Классификация. Основные критерии оценки тяжести черепно-мозговой травмы
Классификация ЧМТ у детей. Впервые классификационное разделение черепно-мозговой травмы предложил в 1774 г. Petit. Он выделил три ее основные формы: сотрясение (comocio), ушиб (сontusio), сдавление (сompresio). С учетом повышенной ранимости незрелой структуры мозга и указанных выше анатомо-физиологических особенностей черепа и головного мозга, а также особенностей проявлений ЧМТ у детей, прежде всего в раннем и младшем возрасте, в 1991 г. А. А. Артарян с соавт. внесла следующие изменения и дополнения в классификацию ЧМТ: 1. К легкой ЧМТ отнести только сотрясение головного мозга. 2. В понятие «ЧМТ средней степени» включить ушибы мозга легкой и средней степени. 3. Линейный перелом кости свода черепа без неврологических симптомов отнести к признакам ушиба мозга чаще локализующегося соответственно месту перелома. 4. Добавить к характеристике закрытой ЧМТ формулировку – «закрытая черепно-мозговая травма с разрывом твердой мозговой оболочки». 5. В рубрикацию травматических гематом ввести термин «эпидурально-под-надкостничная гематома». Таблица№2. Классификация черепно-мозговой травмы у детей
Основная задача диагностических приемов при ЧМТ заключается в выявлении разнообразных повреждений, возникающих в результате воздействия механической энергии на голову ребенка. Наибольшее распространение получило предложение J. Miller et al., разделить эти изменения на первичные и вторичные. К первичным относятся внезапные и необратимые повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии. Они могут быть как очаговыми, так и диффузными. К очаговым относятся травмы мягких тканей головы, переломы костей черепа и локальные повреждения мозга. Основными причинами вторичных повреждений мозга являются гипоксия и гипотония. Особенности лечебно-диагностических алгоритмов при оказании первой медицинской помощи детям при ЧМТ является, использование КТ при малейших подозрениях на нарастание внутричерепных изменений (первичная КТ), а для оценки динамики показаны повторные (иногда многократные) КТ. Оценка тяжести состояния в остром периоде ЧМТ у старших детей, включая прогноз как для жизни, так и восстановления трудоспособности, может быть полной лишь при учете как минимум четырех слагаемых, а именно: 1) состояния сознания; 2) состояние жизненно важных функций; 3) выраженности очаговых неврологических симптомов; 4) изменение показателей гомеостаза. Выделяют следующие градации качественной оценки нарушения сознания при ЧМТ: 1) ясное; 2)оглушение (сомноленция); 3) оглушение глубокое; 4) сопор; 5) кома умеренная; 6) кома глубокая; 7) кома терминальная. Основное значение при мониторинге выраженности функциональных нарушений головного мозга принадлежит оценке динамики сознания по шкале комы Глазго (ШКГ). Состояние больных оценивается по трем параметрам: открыванию глаз на звук или боль, словесному и двигательному ответу на внешние раздражители. Их суммарная оценка варьирует от 3 до 15 баллов. Таблица №3. Шкала комы Глазго для оценки степени нарушения сознания (Teasdale G., Jennett B., 1974).
Таблица№4 Клинико-диагностическое значение некоторых физических и лабораторных показателей у больных с черепно-мозговой травмой Спинномозговая жидкость (ликвор) Общий объем ликвора составляет 120-150 мл, их них 25-35 мл находятся в субарахноидальном пространстве. Скорость продукции ликвора составляет 0,35 мл/мин (до 500 мл в сутки). Относительная плотность спинномозговой жидкости составляет 1,006 (1,003-1,009), pH-7,32 (7,27-7,37), PCO2 - 48 (45-64) мм рт. ст., PO2 – 1,41 (1,01-1,66) мм рт.ст, НСО3 – 23 ммоль/л. 1. Давление ликвора. В норме у взрослых больных в лежачем положении ликворное давление колеблется в пределах 0,686-1,96 кПа, или 70-200 мм вод. ст., или 5-15 мм рт. ст; у детей младшего возраста 0,441-0,981 кПа, или 45-100 мм вод. ст., или 3,28-7,3 мм рт. ст; а у грудных детей – 0,294-0,588 кПа, или 30-60 мм вод. ст., или 2,19-4,28 мм рт. ст. 2. Лейкоциты: 30/3 т. е. 30 лейкоцитов в 3 мм - 3 , что равно 10 лейкоцитов в мм -3 = 10∙10 6 /л. 3. Эритроциты: 0,3 или 0 в мм -3 = 0.0 ∙ 10 6/л. 60/3или 20 в мм -3 = 20 ∙ 10 6/л.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |