ТАНГЕНС-ГАЛЬВАНОМЕТРА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1-М.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ С ПОМОЩЬЮ ТАНГЕНС-ГАЛЬВАНОМЕТРА».
Тюмень 2002г.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ С ПОМОЩЬЮ ТАНГЕНС-ГАЛЬВАНОМЕТРА.
ЭЛЕМЕНТЫ ЗЕМНОГО МАГНЕТИЗМА Земля в первом приближении может быть представлена как огромный шаровой магнит, поэтому в пространстве, окружающем Землю, создается магнитное поле, силовые линии которого приведены на рис.1. Магнитные полюса Земли располагаются вблизи (~300 км) от географических полюсов, но не совпадают с ними. Магнитный полюс Земли, расположенный на севере, называется Южным магнитным полюсом, другой, расположенный на юге, – Северным магнитным полюсом. Через магнитные полюса проходят магнитные меридианы. Перпендикулярно к ним можно провести линию большого круга – магнитный экватор, параллельно которому будут располагаться линии малых кругов – магнитные параллели. Таким образом, каждой точке на Земле будут соответствовать не только географические, но и магнитные координаты. В точках Земли, лежащих на магнитных полюсах, напряженность магнитного поля Земли имеет вертикальное направление, а в точках Земли, лежащих на магнитном экваторе, - горизонтальное (например, точка В на рис.1). В любой другой точке Земли (например, точка А на рис.1) напряженность магнитного поля
Существование магнитного поля в любой точке Земли можно установить с помощью магнитной стрелки. Если в данной точке Земли магнитную стрелку свободно подвесить на нити за центр масс так, чтобы она могла свободно поворачиваться и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях, то стрелка установится по направлению касательной к силовым линиям магнитного поля Земли в данной точке (вдоль вектора
В северном полушарии южный конец стрелки будет наклонен к Земле и составит с горизонтом некоторый угол
Так как магнитные полюса не совпадают с географическими, то не совпадают и плоскости магнитного и географического меридианов, проходящих через данную точку земной поверхности. Из-за этого несовпадения магнитная стрелка будет отклонена от географического меридиана на некоторый угол
Различают восточное и западное склонение (северный полюс стрелки отклоняется соответственно вправо или влево от географического меридиана).
и наклонения , а также горизонтальной составляющей называются элементамиземного магнетизма. Значения , ,
позволяют определить величину и направление полной напряженности магнитного поля Земли в данной точке. Все элементы земного магнетизма изменяются с течением времени, т.е. повержены суточным, годовым, вековым и т.п. колебаниям. Кроме того, наблюдаются кратковременные нерегулярные отклонения – так называемые магнитные бури, появление которых связано с деятельностью Солнца, в частности, с числом солнечных пятен. ТАНГЕНС-ГАЛЬВАНОМЕТР В данной работе для определения горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли используется тангенс-гальванометр. Тангенс-гальванометр представляет собой большое вертикально поставленное кольцо, на которое намотано несколько десятков витков проволоки. В центре кольца помещается небольшая магнитная стрелка (компас), свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси в горизонтальной плоскости. Если кольцо тангенс-гальванометра расположить в плоскости магнитного меридиана, то при отсутствии тока в нем, магнитная стрелка установится в этой же плоскости. При пропускании тока по виткам кольца вокруг него создается магнитное поле, вектор напряженности которого
На основании закона Био-Савара-Лапласа, напряженность магнитного поля, создаваемого в центре кольца с током I определяется по формуле
С другой стороны, из рис.5 следует, что
Приравняв правые части соотношений (1) и (2) можно определить горизонтальную составляющую магнитного поля Земли
Для данного места Земли и для данного прибора величина
является постоянной и называется постоянной тангенс-гальванометра. Тогда
Из выражения (4) следует, что постоянная С численно равна такому току, который, протекая по виткам, вызывает отклонение стрелки на угол 45o.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Ознакомиться с установкой, схема которой приведена на рис.6.
Рис.6 2. Не включая электрическую цепь, поворотом подставки тангенс-гальванометра установить вертикальную плоскость кольца в плоскости магнитного меридиана (по направлению магнитной стрелки). 3. Включить электрическую цепь и, меняя величину тока реостатом R, добиться поворота стрелки на 45o, при этом получим значение угла 4. С помощью переключателя П изменить направление подводимого тока и снова добиться отклонения стрелки на тот же угол 45o, но в противоположную сторону. Записать значение тока Iобр в таблицу 1 и вычислить среднее значение силы тока
5. Проверить нулевую установку прибора и повторить измерения (по пунктам 3 и 4) еще 4 раза для того же угла отклонения 45o. Результаты записать в таблицу 1. Таблица1
6. Вычислить среднее значение силы тока по результатам пяти измерений
7. Используя 8. Рассчитать погрешность измерения силы тока, используя следующие формулы
где 9. Рассчитать относительную погрешность горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли по формуле
учитывая, что 10. Рассчитать абсолютную погрешность горизонтальной составляющей напряженности по формуле
11. Записать окончательный результат в виде
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ Отчет должен содержать следующее: 1. Принципиальную схему установки с необходимыми пояснениями. 2. Результаты измерений в виде таблицы. 3. Расчетные формулы, а также примеры расчетов С и Ho. 4. Расчет абсолютной и относительной погрешностей Ho.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте определение элементам земного магнетизма. 2. Как устанавливается магнитная стрелка в магнитном поле Земли и тангенс-гальванометра? 3. Сформулируйте закон Био-Савара-Лапласа. Как определяется направление векторов 4. Объясните устройство и принцип действия тангенс-гальванометра. 5. Почему измерения выгоднее проводить при угле отклонения ЛИТЕРАТУРА 1. Методические указания к лабораторным работам по физике. Магнетизм. (Новиков В.Ф. и др.), ТИИ им. Ленинского комсомола. Тюмень, 1984. 2. Савельев И.В. Курс общей физики, т.2, М.: Наука, 1982. § 40, 42, 47. 3. Трофимова Т.И. Курс физики, М.: Высшая школа, 1985. § 110,111, 113.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (13354)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |