной II, Александром I, министрами М.М. Сперанским, С.Ю. Витте, П.А. Столыпиным), так и отечественными предпринимателями (были выработаны 7 принципов ведения дел в России). Большой вклад в исследование проблем управления, как до революции, так и после неё внесли учёные, государственные и хозяйственные деятели: А.А. Богданов – заложил в начале XX в. общую теорию систем управления; А.Т. Гастёв в 20-е гг. разработал идею «узкой» базы, смысл которой заключается в том, что совершенствование производства надо начинать с организации труда отдельного человека – от директора до рядового рабочего. Создал школу научной организации труда. М.П. Керженцев, исходя из того, что в организационной деятельности людей в различных областях существует много общего, выделил и раскрыл ряд общеорганизационных признаков, таких как выработка плана, учёт, контроль, чёткое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности внутри организации. Он отмечал: «Плохой работник чаще всего от того, что ему дали не его дело». И.М. Бурдянский – основатель и первый директор Казанского института научной организации труда предпринял попытку упорядочить управленческую терминологию. Особую роль в становлении кибернетики – науки об управлении сложными системами разной природы - в середине ХХ в. в нашей стране сыграли академики А.И. Берг, А.Н. Колмагоров и др. Их главная заслуга – раскрытие неразрывной связи управления с процессами целенаправленной переработки информации. В конце 30-х гг. ленинградский математик Канторович открыл новую область прикладной математики – линейное программирование, что дало ему возможность обосновать стандартные методы оптимального распределения производственных ресурсов, решать сложные плановые задачи. Особая роль в становлении и развитии советской системы управления принадлежала Ленину и Сталину. В военное время усилилась централизация управления, возросли ответственность кадров за соблюдение государственной и плановой дисциплины. Квартальные, месячные и декадные народохозяйственные планы стали основной формой планирования. В 60-е и последующие годы отечественная наука управления продолжала своё развитие с учётом новых требований. Проблемам совершенствования управления и рыночного механизма хозяйствования в аграрном производстве России посвящены научные исследования Г.И. Будылкина, В.Р. Боева, В.В. Кузнецова, И.Г. Ушачёва и др. В России наиболее активное развитие направлений научной мысли и научных положений системного управления формируется в настоящее время, когда предприятия, организации и фирмы, трансформируясь в мировую экономическую систему хозяйствования, попадают в жесткие условия конкурентной среды. В этих условиях требуется системность действий менеджеров, решения которых должно опираться на анализ результатов состояния всех компонентов, входящих в объект управления. Корни российского менеджмента в основном выходят из управления централизованной плановой экономикой советского государства. В период становления и развития социалистического государства управление экономикой осуществлялось в жесткой централизованной постановке целей для всех типов предприятий и организаций. В начале это была электрификация страны, потом индустриализация, затем военный период милитаризации экономики и потом построение развитого социалистического общества по различным целевым программам (освоение космоса, поднятие целины, строительство БАМа и т.д.). Все это заставило выработать принципы и методы системного управления ресурсами страны. Этот опыт централизованного планового ведения народного хозяйства был использован в зарубежной практике и на данном этапе развития российского государства этот опыт является основой российского менеджмента. Идеи научного управления социалистическим хозяйством, научной организации труда были сформулированы в 20-е гг. Богдановым А.А., Витке Н.А., Гастёвым А.К. В этот период были сформулированы основные системные принципы управления: § формирование структур управления для всех уровней организации экономики; § централизация органов управления экономикой страны; § отраслевой метод управления экономикой; § единоначалие в управлении; § разделение труда; § строжайшая дисциплина труда; § учет и контроль результатов труда, в т.ч. мерой потребления; § поощрение инициативы; § стимулирование труда; § стабильное закрепление кадров; § концентрация ресурсов на главных направлениях развития общества. Главным достижением в проводимой политике управления народным хозяйством является победа в великой отечественной войне, когда методы управления и развитая экономика позволили и экономически ,и технически противостоять аналогичной системе управления экономикой Германии. Вторым достижением менеджмента планового ведения хозяйства является вывод страны в 80-е гг. по производству валового продукта на душу населения на второе место в мире после США. Главной ошибкой в управлении советской экономикой является то, что экономика не была вовремя переведена на рыночные отношения, а психология людей не перестроена в этом направлении. За эту ошибку России пришлось расплачиваться глубоким общесистемным политическим и экономическим кризисом. Основная задача современного этапа развития менеджмента и экономики в России - впитать мировой опыт управления, опираясь на собственные достижения в науке управления и практике ее применения, внедрить его во вновь строящиеся экономические отношения и на основе этого добиться вывода страны на мировой уровень производства.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1008)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |