Требования к личности медицинской сестры как педагога
Тезисы лекции Тема: «Основы обучения в сестринском деле»
Скажи мне – и я забуду покажи мне – и я запомню дай мне действовать самому и я научусь. Китайская пословица
Педагогика - наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения. Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц. Обучение в сестринском деле – это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний и формирования навыков у пациента.
Процесс обучения пациента или его родственников зависит от профессионализма медицинской сестры, ее опыта, знаний и умений. Ведь она может выступить не только как специалист, но и как педагог-воспитатель, владеющий принципами медицинской этики и деонтологии, биоэтики и отличающийся культурой общения. Задачи обучения в сестринском деле 1. Удовлетворять нарушенные потребности пациента, обучить пациента самоуходу. 2. Адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни. 3. Пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий. Цель обучения в сестринском деле – обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Сферы обучения 1. Познавательная - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) информацию от второстепенной. 2. Эмоциональная– получив информацию, человек изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением, оценкой фактов. Он активно слушает и реагирует вербально и не вербально. 3. Психомоторная– человек обладает умениями. Благодаря умственной и мышечной деятельности, он обучился новым движениям, уверенно выполняет необходимые действия. Готов психологически, физически и эмоционально к выполнению действий. Функции обучения 1. Познавательная – стремление к получению и приобретению умений и навыков (навык – высшее проявление умения, способность выполнять действия самостоятельно). 2. Развивающая – способность применить знания и умения на практике. 3. Воспитательная – целенаправленное развитие личности. Способы обучения 1. Формальные –официальные. Цели для них задаются извне, вышестоящими инстанциями. Среди них различают: · фронтальные– занятия по усвоению и овладению новыми знаниями и умениями (лекции, санитарные бюллетени); · групповые – занятия с небольшими группами (школы здоровья, «Астма-школа», школа для страдающих гипертонической болезнью и др.); · индивидуальные– тематические беседы (например, о рациональном питании), практические занятия (обучение навыкам самоухода, уходу за тяжелобольным, приему лекарственных препаратов и др.). 2. Неформальные – неофициальные, без чьего-либо указания.
Методы обучения 1. Словесный– разъяснение, беседа, диспут, мини-лекция. 2. Наглядный – использование речи, мимики, жестикуляции, изображения на доске, рисунков, таблиц, схем, макетов, плакатов, предметов ухода, муляжей, фантомов, технических средств (кино, видео-магнитофон, мультимедиа – проектор) и т.д.. 3. Практический – отработка манипуляций: выполнение инъекций, измерение артериального давления и т.д.
Приемы обучения 1. Наблюдение – восприятие. 2. Запоминание – повторение. 3. Анализ – обобщение, коррекция. Уровни обучения 1. Ознакомительный – у обучаемого в результате должно сложиться представление о чем-либо. 2. Реконструктивный – обучаемый должен повторить, сделать. 3. Уровень умений и навыков – обучаемый должен научиться применять полученную информацию в домашних условиях. Правила организации процесса обучения Этапы обучения 1 этап – выявление потребности пациента и его семьи в обучении, оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его близких, готовности к обучению. 2 этап – интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний и умений. 3 этап – определение целей, планирование, определение сфер, методов обучения. 4 этап – реализация плана. 5 этап – оценка результатов обучения. Этап Перед началом обучения нужно оценить состав аудитории и потребность контингента (индивида) в обучении. Необходимо выяснить какими знаниями по данному вопросу он обладает, каким объемом умений владеет. Следует учитывать такие факторы, как возраст, уровень образования, физическое состояние пациента. Психологический возраст – это качественно особый этап развития, зависящий и от уровня личностной зрелости (Таблица 1). Готовность к обучению может зависеть и от факторов, мешающих сосредоточиться – беспокойство, боль, усталость, жажда и др. Таблица 1
Этап Пациент (его родственник) может сам осознавать наличие проблемы ее выявляет медицинская сестра. Проблема называется четкой, понятной фразой. Например: · дефицит знаний о рациональном питании; · неумение измерять и контролировать у себя артериальное давление; · неумение выполнять инъекцию и др. Этап Цель обучения должна содержать три компонента: · что предстоит сделать пациенту («должен знать», «должен уметь» и т.д.); · временные рамки: дата или интервал времени; · с кем, при помощи чего – условие (с помощью инструктора, самостоятельно и т.д.). План обучения составляется индивидуально с использованием конкретных способов, методов и приемов обучения. Этап Сотрудничество медсестры и пациента на данном этапе – залог успеха. Лучший вариант – индивидуальные занятия, или занятия малыми группами. На проведение обучения влияют различные факторы: · благоприятная окружающая обстановка - свободное время, оптимальная температура в помещении, тишина, удобная мебель, достаточное освещение и т.д.; · творческий подход к обучению, использование наглядности, различных методов обучения, обучение в виде ролевых игр; · доброжелательное отношение медицинской сестры, искреннее желание помочь обучаемому; · хорошая дикция медицинской сестры, способность ясно, четко, полно излагать материал; · постоянный контроль приобретенных знаний, поощрение вопросов. 5 этап –завершающий. Получив согласие пациента, необходимо попросить его продемонстрировать приобретенные умения. Пациенту следует сообщить результат сестринской оценки: насколько успешно он справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение конкретным навыкам завершенным. Важна не только сестринская оценка, но и самооценка, которая может быть: · адекватной – совпадать с мнением медсестры; · неадекватной – завышенной или заниженной; · нестабильной – то доволен, то не доволен.
Требования к личности медицинской сестры как педагога 1. Широкая эрудиция, высокий интеллектуальный уровень. 2. Личностная зрелость. 3. Целеустремленность, настойчивость. 4. Знания в области, в которой идет обучение. 5. Владение методами обучения и воспитания. 6. Гибкость мышления, стремление к самосовершенствованию. 7. Желание и умение заботиться о своем здоровье. 8. Позитивная концепция, доброжелательное отношение к окружающим. 9. Эмоциональная стабильность.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1674)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |