Трудовые ресурсы и трудовой потенциал
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Уральский институт экономики, управления и права»
Программа учебной дисциплины
Экономика труда
Наименование направления подготовки Бакалавры:Экономика/ Менеджмент
Автор(ы) Трофимова Л.И.
Екатеринбург
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения учебной дисциплины «Экономика труда» является формирование комплекса знаний, базовых умений и навыков в области экономических отношений, возникающих в процессе формирования, использования трудового потенциала общества, предприятия, ознакомление с механизмом и формами практической реализации этих отношений
1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Учебная дисциплина «Экономика труда» входит в число обязательных дисциплин базовой части учебного плана по направлению подготовки «Экономика». Освоение дисциплины происходит в шестом семестре. Компетенции, формируемые у студентов при изучении учебной дисциплины Экономика труда», могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент», «Экономика предприятия» и др., а также во время прохождения учебной практики, написании курсовых работ и подготовке выпускной квалификационной работы. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины студент должен:
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины составляет: 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе: · для студентов очной формы обучения: лекции – 18 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к диффференцированному зачету, – 54 часа; · для студентов заочной формы обучения: лекции – 4 часов, практические занятия – 12 часов, домашняя контрольная и самостоятельная работа, включая подготовку к дифференцированному зачету, – 96 часов. 4.1. Тематический план изучения дисциплины Для студентов очной формы обучения:
Для студентов заочной формы обучения:
Тема 4.2 Содержание учебной дисциплины Трудовые ресурсы и трудовой потенциал. Понятия: труд, трудовые ресурсы , его состав и структура. Верхние и нижние границы трудоспособного возраста. Категории лиц, включаемых в численность трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы страны, региона. Понятия: экономически активное население, неактивное (пассивное) , безработные. Источники пополнения трудовых ресурсов. Условия эффективного использования трудовых ресурсов в национальном хозяйстве. Количественные характеристики трудовых ресурсов: показатели численности .состава и движения населения . Показатели трудовой нагрузки: коэффициенты трудового замещения , пенсионной нагрузки и общей трудовой нагрузки, взаимосвязь между ними Понятие трудовой потенциал общества, его количественные и качественные характеристики. Методы расчета численности трудовых ресурсов: демографические( по источникам формирования), экономические ( по фактической занятости). Качественные характеристики трудового потенциала общества, динамика численности и состав населения в Российской Федерации, факторы определяющие характер этой динамики. Качественные характеристики трудового потенциала: психофизиологические, профессионально-квалификационные, социально-личностные качества трудоспособного населения. Требования, предъявляемые к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы в условиях рыночной экономики, технико- технологических и информационных нововведений. Национальные проекты « образование». Формирование работника широкого профиля. Индекс развития человеческого потенциала(ИЧП), его расчет и динамика. Понятие формирование и использование трудовых ресурсов Виды и типы воспроизводства. Элементы воспроизводства, показатели его характеризующие. Понятие « миграция». Классификация видов миграции по признакам: в зависимости от пересечения административных границ, по времени пребывания в месте въезда, в зависимости от причин, по формам реализации. Функции миграции. Показатели, характеризующие миграцию. Органы государственной власти, формирующие и регулирующие миграционную политику. Понятия беженцы и переселенцы. Показатели естественного движения населения: абсолютные и относительные , их расчет .Демографическая политика государства.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |