Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рим, отошедший в вечность



2015-11-27 546 Обсуждений (0)
Рим, отошедший в вечность 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Пика своего экономического и военного могущества Римская империя достигла в I–II вв. н. э. и в III в. столкнулась с бесчисленными проблемами, затронувшими все сферы жизни. Они заставили сменить экспансию на стратегическую оборону, а через два столетия привели Империю к гибели. Причин падения множество, однако они объединяются в две основные категории: внутренние и внешние. Внешние – нашествия варварских племен, главным образом германских; внутренние же не столь однозначны.

Экономической основой существования Рима в период его расцвета служила блестяще организованная и вполне эффективная система рабского труда. Масштабные завоевательные войны, которые Республика, а затем и Империя вела непрерывно с середины III в. до н. э., преследовали две цели: захват новых территорий и рабов. Военные кампании приводили к тому, что цена на рабов в Риме падала. Купить их могли не только состоятельные, но и обладавшие скромным достатком люди. В результате на рубеже старой и новой эры количество рабов во многих регионах Империи сравнялось с численностью свободных граждан, а иногда и превосходило ее.

Рабский труд использовался и в частных хозяйствах, и при выполнении государственных нужд. Все это сделало римскую экономику чрезвычайно зависимой от притока рабов извне и понизило авторитет физического труда. В классическую эпоху он расценивался как непрестижный. Кроме того, становился все менее эффективным: острее ощущалась потребность материальной заинтересованности в результатах работы.

Территориально Империя расширяться не могла. Все наиболее плодородные и густонаселенные области Средиземноморья в начале новой эры были захвачены. Распространение же владычества на север ограничивалось почти непроходимыми лесами Германии, на юг – пустынными областями Африки, на восток – столкновением с враждебными государствами Передней и Средней Азии. Рим оказался не в состоянии ни разрастаться, ни контролировать прежнее пространство. Приток рабов практически прекратился. Само по себе это могло обрушить экономику, однако выход был найден.

В первых веках новой эры начинает развиваться система колоната. Колонами назывались крестьяне, обрабатывавшие землю, им не принадлежащую, – обычно ее владельцем был крупный собственник. К положению колона вело множество путей, но основных было два. Им становился или отпущенный на волю раб, арендовавший участок земли у бывшего хозяина и плативший ему ренту, или свободный крестьянин, потерявший землю либо разорившийся. Он передавал принадлежавший ему участок магнату, получая его тотчас же обратно в аренду. Магнат выступал своего рода защитником и покровителем своих подопечных. Таким образом, уже в самой Империи началось формирование прообраза будущих феодально зависимых крестьян, а колонат можно рассматривать как экономическую предтечу низовой структуры феодального общества.

В восточной половине Империи – будущей Византии – рабский труд играл куда меньшую роль (здесь доминировали крестьяне – производители продукции). Поэтому сокращение притока рабов не так сильно отразилось на экономике данного региона и позволило ей выстоять.

Со II в. н. э. отмечается упадок городов в западной части Римской империи. Постепенно, но неуклонно сокращается численность горожан, становится меньше городских привилегий. Происходит отток жителей в деревню и, как следствие, сокращение ремесленного производства. Траян и последующие императоры стремятся организовать собственный надзор за городским самоуправлением. Для этого назначаются особые должностные лица – муниципальные кураторы и дефензоры . Многие города уже в IV в. приходят в упадок без всякого вмешательства варваров.

На этом фоне выделяется Рим, который до IV в. продолжает оставаться главным мегаполисом древнего мира. В нем по-прежнему живет огромное число горожан, не привыкших трудиться. Однако и Рим постепенно теряет свое великолепие, превратившись скорее в немеркнущий символ имперского авторитета, т. е. будучи в большей степени столицей духовной. Центр экономической и политической жизни все более смещается в провинции. Вместе с тем в Западной империи наблюдается сокращение торгового оборота, что также отрицательно влияет на ее экономику.

О становлении начальных феодальных отношений свидетельствовало усиление позиций земельных магнатов. Хотя этот слой – в основном людей сенаторского звания – не отличался многочисленностью, он обладал исключительным влиянием. Им принадлежали владения в разных уголках Империи, там они обзаводились всеми атрибутами государственной власти: собственными войсками (буцелляриями ), тюрьмами, судами, внутренними системами сбора налогов и т. д. Единое государство раздроблялось на отдельные, фактически самоуправляемые территории. Хозяйство превращалось в натуральное: отдельные области все меньше и меньше нуждались в сообщении и связи друг с другом.

С III в. резко увеличивается количество восстаний в провинциях. В лозунгах, под которыми они проходили, смешивались обычно национальные, экономические, социальные и религиозные требования. Наиболее известны движения багаудов, скамаров и циркумцеллионов . В них вовлекались массы колонов, крестьян и рабов Галлии, Северной Италии, Реции, Паннонии, Иллирии и Северной Африки.

Колоссальное значение имел духовный кризис античности. Признание в начале IV в. христианства в качестве господствующей религии Империи и начавшиеся вслед за этим гонения и язычников, и приверженцев христианских ересей сказались на умонастроении дезориентированных граждан. Античные боги были уже почти анекдотическими персонажами, однако приверженность религии предков поддерживала духовное единство римлян и обеспечивала хоть какую-то видимость самоидентификации и существования Империи. Не способствовало сохранению угасающих сил Рима и христианство с его всемирным характером. В течение жизни едва ли двух поколений сменились все ценностные ориентиры, что выбило последнюю шаткую опору из-под ног римлян.

Чертами кризиса были, кроме того, распространение новых философских и религиозных учений (в особенности гностицизма), пытавшихся конкурировать с христианством, а также сосредоточение римской культуры в узком кругу интеллектуалов и представителей господствующей верхушки.

Но, пожалуй, выраженным симптомом упадка оказались изменения, происходившие в армии. Ее численность непрерывно росла. К III в. служило уже более 400 тыс. человек. Бесконечные войны и надобность охранять гигантские по протяженности границы требовали рекрутировать новых солдат. Тяготы службы, апатия населения и упадок римского духа (связанный еще и с тем, что гражданские права получили все жители Империи – от Шотландии до Палестины, а не Рима или только Италии), плохая земля, которой вознаграждали ветеранов, – все приводило к тому, что армия испытывала хронический недостаток в желающих служить соотечественниках. Легионы – ее основа – пополнялись варварами, преимущественно германцами. Ко времени заката Западной империи отыскать в войсках римлянина было не так-то просто. Массовым стало привлечение целых отрядов варваров, сражавшихся со своим оружием, по своим традициям и под командованием своих вождей. Естественно, такое войско ни в какое сравнение не шло с легионами прошлого.

Огромная Империя теряла управляемость – при существовавшей тогда связи оперативно реагировать из центра на военные, экономические и прочие угрозы, возникавшие на периферии, не представлялось возможным. Кроме того, в Риме (как позднее и в Византии) давала сбои система престолонаследия. В обычное дело превратились свержения императора солдатами преторианской гвардии, которые выдвигали в правителей своих любимых командиров. Достаточно сказать, что с 211 по 284 г., в течение 73 лет, сменился 21 император. Кто-то удерживался на троне считанные дни. В провинциях сплошь и рядом объявлялись узурпаторы, с которыми приходилось бороться. Изменения назрели сами собой.

В III в. реформируется вся структура Империи. Диоклетиан (284–305 гг.) заложил основы последнего римского государственного строя, именуемого доминатом (он сменил принципат , существовавший с эпохи Октавиана Августа). Империю разделили на четыре части: на две половины и каждую из них снова пополам. В результате образовалась Италия – в нее входили сама Италия, северо-запад Балкан и Африка; Галлия – собственно Галлия, Испания, Британия и Мавритания; Восток – включавший Азию, Египет и Фракию с Константинополем; Иллирия – Македония и Греция. Императоров (точнее, августов) теперь было два – восточный и западный. Каждый назначал себе соправителя – цезаря (верного военачальника, а порой родственника), который должен был занимать его престол вслед за ним. Возникшая система получила наименование тетрархии (четверовластия). По замыслу Диоклетиана, это должно было упорядочить смену власти.

Субъекты Империи разукрупнялись: новое административное устройство включало 12 (позднее 14) диоцезов , куда включалась 101 (позднее 117) провинция. Таким образом, прежние провинции уменьшились в размерах в три-четыре раза.

Диоклетиан инициировал рост налогообложения и начал взимать налоги главным образом натурой, а не деньгами. Его преемник Константин (306–337 гг.) вновь объединил Империю под своей властью, но оставил деление на четыре части, назвав их префектурами .

Уже с реформ Диоклетиана колонов начинают прикреплять к земле; в 332 г. Константин предписал, чтобы принявший беглого колона вернул его прежнему владельцу и возместил не выплаченную за этот период подать. При Константине началась чеканка полновесной монеты – золотого солида, который будет универсальной валютой в Европе в раннем Cредневековье и останется в обращении 1200 лет, до заката Византийской империи.

В эти десятилетия значительно разросся бюрократический аппарат. Константин ввел должность magister militum , т. е. главнокомандующего вооруженными силами префектуры или особо подверженной внешней угрозе провинции. Реформируется армия, легионы сокращаются численно (порой всего до тысячи солдат), но их количество увеличивается. При этом число варваров на имперской службе растет лавинообразно. Расцветает институт федератов (союзников) – племен, которым предоставляли земли на границах государства и с которыми заключали договоры о защите соответствующего участка и о военной службе в интересах Империи вообще.

Миланским эдиктом 313 г. Константин уравнял христианство в правах с прочими религиями Империи и вывел его из катакомб. Позднее процесс получил логическое завершение, когда языческие культы были запрещены. Немедленно последовали ответные шаги – в 314 г. синод в г. Арелат (позднее Арль) постановил, что христиане не должны отказываться от службы в армии. Уже к 320 г. многие ведущие должности занимали именно они. Начался молниеносный процесс сближения церкви и государства.

Все происходившие в Империи трансформации и катаклизмы сами по себе вряд ли могли привести к ее краху. Для этого требовался внешний импульс. Таковым стали нашествия варварских племен, в результате чего Западная империя была полностью уничтожена.

 

Появление германцев

 

Главный вклад в сокрушение Западной Римской империи внесли племена германцев. Они же, наряду с остатками ее населения (весьма многонационального), составили костяк этнической структуры не только средневековой, но и современной Европы. Сейчас практически отсутствуют не только страны, но и регионы в западной части континента, где бы не прослеживалось германское культурное и этническое воздействие.

Племена германцев начинают обособляться еще на рубеже II–I тысячелетий до н. э. Они занимали южную часть Скандинавского полуострова, Ютландию, южные и западные острова Балтики, северные побережья Балтийского и Северного морей. Постепенно распространились к югу, востоку и западу континентальной Европы. В железном веке (вторая половина I тысячелетия до н. э.) германцы достигли уровня развития, позволяющего им вести борьбу с другими племенами за новые территории.

Их общество во многом уникально. От него остался мощнейший пласт свидетельств (археологические источники, свои и античные тексты), позволяющих детально проследить культурную и социальную историю германцев в ее наиболее драматичные моменты – в период кризиса родовых отношений, когда возникает государство и осуществляется внешняя экспансия. Это эталон так называемых героических обществ.

Блестящую по своей полноте информацию о германцах дают в своих сочинениях Гай Юлий Цезарь, Плутарх, Дион Кассий, Аммиан Марцеллин и в особенности Публий Корнелий Тацит.

На рубеже старой и новой эры германские племена находились на стадии общественных отношений, которую римляне миновали лет пятьсот до того. Это было классическое родовое общество, основой которого служили большие семьи. Они состояли из десятков человек, связанных между собой прямым родством. Несколько таких семей образовывали род. Разумеется, главную роль играли кровные узы, родственные отношения.

Еще более крупными единицами были племена, объединявшие несколько родов. Ими руководили духовные лидеры – жрецы – и вожди. Однако на первых порах власть вождя ограничивалась исключительно полем боя и военными экспедициями. Безусловный приоритет принадлежал жрецам. Он основывался на традиционной харизме тех, кто общался с миром богов, и связывался с теми или иными жреческими семьями. Их представители и наследовали пост верховного посредника. Впрочем, значимость этой власти преувеличивать не стоит.

Фундамент общества составляли свободные соплеменники – основная военная и трудовая сила, оказывавшая решающее влияние на жизнь племени. Это осуществлялось посредством народного собрания, которому принадлежал безусловный приоритет в принятии всех принципиальных решений. Такая классическая система военной демократии дополнялась в древнегерманском обществе институтом рабовладения. Однако оно было патриархальным, т. е. рабы (главным образом военнопленные) находились почти на положении младших членов семьи.

