Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Предмет изучения спецкурса или что мы будем изучать?



2015-11-27 305 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет изучения спецкурса или что мы будем изучать? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Итак, первое, чтобы вы ребята понимали куда вы попали. Что это за спецкурс по истории религий, который я вам так настойчиво предлагал целую четверть. В чём мы с вами будем разбираться?

Сейчас каждый из вас прочитав написанное должен ответить себе на вопрос «Зачем это нужно лично мне»? Не торопитесь, вопрос не так прост, как сначала может показаться.

Поэтому первые 3-4 занятия я посвящаю именно этому вопросу, который мы будем изучать с разных сторон. Те, кто меня уже начинал слушать – затратят меньше времени, чтобы понять написанное, но повторить всё же необходимо.

Чтобы лучше вам объяснить – вернёмся немного назад, к теме возникновения религиозных верований, которую мы с вами проходили по истории….

Итак, всё что у вас написано в учебнике по этой теме – вроде бы верно. А именно то, что религиозные верования – это вера, возникшая у человека разумного в жизнь после смерти, духов (силы природы), душу, колдовство и.т.п.

В большинстве ваших учебников вообще всё очень правильно, ошибок нет, определения все правильные - готовые формулировки, которые надо заучить перед уроком и…… забыть их на следующий день, потому что они для вас чужие. Вы над ними не думали ни одной секунды.

Приведу пример, чтобы вам было понятно. Вот представьте, что Вы присутствуете при разговоре двух учёных (предположим историков), сидите рядом с ними, всё прекрасно слышите, но….. ничего не понимаете. Один предположим говорит другому…

1 учёный «Мы же с вами понимаем, коллега, что переоценить введение церковной службы на Руси сразу на родном (старославянском) языке невозможно.

2 учёный «Конечно, коллега, однако вы не станете отрицать и того, что это имело целый ряд отрицательных последствий для русской культуры…..»

Теперь, дети, задумайтесь над вопросом: почему Вы ничего не поняли из «услышанного» диалога?

ДЗ № 1 Вспомните, часто ли вам приходилось слышать подобные диалоги, не важно где….. В школе, на учебных предметах, от родителей, других взрослых и пр. Какая ваша обычная реакция на такую абру- кадабру? Вы всё-таки задаёте вопросы, чтобы понять, то что вами не понято или просто перестаёте слушать непонятный текст? Коротко опишите 1-2 такие ситуации, если они у вас были в жизни (а они обязательно были, если подумать) и чем всё закончилось? Жду ваших сообщений на почте или в виде сообщений в контакте. Возможно и я тоже отличился, когда ещё работал в школе… Не стесняйтесь, пишите всё как есть, мне это очень важно!!

А не поняли Вы ничего из «диалога учёных» потому, что в их готовых формулировках (результатах) мышления скрыто (недоговорено) очень много информации (процесс или история мышления), которая и привела к конечному результату мышления (выводам).

……я сейчас ещё хуже, чем 2 этих выдуманных мною учёных. Понимаю дети, что вам сложно… Поэтому простой пример

Вот вам в руки кто-то даёт красивое изделие из дерева (резьба по дереву), или красивое ювелирное украшение, скажем алмаз. Вам эти вещи очень нравятся, вы в общем то хотели бы научится делать также…, но…. Даже если у вас природный талант к этому делу, то вряд ли вы сможете просто, смотря на сложную вещь (результат чьей-то деятельности) сделать хотя бы также (скажи Юля, ведь вряд ли бы ты смогла сделать ту фигурку из глины, которую мне подарила, если бы предварительно не занималась под руководством опытного наставника).

Кому-то придётся провести с вами очень много времени показывая вам

1. Деятельность в целом (материал, цель, основные техники, возможные результаты деятельности)

2. Конкретные этапы (шаги) деятельности от первого (выбрал материал) до последнего (получил изделие)……

Дело всё том ребята, что мышление- это тоже деятельность и притом очень сложная. С ней всё гораздо труднее чем с лепкой из глины или изготовлением ювелирного украшения. Существуют целые институты (школы) к сожалению, доступные очень немногим, где разрабатывают разные техники, правила мышления, принципы коллективной мыследеятельности (но это пока сложно и не нужно для вас).

А теперь внимание!!!! Вспоминаем, что я вам рассказывал о возникновении религиозных верований- я обращал ваше внимание на процесс их возникновения, а именно как возникла вера в силы природы (духов), почему человеку так «загорелось» изготавливать идолов, да ещё и жертвы им приносить… Ему что делать больше нечего было? Мы с вами отвечали на вопрос почему, в результате чего возникли религиозные верования у человека. В итоге я заставлял вас рисовать схему «Мир – человек»… Кстати у всех она есть?? Если у кого то нет – обязательно вернитесь к ней через тетрадки участников нашей группы…

Потом мы записывали с вами определение что религиозные верования - это отражение в сознании человека его размышлений об окружающем мире и своём месте в нём,т.е. всё таки в этом определении есть указание на направление размышления человека, о чём он думал, прежде чем у него возникли религиозные верования. Однако, любое определение плохо тем, что прекращает процесс мышления, прерывает его чётко определяя границы в изучении вещи или явления.

Это плохо, но без этого в официальном обучении к сожалению, никак. Реже получается так, чтобы вы сами дали определение явлению (на это уходит в классе очень много времени).

Самое же главное я пытался передать вам (особенно на занятии спецкурса) не через определение, а рисуя схему «Человек- мир». Потому что схема является одним из инструментов мышления, как топор – инструмент плотника.

Вам лучше знать удалось ли мне донести до вас историю мысли человека в момент возникновения у него религиозных верований, какие вопросы он себе задавал и как на них отвечал, до чего человек додумался и где граница его мышления?

Кстати скажите, (ДЗ № 2) теперь уже, пожалуйста, честно,ведь мы не в школе, хорошо ли вы поняли тему возникновения религиозных верований (а заодно и счёт лет в истории) и как вам понятнее тема: как она объяснена в учебнике или как я объяснял. Понятнее это, то есть не в смысле зазубрить на один урок, а так чтобы понять для себя смысл темы - раз и навсегда.

Вопрос для вас сложный, и я вам немного помогу в нём разобраться. Дело в том, что, когда человек понимает смысл (явления, темы урока, объяснения) он его уже не забывает, никогда в жизни, более того часто (иногда сам того не понимая) он использует свои понимания в практической жизни. То есть, конечно, какие-то мелочи, частности может забыть любой человек, но он будет помнить главное – основной принцип, основной навык который он получил. Например, принцип обратного отсчёта, непрерывность хода истории, навыки реконструкции своего и чужого мышления – всё это в той или иной степени востребовано в повседневной жизни.

Когда же он просто заучивает некоторую информацию (что тоже иногда необходимо) он её забывает через короткое время почти полностью. Так устроено мышление человека…. Один раз поняв основные принципы счёта лет в истории (они конечно же связаны с базовыми знаниями по арифметике) уже невозможно их забыть.

У вас есть хороший материал для сравнения. Я точно знаю, что тему «Счёт лет в истории» вам преподавали в 3-м классе в курсе «Окружающий мир» (я, когда готовился преподавать вам историю читал все ваши учебники по окружающему миру за 1-4 класс). Пример с номером сотни = номер века если дата заканчивается на 00 и номер сотни +1 если окончание дата не нулевое я взял именно оттуда….

Постарайтесь вспомнить (ДЗ № 3, желательно подробно, прямо на уровне ощущений) как вам объясняли эту тему 2 года назад (в 3-м классе). Что вы тогда поняли? И хотя пока ещё рано говорить, но всё таки сравните со своим пониманием темы сейчас (потом ещё года через 3 посмотрим). О результатах мне напишите.

Итак, предметом изучения нашего спецкурса является история мышления человека, связанная с осмыслением мира и места человека в этом мире. Одно из самых важных направлений (и одновременно результатов) этого осмысления стало, как вы уже поняли возникновение религиозных верований (впоследствии – мировых религий).

Т.е. само содержание мировых религий для нас – материал, хотя мы и будем придерживается этого предметного материала в целях поддержания учебной дисциплины (у нас итак нет класса, учебника и всего того к чему вы так привыкли). И если мы не ограничим предметные рамки обсуждения, то наш спецкурс рискует превратится в болтовню всех обо всём.

Но, при этом, эффективность наших занятий будет в большой степени зависеть от того сколько и каких вопросов вы будете задавать!!!! Задавать вопросы (а потом искать на них ответы) это тоже такой очень важный жизненный навык, которому я вас постараюсь научить.

И вопросы ваши могут быть не только по предметному материалу, но и ваши вопросы и непонимания из вашей повседневной жизни. И не факт, что нам (мне, вам) удастся на них ответить, вопросы бывают разные! Но пробовать то надо!!!

В заключении я объясню, как наша повседневная жизнь связана с религиями. Одновременно, это моё объяснение – частичный ответ на вопрос о том почему до сих пор у мировых религий столько последователей, в том числе и у тех который не являются традиционными для конкретной территории.

Кстати, маленькое домашнее задание (№ 4) (навеяно тем, что я накануне своего ухода из школы обнаружил что и ученики 6-го и даже 8-го классов не только не умеют работать с информацией, а и просто не умеют пользоваться поиском в Интернете). Итак, найдите в Сети информацию и сократите её до минимума (то есть не целиком статью репостить, а, краткое изложение содержания) по следующим вопросам

1. Существуют ли последователи зороастризма в нашей стране и в г. Кемерово

2. Приведите примеры, как вы поняли, как проявляются в зороастризме основные черты свойственные мировым религиям (понятие об основных чертах мировых религий я Вам дам на следующем занятии). Согласны ли вы с тем что зороастризм является мировой религией? Свой ответ обоснуйте.

 

 

Например, для России не является традиционным зороастризм (религия древних иранцев). Но если вы запросите в поисковике информацию о последователях этой религии в нашей, стране- то легко её найдёте…. Почему???? А дело вот в чём…..

Длительное время разныерелигии(для каждого народа – своя) являлись единственным средством (инструментом) для осмысления мира и места человека в нем. Занимались таким осмыслением конечно не все люди (им было просто некогда), а учёные, писатели, поэты и духовенство (исламское, христианское и пр.). Естественно, что все эти люди размышляли о мире и себе в рамках той религии последователями которой они являлись. Это одновременно и хорошо, и плохо, поясню почему.
Плохо – потому, что догматы веры (правила, которые нельзя нарушать) не позволяли тем, кто писал Священные книги и пояснения к ним изучать мир и себя наиболее полно.

Но главное для нас- это хорошо! А хорошо, то, что большинство вопросов, которые могут у нас с вами (у всех людей) возникнуть уже когда-то возникали у людей, уже когда-то решались, в том числе и в мировых религиях.

Несмотря на огромные изменения в современной жизни, часть этих размышлений, часть ответов на насущные вопросы жизни человека, которые давались в рамках религий могут пригодится и нам…..

И еще Вы можете спросить (наиболее «продвинутые» из вас) зачем что-то выдумывать? Ну всё ведь уже есть ну там разные курсы по истории религий, вся мировая теология и философия – пожалуйста, одним кликом «мыши», ну и просто есть учебники по философии, истории философии. Верно, всё это есть. И если вы уверены в том, что разберётесь во всём самостоятельно – пожалуйста, напишите мне об этом и я буду гордится тем что знал Вас лично.

А если серьёзно, то я думаю сейчас (готовя для вас это занятие) о том, что я почти ничего не знаю и еще меньше понимаю историю как историю человеческого мышления, в том числе и историю религий. Это после стольких лет…. (в институте у меня была специализация по истории религий, правда только по одному, узкому направлению) моего интереса к этому вопросу. Поэтому не в моих интересах делать очень умное лицо……Вы мне нужны не как пассивные слушатели, а как активные помощники. Во всех вопросах разбираться мы будем вместе с вами.

Наш спецкурс – дорога с двухсторонним движением. Возможно, что только сейчас вы это поймёте. От вас я буду требовать не просто чтения того что я написал, и даже не просто чтения чего бы то ни было. Потребуется регулярная мыслительная деятельность, гораздо более регулярная чем требуется при приготовлении уроков. При этом вы получите целый ряд преимуществ над другими учениками – об этом мы поговорим на нашем 3-м занятии, там будет подходящая тема.

Итак, если после прочтения всего этого голова у вас ещё на месте, то отдохнув переходите к теме № 2 – они взаимосвязаны. В первый раз я выложу сразу 2 темы, но не потому что хочу вас уморить, а лишь потому, что частично уже их рассказывал на наших очных занятиях.

Кроме того, мы с вами потеряли много времени. Лучшее время для проведения наших занятий с октября по май учебного года, чтобы не захватывать дачно- огородный период. А сегодня заканчивается ноябрь….

Затем, последовательность действий такая

1. Задаёте мне вопросы, что непонятно (но сначала пытаетесь сообразить сами). Я вам отвечаю. Всё это можно делать в «беседе по спецкурсу» в контакте. Возможный вариант- вопросы на мою почту.

2. Делаете домашнее задание и также результаты переправляете мне.

3. Обдумываете разные вопросы темы в течении всей недели, вплоть до следующей субботы. По ходу возникновения вопросов – обсуждаете их с друг другом (беседа нашего спецкурса) – и задаёте мне. Не надо (и даже вредно) делать всё в 1 день – не забывайте, что вы не оценку получаете.

Удачи вам ребята!



2015-11-27 305 Обсуждений (0)
Тема 1. Предмет изучения спецкурса или что мы будем изучать? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Предмет изучения спецкурса или что мы будем изучать?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)