Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложное предложение. (3+1 ч)
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения. (5 ч + 1 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения.(19 ч+5)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения.(6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи.(5 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке и речи.(3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 – 9 классах. (7 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы ( основной и дополнительной)
Литература для учителя
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009
2) «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2002
3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013
4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014
5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011
6) Е.А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014
7) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013
8) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2014
9) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012
10) П.Ф. Ивченков .Обучающее изложение: 5-9 кл. - М., 1994
11) В..И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.Н. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. М., 1991
12) Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М. :Просвещение, 2006
13) А.И.Запорожец. «Изучение синтаксиса.8-9 класс. Из опыта работы. Пособие для учителей.
Литература для учащихся
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009
2) Е. А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014
3) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986
4) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
5) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2006
6) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.
9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005.
10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- 8 изд., испр. и дополн. -М.: Просвещение, 2006
11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1997
12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006
13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.).М.: Просвещение, 1996
14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007
15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
Тема урока
Виды деятельности учителя и учащихся
Планируемые результаты
Виды контроля
1.
Международное значение русского языка.
Смысловое чтение, составление тезисов
Знать: понятие «мировой язык», критерии выдвижения языка на роль мирового, русский язык как мировой, уметь определять тему, тезис
Тезисы, устный ответ на вопрос
Повторение изученного в 5-8 классах.
2.
Р/Р.Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Текст. Стили речи.
Работа в группах – анализ текста, составление диалогов, монологов устно и письм., составление таблицы
Знать: устная и письменная речь, монолог, диалог, текст, типы текстов, жанры текстов и стили речи,
Уметь:определять тип и стиль текста жанр, уметь созвать монолог и диалог устно и письменно
Знать: виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений, способы выражения сказуемого в односоставном предложении, виды сказуемого уметь выделять грамм. основу, находить односост. И двусост. предл., определять вид сказуемого и способ выражения сказуемого
Таблица, работа над интонацией, устный ответ, осложненное списывание с грамм. заданием, составление схем
Знать: понятие обособления, интонация обособления, виды обособленных членов, условия обособления, уметь находить и выделять обособленные члены предложения, объяснять обособление
Таблица, схема, осложненное списывание с грамм. заданием, устный ответ
Знать: понятие обособления, интонация обособления, виды обособленных членов, условия обособления, уметь находить и выделять обособленные члены предложения, объяснять обособление
Знать: обращения, вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению, правила выделения обращений, вводных слов, вставных конструкций, уметь находить и выделять на письме обращения, вводные слова, вставные конструкции, правильно произносить предложения с обр., вв. сл., встав. констр.
Коллективный диалог- анализ простых и сложных предложений, диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием, графический диктант, устный ответ
Знать: сложное предложение, отличие простого предложения от сложного, уметь отличать простое предложение от сложного, составлять схемы
Диктант «Проверяю себя», графический диктант, конструирование предложений, устный ответ
9.
Союзные и бессоюзные сложные предложения
Составление схемы, коллективный диалог, осложненное списывание с грамматическим заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: союзные и бессоюзные сложные предложения, БСП, ССП,СПП, средства связи в союзных и бессоюзных сложных предложениях, уметь разграничивать союзные и бессоюзные сложные предложения, БСП, ССП, СПП
схемы, осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
10.
Р/Р.Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»
Коллективный диалог, составление словаря, составление материалов для сочинения, сочинение
Знать: дневниковые записи, описание архитектурного сооружения, уметь составлять монолог в форме дневниковой записи, описывать архитектурное сооружение
Устный ответ, словарь, материалы для сочинения, сочинение
11.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
объяснительный диктант с грамм. заданием, составление схем, осложненное списывание с грамм. заданием, пунктуационный разбор предложения
Знать: знаки препинания в сложном предложении, условия расстановки знаков препинания, уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении
объяснительный диктант с грамм. заданием, составление схем, осложненное списывание с грамм. заданием, пунктуационный разбор предложения
Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение
12.
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.
Знать: ССП, смысловые отношения в ССП, уметь находить ССП, смысловые отношения между частями предл.
Граф. диктант, диктант «Проверяю себя», устный ответ на вопрос
13.
Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами
Осложненное списывание, графическая работа, распределительный диктант, устный ответ, коллективный диалог, конструирование предложений, работа над интонацией
Знать: ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами, смысловые отношения между частями предл., уметь определять вид ССП, смысловые отношения между частями
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Коллективный диалог, графический диктант, осложненное
списывание, изложение-миниатюра, устный ответ
Знать: знаки препинания в ССП, условия их постановки, уметь расставлять знаки препинания в ССП, объяснять причины их расстановки, отличать ССП от пр. предл. с однородными членами
графический диктант, осложненное
списывание, изложение-миниатюра, устный ответ
15.