Экономической составляющей жизни германцев, во многом благодаря климатическим условиям, продолжало служить скотоводство. Вместе с ним – охота и не очень развитое земледелие. Лишь те племена, которые расселялись в Центральной Европе (где хороший климат) и вблизи римских границ, в большей мере осваивали земледельческий труд. Да и римляне активнее втягивали их в торговые отношения, считая Германию сырьевым придатком Империи. Именно торговля с Римом и поток престижных импортных товаров вызвали подвижки в традиционном укладе жизни германских племен, спровоцировав Великое переселение народов.

Наряду с чертами, характерными для любого родового социума, у германцев были и свои особенности – заметная роль женщин и акцент на всем, что касалось войны. О значимости женского участия свидетельствуют сообщения Тацита и других авторов. То же подтверждается и поздней скандинавской традицией.

Женщины были вовлечены в решение многих вопросов (хотя, как правило, не в масштабе народного собрания, а в семье). Они обладали определенной хозяйственной самостоятельностью и равноправием в браке. В германской культуре всегда очень высоко ценился особый женский дар: выступать в роли прорицательниц, жриц, гадалок и т. д. Толкование увиденных ими снов учитывалось, когда дело касалось чего-то важного. Встречается немало сведений, что женщины были даже вождями племен.

В данном случае речь идет не только об универсальных деталях и пережитках матриархата – здесь отчетливо проявляется специфика этнической психологии. Следствием этого стало формирование средневекового (и европейского) канона идеального отношения к женщине, преобразившегося в рыцарский культ Прекрасной Дамы и послужившего фундаментом европейского этикета.

Что касается военной культуры, то у нее в Северной Европе очень глубокие корни. Памятники эпохи неолита и бронзового века сполна демонстрируют ее значимость. Известны многочисленные наскальные изображения битв и символика оружия в погребальном обряде. В железном веке окончательно формируются архетипические черты германского воина.

С этим связано и возникновение прослойки профессиональных дружинников. Ее роль и демонстрирует обряд погребения, существовавший у германцев на рубеже старой и новой эры. Он предполагал ритуальную порчу предметов вооружения, сопровождавших воина в его последнем путешествии.

В духовной сфере германцев наблюдаются аналогичные изменения. Традиционный для индоевропейских народов образ верховного бога-громовника (в германской версии – Донар, скандинавский Тор) оттесняется Одином – богом воинской мудрости и хитрости, покровителем героической поэзии, богом дружинников.

Окончательно этот процесс будет завершен в скандинавском обществе эпохи викингов. Известный еще по архаической наскальной графике бог с копьем, не занимавший главных позиций в пантеоне, подвигается на передний план.

Таким образом, многочисленные факты позволяют утверждать, что племена германцев, проходя свойственную всем ранним обществам стадию развития, окрасили ее своим колоритом: выраженной идеализацией войны и преувеличенным вниманием именно к ней. Заданный вектор отразится потом в феномене средневекового европейского рыцарства.

Выход германцев на историческую авансцену состоялся при следующих обстоятельствах. Племена Германии и Скандинавии вплоть до конца II в. до н. э. оставались для римлян и греков загадкой. Провозвестником грядущего Великого переселения народов, хотя и удаленным от него во времени, было нашествие кимвров и тевтонов. В конце II в. до н. э. некий катаклизм заставил этих жителей Ютландского полуострова покинуть свои территории и отправиться на юго-восток, в континентальную Европу.

Большая петлеобразная траектория, оставленная кимврами и тевтонами на исторической карте, пролегала в непосредственной близости от Римской республики либо в ее пределах. Их наступление длилось не менее 12 лет и завершилось в Северной Италии двумя катастрофическими для германцев битвами. Однако до этого варварам удалось не только расселиться в Галлии, освоить новые для них земли, но и нанести римлянам несколько серьезных поражений. Лишь полководческий талант Гая Мария и его реформы, а также разобщенность германских племен позволили Риму выстоять и победить. Уже тогда удивительное упорство и воинственность пришедших с севера, их самоотверженность и презрение к опасности показали римлянам, кому именно в недалеком будущем суждено оказаться их главными противниками.

В 58–51 гг. до н. э. легионы Гая Юлия Цезаря вели войны в Центральной и Северной Галлии, и римляне сами соприкоснулись с германскими племенами, состоявшими в союзных отношениях с кельтами. Известия, оставленные Цезарем о германцах, при всей их отрывочности и скудости, рисуют это общество достаточно рельефно. Весьма архаичное в плане материальной культуры и отличающееся бедностью ресурсов, оно характеризовалось откровенной воинственностью и располагало необходимыми для ее реализации институтами героического века.

После установления римского господства в Северной Галлии граница Республики, а потом и Империи в Западной Европе совпала с рубежами кельтского и германского миров. Первый был поглощен и ассимилирован, второму предстояло за несколько грядущих веков проделать то же самое с величайшим государством древнего мира.

Потенциал германских племен постоянно возрастал. Если на рубеже новой эры римляне еще пытались расширить свою территорию на западе за Рейн, к северу и востоку, то вскоре ряд мощных контрударов заставил их прекратить подобные попытки. В 16 г. до н. э. дружины германцев, перейдя Рейн, нанесли римлянам поражение. В ответ те организовали ряд карательных экспедиций, дойдя до р. Альбы (Эльбы), однако закрепиться здесь не смогли. В первых годах новой эры за Дунаем возник большой германский племенной союз во главе с вождем Марободом, борьба с которым была малоуспешной.

Наиболее тяжким для римлян был их разгром в Тевтобургском лесу. Они пали жертвой как классической дезинформации, так и совершенно иных принципов тактической борьбы. Вождь германцев Арминий убедил наместника Квинтилия Вара ввязаться в бой с якобы отпавшим племенем, и когда три легиона со вспомогательными войсками (общей численностью около 27 тыс. человек) вошли в густой лесной массив, то в течение нескольких дней были полностью уничтожены. Римляне так и не вступили в сражение. Партизанская тактика хуже экипированных и совершенно незнакомых с римским боем германцев принесла им победу, ибо легионеры просто не могли построиться и эффективно использовать свое оружие.

Это страшное поражение перекроило сценарий противостояния Империи и варваров. В ближайшие десятилетия Рим окончательно перешел на рейнской границе к обороне. Ни о каком продолжении экспансии в Германии не могло быть и речи. Установился своеобразный паритет: германцы еще не обладали силами для сокрушения Империи, а она отказалась от планов поглощать новые территории.

В 12 г. н. э. римляне установили контроль и над всем пространством дунайской долины. Организация пограничной области особенно энергично шла при Траяне (98–117 гг.), Адриане (117–138 гг.) и Антонине Пие (138–161 гг.). В конечном счете Limes romanus стал военной границей, протянувшейся от устья Рейна до Черного моря. Он делился на нижнегерманский (нижнерейнский), верхнегерманский, рецийский, подунайский, паннонский и нижнедунайский. Система Рим—германцы была создана. Именно ко времени ее относительного равновесия относится труд Публия Корнелия Тацита «Германия» («О происхождении германцев и местоположении Германии»).

Тацит оставил нечто среднее между классическим историко-географическим сочинением, публицистической статьей и памяткой легионному командиру. Глубокий анализ внутреннего состояния Германии сочетается у него с филиппиками по поводу превосходства нравов германцев над римскими, а также с конкретными рекомендациями по борьбе с северным противником. Именно Тацит рисует наиболее полную картину расселения германских племен в начале тысячелетия.

Середина II в. н. э. была отмечена двумя важнейшими, хотя и неравнозначными событиями. В 167–175 гг. на Дунае разгорелась римско-германская война, вошедшая в историю под названием Маркоманнской – по имени наиболее мощного племенного союза маркоманнов, противостоявшего Империи. Жившие к северу от Дуная германцы вместе с сарматами, язигами и квадами прорвались во владения римлян. Лишь ценой величайшего напряжения Империи удалось отразить нападение и даже найти условия для примирения с маркоманнами. Часть из них была включена в состав потенциальных защитников лимеса на правах федератов. Впрочем, в 177–180 гг. Марку Аврелию пришлось вновь усмирять восставшие племена.

Примерно в это же время далеко на севере началось оформление союза готов. Ранняя его история темна. Несомненно лишь, что их прародина – земли в бассейне Балтийского моря. После объединения готы совершили бросок на юго-восток – в Северное Причерноморье. Появившись там в середине III в., они сразу же приступили к морским походам.

