Лекция №2 Основы закупочной логистики
Основные разделы: Цели и задачи закупочной логистики. Принципы закупочной логистики. Виды закупок. Цели изадачи закупочной логистики Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления: - груз - нужный товар; - качество - необходимого качества; - количество - в необходимом количестве; - время - должен быть доставлен в нужное время; - место - в нужное место; - затраты - с минимальными затратами. В обобщенном виде цель закупочной логистики- гарантировать, чтобы предприятие имело надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене. Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи закупочной логистики: - налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе; - развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бухгалтерией производится расчет с поставщиками; - поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы; - поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг; - договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса; - повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции. Принципы закупочной логистики Различают следующие принципы закупочной логистики: - планомерность - завоз продукции на основе плановых графиков завоза; - ритмичность - завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок; - оперативность - осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее; - экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок; - централизация - снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков; - технологичность - использование современных технологий закупок и поставок. Виды закупок Закупки в логистике можно объединить в две большие группы: традиционные и нетрадиционные виды закупок. Традиционные виды закупок: - сырье - так называемые "подвижные товары", такие как медь, пшеница, цемент и т. д.; - особые товары - товары и сырье, которые нужны для конкретного производства; - стандартные товары включают в себя болты и гайки, многочисленные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и определяются на основе "прайс-листа со скидкой"; - малоценные предметы - товары относительно небольшой стоимости, приобретаемые для содержания и ремонта. Нетрадиционные виды закупок: - основные товары относятся к группе основных активов (основных средств) предприятия; - услуги - эта категория закупок довольно широка и включает многие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архитектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристические услуги и т. д. (главным отличием приобретения услуг от приобретения товаров является: невозможность хранения - это означает, что время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя и что последствия несвоевременности могут быть очень серьезными и дорогими; трудность в оценке качества); - товары для перепродажи - эта категория подразделяется на две группы: комплектующие изделия, которые ранее изготовлялись на предприятии, а теперь заказываются у внешних источников (например, крупный производитель бытовой техники, который продает микроволновые печи, но уже не производит данную продукцию, покупает микроволновые печи в сборке под своей маркой); товары, реализуемые через розничную сеть, такие как одежда, продаваемая в крупных универмагах, продукты питания, продаваемые через супермаркеты, и т. п. Такие закупки обычно осуществляются мерчендайзерами, которые предварительно должны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основании чего принимаются решения о закупке. Отдельно выделяют международные и государственные закупки. Международные закупки. В отношении каждого конкретного товара существует много причин для закупки его за рубежом. Тем не менее общей причиной использования международных поставщиков является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних поставщиков. Основными причинами предпочтения при выборе иностранного поставщика в качестве источника снабжения являются: - способность иностранного поставщика осуществлять поставку с меньшим объемом общих затрат, чем местные поставщики, например из-эа значительно низкой доли трудовых затрат, благоприятного курса обмена валюты, высокой производительности оборудования и т. д.; - обеспечение высокого постоянного качества продукции в мотивации поддержания деловых долгосрочных отношений; - отсутствие товаров на внутреннем рынке, например таких, как принтеры и видеооборудование, некоторые виды сырья и т. п.; - более короткие сроки международных поставок по причине ограниченного количества оборудования и сужения возможностей внутренних поставщиков; - наличие у иностранных поставщиков хорошо организованной сети дистрибьюции и возможности предоставлять улучшенное снабжение запчастями, гарантийное обслуживание и техническое содействие; - в силу специализации национальных и зарубежных компаний иностранные поставщики могут намного опережать отечественных в технологическом плане; - бартерная торговля, т. е. для продажи собственной продукции в каких-либо странах приходится соглашаться на закупку товаров в этих странах; - использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания давления на отечественных поставщиков с целью получения уступок. Организация международных закупок сопряжена с рядом трудностей, а именно: - поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоящими процедурами. К тому же ситуация усложняется, когда потенциальные поставщики находятся за рубежом; - цикл поставки международных закупок длиннее, несмотря на то что усовершенствования транспортной системы и системы связи сократили сроки осуществления международных закупок; - из-за расстояния экспедирование производства / отгрузки товара иностранной компании затруднено; - способ оплаты при осуществлении международных закупок существенно отличается от способа оплаты закупок внутри страны. Как правило, право собственности на товар возникает в момент оплаты, т. е. из-за риска неуплаты за продукцию отсутствует система оплаты в кредит; - затруднено достижение соглашения между покупателем и продавцом по вопросу использования процедуры контроля качества / приема товара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества; - высокие затраты на оформление документов при осуществлении международных закупок. Государственные закупки. Цели государственного снабжения включают: - гарантию снабжения для удовлетворения потребностей в обслуживании; - уменьшение дублирования и потерь путем стандартизации товаров; - поддержание и улучшение стандартов качества закупаемых товаров и услуг; - максимальную экономию путем применения передовых технологий и методов закупки: - организацию высокоэффективных систем снабжения. Основными отличиями государственных закупок от закупок промышленных предприятий являются: - осуществление закупок в более жестких законодательных рамках, наличие бюджетных ограничений; - лоббирование размещения заказов на государственные закупки, что вынуждает служащих, ответственных за закупки, предоставлять дополнительные обоснования по принятым решениям о размещении заказов; - целевое размещение заказов, направленных на поддержку предприятий в слаборазвитых регионах, в соответствии с государственными целевыми программами; - отсутствие конфиденциальности; - формальный характер оценки качества закупаемых товаров; - конкурс на контракты на закупку осуществляется по большей части на основе открытого тендера; - регламентация государственных закупок законодательно утвержденными процедурами по видам и объемам закупок. Контрольные вопросы для самоподготовки: 1 Какая основная цель закупочной логистики? 2 Какие задачи преследует логистика закупок? 3 Какие принципы используются в закупочной логистике? 4 Какие виды поставок бывают и в чем их различия?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3707)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |