Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3 страница



2015-11-27 335 Обсуждений (0)
ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Все рассмотренные категории служат основанием для постановки центральной проблемы – поиска смысла жизни. Особенно остро она звучит у Камю. Если жизнь, как говорит он, абсурдна, то существует «лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Бытие человека в мире драматично, и найти смысл жизни в казалось бы бессмысленной ситуации – вот действительно гуманистическая задача, которую ставит экзистенциализм.

Подытоживая, можно сказать, что экзистенциалисты вскрыли целый пласт проблем существования человека в современном, весьма несовершенном мире, проблем, которые каждый человек обречён всю жизнь решать сам подобно мифическому Сизифу, по приговору богов снова и снова поднимающему на вершину горы огромный камень, тотчас скатывающийся вниз.

Религиозная философия. Неотомизм.

В современной западной философии существует несколько религиозных направлений: неоавгустинианство (развивающее концепцию христианского богослова Августина Блаженного о божественной предопределенности всемирной истории), неопротестантизм (противополагающий всесилие бога низменности, ограниченности и неустранимой греховности человека), персонализм (признающий личность высшей духовной ценностью, но трактующий ее сущность и постижение лишь в причастности к божественной субстанции), нетомизм (рационализирующий богословие, подводя философский фундамент под религиозные догматы).

Наиболее распространенным и влиятельным является неотомизм, возведенный в ранг официальной доктрины католицизма в последней трети XIX в. К числу его признанных представителей относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), К. Раннер (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтыла (Польша).

Неотомизм представляет собой обновленный вариант томизма, учения средневекового философа Томаса Аквинаса (Фомы Аквинского), который сочетал идеи Аристотеля с христианскими догматами.

Теоретики неотомизма полагают, что поднимаются над полярностью материализма и идеализма и создают принципиально новую философскую концепцию, называя ее «реализмом», поскольку она базируется на признании двух реальностей: материального мира и бога. Но эти реальности, по их мнению, неравноценны. Мир не мог возникнуть спонтанно. Материя пассивна и нуждается в активном начале. Поэтому сам факт существования мира с присущей ему целесообразностью ориентирует человека на признание творца. Таким образом, проблема бытия решается с позиций объективного идеализма.

В этом же русле рассматривается вопрос о происхождении и сущности человека, с заметной переориентацией от трансцендентного к земному. Первостепенное значение приобретает проблема существования человека (в чем можно видеть некоторое сходство с экзистенциализмом). Если в томизме основные интересы были сосредоточены на космологии, на соотнесении бога и мира, то сейчас акцентируется внимание на взаимоотношениях бога и человека, человека и мира, личности и общества. Человек рассматривается не только в его отношении к богу и церкви, но и в земном бытии. Антропологически ориентированные неотомисты в сферу своих исследований включают психологические, нравственные, межличностные отношения. Выдвигается тезис о том, что участие в земных делах вполне совместимо с верой в бога, так как бог вложил в человека творческий потенциал. Доминирующей становится идея преодоления разрыва между человеком и богом. Неотомисты не призывают к аскетизму и отречению от реальности, а пытаются найти точки соприкосновения между божественным и человеческим. Появилась новая методологическая схема, основанная на триединстве бога, церкви и человека. Она конструируется на признании взаимной связи и взаимообусловленности составляющих ее компонентов.

Для антропологических концепций неотомистов характерно признание социальной активности человека, популяризация идеи служения не только богу, но и человеку, т.е. факт обретения бога не означает отчуждения человека от мира. Иными словами, в их трактовке бытия человека очевидна переоценка ценностей, ведущая к признанию необходимости синтеза христианских идей и исторических реалий. А это в свою очередь определяет магистральную линию современной теологии – повсеместное внедрение религии в общественную жизнь, т.е. делается поворот от «теоретической теологии» к «практической».

Для этой цели используется философский категориальный аппарат, «корректируются» законы диалектики. Так, рассматривая действие закона единства и борьбы противоположностей, нетомисты дают ему весьма оригинальную интерпретацию, противопоставляя диалектике аналектику – своеобразное толкование противоречий, которые якобы характеризуются не борьбой, а гармонией, опосредствованием, взаимодействием. Так, Лаксбринк и Огирман полагают, что открыли закон «сходства различий», суть которого сводится к признанию доминирующей роли сходства при анализе соотношения противоположностей. Абсолютизируя единство, общность, считая их первичными свойствами бытия, они трактуют различие как вторичное, производное, из чего делается совершенно необоснованный вывод о том, что источник возникновения различий находится вне пределов бытия, а следовательно, нет возможности воздействовать на него. Иерархическая структура бытия также выводится при искажении соотношения бесконечного и конечного: бесконечный бог и сотворенные им конечные предметы составляют исходный элемент мироздания. Неотомисты пытаются применить свою методологию и прежде всего аналектику к анализу общественной жизни, подчеркивая необходимость сглаживания как идеологических, так и социальных противоречий, но отнюдь не поисков путей их ликвидации.

Онтологические принципы философии неотомизма детерминируют гносеологические. Главная цель познавательной деятельности человека усматривается в постижении божественной субстанции. Но поскольку бог находится за пределами досягаемости, то познание его обычными средствами невозможно. Отсюда делается вывод: что недостижимо разумом, постигается верой (бытие бога, присущие ему атрибуты, истины откровения). Познание же мира, являющегося воплощением премудрости господней, человек осуществляет благодаря разуму. Следовательно, неотомисты считают веру и разум двумя сторонами единого процесса познания, возрождая таким образом средневековую концепцию двойственной истины, полагая, что философия и в современных условиях должна быть связующим звеном между истинами науки и откровения, т.е. истинами, открытыми человеку богом. (См. об этом более подробно тему 3 данного пособия: обоснование Ф. Аквинским роли философии как «служанки богословия» и его «рациональные доказательства» бытия бога).

Философская герменевтика. Термин «герменевтика» происходит от греч. hermeneia – толкование, разъяснение). В греческой философии (в период эллинизма) герменевтикой называлось истолкование текстов богов, не понятных людям. Мифологические представления греков связывают процесс понимания «языка богов» с посредником Гермесом, который осуществляет связь людей и богов через «искусство понимания». Заметим, что происхождение термина «герменевтика» обязано имени «Гермес». На данном этапе исторического развития «понимание» представлялось как «интерпретация», такими истолкователями были поэты, именно они опираясь на классические тексты Гомера и своё воображение, «истолковывали» язык богов. Но истолкование поэтов, наделенных «образным» восприятием и мира, и текстов, носило субъективный характер, поэтому Аристотель в своей работе «Об истолковании» подчеркивает, что в герменевтике основным является «впечатление» исследователя, освобожденного от воздействия мира вещей. Актуальность мыслей Аристотеля заключается в его высказываниях о необходимости «истолкования» разных выражений мысли и форм суждений.

В средние века герменевтика носила теологический характер, т.е. другое, чем в античный период, содержательное наполнение. Одним из ярких представителей теологической герменевтики был Августин Блаженный, что проявилось в его работе «Христианская наука или основания св. герменевтики и церковного красноречия» (можно сказать, что это был учебник библейской герменевтики), где «герменевтика» становится сводом правил для постижения божественных истин, представленных в библейском писании.

Надо отметить, что Августин Блаженный, несмотря на теологическую направленность своей «герменевтики», обратил внимание на то, что в тексте следует разводить понятия «смысл знака» и его «значение», исторический и духовный контекст, связь с целями автора и преломлением этих целей в социальных условиях.

Следующим этапом в трансформации герменевтических толкований библейских текстов было протестантское толкование в эпоху Реформации. М. Лютер, пытаясь свергнуть монополию католической церкви на истолкования библии, перевел её на немецкий язык, и теперь каждый грамотный человек стал обходиться без пастора (если это было необходимо, пастор помогал).

В данном случае более востребованным становится процесс «понимания», а оно возможно только при обращении к языку, исторического времени, особенностям традиций и т.д., т.е. ближе к «значению», более глубокому уровню отношения к тексту.

Важным этапом развития герметики стала классическая филология XVIII – XIX вв. Теоретическое обоснование герменевтики в этот период было дано Ф. Шлейермахером – немецким протестантским философом, современником и оппонентом Гегеля. Ф. Шлейермахер поставил перед собой задачу объединения разнообразных герменевтических приемов в одну методику, поэтому он свою методику и назвал универсальной, которая может быть применена для любых текстов. Он наметил трехчленную формулу: интерпретатор – текст – создатель текста.

Теоретическим достижением Шлейермахера было определение герменевтического круга, который вслед за ним стали развивать все исследователи, работающие в герменевтической парадигме. Конечно «герменевтический круг» – это метафора, описывающая продуктивное движение мысли. В «герменевтическом круге» обозначается движение от целого к части и от части к целому. Циркуляция этого движения осуществляется как движение по расширяющимся кругам, но всегда понимать что-либо можно только тогда, когда то, что пытаешься понять, в какой-то мере уже понимаешь. И повторное обращение к от частей к целому и от целого к части углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию.

Следует подчеркнуть, что уже начиная со Шлейермахера герменевтика предстает как самостоятельная область знания, где теологическая герменевтика и библейская экзегетика становятся частными случаями герменевтики.

В ХХ в. герменевтика становится философской, как универсальная методология исторического познания. Ее главный тезис заключается в том, что историческая обусловленность интерпретатора не преодолима. Центральное понятие философской герменевтики – понимание. Понимание – является центральным понятием философии Г. Гадамера, одного из виднейших представителей философской герменевтики. Он рассматривает понимание как универсальный способ человеческого бытия. Чтобы жить, надо понимать «иное-другое», понимать историю, искусство и т.д., т.е. кроме методологических функций герменевтика должна рассматриваться с позиции онтологии как интерпретирующая смысл существования.

Понимание у Г. Гадамера отличается от романтического периода герменевтики, связанного с Ф. Шлейермахером. Если Ф. Шлейермахер считает, что «вникнуть», «вжиться» в образ автора может только очень талантливый интерпретатор, который должен суметь мысленно отстраниться от настоящего, «переместиться» мысленно в другую эпоху, Г. Гадамер же считает, что понимание никогда не начинается с нуля. В процессе социализации каждый человек так или иначе приобщается к тем или иным традициям, и именно традиции становятся «предпониманием» в понимании. Дистанция «временный разрыв» между интерпретатором и интерпретируемым, помогает пониманию истории. Связь между «моим» и «иным» является подлинным объектом герменевтического понимания. Не согласен Г. Гадамер и с Дильтеем, который объект исторического познания делает аналогичным объекту естествознания. «Не вживание», как у Дильтея, а «сращивание традиций» у интерпретатора и интерпретируемого, как у Хайдеггера, – есть необходимое условие постижения. Согласно Гадамеру, этот процесс выступает от предпонимания к новому пониманию (так осуществляется связь прошлого и настоящего в интерпретации). Таким образом герменевтика Х.-Г. Гадамера обосновывает новый специфический статус понимания, которое рассматривается в онтологическом плане. Герменевтика приобретает статус учения о бытие.

Структурализм. Методологическая программа исследования культуры.

Структурализм – направление философии ХХ в., предметной областью философии которого являются методологические проблемы анализа лингвистических, семиотических, антропологических областей научного знания, а также художественных текстов. Структуралистский подход ориентирован на выявление структурных отношений между элементами целого, которые способны сохранять устойчивость при любых внешних трансформациях. Основателем школы структурализма является лингвист Ф. де Соссюр. Структурализм предпринял попытку вывести гуманитарное знание из кризиса и подчинения естественным наукам, разработав для гуманитарных наук метод объективного анализа. Это должно было послужить контраргументом против обвинений в сторону гуманитарных наук в неспособности вести объективное и достоверное научное исследование.

К примеру, К. Леви-Строс в качестве устойчивых структур выделил материальную и духовную жизнь первобытных обществ. В них фиксируется мир символических отношений, выраженный в языке, искусстве, религии и т.д. Эти отношения преломляются в физической и социальной реальности и связывают их между собой. В контексте индивидуального опыта социальный факт становится реальностью. В различных ритуалах, мифах, табу, правилах родовых отношений выявляется единая основа универсальной структуры.

Структуралисты придерживались принципов: целостности (опосредованность частей целым), имманентности (структура рассматривается посредством своих проявлений), объективности (безличность).

