Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия как наука и мировоззрение



2015-11-27 1910 Обсуждений (0)
Философия как наука и мировоззрение 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные типы мировоззрений

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями.

 

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

* Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.

* Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.

* Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

* Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.

Существование для человека Высшего Разума, создавшего мир, чрезвычайно важно, так как человек считает, что он, как и Высший Разум, наделен способностью (по той же причине внутреннего родства всего мира, о котором речь шла выше) создавать, размышлять и творить. Следовательно, для человека чрезвычайно важно положение Бога в созданном космосе. Эта связь между Богом и человеком существует на очень глубоких внутренних позициях добра и зла, жизни и смерти в мире. Если Бог зависит от процессов космоса, не свободен от них, то и человек тоже не может претендовать на внутреннюю свободу выбора и творчество (создание чего-либо: устройство общества, цивилизация, научный прогресс, искусство, вообще собственная организация жизни и деятельности и пр.). Для человека те или иные критерии, оценки и позиции добра и зла в жизни создают и осуществляют его деятельность и образ жизни. В этой связи, все внутренние критерии формирует положение для человека Бога в космосе (мире), Его полномочия и действия.

 

Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

Религия — это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире. Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий: 1. Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель — Будда. В центре — учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; 2. Христианство — 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм; 3. Ислам - 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель — Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед — посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиннизм. Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев.

Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное - верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос. Вера в эту внешнюю сверх силу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверх силы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверх силы – Бога. Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

Религия проникнута непоколебимой верой в «откровение», в его абсолютную значимость. Она допускает фантастическое, магическое и чудесное, но отличает фантастическое от действительного, разделяет их. В то же время она испытывает дискомфорт от расхождения между идеальным и реальным, поэтому и обязывает жить согласно своим идеальным нормам, требует соблюдения определенного рода обрядов и запретов, ведь без них божественный идеал недостижим.

Притягательность такой системы взглядов во многом определяется тем, что религия «работает» больше с чувственной, эмоциональной, глубинной, в определенной степени бессознательной, стороной человеческой личности на основе безусловной веры. Религиозная вера придает верующему жизненную устойчивость, оформляет и усиливает все ценностнозначимые духовные установки: уважение к традиции, личную доблесть, уверенность в борьбе с жизненными трудностями, мужество перед лицом смерти и т.д. Вера, как атрибут религии, обладает огромным социальным значением, оформляется и поддерживается в религиозном культе и религиозном церемониале.

Религиозное мировоззрение в ряду других занимает свою «экологическую» нишу и вряд ли когда-либо исчезнет. В конечном счете, общество в определенной степени заинтересовано в функционировании института религии, поскольку она помогает человеку сохранить мир и гармонию во взаимоотношениях между людьми, компенсировать личную неудовлетворенность, психологическую неспособность преодолевать многие жизненные перипетии.

3) Анимизм(от лат. слова anima – душа). Верование в духов (душу) как причину жизни и явлений природы. В первобытном обществе люди одушевляли предметы живой и неживой природы. Жизненный цикл человека был подобен периодам жизни природы. Весной природа пробуждается, открывает свои лепестки жизни, осенью природа угасает, засыпает. Также и человек: рождается, живет, умирает, а затем возрождается для новой жизни. Каждое явление в природной среде очеловечивалось. Человек приписывал природе свои собственные чувства, он считал, что вся природа это совокупность явлений, каждое из которых было живым духовным существом. Таким образом, человек создавал вокруг себя причудливый фантастический мир. Все природные явления объяснялись действиями высших сил, которые неподвластны человеку. Именно эти силы и создали мир вокруг. Космос – это одно большое существо, из частей которого можно собрать целый мир, подобный нашему. Считалось, что предками людей были животные, они умели разговаривать на человеческом языке, могли принимать различные облики. Также считалось, что боги и духи связаны между собой родовыми связями.

Понятие «анимизм» происходит от латинского слова anima («душа», «дыхание»),означающего то, что дает силу или жизнь. Таким образом, анимизм это религия, полагающая, что материальный мир насквозь пронизан духовными силами личностными и безличными в том смысле, что материальные предметы имеют духовную суть, а события духовные причины.

В большинстве религий мира Бог является чем то далек им, абстрактным и непознаваемым.

ОБЩИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ АНИМИСТОВ

Один Бог над множеством духов. Большинство анимистических религий учит, что есть лишь одно Верховное существо, стоящее над множеством духов предков, а также духов и богов низших рангов. Этот Бог имеет либо монистическую (безличное Единство), либо монотистическую (Личность) природу. Он либо слишком далек от своего творения, либо слишком абстрактен, чтобы его можно было познать. Верховное существо может использовать в качестве своих представителей и исполнителей своей воли духов посредников, но непосредственное общение с ним невозможно. Согласно анимизму, духовный мир, с которым нам приходится иметь дело, состоит из духов личностей и безличной духовной энергии. Духи личности. Анимисты убеждены в существовании двух разновидностей духов: некогда живших в теле (духи предков) и никогда не имевшие тела (боги и духи). Духов часто считают посредниками между Богом и людьми, способными ходатайствовать за нас. Но для того чтобы духи были благосклонны к нам, им прежде следует воздать должные почести. Понятие греха Анимисты не слишком опасаются чем то не угодить Всевышнему. Их более занимает опасность чем либо оскорбить духов. Они сознают, что оскорбленный дух непременно потребует возмездия в виде травмы, болезни, неудачи или ссоры.

 

Философия как наука и мировоззрение

 

Философия как наука и мировоззрение. Философия как наука Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории. Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук». В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия - это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий. Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие. Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

 


Философия как научное мировоззрение

Научно-философское мировоззрение развивается путем теоретического синтеза и общего объяснения научных данных и исторического опыта, форм, видов практики с определенных социальных, партийных позиций, которые входят в содержание философского мировоззрения, формируют его социальный пафос, этический идеал. Партийность философского мировоззрения означает принадлежность его, в конечном счете, по фундаментальным основам к тому или иному философскому направлению - материалистическому или идеалистическому, вследствие этого и зависимость от жизнедеятельности той или иной социальной группы, класса, общности.
Научно-философское мировоззрение носит творческо-критический характер, есть критическое подытоживание научных данных, которое позволяет делать выводы, непосредственно не выраженные ни в одной из частных наук. Оно не корректирует положения частных наук, так как не обладает специальными средствами, не проводит практически экспериментальные исследования. Научно-философское мировоззрение, теоретически и критически обобщая историю познания и его перспективы, предотвращает абсолютизацию тех выводов, к которым приходят частные науки на каждом данном исторически ограниченном этапе своего развития.
Научно-философское мировоззрение имеет историко-философское содержание, свои позитивные традиции, реализует преемственность и формы отрицания старых воззрений, качественно меняется, будучи «эпохой, схваченной в мыслях», имеет формационное и цивипизационные основания развития. Философия диалектического материализма - исторический продукт предшествующего развития и качественно новое развивающееся образование, способное без догматизации, вульгаризации творчески служить теоретическому познанию, научному объяснению и практическому изменению мира. Эту 'философию нельзя отождествлять со старыми школами философии. «Это вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках. Философия, таким образом, здесь «снята», т. е. «одновременно преодолена и сохранена», преодолена по форме, сохранена по своему действительному содержанию».

Противоречие между всеобъемлющим характером человеческого сознания (учение о всеобщем) и его необходимым осуществлением в специальной научной форме, противоречие идеального и материального, между специализацией и тенденцией к синтезу, интеграции знания делают абсолютно необходимым научно-философское мировоззрение, которое вырабатывается из общественной практики и науки, из социального развития человека. Формирование, развитие, функционирование научно-философского мировоззрения в обществе - одна из важнейших общественных закономернрстей, познание и использование которой жизненно необходимо каждому развитому культурному человеку, тем более любому руководителю.

Научное мировоззрение. Общая концепция науки разрабатывается многосторонне во многих работах. В учебных целях можно рассмотреть науку в ряду других форм общественного сознания. Но нельзя отождествлять науку и мировоззрение. Они имеют общность и различия.

В научном мировоззрении мы выделяем: а) научно-философское мировоззрение (мы уже это выяснили в предыдущем разделе); б) общенаучное знание; в) теоретический уровень и принципы научного знания основных групп, комплексов наук (естествознание, обществознание); г) общетеоретические основы! в каждой конкретной науке, накладывающие свою «печать» на картину мира («физическая» картина мира, «механическая» картина мира и т. п.).

Правомерно ставить в основу типологии мировоззрения науку и, соответственно, определять мировоззрение как донаучное, научное, ненаучное и антинаучное. Разумеется, это не отменяет научную классификацию, систематизацию и типологию мировоззрения по другим основаниям: по формационному основанию, классовому признаку, по философской основе, по преобладающему значению в общем мировоззрении человека и его картины мира, данной формы общественного сознания - религиозное, художественно-эстетическое, политико-правовое, по специфическому способу отражения и функционирования - мифологическое, фетишистское, примитивно-эмпирическое и т. п. Впрочем, по этому вопросу нет единства взглядов. Некоторые исследователи мировоззрения относят к числу главных форм мифологическое, религиозное, обыденно©, натуралистское и философское.

Научное мировоззрение в принципе базируется на сознательных или стихийных материалистических позициях, «...Материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть без всяких посторонних прибавлений»... (Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч. Т. 20. С. 513).

Научное мировоззрение имеет гносеологические, онтологические, логические, методологические, социальные, ценностно-оценочные, а также конкретно-исторические, психологические, социально-психологические стороны возникновения, развития, функционирования в обществе.

Нельзя считать, что научное мировоззрение равно простой сумме всех наших знаний о мире, об обществе, человеке. В этих знаниях выделяется неизбежно научное ядро - основные, обобщенные представления, знания, главным образом, научно-теоретического плана, служащие вроде духовной призмы, сквозь которую гносеологически, социально, аксиологически воспринимается и оценивается мир.

Предметом научного мировоззрения выступают объективные явления, процессы, связи, закономерности окружающего мира и отношение человека к миру на основе научного познания мира.

Научным мировоззрением «мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания...

Разумеется, нельзя иметь в «чистом» виде само по себе объединенно существующее, научное мировоззрение. Оно неизбежно связано со всем сознанием, с эмпирическим знанием, с философией, идеологией, социальной психологией и конкретно реализуется практически, а не только в языке научного общения. Практический определитель мировоззрения - действует ли человек на основе научного метода и знания, научной оценки, отделяет ли научное мировоззрение от донаучного, ненаучного, антинаучного. Конечно, человек может действовать успешно практически, не зная научно свойства предметов, явлений. Первочеловек, добывая огонь трением, не имел научного представления о взаимопереходе механического и теплового движения. Различие теоретической и практической сторон мировоззрения не означает абсолютного их противопоставления, отрыва научной теории от практики. Еще Паскаль говорил, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Между ними существует диалектическая взаимосвязь: теоретическое мировоззрение в той или иной мере связано с общественной практикой, и в этом смысле является практическим мировоззрением, а последнее содержит в себе систематизированные представления, идеи, знания.

Научное мировоззрение оперирует общими знаниями, взглядами человека на мир и место, роль человека в мире. Речь идет именно о научной, объективной, истинной обобщенности, о научных, рациональных, логических выражениях в языке, понятиях, категориях науки, идеях, положениях, принципах, теориях, учениях, охватывающих значительный ареал действительности, выполняющих роль сознательного ориентира в определении направленности познания этого ареала и своего личностного отношения к нему. Но даже высокая степень обобщенности в науке не дает оснований для зачисления идеи в разряд мировоззренческих до тех пор, пока она не начинает применяться в качестве принципа объяснения мира и отношения к нему. К примеру, многие положения и выводы биологии, представляющие собой обобщения высокого порядка, не входят в состав мировоззрения по той простой причине, что они относятся к частнонаучным, специальным проблемам. Иное дело, когда речь идет об эволюционной теории и ее новейших достижениях. Теория эволюции, понимаемой как естественно - исторический процесс, имеет важное методологическое значение, является отправным моментом в исследованиях большого числа современных биологов. Мировоззренческая значимость этой теории не вызывает сомнений.

Существует мировоззрение естествоиспытателей, других людей, стоящих на позициях стихийного материализма. В таком случае, это - непоследовательное научное мировоззрение, нуждающееся в своем развитии к более полному, истинно научному. Особенно часто у ряда естествоиспытателей, стоящих на позициях естественно-научного материализма, проявляется социологическая, философская, политическая беспомощность, а то и прямое игнорирование общественно-исторического момента в научном мировоззрении. Существенная ограниченность естественно-научного материализма проявляется и в вопросах понимания сознания, отношение его к миру.

Основным критерием научности мировоззрения является то, что оно объективно,, адекватно отражает действительность, общественную жизнь в ее сущности и существовании, в динамике и перспективе, раскрывает объективные закономерности, сущностные основы и стороны природы, общества и человеческого мышления. Это объективно истинное, проверенное практикой знание человека, способное правильно, научно объяснить и преобразовать мир.

Научное мировоззрение является, в идеале, целостным, обладает системностью, структурой, формами проявления. Все элементы, стороны его внутренне связаны, взаимодействуют, элиминируя рано или поздно все то, что субъективистски, волюнтаристски навязывается науке по субъективным или объективным причинам (идеализм, агностицизм, догматизм, конформизм, софистика, эклектика, вульгаризация и др.).

Научное, целостное мировоззрение не может опираться на теоретические достижения только одной науки, а неизбежно имеет синтезированные, общенаучные, интегрированные моменты научного знания, интеграция наук есть частное проявление более общей закономерности, присущей развитию не только естествознания, обществоведения и техники, но и производства, управления, как в отдельности, так и в их внутренней и внешней (в смысле социальной детерминации) взаимосвязи и целому ряду природных и социокультурных феноменов. НТР, глобальные проблемы развития человечества особенно усиливают интегра - тивные процессы, взаимодействие наук, взаимопроникновение и взаимообогащение их понятий, категорий, методов и теорий, ставят новые мировоззренческие и методологические проблемы. Это не может осуществляться стихийно, автоматически, а лишь путем непрестанного преодоления изоляционизма в науках, односторонности, инерции отживших представлений путем смелого творческого развития философской теории и методологической культуры, логики и методологии научного познания на основе решительного поворота к актуальнейшим проблемам науки и общественной практики. (Интеграция современного научного знания. Методологический анализ. Киев, 1984.).

Научное мировоззрение выступает уровнем научно-теоретического самосознания человека, духовно-практического освоения действительности, т. е. отражение реальности с позиций коренных осознанных потребностей и интересов субъекта, его ближайших и конечных целей и идеалов. В научном мировоззрении важен момент самосознания науки, научного знания о самой науке, научная рефлексия.

В содержании научного мировоззрения сплавлены научные знания, мировоззренческие убеждения, научно-идейные ориентиры поведения, а также социально-нравственные идеалы людей, нормы их деятельности, ценностно-оценочные компоненты.


 

 



2015-11-27 1910 Обсуждений (0)
Философия как наука и мировоззрение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия как наука и мировоззрение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1910)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)