Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 5 страница



2015-11-27 372 Обсуждений (0)
ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




И, наконец, на третий вопрос: изменяется мир или он неизменен – история философии дает также альтернативные ответы. Одна позиция: мир качественно неизменен – объединяет Парменида и Платона, Демокрита и Гольбаха; другая: мир текуч и изменчив – представлена Гераклитом и Гегелем.

Поскольку, начиная с Платона, возникла борьба идеализма против материализма, а в Древних Афинах даже проводилось искоренение материализма как учения, несовместимого с религией, – это привело не только к противопоставлению и вражде двух основных мировоззрений, но также и к противопоставлению двух открытых философией областей мира: материальных и идеальных явлений. Те философы, которые в качестве основы мира признавали идеальное в той или иной его форме, начали отрицать объективное существование материального (например, Беркли). Напротив, некоторые из материалистов пришли к отрицанию существования идеального: все сущее, в том числе и мысль – материально. Примером тому служит течение «вульгарного» материализма в XIX в.: «Мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь» (Я. Молешотт).

Противопоставление материального и идеального как следствие поляризации материализма и идеализма, которые стали мировоззрением борющихся между собой общественных сил, сохраняется и поныне, хотя имеются достаточные предпосылки для того, чтобы синтезировать материальное и идеальное в единой картине мира. В ином положении находятся сами противоборствующие мировоззрения: их судьба связана с судьбой социальных групп. Пока жизненные интересы отдельных общностей будут противоположны, пока интересы одних будут удовлетворяться за счет других, преодоление антагонизма двух мировоззрений вряд ли возможно. Но как бы ни развивались отношения в сфере мировоззрения, проблема соотношения материального и идеального остается чрезвычайно важной комплексной проблемой современной философии и науки. Только деидеологизация исследований по ней может создать необходимый научный климат для ее решения.

Характеристика мира с помощью категории бытия может рассматриваться как исходная, а потому очень бедная по содержанию, неразвернутая, чрезвычайно абстрактная. Это просто констатация того, что мир существует. Никакого знания о том, что собой представляет мир, она не содержит. Так, например, химик в результате проведенных экспериментов обнаруживает вещество, отличное от всех ему известных, или физик фиксирует не встречавшееся ранее взаимодействие. И тот, и другой установили существование чего-то нового, открыли новый вид бытия. Но чтобы иметь возможность сказать что-либо конкретное об этом бытии, они должны его изучить. Следовательно, характеристика объекта как существующего – это начальный этап его познания. Он свидетельствует о том, что некий объект выделен из множества других, но какие-либо достоверные знания его свойств еще не получены. О таком уровне освоения мира свидетельствует философия элеатов (мир – это бытие…). Астрономические и математические познания того времени не позволили философам определить мир более конкретно, более дифференцированно. Различение, которое делалось в тот период, сводилось к выделению двух уровней мира: макрокосма (большого мира) и микрокосма (малого мира). Философы, стремившиеся постичь сущность макрокосма (его фисис), стали называться фисиологами, или физиками; микрокосм – это человек, и первыми его исследовали софисты, затем Сократ и его последователи. Ими же было осознано, что общество людей образует особую область мира – государство (полис) с присущими ему учреждениями и законами.

Таким образом, аморфный, нерасчлененный мир древних людей постепенно дифференцировался на составные части, и по мере овладения ими на протяжении тысячелетий складывались основы научного и философского познания мира. Особенно бурно дифференциация картины мира происходила в период с конца XV в., когда развитие промышленности и торговли сделало необходимым конкретное знание отдельных предметов и процессов природы, их свойств и законов. Вместе с тем и общество начало представать перед взором мыслителя как чрезвычайно сложное образование, и сам человек оказался существом не столь простым, как это представлялось ранее. Результатом процесса дифференциации стала картина мира столь многообразная, пестрая, многоликая, что ум человеческий не может вместить ее в свои ограниченные рамки. И человек снова приходит к вопросам: что такое мир? Образует ли он единство? Конечен или бесконечен он в своих превращениях? Чтобы ответить на эти вопросы, многообразие конкретного материала, накопленного всеми видами познания (обыденного, научного, философского, художественного и т.д.), необходимо обобщить, сгруппировать на основе объективных признаков.

2. Какие виды бытия можно выделить? Другими словами, из каких структурно различимых частей состоит мир?

Первый отдел бытия, открытый человеком, его первая форма, – это природа. Но что такое природа? Даже если на время предположить, что она оставалась бы неизменной на протяжении последних пяти тысяч лет, то для сменявших друг друга поколений картина природы была бы различной. Для первобытного человека среда его обитания представлялась совокупностью одухотворенных существ (например, лес – это и деревья, и духи леса, река – это вода и духи воды). Если же взять, к примеру, европейца XVIII в., то для него природа – это огромная машина, состоящая из множества других машин. Совсем иным является образ природы, даваемый современной наукой. Таким образом, все, что мы знаем о природе, дали практическая деятельность людей и естествознание. Если отвлечься от этого знания, то природа превратится для нас в «вещь в себе» (И. Кант), то есть в то, о чем можно сказать только то, что оно существует.

В поздней Античности в языке появился термин для обозначения продуктов деятельности человека в природе – «культура» – в его первоначальном смысле – «возделывание», «переработка». Своим трудом человек создал «вторую природу» (К. Маркс) – материальную культуру в виде продуктов преобразования природы: города и другие поселения, новые сорта растений и породы животных, водохранилища, технические системы, системы транспорта и других инженерных коммуникаций. Даже современная атмосфера, а вместе с нею погода и климат в значительной степени являются продуктом деятельности человека. Теперь мы все меньше соприкасаемся с девственной природой, так как она все более вытесняется «второй природой». Благо это для человека или зло? «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню» (К. Маркс). Природа жестоко мстит человеку за неразумное вмешательство в ее дела. Современный глобальный экологический кризис – это закономерный результат такого неразумного, а зачастую хищнического вторжения в природу. Загрязнение почвы и вод Мирового океана отходами химического производства, радионуклидами, загрязнение атмосферы миллионами тонн вредных газов и пыли и многое другое – все это ведет к таким последствиям, что жизнь во всех ее формах становится несовместимой с природой. Над Землей нависла угроза стать мертвой планетой.

Но что значит «разумное» взаимодействие общества и природы? За миллиарды лет на Земле сложилось тонко сбалансированное равновесие природных процессов, и не будет ли всякое достаточно мощное, хотя и осторожное, вмешательство человека в природу дестабилизирующим фактором для нее? Это вопрос, который еще предстоит решить науке.

Итак, первый вид бытия – это девственная природа, то есть та часть мира, которая существовала до человека и существует независимо от него. «Вторая природа», то есть результат переработки природы человеком в соответствии с его потребностями, – это второй вид бытия. Предметы «второй природы», в отличие от предметов девственной природы, обладают одной существенной особенностью: они представляют собой соединение вещества и замысла, материального и идеального. О них нельзя сказать, что их бытие абсолютно независимо от человека или его сознания. После того как они созданы, они, конечно, существуют в том же смысле, что и тела природы. Но само их возникновение – результат двух начал: природного и разумного. Поэтому, например, выражение «умные машины» – это не только метафора; это констатация того, что в машинах воплощается человеческий разум; машина становится инобытием разума. Мысль об опредмечивании идеи, ее инобытии в материи (Платон, Гегель) имеет глубокий смысл, если только ее освободить от мистификации, которую она претерпела в идеализме. Существование предметов «второй природы», сохранение ими своей принадлежности к культуре требует постоянного участия человека. Известно, как быстро разрушаются предметы материальной культуры, когда они предоставлены самим себе (вырождаются культурные растения, дичают или погибают домашние животные, разрушаются здания, машины и т. п.). Это еще раз подчеркивает двойственный характер предметов «второй природы».

Третий уровень бытия – это существование человека и общества. Примером художественного осознания этой проблемы является монолог Гамлета «Быть или не быть…». В нем выражены два аспекта человеческого бытия. Первый связан с нравственным выбором человека в земной жизни («Что благородней – покориться судьбе или вступить с ней в противоборство?»), второй – с размышлениями о посмертном существовании, о страхе смерти и «страхе чего-то после смерти».

В истории философии, где преобладало идеалистическое мировоззрение, человеческое бытие понималось преимущественно только как духовное бытие. Телесная сторона человека рассматривалась как внешняя и временная предпосылка его существования, своего рода оболочка его души. Аналогично и общество представлялось в виде множества индивидов, связанных исключительно духовными узами (политическими, нравственными, религиозными, психологическими и др.). Лишь наука и философия Нового времени пришли к открытию того, что душевная и духовная жизнь человека связана как с его телесной организацией, так и с практической деятельностью человека в природе и в обществе. Существенно изменилось и понимание общества: наряду с духовной в нем была открыта и материальная сторона – система экономических отношений (отношения собственности, обмена и распределения). Английскими экономистами конца XVIII – начала XIX в. было доказано, что основу трех классов современного им общества (земельных собственников, крупной буржуазии и наемных рабочих) составляют три формы собственности (земельная собственность, капитал и рабочая сила).

Таким образом, и этот вид бытия – бытие человека и общества – характеризуется единством двух компонентов: материального и идеального. Конкретные формы их взаимосвязи должны быть изучены отдельно, о чем речь пойдет в следующих разделах курса.

Исчерпали ли мы перечень видов бытия, то есть структурных подразделений, образующих в совокупности наш мир? Существует ли в мире еще нечто такое, что оказывает на нас воздействие, что выступает для нас в качестве силы, с которой нам приходится считаться как с внешней необходимостью? Да, существует. На наше поведение оказывают влияние такие «силы», как принятые в обществе нормы поведения, зафиксированные в юридических и нравственных кодексах. Мы вынуждены считаться с законами науки, правилами языка, принципами логики, причем иногда мы даже не сознаем зависимости от них, подобно тому, как не чувствуем силы земного притяжения. Мы пользуемся деньгами и другими ценными бумагами, обменивая их друг на друга, как если бы мы обменивались вещами, не сознавая иногда, что это всего лишь кусочки бумаги с типографскими знаками. Для математика особую реальность представляют множества чисел, фигур, функций, зафиксированных посредством специальных символов. Даже продукты художественной и религиозной фантазии могут приобретать для некоторых людей вид подлинной реальности. Обобщая сказанное, можно констатировать существование еще одного вида реальности, весьма специфического по способу своего бытия: бытие идеального, иначе называемое духовной культурой. Ее предметы существуют в объективированной, опредмеченной форме посредством языка и других знаково-символических средств, которые имеют вещественный характер. Будучи переведены во внутренний, субъективный план, элементы объективированного духовного становятся содержанием индивидуального сознания, приобретают вид субъективной реальности. Материальной основой существования этого вида духовного служат высшая нервная деятельность человека, речь и язык. Следовательно, духовная культура также выступает в единстве двух компонентов: вещественного и духовного, материального (звуки, знаки, физиологические процессы) и идеального.

Подытоживая сказанное, получаем следующую картину. Доступный нашему восприятию мир образует единство следующих частей: девственная природа; «вторая природа» – материальная культура; человек и общество; духовная культура в объективированных и индивидуализированных формах.

Дальнейшие размышления о мире могут идти в двух противоположных направлениях. Одно связано с дифференциацией картины мира, и оно реализуется посредством системы частных наук, число которых все возрастает. На этом пути создаются научные картины мира, представляющие собой синтез накопленного знания. Примерами таких картин могут служить механическая картина мира XVII–XVIII вв., картина мира классической физики XIX в., современные научные картины мира (астрономическая, физическая, биологическая).

Другое направление связано с интеграцией картин мира, которую осуществляет философия посредством выработки соответствующих категорий. Эти категории суть материальное и идеальное, известные в философии с античных времен. Однако, как говорил Гегель, известное еще не есть познанное. Каждая крупная эпоха человеческой истории и, прежде всего, истории развития науки вносит значительный вклад в содержание этих категорий. Их анализу будут посвящены следующие темы.

ТЕМА 12. МАТЕРИЯ КАК ФОРМА БЫТИЯ И КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Вопросы:

1.Понятие материи. Виды материи.

2.Движение – способ существования материи.

3. Пространство и время – формы движения материи.

Основные понятия: материя, движение, пространство, время, материальное единство мира.

1. Понятие материи прошло длительную историческую эволюцию. Прежде чем приступить к ее рассмотрению, следует уточнить некоторые логические предпосылки.

Понятие – это форма мысли, отражающая общие, существенные и отличительные признаки класса однородных предметов. Поскольку мысль бесплотна, невещественна, для ее выражения требуется нечто, имеющее предметность – имя, или термин, то есть слово естественного или искусственного языка. Но, как правило, термин для обозначения класса предметов, отражаемых в данном понятии, существует задолго до появления понятия. Например, термин «атом» существовал в философии, а затем в естествознании много столетий, а научное понятие атома выработано только в начале XX в. До этого времени с термином «атом» связывались различные наглядные представления (атомы Демокрита, Ньютона, Дальтона и др.). То же можно сказать и о «материи»: этот термин (лат. «материа» – вещество) в виде различных имен-синонимов использовался с самого зарождения философии, пока не установился окончательно в средневековой философии.

Термины «материя», «материальное» в современной науке и философии имеют множество значений, смешение которых ведет к логической неясности: в логике – материальная импликация, в учении о морали – материальная этика, в экономике – материальные ценности.

В учениях Платона и Аристотеля появился термин для обозначения объективной предпосылки, без которой было невозможно объяснить существование чувственного мира. У Платона – это «хора» (греч. «хора» – пространство), рассматриваемая как субстрат чувственных вещей, благодаря которому становится возможным их существование. Хора – это «восприемница», «кормилица» идей. Идеи как бы впечатываются в нее, образуя отдельные вещи (подобно рисунку на листе бумаги). Сама же хора-пространство бесформенна, поэтому может принимать различные формы. (Платон иллюстрирует эту мысль примером: из золота можно поочередно выплавлять разные фигуры, но само золото не усваивает никакой формы, оставаясь тождественным себе). Платон следующим образом конструирует видимый мир. Элементами, лежащими в основании мира, являются простейшие пространственные (плоские) геометрические фигуры – треугольники. Из них образуются правильные многогранники (стереометрические фигуры): тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр (4-, 6-, 8-, 20-гранник). Совокупность многогранников одного вида образует определенную стихию: тетраэдры – огонь, октаэдры – воздух, икосаэдры – воду, гексаэдры – землю. Эти стихии находились первоначально в неупорядоченном состоянии (мир как хаос), пока Бог не упорядочил их, создав Космос. Таким образом, Платон рассматривает хора-пространство как «материю», посредством которой существует мир предметов, что вполне естественно для его геометрического атомизма.

У Аристотеля хиле (греч. «хилее» – вещество) – это субстрат, материал, который, будучи ограничен формой, образует отдельные вещи. Так, соединение камня, глины, извести, дерева с формой, существующей в голове зодчего, образует дворец. Он идет дальше Платона, разделяя понятия материального тела и его места (топос или хора). Здесь у Аристотеля содержатся зачатки учения о пространстве как совокупности мест, занимаемых физическими телами, то есть хора-пространство отделяется от хиле-вещества.

Таким образом, античная философия в лице Платона и Аристотеля терминами «хора», «хилее» обозначила нечто объективно существующее, хотя и неопределенное, но необходимое в качестве предпосылки существования мира предметов, нечто, благодаря чему идея, форма могут реализоваться в действительности. Позднее вместо данных терминов в философии закрепился термин «материя».

Можно ли считать, что вместе с термином «материя» в философию вошло и понятие материи? Конечно, термин получил в философии определенный смысл, отличный от обыденного смысла слова «вещество». (Смысл термина – это некий образ предмета, свойства или отношения, названного данным термином). Но достаточно ли наличия у термина смысла для признания его (смысла) понятием? Скорее всего, термин «материя» в античной философии выражает не понятие материи (понятие в том его понимании, которое дано вначале), а некое чувственно-образное, хотя и довольно абстрактное представление о ней (как, например, атом Демокрита).

Хотя то абстрактное представление об объективной предпосылке мира, которое выражалось терминами «хора», «хиле», появилось лишь в IV в. до н. э., однако мысль о такой объективной предпосылке мира существовала задолго до этого времени в виде догадок о конкретных «началах» (греч. «архэ») вещей в космоцентрических воззрениях древних китайцев, индийцев и греков. Поэтому их можно считать создателями первых наглядных представлений о материальности мира – представлений о праматерии. Несмотря на различия в частностях («вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита, четыре «корня вещей» Эмпедокла, «атомы» Демокрита и Эпикура), эти воззрения объединяет одна общая идея: все чувственно воспринимаемые вещи либо возникли, либо состоят из особого вещества, абсолютно простого, неразложимого на части, вечного. Наиболее абстрактное представление «начала» как чего-то всеобщего дается термином «апейрон», который, по Анаксимандру, «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим». Идея «начала» имеет как положительные стороны (мир при всех его изменениях остается вечно существующим), так и отрицательные (мир лишается внутреннего источника движения, так как это бесструктурное, простое «начало» навсегда оставалось бы таковым, то есть неизменным). Логическим следствием такого учения фисиологов стали учения Платона и Аристотеля, которые, признавая необходимость существования вещественной предпосылки мира, наряду с этим ввели в философию представление об активном начале, объясняющем многообразие и изменчивость мира: «эйдос» Платона и «форма» Аристотеля, за которыми стоит высшее существо – Бог.

В философии Нового времени в XVII в. сложилось представление о материи как протяженной субстанции (в философии Р. Декарта), однако субстанции, сотворенной богом. Тела природы – это модусы субстанции, и задача естествознания – описывать их свойства на языке геометрии и механики. Это чрезвычайно абстрактное представление о материальности соответствовало уровню науки того времени. Но уже к концу XVII в., а особенно в XVIII – XIX вв., представление о материальности мира обогащается за счет физики и химии. Формируются представления об атомах как мельчайших неделимых частицах вещества, о массе как мере инертности вещества, открываются законы сохранения массы, постоянства состава веществ, сохранения и превращения энергии и др. Классическое естествознание ведет к выработке особого типа мировоззрения – естественноисторического материализма. Его основу составляет понятие материи как вещества, имеющего атомный состав, при этом считается, что сами атомы, так и их массы считаются неизменными. Тела как агрегаты атомов занимают определенное пространство, имеют границы. Движение материи состоит в пространственных перемещениях тел по законам классической механики. Наряду с материальными телами существуют невесомые жидкости, или флюиды: теплород для объяснения тепловых явлений, эфир – для световых явлений, положительно и отрицательно заряженные электрические жидкости, магнитная жидкость. Физики признают их объективно существующими в природе, но не относят к числу материальных предметов, так как они не состоят из атомов и, возможно, не имеют массы. Таким образом, в этой форме материализма атомизм был не только естественнонаучной идеей, но и философским мировоззренческим принципом, а постоянство массы – основным признаком материальности мира.

В физике в конце XIX в. началась научная революция, затем охватившая все естествознание. Были открыты рентгеновы лучи, радиоактивность, электрон как составная часть атома, световые кванты, было установлено, что наряду с веществом существует электромагнитное поле как особый вид реальности, и другие явления природы. Было экспериментально доказано, что масса вещества непостоянна. Так, масса электрона возрастает или убывает вместе с увеличением или уменьшением его скорости; радиоактивное излучение уносит часть массы радиоактивного вещества, то есть вещество превращается в свет; атом состоит из положительного и отрицательного электричества. Общий вывод из этих фактов: вещество (материя) превращается в нечто, считавшееся ранее нематериальным, «материя исчезает», «атом дематериализуется». Такой вывод привел физику в состояние кризиса: принципы классической физики считались опровергнутыми новыми научными фактами, новых же принципов и теорий, способных объяснить эти факты, физики еще не создали. Но кризис состоял не только в ломке старых принципов, он охватил и мировоззренческие основы физики: физика как бы утратила объект научного исследования – материальный (вещественный) мир. Если ранее физики считали, что вне человека и независимо от него существует природа, которую призвана изучать наука, то теперь этот мир как бы испарился, исчез. Физика утратила объект исследования. Некоторые, причем весьма авторитетные физики перешли на позиции субъективного идеализма (Э. Мах, П. Дюгем, К. Пирсон). Суть идеализма в физике заключалась в том, что отдельные физики отказались видеть в теориях физики объективное познание природы, то есть объективную истину. Они считали, что понятия и теории физики – это только знаки, символы, условные соглашения (конвенции) между специалистами, более или менее удобные для описания опыта, то есть того, что дано человеку в чувственных данных. Так, например, атом – это не объективно существующий устойчивый объект природы, а просто удобный термин для обозначения группы физико-химических представлений, полученных в опыте. Физики разделились на соперничающие группы, и такое положение раздора в физике продолжалось несколько десятилетий, пока не были созданы теория относительности и атомная физика, которые дают объективное знание о природе точно так же, как и теории классической физики, только они относятся к разным классам природных явлений.

Какой урок следует из новейшей истории физики? Какова причина ее кризиса? Ответ очевиден: понятие материи, на которое опиралась классическая физика, было узким, оно не охватывало всей природы. Материя как вещество, имеющее атомный состав и неизменную массу, – это только часть природы. Нужно было расширить понятие материи, обобщить его на всю природу, а для этого найти действительно ее всеобщее свойство, не сводя материю к какому-либо одному виду (например, атому или электрону) или свойству (непроницаемости или постоянству массы). Это первая задача. Новое понятие материи, кроме того, должно было охватить наряду с природной также и социальную реальность, которая включает в себя как духовную, так и материальную составляющую. Таким всеобщим свойством материи, как впервые определил В.И. Ленин, может быть только особое «свойство», которое возникает из отношения материального и идеального бытия: быть материальным – значит, существовать независимо от сознания, то есть быть объективной реальностью, которая дана человеку в его сознании, но существует независимо от него. Именно такой реальностью является природа, знания о которой исторически меняются, но сама природа существует вне и независимо от сознания. Объективно реальными являются экономические отношения общественных классов и групп, в которые люди вынуждены вступать помимо их воли, зачастую не сознавая характера этих отношений.

Итак, термин «материя» в современном научном мировоззрении обозначает всю объективную реальность, как познанную ее часть, так и еще неизвестную. Понятие материи отражает всеобщее свойство предметов и процессов объективной реальности, состоящее в их существовании независимо от сознания. Следовательно, в философии термин «материя» употребляется в двух значениях: конкретном и собирательном, когда этим термином мы обозначаем совокупность материальных объектов как целое (объективная реальность, материальный мир, Вселенная и т. д.), и абстрактном и разделительном, когда им обозначаем отдельное всеобщее свойство, присущее каждому материальному объекту.

Следует отметить, что эта двойственность присуща многим научным терминам (энергия, масса и др.). Забвение или игнорирование этого факта приводит к смешению двух вещей: термина для обозначения класса предметов и термина, выражающего понятие об этом классе, и создает возможность логической ошибки, «подмены термина». Поэтому, говоря о материи, нужно всегда отдавать себе отчет в том, в каком смысле употребляется данный термин в конкретном рассуждении.

Итак, понятие (или категория) материи – это абстракция, как и любое другое научное понятие. Материю как таковую нельзя чувственно воспринимать так же, как нельзя съесть плод вообще. С позиций современного материализма неверно было бы говорить, что «тело состоит из материи» или «оно является материей», как бессмысленно утверждение, что «яблоко состоит из плода» или «яблоко есть плод вообще». В действительном мире мы имеем дело непосредственно не с материей, а с материальными телами, процессами или отношениями. Поэтому речь может идти о видах материальных объектов, то есть о классах вещей, обладающих общими признаками, в частности, субстратным единством (общей основой). Например, общим субстратом живого на Земле являются белки и нуклеиновые кислоты, и научной категорией для выражения многообразных видов живого является понятие живого организма.

Классы материальных объектов, обладающих субстратным единством, называются видами материи.

В современной физике выделяются три структурных уровня объективной реальности: микромир, макромир и мегамир. Микромир – это мир «элементарных» частиц и полей, атомов и молекул. Деление объектов микромира на вещественные (корпускулярные, дискретные) и полевые (волновые, непрерывные) относительно. Во-первых, некоторые частицы являются квантами соответствующих полей (фотон – квант электромагнитного поля, глюон – квант ядерного поля), во-вторых, они способны взаимно превращаться (пара электрон –позитрон при взаимодействии дает два гамма-кванта электромагнитного излучения), и, в-третьих, в микромире имеет место корпускулярно-волновой дуализм (микрообъект проявляет себя в различных взаимодействиях как волновой и как корпускулярный).

Макромир – это мир вещественных предметов, состоящих из огромного множества атомов и молекул и физических полей (магнитного, электрического, гравитационного). Вещество в четырех его агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном и плазменном) – объект изучения комплекса физико-химических наук. Особый вид вещества – живое вещество – изучается биологическими науками. Человек и общество также относятся к макромиру, образуя его особую область со специфическими законами и составляя объект общественных и гуманитарных наук. «Вторая природа» – материальная культура – это еще одна часть макромира, созданная трудом человека.

Мегамир – это мир космических объектов: планетные системы, звездные скопления, галактики и Метагалактика (астрономическая Вселенная). Мегамир поражает наше воображение своими количественными параметрами – протяженностью, длительностью существования, энергией космических процессов и т. д. Однако по уровню сложности мегамир принадлежит к физическому уровню организации мира и изучается специальным разделом физики – астрофизикой.

В макромире образовался особый вид материальных объектов – продуктов химической эволюции: аминокислоты, нуклеотиды, липиды и другие сложные химические комплексы, из которых в результате длительной эволюции возникли организмы, образовавшие современную биосферу. Таким образом, мир организмов – это особый, чрезвычайно сложный мир материальных объектов, называемый биологическим видом материи.



2015-11-27 372 Обсуждений (0)
ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)