Р/Р. Рецензия
Коллективный диалог, работа в группе- анализ рецензии, устный ответ, создание собственной рецензии
Знать:рецензия, структура рецензии, уметь писать рецензию
Устный ответ, рецензия (письм. работа)
16.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение
Урок-практикум. Разборы синтакс. и пункт. -письм. и устно, рецензирование ответов, составление таблицы
Знать: синт. и пункт. разборы ССП, уметь делать синт. и пункт. разбор ССП.
Синтакс. и пункт. разборы ССП (устно и письм.), рецензия на ответ, таблица
17.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Диктант, грамматическое задание
Диктант, грамматическое задание
Союзные сложные предложения. Сложноподчиненное предложение
18.
Понятие о сложноподчиненном предложении
Коллективный диалог, устный ответ, смысловое чтение, работа со схемами, грамматическое задание, осложненное списывание, составление схемы
Знать: СПП, средства связи в СПП предложении, от чего зависит придаточное, уметь находить СПП, главную и придаточную часть, средства связи, от чего зависит придаточное
Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Коллективный диалог, устный ответ, смысловое чтение, работа со схемами, грамматическое задание, осложненное списывание, составление схемы
Знать: место придаточного предложения, условия расстановки знаков препинания в СПП, уметь определять главную и придаточную часть, место придаточного по отношению к главному, расставлять зн. Преп. В СПП, обосновывать расстановку знаков препинания в СПП
Знать: союзы и союзные слова, их отличие, приемы различения омонимичных союзов и союзных слов, уметь находить и отличать союзы и союзные слова
Таблица, списывание с грамматическим заданием, схемы, конструирование предложений
22.
Роль указательных слов в сложносочиненном предложении.
Осложненное списывание с грамм. заданием, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, коллективный диалог, работа в группах
Знать: указательные слова в СПП, из роль в предложении, уметь находить указательные слова, определять их роль в предл.
Осложненное списывание с грамм. заданием, конструирование предложений, сочинение-миниатюра
23.
Р/Р.Изложение
коллективный диалог
Уметь: пересказывать текст с сохранением особенностей авторской речи
изложение
24.
СПП с разными видами придаточных. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Составление таблицы, схемы, осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: основные виды СПП, их признаки, СПП с придаточными определительными их признаки, уметь находить СПП с прид. определительным, заменять его синонимической конструкцией, расставлять знаки препинания в СПП с придаточным определительным
осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
25.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Устный ответ , рецензирование устного ответа, осложненное списывание с грамм. заданием, конструирование предл.
Знать: СПП с придаточными определительными их признаки, уметь находить СПП с прид. определительным, определять структуру предложения, заменять его синонимической конструкцией, расставлять знаки препинания в СПП с придаточным определительным, обосновывать расстановку знаков препинания
Устный ответ , рецензирование устного ответа, осложненное списывание с грамм. заданием, конструирование предл.
26.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Составление схемы, коллективный диалог, грамматическое задание (устно и письменно), объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: СПП с придаточным изъяснительным, отличать от омонимичных конструкций, уметь находить СПП с прид. изъясн., определять его структуру, обосновывать расстановку знаков препинания
Составление схемы, грамматическое задание (устно и письменно), объяснительный диктант с грамм. заданием
27.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
работа в группах: грамматические задания, конструирование предложений, устный ответ, составление текста
Знать: СПП с придаточным изъяснительным, отличать от омонимичных конструкций, уметь находить СПП с прид. изъясн., определять его структуру, обосновывать расстановку знаков препинания
грамматические задания, конструирование предложений, устный ответ, составление текста
28.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
составление таблицы, коллективный диалог, осложненное списывание с грамматическим заданием
Знать: виды СПП с придаточными обстоятельственными, три группы СПП с прид. обст., признаки СПП с прид. места и времени, уметь определять СПП с прид. места и времени, их структуру, расставлять знаки препинания в СПП
Осложненное списывание с грамматическим заданием
29.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
Устный ответ, конструирование предложений, объяснительный диктант с грамм. заданием
признаки СПП с прид. места и времени, уметь определять СПП с прид. места и времени, их структуру, производить синонимическую замену СПП с прид. времени, расставлять знаки препинания в СПП
Устный ответ, конструирование предложений, объяснительный диктант с грамм. заданием
30.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия
Составление схем, устный ответ, осложненное списывание с грамматическим заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: СПП с придаточными условия, уступки, цели, следствия, их признаки, уметь отличать СПП с прид. условия, уступки, следствия, цели, определять из структуру, расставлять знаки препинания в СПП
осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
31.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия
Знать: СПП с придаточными условия, уступки, цели, следствия, их признаки, уметь отличать СПП с прид. условия, уступки, следствия, цели, определять из структуру, заменять СПП с прид. условия, уступки, цели следствия синонимическими конструкциями, расставлять знаки препинания в СПП
Знать: СПП с прид. образа действия, меры, степени, сравнения, их признаки, уметь находить СПП с прид. образа действия, меры, степени, сравнения, определять их структуру, отличать от сравн. оборотов, расставлять знаки препинания в СПП
Знать: СПП с прид. образа действия, меры, степени, сравнения, их признаки, уметь находить СПП с прид. образа действия, меры, степени, сравнения, определять их структуру, отличать от сравн. оборотов, расставлять знаки препинания в СПП
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в предложении.
Работа в группах –грамматический разбор, составление схем
Знать: СПП с несколькими придаточными, виды подчинительной связи в СПП, правила постановки в СПП с несколькими придаточными, уметь определять структуру СПП с несколькими придаточными, вид подчинительной связи, комбинацию видов под. Связи, расставлять знаки препинания в СПП
Грамматический разбор, схемы
36.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении.
Осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: СПП с несколькими придаточными, виды подчинительной связи в СПП, правила постановки в СПП с несколькими придаточными, уметь определять структуру СПП с несколькими придаточными, вид подчинительной связи, комбинацию видов подч. связи, расставлять знаки препинания в СПП
Осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
37.
Р/Р.Сообщение о происхождении псевдонимов.
Устное сообщение, рецензия на устное сообщение
Уметь составлять монологическое высказывание на основе самостоятельно найденных материалов
Знать: правила постановки запятой и точки запятой в БСП, уметь определять смысловые отношения между частями БСП, правильно произносить БСП, отличать от БСП с перечислит. интонацией простое предл. с одн. членами, расставлять знаки препинания в БСП, объяснять выбор знаков преп.
Знать: правила постановки двоеточия в БСП, уметь определять смысловые отношения между частями БСП, правильно произносить БСП, расставлять знаки препинания в БСП, объяснять выбор знаков препинания
Знать: правила постановки тире в БСП, уметь определять смысловые отношения между частями БСП, правильно произносить БСП, расставлять знаки препинания в БСП, объяснять выбор знаков препинания
Знать: сложное предложение с разными видами связи, уметь определять структуру сложного предложения с разными видами связи, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
устный ответ, составление схем, осложненное списывание с грамм. заданием
51.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Объяснительный диктант с грамм. заданием, коллективный диалог, устный ответ, грамматическая работа, осложненное списывание с грамм. заданием
Знать: сложное предложение с разными видами связи, уметь определять структуру сложного предложения с разными видами связи, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Объяснительный диктант с грамм. заданием, устный ответ, грамматическая работа, осложненное списывание с грамм. заданием
52.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.
Работа в группах (синтаксический и пунктуационный разборы, составление схем, защита работы)
Знать: синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с разными видами связи, уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении
синтаксический и пунктуационный разборы, составление схем, защита работы
Знать: сложное предложение с разными видами связи, уметь определять структуру сложного предложения с разными видами связи, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
устный ответ, объяснительный диктант с грамматическим заданием
56.
Итоговый диктант с грамматическим заданием
Диктант с грамматическим заданием
Диктант с грамматическим заданием
Общие сведения о языке и речи
57.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Составление тезисов, устное сообщение
Знать: роль языка в жизни общества, язык как развивающееся явление, языковые контакты русского языка, уметь составлять тезисы
Составление тезисов, устное сообщение
58.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
проект
Знать: русский язык - первоэлемент великой русской литературы, русский литературный язык и его стили, богатство, красота, выразительность русского языка, уметь составлять монологическое высказывание
проект
59.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Составление таблицы, схемы
Знать: русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения, место русского языка среди языков мира, русский язык как один из индоевропейских языков, русский язык среди славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка, значение письменности; русская письменность, наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык, уметь составлять тезисы
Таблица, схема
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
60.
Фонетика и графика.
Работа в группах: фонетический разбор, фонетическая транскрипция, орфоэпическое упражнение
Знать: понятие фонетика и графика, характеристика гласных и согласных звуков, соотношение звуков и букв, звуковое значение букв е, ё, ю, я, порядок фонетического разбора, уме
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...