Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ



2015-11-27 1555 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Рабочая тетрадь по курсу «Региональная экономика», предназначена для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время, для ее лучшей организации, а также для подготовки к семинарским занятиям. Она может сопровождать изучение материала по учебникам. Тетрадь составлена с учетом нового Государственного образовательного стандарта.

Тетрадь составлена таким образом, что по каждой из 11 тем курса имеются пять видов заданий: 1) растолковать основные понятия; 2) раскрыть узловые вопросы темы; 3) поработать с тестами; 4) рассмотреть актуальные проблемы экономики Российской Федерации и регионов; 5) ответить на контрольные вопросы. Также в рабочей тетради предложены темы рефератов по каждой теме. Выполнение этих заданий позволит систематизировать полученные знания, развить способности самостоятельно работать с экономической литературой и периодической печатью. Задания-тесты и контрольные вопросы дают возможность самостоятельно проверить уровень усвоения учебного материала.

Использование рабочей тетради по региональной экономике позволит не только усвоить материал той или иной темы, но и развить экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать надлежащие выводы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет региональной экономики. Понятие и типологизация регионов.

Тема 2. Теоретические основы региональной экономики.

Тема 3. Регион как объект хозяйствования и управления.

Тема 4. Природно-ресурсный потенциал региона. Распределение

экономической деятельности в пространстве.

Тема 5. Регион как объект макроэкономического анализа. Методы регионального анализа.

Тема 6. Анализ регионального дохода.

Тема 7. Региональные рынки.

Тема 8. Региональный рост и межрегиональное неравенство.

Тема 9. Региональная политика, ее цели и инструменты.

Тема 10. Региональные финансы. Бюджетно-налоговая система.

Тема 11. Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики.

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ.

1. Предмет учебной дисциплины «Региональная экономика».

2. Методологические основы и задачи региональной экономики.

3. Теоретические трактовки понятия «регион».

4. Современная типологизация регионов.

I. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ:

1) региональная экономика – это _____________

2) региональные экономические системы – это _____________

3) размещение производительных сил – это _____________

4) региональный аспект экономической жизни – это _____________

5) территория – это _____________

6) регион – это _____________

7) административно-территориальное деление – это _____________

8) экономическое районирование – это _____________

9) экономическое пространство – это _____________

10) агломерация это _____________

11) мегаполис – это _____________

12) проблемный регион – это _____________

13) отсталые (слаборазвитые) регионы – это _____________

14) депрессивные регионы – это _____________

15) кризисные регионы – это ____________________

16) региональная наука (регионоведение, регионология, регионалистика) – это _____________

II. УЗЛОВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Определение предмета региональной экономики _____________

2. Регион и системы регионов _____________

3. Региональная экономика в системе наук _____________

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Регионом не может называться:а) Юг Тюменской области; б) ХМАО; в) Республика Удмуртия; г) правильного ответа нет.

2. Укажите основной экономический район добычи нефти в России: а) Западно-Сибирский; б) Восточно-Сибирский; в) Уральский; г) Северо-Кавказский.

3. Укажите самый «молодой» по времени основания город России:а) Тюмень; б) Новосибирск; в) Тобольск; г) Москва.

4. Насколько губерний было разделено Российское государство по Указу Петра I от 18 декабря 1708 года:а) на 8 губерний;б) на 12 губерний;в) на 16 губерний;г) на 21 губернию.

5. Укажите численность населения России:а) 95 млн. человек;б) 120 млн. человек;в) 145 млн. человек;г) 200 млн. человек.

6. Население мира составляет:а) 5 млрд. человек;б) 6 млрд. человек;в) 10 млрд. человек;г) 16 млрд. человек.

7. Сколько субъектов Российской Федерации входит в Уральский Федеральный округ:а) 4;б) 6;в) 8;г) 10.

8. Свободные экономические зоны создаются с целью:а) привлечения ресурсов зарубежных партнеров;б) привлечения ресурсов отечественных предпринимателей;в) развития данного региона;г) все ответы правильные.

9. Выберите из предложенных направлений три, которые являются основными в изучении региональной экономики:а) закономерности размещения природных ресурсов;б) закономерности расселения людей;в) закономерности размещения производства;г) характеристика природного комплекса;д) анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов.

10. Для европейской зоны страны характерна:а) низкая плотность населения, богатство природных ресурсов;б) высокая плотность населения, недостаток сырьевых ресурсов;в) ведущая роль в обеспечении страны сырьем, топливом;г) огромные территории.

11. Для восточной зоны страны характерна:а) низкая плотность населения, богатство природных ресурсов;б) высокая плотность населения, недостаток сырьевых ресурсов;в) ведущая роль в производстве сельскохозяйственной продукции;г) недостаток сырьевых ресурсов.

12. Поволжье и Урал относятся к:а) восточной зоне страны;б) европейской зоне страны;в) центру;г) обеим зонам.

13. Высокоразвитые регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) старопромышленные регионы.

14. Депрессивные регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) возникшие с распадом СССР.

15. Отсталые регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) возникшие с распадом СССР.

16. Укажите правильное определение мегаполиса:а) очень обширный район сплошной городской застройки;б) группа близко расположенных городских поселений, объединенных тесными связями;в) форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций;г) территория, тяготеющая к крупному городу.

IV. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Проблема укрупнения регионов России _____________________________________________

2. Основные качественные признаки проблемных регионов _____________

3. Пути выхода регионов из депрессивного состояния (на примере РБ) _____________

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте предмет исследования и основные задачи региональной экономики.

2. Каковы различия понятий «территория», «регион», «пространство»?

3. Что такое «районирование» и какие известны виды районирования?

4. Приведите примеры проблемных регионов.

5. Являются ли регионами Европейский союз, Северо-Американская ассоциация свободной торговли. СНГ?

6. Дайте основные характеристики экономического пространства.

7. Каковы основные формы пространственной организации хозяйства?

8. Что такое агломерация и мегаполис?

9. Как вы понимаете единство экономического пространства?

10. Как вы понимаете сходства и различия между региональной экономикой, региональной наукой, регионоведением, регионологией, экономической географией?

11. Как соотносятся между собой макроэкономика, микроэкономика и региональная экономика?

VI. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Административно-территориальное деление: от Руси до современной России.

2. Проекты регионального деления страны.

3. Общие черты и особенности кризисных регионов.



2015-11-27 1555 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)