Готы рано и весьма успешно начали применять конницу как самостоятельный и массовый род войск, выработали в отличие от остальных германских племен свой собственный алфавит. В нем сочетались средиземноморская традиция и древнегерманское руническое наследие. Создателем алфавита был первый готский епископ Ульфила (Вульфила), рукоположенный в 341 г. и переведший на родной язык Библию. Готы же несколько позднее подарили миру и первого германского историка – Йордана.

Рубеж II–III вв. ознаменован все более усиливающимся давлением германцев на римские границы. Даже отдельные успехи – такие как походы Максимина Фракийца в 235–238 гг. – не могли кардинально изменить ситуацию. Параллельно шла варваризация армии Рима, на деле представлявшая собой германизацию.

Середина III в. – время появления у германцев Центральной Европы крупных племенных объединений. Их масштаб оказался столь велик, что они могли не только нападать на приграничные земли Рима, но и опустошать целые провинции. Дунай и Северные Балканы, а также Северное Причерноморье становятся ареной новых битв за выживание стареющей Империи.

На изломе 250–251 гг. готы переходят Дунай и вторгаются в Мезию и Фракию. На западе, за Рейном, складываются два союза племен – алеманнов и франков . Их дружины отправляются не только в соседние Верхнюю и Нижнюю Германию, но и проходят всю Галлию, достигая Пиренейских гор и Северной Испании. Алеманны в 271 г. вошли в Северную Италию и угрожали Риму.

Империи как целого на тот момент уже не существовало. Отдельные успехи – например, разгром грандиозного морского и сухопутного похода готов в 269 г. под Наиссой (в нем участвовало более 2000 гребных кораблей; в результате генерального сражения готы только убитыми потеряли несколько десятков тысяч человек) – способствовали на деле федерализации германских племен. Провозглашенный императором Проб отразил на рубеже 270–280 гг. агрессию франков и даже перешел Рейн. Но, включая германцев в жизнь своего государства, Рим сам закладывал бомбу с часовым механизмом, которая неминуемо должна была взорваться.

На исторической арене появлялись все новые союзы племен, и им нужна была часть того богатства, которое накопила Империя. Бургунды, вандалы, свевы и лангобарды, покинув северные земли, перемещались на исходные позиции для грядущего завоевания новых территорий в Европе. Англы, саксы и юты, реализуя свой собственный исторический сценарий, открыли эпоху морского пиратства в Северном море и в Проливе, тревожа преимущественно берега Британии. Непрекращающийся натиск германцев, отношения с которыми лишь иногда можно было охарактеризовать как мирные, во второй половине IV в. получил дополнительный импульс. Это преобразилось в историю становления новой европейской цивилизации – средневековой, христианской .

 

Странствующие народы

 

Великим переселением народов именуется эпоха массовых миграций племен на территории Европы в период IV–VII вв. По общему мнению, его пик пришелся на 375–476 гг. Но столь же обоснованно можно принять за начало миграций вторжение племен кимвров и тевтонов в конце II в. до н. э., а за конец – экспансию викингов в VIII–XI вв.

При всем многообразии маршрутов этих переселений вырисовывается общее направление походов: с северо-востока на юго-запад – от Балтийского моря на Пиренейский полуостров. Нельзя ограничить ареал миграций только Европой: многие племена вышли из Азии, а ряд народов оказался потом в африканских провинциях Рима.

Подавляющее большинство участвовавших в Великом переселении стремились захватить земли Империи. В итоге она окончательно пала, и на ее территории и за ее пределами появились варварские королевства.

Причин Великого переселения множество. Ослабление Рима стало своего рода сигналом к выдвижению и облегчило задачи варваров. Однако не это было главным. Самое важное следовало из модернизации их общества. Кризис родоплеменной структуры, проявившийся у всех германцев почти одновременно, порождал выплеск энергии. Она материализовалась в завоевательные походы.

Вожди племен, стремившиеся к укреплению своей власти; дружины, нуждавшиеся в добыче и для поддержания своего существования, и для усиления собственной значимости; рядовые члены общества, которым требовались более плодородные земли и свободные территории (из-за прироста населения), – все формировало стартовую предпосылку массовых завоеваний и перемещения народов в другие места проживания. Неспособность Империи отстоять свои границы оборачивалась стремительным нарастанием активности варваров. Всего за 100 лет Западная империя исчезла с политической карты древнего мира.

Великое переселение подтолкнуло вторжение в Северное Причерноморье гуннов. Союз тюркских племен хунну сложился в Центральной Азии еще в III в. до н. э. В I в. до н. э. китайцы оттеснили их на Запад, а к 370 г. гунны из области Южного Урала мигрировали в степи Северного Кавказа и нижнего течения Волги и Дона. Здесь, разбив и покорив племена аланов, гунны занялись кочевым скотоводством и грабежом соседей.

В 374–375 гг. вся мощь этого племенного союза обрушилась на готскую державу Германариха. Безусловное численное превосходство и применение маневренной степной кавалерии обеспечили гуннам победу, и Германарих был разбит. Часть остготов вынуждена была примкнуть к гуннскому союзу, а вестготы осенью 376 г. попросили убежища в Империи – к югу от Дуная. Им было позволено осесть в этих местах. Однако злоупотребления римских чиновников всего через год вызвали восстание вестготов, к которому примкнули беглые рабы и рабочие рудников. Предводитель готов Фритигерн потребовал от римлян всей территории Фракии со скотом и плодами. 9 августа 378 г. состоялось одно из крупнейших сражений – битва при Адрианополе, в которой римская армия (в основном пехота) была разбита силами готов (применявших кавалерию); в ходе сражения погиб император Валент.

Вскоре полководцу Феодосию, ставшему в 379 г. императором, удалось подавить восстание, но готы прекрасно освоились на имперской территории, получив права федератов. Феодосий (при котором Империя окончательно разделилась на Западную и Восточную) приблизил к себе предводителя одного из готских отрядов – Алариха. После смерти императора в 395 г. Аларих поднял восстание, а в 401 г. вторгся в Италию. Одновременно в провинцию Реция хлынули племена вандалов и аланов.

Первое десятилетие V в. оказалось роковым для Римской империи. Кризис на Западе достиг пика, Италия была крайне уязвима к вторжению извне. Двор императора Гонория, находившийся к концу IV в. в Милане, перебрался в защищенную болотами Равенну. Срочно были отозваны легионы из Британии и с Рейна. Рейнскую границу остались охранять в основном франки, а не римляне. Талантливый полководец Стилихон в 402 г. под Полленцией, а затем и под Вероной разбил войска Алариха; вестготам отдали в итоге земли по реке Саве. Однако в 405 г. в Италию вторгаются войска остготов, вандалов, аланов и свевов под руководством Радагайса. Для отражения этой угрозы пригласили вестготские отряды, привлекли гуннов и даже вооружили часть рабов. Радагайс был разбит, но новые массы вандалов, аланов и свевов прорвали франкский заслон, ворвавшись в Галлию. В Британии один из полководцев провозгласил себя императором Константином III (407 г.), разбил варваров в Галлии и фактически отторг галльские и испанские владения Рима.

В то же время Аларих вновь начинает угрожать Италии. Стилихон, выступавший за соглашение с варварами, был убит. В 408–410 гг. Аларих совершает три похода в Италию, взимает огромные контрибуции и 24 августа 410 г. берет Рим. Это событие, почти ничего не менявшее в военном смысле, произвело оглушительное воздействие на современников. Падение Вечного города для большинства означало конец всей Империи.

До 418 г. вестготы воюют в Галлии и Испании. Затем как федераты расселяются в Южной Галлии, где у них вскоре образуется примитивное государство. В V в. на территории Западной империи варварские племена воюют друг с другом и с римскими войсками, составляя политические комбинации и вступая в союзы – сколь замысловатые, столь же и недолговечные.

В 429 г. 80-тысячная армия вандалов и примкнувших к ним аланов под командованием Гейзериха переправляется через Гибралтар в Африку. После ожесточенной борьбы к 435 г. вандалы отвоевали себе статус федератов и расселились в богатых землях Северной Африки – в основном в бывших владениях Карфагена. Громадный флот, перевозивший в Италию зерно, был захвачен и превращен в военно-транспортную флотилию, использовавшуюся для набегов на Италию и Сицилию. В конце мая 455 г. вандалы высадились в устье Тибра и захватили Рим, подвергнув его двухнедельному грабежу. Сицилия, Сардиния, Корсика и Балеарские острова вошли в состав нового королевства.