В последней трети ХХ в. возникло движение критиков структурализма, которое возглавил М. Фуко. Туда входили также Лакан, Деррида, Барт, Делез, Кристева, Лиотар. Они считали, что структуралисты оставили за рамками исследования личностные проявления человека, различные контексты, выходящие за границы принятой структуры. Постструктурализм ориентировался на поиск новых конструкций смыслополагания. Новыми смыслами принимались жесты, желания, аффекты, проявления господства и т.д. К примеру, постструктуралистская программа Мишеля Фуко ориентирована на выявление социально-исторической обусловленности предпосылок научного познания. В концепции «археологии знания» он связывает анализ общей рефлексии культуры с проявлением индивидуальных событий определенного культурного периода. В работе «Слова и вещи» эти контекстуальные основания М. Фуко называет «эпистемами» или «эпистемическими конфигурациями знания». В истории нового времени им выделены три эпистемы: Ренессанс, относящийся к периоду XV–XVI вв., классический рационализм – XVII–XVIII вв. и с начала XIX в. наступает современность. Эпистема Ренессанса опирается на естественный знак, в ней слова и вещи связаны по сходству. В классическая эпистема опирается на искусственные знаки, определяя соизмеримость слова и вещи. Элементы знания рассматриваются через отношения тождества и различия. Классическая эпистема классифицирует и систематизирует элементы знания, выводимые с помощью искусственных знаков, благодаря чему формулируется пространственный порядок вещей.

В современной эпистеме на место пространственной упорядоченности объектов приходит их временной порядок, обусловленный историей. В гуманитарное знание входят проблемы критической трансцендентальной субъективности, связанные с понятиями: «труд», «жизнь», «язык».

В поструктурализме М. Фуко человек рассматривается как социальный конструкт, а реальность как структура. Эпистема выступает как основная структурная связь той или иной эпохи, которая детерминирует структуру, определяет и мышление, и действие, присущее эпохе.

В целом можно сказать, что постструктуралисты разработали новые принципы мышления, принимающие за основу символы, знаки и т.д.

ТЕМА 10. ДИАЛЕКТИКА

Вопросы:

1. Понятия связи и развития. Виды связей. Понятие закона.

2. Классификация связей: универсальные связи, связи детерминации, структурные связи.

3. Основные законы развития:

– закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

– закон единства и борьбы противоположностей,

– закон отрицания отрицания.

Основные понятия: связь, развитие, закон.

1. Категория связи является исходной категорией диалектики. Она обобщает знания людей о многообразных формах зависимости одних явлений от других. Такие зависимости можно наблюдать как в природе, так и в общественной жизни, как в практической, так и в духовной деятельности людей.

Другой важнейшей категорией диалектики является развитие. Поскольку в мире все явления находятся в связи, то их взаимное влияние порождает изменение свойств, состояний, форм и т.д. Последовательно совершающийся ряд изменений иногда имеет направленный и необратимый характер. Такое явление получило название развития. Развитие – это категория для отражения необратимых направленных изменений. Если развитие ведет к усложнению, к повышению уровня организации системы, её устойчивости, то его называют прогрессивным, а если оно направлено в противоположную сторону, то его характеризуют как регрессивное. Развитие, таким образом, оказывается одним из видов связи, имеющей временной характер.

Всё многообразие связей можно разделить на виды. Прежде всего, нужно отличать объективные связи бытия от иллюзорных, вымышленных связей, изобретаемых фантазией человека. Объективными называются связи, существующие вне сознания человека (гравитация, зависимость человека от природной среды, экономические отношения людей). На познании этого вида связей основана наука. Паранауки, напротив, опираются на такие связи, существование которых ими не только не доказано, но они и не пытаются это делать (магия, алхимия, астрология).

Связи можно разделить на повторяющиеся, массовидные и неповторимые, уникальные, имеющие место только в отдельных случаях (обмен продуктами труда в обществе с рыночной экономикой и обмен в первобытном обществе).

Правомерно также выделять связи внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые и косвенные.

На основе понятия связи в науку введено понятие закона: законы объективного мира (природы и истории) и научные законы. Закон природы и истории – это объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений. Однако в действительном мире необходимое всегда существует в единстве со случайным, существенное – с несущественным, общее – с единичным. Поэтому при формулировании законов науки все случайное, несущественное, единичное отбрасывается, и закон науки выступает как суждение, в котором в понятийной форме выражается объективная необходимая существенная связь явлений действительности. Таким образом, всякий научный закон является результатом операции абстрагирования и может быть применим, строго говоря, только к воображаемым, идеализированным объектам типа «идеального газа», «абсолютно чёрного тела» и т. п. Применение этих законов к объективным явлениям – природным или социальным – неизбежно ведет к расхождению между прогнозируемым и реальным ходом процесса (например, действительная траектория летательного аппарата никогда не совпадает с расчетной). Следовательно, о законах природы и истории можно говорить лишь условно – как о тенденциях, приблизительно верно отражаемых законами науки. Чтобы не возникало двусмысленности в употреблении термина «закон», применительно к объективному миру целесообразно говорить о законосообразности, о закономерностях, а не законах. Как говорил Л. Фейербах, закон, порядок, цель – это слова, с помощью которых мы переводим дела природы на свой язык. Забвение этого факта ведет к фаталистическому мировоззрению, согласно которому в мире царит «голая» необходимость, и человек бессилен влиять на ход событий. Напротив, отрицание объективной связи явлений порождает волюнтаристское мировоззрение, в соответствии с которым субъекту (обществу, государству, партии, индивиду) в мире «все позволено», все зависит от его воли.

Законы можно классифицировать по различным основаниям:
– по степени общности законы делятся на частные, общие и всеобщие (например, законы механики, закон сохранения энергии, законы диалектики);

– по характеру действия – законы структуры (строения), функционирования и развития (закон постоянства состава в химии, законы высшей нервной деятельности, законы биологической эволюции).

В естествознании, особенно в физике, большое значение имеет деление законов на динамические и статистические, причём не прекращаются дискуссии о том, которые из них имеют более фундаментальный характер. Динамические законы были характерны для классического естествознания в общем и механики Ньютона в частности. Они выражают однозначную связь явлений, что позволяет вычислять точные значения физических величин (координаты тела, моменты времени, величины сил и т.д.). На их основе производятся расчёты машин, траекторий движения тел (например, космических объектов, ракет) и т.п. Однако следует заметить, что математическая точность расчётов наталкивается на погрешности при их практической реализации, так что результат лишь приблизительно соответствует расчётному.

В молекулярной, а затем квантовой физике описание систем микрообъектов ведётся на языке теории вероятностей, а соответствующие законы имеют статистический характер. Эти законы ещё раньше появились в демографии (расчёты рождаемости, смертности и т.д.), экономической и социальной статистике. В этих областях, как писал К. Маркс, «закон осуществляется через своё неосуществление». Статистический закон может дать знание не о поведении отдельного объекта, а о вероятности его поведения. Однако статистические прогнозы обладают той степенью точности, какую пожелает учёный (путём задания величины допустимой погрешности). Таким образом, абсолютная точность – это идеал, достижимый в теории, но не на практике.

В отличие от частных наук, изучающих частные и общие виды связей и законов, диалектика изучает всеобщие виды связей и всеобщие законы развития как внешнего мира, так и человеческого познания.

Диалектике противостоит метафизика как противоположный метод познания. В философии и естествознании Нового времени она отрицала идеи всеобщей связи и развития. Например, в биологии господствовал взгляд на виды организмов как неизменные, а животное и растительное царства рассматривались как не связанные между собой и с условиями существования. Вселенная также представлялась неизменной с момента её творения. В XIX – XX вв. метафизика изменяется, выступая то в виде софистики, то эклектики, то формально-хронологического подхода к историческим процессам. Софистика проявляется в том, что из множества связей произвольно берется одна или несколько несущественных связей, а главные, существенные связи игнорируются. Например, при объяснении исторических событий принижается или вообще не учитывается роль социальных и экономических причин и преувеличивается роль природных или личностных факторов. Эклектицизм – это метод мышления, основанный на смешении существенных и несущественных связей, вследствие чего главное растворяется в неглавном, маскируется им, что ведет к искажению картины действительного процесса, делает невозможным его истинное понимание. Например, западные историки Второй мировой войны сводят её к десяти решающим сражениям, отводя на долю Советского Союза только три (под Москвой, Сталинградом и Курском) и ставя в один ряд с ними такие сражения, которые не только не повлияли на исход войны, но в принципе были малозначительными. О других проявлениях современной метафизики будет сказано далее.

Универсальные связи бытия.

Для обозначения этих видов связей в диалектике существуют категории: единичное, особенное и общее, сущность и явление.

Общими называются те признаки, в отношении которых отдельные предметы тождественны, а единичными – признаки, по которым предметы различны. Это означает, что всякий предмет является единством единичного и общего и только в мысли можно абстрагироваться от той или другой его стороны. Как общее не существует в действительности в чистом виде (например, человек вообще, дом вообще), так и единичное не существует вне связи с общим. Диалектику единичного и общего нужно учитывать во всякой деятельности, будь то управление государством или обучение и воспитание детей. В частности, учитель должен соразмерить общие законы дидактики, возрастные особенности детей (особенное) с индивидуальными чертами конкретного ученика (единичное). Это и будет составлять диалектический подход к обучению.

Сущностью называют внутреннюю, устойчивую сторону предмета, определяющую его существование, а явлением – её внешнее выражение, обусловленное взаимодействием предмета с другими предметами. Например, разряд атмосферного электричества (сущность) проявляется вспышкой молнии и раскатами грома, причем свойства последних зависят от состояния атмосферы. Связь сущности и явления можно выразить суждением: сущность является, а явление существенно. Это значит, что самые глубинные внутренние связи так или иначе обнаруживаются («шила в мешке не утаишь») и, напротив, во всяком, даже мимолетном, явлении просвечивает сущность. Из этого следует важный вывод: познание явлений ведет к познанию сущностей, причем этот процесс углубления познания практически бесконечен, о чем свидетельствует история любой науки. Разрыв между явлением и сущностью ведет к агностицизму, что и проявилось в философии Канта (ноумен – вещь сама по себе и феномен-явление).

2.2. Связи детерминации.

Этот вид связей выражается категориями: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Причиной называется событие, которое своим действием порождает, вызывает другое событие, называемое следствием. Другими словами, причина – это такой фактор, без которого не появится следствие. На основе этих категорий формулируется принцип причинности: беспричинных явлений не существует («из ничего ничто не возникает»). Причина предшествует следствию, однако причинность не следует смешивать с временной последовательностью событий: «после этого, не значит, по причине этого». Подмена причинной связи временной последовательностью событий ведет к ошибочным выводам, в частности, к суевериям типа: если пойдешь по делу да, забыв что-нибудь, воротишься, то не повезет. Другое ошибочное представление заключается в утверждении однозначной связи причины и следствия: одинаковые причины производят одинаковые следствия. Из него следует вывод о том, что, зная действующие причины (силы) и начальные условия, в которых находится система материальных тел, можно однозначно вычислить как её прошлое, так и будущее на любой момент времени (принцип лапласовского детерминизма). Этот принцип опирается на понятие динамического закона. Однако даже в классической механике, где этот принцип был сформулирован, он имеет ограниченное применение, так как на характер реальной причинной связи влияют внутренние и внешние условия таким образом, что одинаковые причины могут вызывать разные следствия, так же как и разные причины способны вызывать одинаковые следствия. В связи с введением в науку статистических законов возник индетерминизм. Его сторонники отрицают наличие объективной причинной связи явлений, а некоторые из них дошли до такого, например, утверждения: поскольку траекторию отдельного электрона нельзя вычислить, значит, он обладает свободой воли, следовательно, у него есть душа. Однако для многих учёных термин «индетерминизм» означает просто тот факт, что соответствующие объекты подчиняются статистическим, а не динамическим законам.

Необходимыми называются такие признаки, которые обусловлены взаимодействием внутренних, сущностных связей предмета, а случайными – признаки, вызванные внешними причинами. Так, видовые признаки организма обусловлены его генотипом, но на формирование его фенотипа оказывает влияние среда обитания.

В повседневной жизни люди часто говорят об одних событиях как необходимых, а о других – как случайных. Например, смена времен года необходима, а выигрыш в лотерею – случаен. Однако такое понимание необходимости и случайности поверхностно. Даже наступление зимы в разные годы происходит в различные сроки и определяется случайной комбинацией циклонов, антициклонов и атмосферных фронтов, а выигрыш в беспроигрышную лотерею обязателен. Поэтому диалектика рассматривает необходимое и случайное в единстве: случайное – это форма проявления необходимости и форма дополнения к ней. Например, закон стоимости осуществляется через колебание рыночных цен, которое обусловливается рядом экономических причин, в частности, случайной конъюнктурой рынка. Давление газа в сосуде как величина постоянная складывается из суммарного действия молекул газа на стенки сосуда, каждое из которых – случайно.

В истории философии и науки иногда считали, что только необходимость имеет объективный характер, а случайность субъективна и является результатом незнания. Согласно такому пониманию, необходимость отождествлялась с предсказуемостью, а случайность – с непредсказуемостью событий. Однако, во-первых, и необходимость, и случайность причинно обусловлены и, следовательно, объективны, и, во-вторых, теория вероятностей дает возможность количественной оценки случайности, так что распределение вероятностей значений случайной величины имеет закономерный характер (например, открытый Максвеллом закон распределения молекул газа по скоростям).



2015-11-27 335 Обсуждений (0)
ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)