Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как города погубили феодалов



2015-11-27 398 Обсуждений (0)
Как города погубили феодалов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Урбанизация в X–XII вв. послужила одним из переломных моментов в оформлении европейского пространства. Дав толчок развитию экономики и социальной жизни, города, по сути, были глубоко чужды средневековому обществу. Поэтому они превратились в очаг, который разлагал его изнутри, и предстали виновниками заката Средневековья, перехода к буржуазному стилю жизни.

Европа на раннем этапе Средних веков почти не знала городской жизни. Немногочисленные городские поселения, доставшиеся в наследство от Римской империи, располагались только на ее бывшей территории: к югу и западу от лимеса и на юге Британии. Концентрация их в Италии, Южной Галлии и Испании была высока; по мере же перемещения к границе она стремительно уменьшалась. Все эти города пережили серьезный упадок, нередко сократившись в размерах во много раз и полностью потеряв свое великолепие. Некоторые использовались даже в качестве каменоломен – величественная архитектура рассматривалась варварами, да и потомками римлян, лишь как фонд готового и качественного строительного материала.

Изменился не только вид городов, но и их суть. Поскольку торговля повсюду замерла, восторжествовало натуральное хозяйство, а центр жизни переместился в деревню, городам места в социальном бытии не находилось. Да и большой нужды в них особо не ощущалось с VI по IX в. В лучшем случае они были резиденциями епископов или временными столицами королей. Ремесло в значительной степени концентрировалось в деревнях. И лишь к рубежу этого периода, с некоторым хозяйственным оживлением в ряде европейских стран, города начинают подниматься.

В европейской урбанизации отчетливо выделяются географические различия. В бывших границах Римской империи она шла двумя путями – реанимация старых и возникновение новых городов. В остальных регионах – Скандинавии, большинстве германских земель, в Шотландии, Ирландии и др. – никакого опыта городской жизни попросту не существовало; здесь все буквально строилось с нуля. Поэтому опыт неримской Европы особенно интересен – он позволяет проследить процесс в его чистом виде.

Урбанизацию подтолкнули повсеместное отделение ремесленного производства от земледелия и пробуждение торговли. Увеличившийся выпуск изделий, их усложнение и специализация ремесленников, не способных уже заниматься своим делом в свободное от обработки земли время, – все это уничтожило зависимость мастеров от сельской округи. Да и продукция требовала сбыта.

Странствующие ремесленники когда-то и где-то останавливались и обзаводились стационарной мастерской – либо при дворе могущественного феодала, либо в тех или иных узловых местах, которые имели нужную инфраструктуру. Они, таким образом, и сыграли определяющую роль в создании структуры городских центров. Узловыми были перекрестки дорог, переправы и мосты через реки, гавани, в которые упирались сухопутные и морские пути, места массового пересечения людей: объекты паломничества, резиденции представителей власти и т. д. Названия многих городов свидетельствуют, что именно было отправной точкой их возникновения и главной достопримечательностью: Брюгге («Мост»), Франкфурт («Свободный брод»), Копенгаген («Торговая гавань») и пр.

Еще одним стимулом к тому, чтобы появилось больше новых поселений, послужила торговля. Коробейникам раннего Средневековья – купцам, разъезжающим по округе, чтобы продать свой товар, – в новом историческом сценарии отводилось иная роль. Теперь уже крестьянин или феодал, желающий что-либо приобрести, искал купца, торгующего в городе. Со сменой эпох, с объединением земель королями и уменьшением таможенных проблем торговля растет в геометрической прогрессии, стимулируя и урбанизацию.

Таким образом, средневековый город представляет собой тип поселения, жители которого получают средства к существованию главным образом вне сферы земледелия. Оговорка «главным образом» необходима потому, что еще очень долго почти у всех горожан будет свое подсобное хозяйство: скот, огороды и т. д. Однако это станет не основой, а лишь подспорьем жизни – продукты горожане ввозят в массе из деревни, обменивая их на свои товары или покупая на деньги. Возникает взаимозависимость: деревня не может существовать без ремесленных товаров, а город – без пищи и сырья.

Без сомнения, в соответствии с указанной схемой возникали не все европейские города. Дублин, например, основан норвежскими викингами как лагерь для размещения собранной в Восточной Ирландии добычи. Ничем не примечательный галло-римский центр Лютеция в XII в. превращается в цветущую резиденцию французских королей – Париж, и реанимация его произошла именно в силу нахождения здесь властных и управленческих структур. Напротив, Аахен, Ингельгейм, Ксантен, столь значимые при Карле Великом, со временем захирели.

Нидарос (современный Тронхейм) возник по повелению норвежского конунга Олава Трюггвасона как своего рода альтернативная столица (аналог Санкт-Петербурга). Множество городов Восточной Германии, Прибалтики и Поморья были основаны немецкими или скандинавскими королями и епископами как форпосты войны, торговли и христианизации: Любек, Рига, Таллин и др.

Везде имелись свои причуды. Но решающими факторами жизни и роста городов продолжали оставаться ремесло и торговля. Среди иных вариантов стоит отметить появление таких центров на месте торгово-ремесленных посадов при замках и крепостях, а также при бывших римских лагерях (в особенности вдоль Рейна и в Англии).

С самого начала своей истории города обзаводились стенами – слишком много было желающих поживиться богатствами и заполучить квалифицированных работников. Строительство каменных оборонительных сооружений обычно растягивалось из-за дороговизны на долгое время, хотя без них нельзя представить себе облик средневековых городов.

Селиться за их пределами не отваживались, теснились внутри линии обороны. Это приводило к узости улиц, скученности домов, этажности застройки. Повсюду царили антисанитария, болезни и эпидемии. Вместе с тем по современным меркам эти поселения были невелики – в большинстве случаев численность их жителей не превышала 3–5 тыс. человек, и лишь мегаполисы вроде Парижа или Лондона могли в период Высокого средневековья похвастаться населением в 20–30 тыс. человек и более.

Несколько особняком пребывали Скандинавия и ряд областей Восточной Балтики и Руси. Здесь в VII–XI вв. бытует уникальный тип открытых торгово-ремесленных поселений – неукрепленных факторий на важных торговых путях. Это шведская Бирка, датский Хедебю, норвежский Скирингссаль, русские Старая Ладога, Гнёздово и др. Однако с изменением условий жизни им на смену приходят классические укрепленные города.

При всех проблемах они привлекали людей. Как правило, определенный срок проживания в городе делал человека свободным – выводил его из-под юрисдикции феодала. В классическом варианте (немецком и английском) такой период исчислялся годом и одним днем, случались и другие варианты: три года, пять лет и т. д. В города бежали лично зависимые крестьяне.

Сложившийся там образ жизни породил особую культуру, непривычные отношения между людьми и в итоге новый слой населения, который не укладывается в стандартные рамки феодального трехсословного общества. Этот социальный дискомфорт завершится разрушением средневекового жизненного уклада.

Города сразу становятся объектом финансовых и юридических претензий феодалов. В большинстве случаев они находились на чьей-либо земле и формально принадлежали ее верховному владельцу – герцогу, графу, барону, епископу. Но даже если такого повода не было, всегда находились претендовавшие на обладание ими. Вся эпоха XI–XIII вв. исполнена борьбой городов за свободу и привилегии. Подчас она была успешной, порой – нет. Объективно – по наличию общего врага – это стало поводом к оформлению их союза с крепнущей королевской властью, в результате чего именно города внесли колоссальный вклад в возникновение единых, монолитных государств Европы.

К концу XII в. немало городов обзавелись определенными привилегиями, сводившимися обычно к их финансовой и правовой независимости от местного сеньора, которая заменялась прямым подчинением королю и государственной юрисдикцией.

Существенно усложняется и их внутренняя социальная структура. Возникают различные, но типологически сходные структуры управления, в которых главенствуют купеческие верхи и главы ремесленных объединений. Возникает и утверждается цеховая система.

Цехи – объединения ремесленников по профессиональному принципу (дальний прообраз профсоюзов). Они не только регламентировали производство, смягчали социальные конфликты, служили взаимопомощи ремесленников, но и прямо участвовали в управлении городом и направляли его культурное развитие.

Занятие определенным ремеслом возможно было для человека исключительно в силу его членства в том или ином цехе. Тот устранял всякую конкуренцию на местном рынке, отстаивая интересы входивших в него людей. Цех следил за качеством продукции, лимитировал ее выпуск, предупреждая перепроизводство и падение цен на данный товар, и т. д.

Внутри цеховой организации существовала строгая иерархия. Как правило, превратиться из простого подмастерья в мастера, равноправного члена цеха, ремесленник мог лишь после долгих лет работы, нередко к концу жизни.

Строгий протекционизм в течение долгого времени оставался своего рода социальным гарантом благополучия ремесленников. Однако к концу эпохи он стал сдерживающим фактором. Теперь все острее ощущалась потребность в конкуренции, разрушавшей социальную защиту, но служившей мощнейшим катализатором роста производства. Однако конкуренция и цеховое производство были взаимоисключающими явлениями. Именно поэтому зарождение капиталистического образа жизни сопровождалось кризисом, а затем и развалом цеховых структур.