Этот второй захват продемонстрировал серьезные изменения в мировосприятии римлян. Он вызвал гораздо меньший резонанс, чем события 410 г. Идея вечного существования стараниями христианских авторов (в особенности Августина) теперь связывалась не с городом, а с христианской церковью. Поэтому считалось, что варвары могут нанести ущерб Империи, но не церкви. Это подпитывало дальнейший распад государства.

Свой вклад в его разрушение внесли племена бургундов. К концу IV в. они расселялись в области впадения Майна в Рейн и вели непрерывные войны с алеманнами. С 407 г. бургунды вторглись на территорию Империи и в 413 г. получили права федератов вместе с землями вокруг Вормса. Их борьба с римским полководцем Аэцием завершилась поражением бургундов в 435 и 436 г., после чего они были поселены в Сабаудии (Савойе), основав королевство с центром в Женеве.

Довершают картину неблагополучия набеги англов, саксов и ютов на берега Британии, а также активизация франков. Последние из защитников границы превращаются к середине V в. в главную угрозу римскому влиянию в Галлии.

Гибкая политика Восточной империи строилась в эти десятилетия на том, чтобы перенаправить вторжение варваров на Запад, поэтому земли Востока не испытывали губительных последствий от вторжений. Западная империя, в свою очередь, познала всю тяжесть борьбы. Рим существует к середине V в. лишь как формальность. В его владениях действуют несколько варварских королевств, а остающаяся имперской территория представляет собой de facto земли самостоятельных государств, управляемых римскими военачальниками и магнатами.

Очередной шквал событий вызвали гунны. Несколько десятилетий Константинополь умело лавировал, то воюя с ними, то прикрываясь ими от других варваров. В 430-х годах племена гуннов снова окрепли. Восточная империя подпала в зависимость от их союза. Ей приходилось ежегодно выплачивать дань в 350 фунтов золота (позднее 700 и даже 2100 фунтов). После смерти вождя гуннов Руа в 434 г. соправителями стали его племянники Аттила и Бледа. В 445 г. Аттила убил Бледу и вскоре начал грандиозный поход на Запад.

Обладая блестящим стратегическим талантом и нескрываемым честолюбием и вошедший в историю по прозвищу Бич Божий, он явился для Европы одной из самых грозных фигур. Примитивное протогосударство гуннов поддерживалось только благодаря регулярным военным акциям и грабежу соседей.

В начале 451 г. войска Аттилы из Паннонии вторглись в пределы Западной империи. Под его началом служили и воины из различных – в основном германских – племен: гепиды, тюринги, ругии, герулы, остготы, скиры, рейнские франки. Главной целью была Галлия.

Против Аттилы выступили не менее разношерстные римские войска под командованием Аэция. В числе его союзников значились вестготы, аланы, салические франки, саксы, бургунды.

На Каталаунских полях (в современной Шампани) произошло грандиозное сражение, названное современниками «Битвой народов» . В ходе двухдневного столкновения, повлекшего многотысячные жертвы, гунны потерпели поражение. Однако Аэций не хотел полностью их уничтожать, рассчитывая использовать противника как противовес остальным варварским племенам. Он позволил Аттиле отступить. Затишье оказалось недолгим.

В 452 г. вождь гуннов организовал вторжение в Италию и захватил ряд городов – Аквилею, Тицин, Милан. Дальнейшему натиску помешало то, что войско страдало от нехватки еды и эпидемий. Папа римский Лев I сумел уговорить Аттилу покинуть Италию. Впоследствии это весьма способствовало росту авторитета папства. Именно с 452 г. римский первосвященник превращается в духовного лидера западной церкви.

В 453 г. Аттила умер при загадочных обстоятельствах после собственного свадебного пира. Его государство практически сразу распалось, и с этого момента гунны более не угрожают Риму. На арене европейской истории остаются в основном германские племена.

Миссия гуннов свелась к массированному уничтожению остатков Римского государства. Кочевой быт не позволил нападавш



2015-11-27 546 Обсуждений (0)
Рим, отошедший в вечность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рим, отошедший в вечность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)