Общая палитра средневекового урбанизма знала феномены городов, достигших совершенно особого уровня самостоятельности. Такие города-республики, как правило, становились фактически самостоятельными государствами, играя порой колоссальную роль в торговой, политической и военной жизни континента. Они встречались, как правило, в Италии и Германии.

Среди итальянских республик выделялись Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан, Болонья. В Германии особняком держались имперские или вольные города Гамбург, Бремен и Любек; огромной самостоятельностью пользовались Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне.

В ряде областей Европы, где перекрещивались торговые потоки и где ремесленное производство получило выраженную специализацию, отмечалась повышенная концентрация городских поселений. Прежде всего это Фландрия и Северная Италия. Там уже в XIV в. доля горожан превысила долю сельского населения.

Показателем урбанизации служит выход в XIII–XIV вв. на поля сражений городской пехоты – в значительной степени упразднившей в грядущие два века рыцарство как основную военную силу.

Именно городской образ жизни стал тем главным фактором, который изнутри подточил самые основы материальной, социальной и духовной жизни Средневековья. Взращивая города, поздний феодализм готовил и орудие самоубийства.

 

Идем на Восток

 

Крестовые походы – массовое общеевропейское движение, вылившееся в череду войн на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье под лозунгом освобождения Святой земли от иноверцев. Оно охватывает период с 1096 по 1291 г. В него было вовлечено множество европейцев – в основном феодалов, но также и значительные массы крестьян, купечество. Сугубо военные мероприятия быстро сменились колонизаторской деятельностью и торговлей, которые (последняя прежде всего) превалировали в финале.

Начало крестовых походов есть поворот в судьбе европейской цивилизации, предвестие коренного изменения ее статуса. Если до конца XI в. Европа не предпринимала внешней экспансии и занималась строительством собственного культурного пространства, то теперь окрепшая христианская цивилизация Запада почувствовала себя в силах оказывать давление на иные сообщества и вышла на арену международной политики. С Первым крестовым походом заканчивается раннее и начинается классическое высокое Средневековье.

Изменения связаны с окончательным сложением феодальной системы в развитых европейских странах. Окрепла рыцарская конница – основное действующее лицо не только военной, но и социальной истории Средневековья. Сформировался стереотип воина новой эпохи и появились хозяйственные структуры, его обеспечивающие. Важнейшей среди них была система феодального землевладения – к концу XI в. вся пригодная для обработки или использования земля в Европе была поделена (указанный выше принцип «нет земли без господина»). Вместе с тем сословие рыцарей расширялось. Масла в огонь подливал и майорат, восторжествовавший в европейской правовой практике. В результате увеличивалось число безземельных рыцарей, которым оставались только два выхода: либо податься в духовенство, либо промышлять разбоем, превратившись в наемников. Эта категория населения к концу XI в. стала серьезной проблемой для внутренней стабильности западноевропейского общества.

Европейскую знать манила идея расширить свои владения и получить под свою власть новых подданных. Ей не давали покоя богатства Востока, о которых знали немного, но придерживались чрезвычайно высокого мнения.

Инициировала крестовые походы католическая церковь. Она переживала период очевидного подъема и намеревалась усилить свое влияние и на Ближнем Востоке, и в Византии.

Непосредственным поводом послужило появление в Святой земле новых агрессоров. С середины XI в. турки-сельджуки атаковали Византию и после того, как она проиграла битву при Манцикерте, оккупировали практически всю Малую Азию, поставив Восточную Империю в тяжелейшее положение. Союз сельджуков с печенегами еще более усугубил проблемы, и император Алексей I Комнин вынужден был обратиться за поддержкой к папе и ряду европейских государей. Кроме всего прочего, сельджуки отторгли у арабов Египта Иерусалим, в котором находилась главная святыня христианского мира – Гроб Господень, причем в отличие от арабов, вполне лояльно относившихся к христианским паломникам, турки были куда менее терпимыми.

Сплетение всех этих событий привело к провозглашению папой Урбаном II в ноябре 1095 г. на соборе во французском Клермоне призыва взяться за оружие и освободить из рук неверных Гроб Господень. Идею крестоносного движения поддержали практически все слои общества – от крестьян до высшей знати. В результате в 1096 г. начался Первый крестовый поход (1096–1099 гг.).

Он делится на две части, практически никак между собой не связанные, – поход бедноты и поход феодалов. Прежде выступили крестьянские массы, поддавшиеся агитации экзальтированного странствующего монашества.

Монах Петр Амьенский (Пустынник), священник Готшалк и обедневший рыцарь Вальтер Голяк повели ранней весной 1096 г. многотысячные толпы ополченцев – в основном из Северной Франции и Рейнской области – в Святую землю. Слабо представляя себе направление и расстояние до цели, кое-как вооруженные отряды добывали себе продовольствие, мародерствуя по пути и заодно устраивая массовые еврейские погромы. Поредевшее войско летом 1096 г. было переправлено византийцами на азиатский берег Босфора и в октябре полностью уничтожено сельджуками.

Феодалы выступили летом 1096 г., будучи отлично подготовленными. Их отправление сопровождалось продажей или закладом многих владений и имущества, поскольку участники похода нередко собирались обустроиться в Палестине заново. Это обстоятельство серьезно встряхнуло экономику и социальную жизнь Запада.

Войско составили несколько отрядов: лотарингских рыцарей возглавлял герцог Готфрид (Годфруа) Бульонский, норманнов Южной Италии – Боэмунд Тарентский, рыцарей Прованса и Лангедока – граф Раймунд Тулузский, а несколько отрядов Северной и Центральной Франции повели герцог Нормандии Роберт, граф Блуа Этьен и граф Фландрии Роберт.

Несмотря на отсутствие общего руководства, рыцари представляли собой огромную силу. Несколькими путями они в конце 1096 – начале 1097 г. добрались до Константинополя. Добившись от них вассальной присяги, Алексей Комнин переправил войско крестоносцев в Малую Азию.

Междоусобицы сельджуков несколько облегчили их задачу. В начале 1098 г. крестоносцы отбили город Эдессу, где создали графство Эдесское во главе с Балдуином Фландрским. После взятия Антиохии появилось княжество Антиохийское во главе с Боэмундом Тарентским. Наконец, в июле 1099 г. крестоносное войско штурмовало Иерусалим, учинив в нем впоследствии грандиозную резню неверных. В городе ему досталась большая добыча, а в результате завоеваний на побережье и захвата большинства портов возникла окончательная структура четырех новых государств крестоносцев на Востоке. Они образовали очаг западной цивилизации в Азии.

Палестина и Южная Сирия входили в королевство Иерусалимское (Готфрид Бульонский), севернее располагались графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Формальным главой всего анклава являлся король Иерусалимский, вассалами которого были остальные трое владык. Но по сути все они не зависели от своего короля.

Принципы устройства нового общества излагались в Иерусалимских ассизах, представлявших собой кодекс, регламентирующий правовую и социальную структуру государств.

Все эти государственные образования – уникальный опыт искусственного насаждения классического феодального устройства в других регионах. Поэтому их нередко рассматривают как одну из эталонных моделей феодального общества в целом. Яркой особенностью было то обстоятельство, что постоянная угроза извне потребовала скорректировать принципы вассальных обязательств: король имел право требовать военной службы в течение всего года, а не ограниченного числа дней в году.

Государства крестоносцев просуществовали до 1291 г., постоянно уменьшаясь в размерах. Земли местных мусульманских владетелей были переделены, а население обложено повинностями в пользу новых хозяев. На Восток также переселилось немало рыцарей, крестьян и купцов из Европы. Христианские подданные обычно несли больше повинностей, чем мусульмане: тем, в частности, не вменялось платить церковную десятину. И все же обстановка всегда оставалась напряженной – как из-за социальных противоречий, так и благодаря внешней угрозе со стороны мусульманских соседей.

Важнейшие черты государств крестоносцев – это высокая роль церкви и превалирование церковного землевладения, массовый приток итальянских купцов, очень быстро прибравших к рукам всю средиземноморскую торговлю с Востоком.

Небольшое количество конных рыцарей, которые осели на Ближнем Востоке (обычно не более 600), заставляло искать пути организации войск. Выход был найден в формировании духовно-рыцарских орденов, которые складывались с самого начала XII в. Крупнейшие из них – тамплиеры (храмовники, рыцари Ордена Храма) и госпитальеры (иоанниты, рыцари Ордена святого Иоанна), а также тевтонцы .

Возникая первоначально внутри монашеских орденов, занимавшихся обслуживанием и лечением паломников, они вскоре принимают свой канонический вид. Сущность идеи состояла в формировании мощных и абсолютно управляемых организаций, члены которых одновременно были бы и монахами, и полноценными конными воинами-рыцарями. Они находились вне юрисдикции местных феодалов и через своего главу – великого магистра – подчинялись непосредственно папе.

Ордена представляли собой наиболее организованную, дисциплинированную и боеспособную силу христианского мира, в них была практически полностью изжита главная ахиллесова пята феодального общества – тотальная анархия. Именно им удалось в значительной степени отсрочить ликвидацию христианских государств на Ближнем Востоке.

Вскоре после отвоевания земель христианами началось сплочение мусульманских государств. После захвата ими Эдессы в 1144 г. был организован Второй крестовый поход (1147–1149 гг.), который возглавили французский король Людовик VII и германский император Конрад III. В это время начинают ощутимо влиять на ситуацию споры между европейскими государями о преобладании на Ближнем Востоке. Обостряются и противоречия с Византией, которую изначально никто не собирался допускать к управлению ее бывшими землями. Эти проблемы обрекают на медленное угасание очаги христианских государств на Востоке.

К концу XII в. европейцы сталкиваются с новыми сложностями. Султан Саладин (Салах-ад-Дин) объединяет Египет и ряд земель Сирии и Месопотамии в мощное государство и в 1187 г. захватывает Иерусалим. Ответом на это явился Третий крестовый поход (1189–1192 гг.). Во главе его встали германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Союз Фридриха с иконийским султаном против Саладина привел, в свою очередь, к союзу Византии (противника иконийцев) с Саладином, что окончательно смешало все карты в ближневосточной политике.

При переправе через горную речку в Киликии утонул Фридрих I, что вывело немцев из игры. Филипп же в ходе кампании окончательно рассорился с Ричардом и, после своего отъезда в 1191 г. в Европу, заключил союз с новым германским императором против англичан. Те остались в одиночестве. Единственным заметным успехом похода стало взятие Акры.

Затянувшееся единоборство Ричарда Львиное Сердце с Саладином завершилось миром, по которому за крестоносцами сохранялось побережье от Тира до Яффы со столицей Иерусалимского королевства в Акре. Подтверждалось право паломников и купцов посещать Иерусалим, но лишь в течение трех лет. Таким образом, и в этом походе крестоносцы не достигли искомых целей.

Во время Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.) вместо намеченных завоеваний на Востоке они напали на Византию и разгромили ее.

Инициировавший его папа Иннокентий III мечтал о захвате Египта. Однако проблемы со сбором войска и нехватка денег (значительная часть крестоносцев вовремя не добралась до Венеции, купцы которой организовывали за предварительно оговоренную плату их переправу) поставили вышедших воевать в полную зависимость от венецианцев. Дож Энрико Дандоло предложил крестоносцам в качестве компенсации захватить главного конкурента Венеции в торговле на Адриатике – далматинский город Задар. Во время осады и взятия Задара к крестоносцам обратился за помощью сын свергнутого византийского императора царевич Алексей. Помимо денег он пообещал подчинение православной византийской церкви папскому престолу. В результате Константинополь в 1203 г. был отбит крестоносцами, а когда те не получили обещанной суммы, в апреле 1204 г. они взяли византийскую столицу еще раз и подвергли ее тотальному разграблению.

Эта акция, поддержанная и венецианцами, и французским королем, и германским императором, привела к катастрофическим последствиям для всей Европы.

Балканские владения Византии и небольшая территория в Малой Азии (около половины всех земель Империи) были захвачены крестоносцами, здесь возникло новое государство – Латинская империя (1204–1261 гг.). Остатками былого колосса являлись Никейская и Трапезундская империи (обе в Малой Азии), а также Эпирский деспотат (на Балканском полуострове). Венецианцы завладели частью Константинополя, многочисленными портами в Пропонтиде, островами и побережьями в Греции (в частности, Критом). Хотя через несколько десятилетий византийцы воссоздали свою Империю, государству был нанесен сокрушительный удар, ослабивший его и облегчивший мусульманам проникновение в Европу. Всего через столетие упорная антивизантийская политика Запада обернется массой военных и политических проблем для него самого.

В ходе Пятого крестового похода (1217–1221 гг.), в котором участвовали рыцари Англии, Германии, Венгрии и Голландии, после длительной осады они взяли важнейшую крепость Дамиетту. Путь в Египет был открыт, однако отсутствие единства и из рук вон плохое командование привели к ряду поражений, заставивших эвакуировать войска.

В Шестом крестовом походе (1228–1229 гг.) под руководством германского императора Фридриха II европейские рыцари высадились в Сирии. Пообещав султану Египта поддержку против его врагов на Ближнем Востоке, Фридрих выторговал себе Иерусалим и ряд других городов Палестины.

В 1244 г. мусульмане снова отбили Святой город, результатом чего стал Седьмой крестовый поход (1248–1254 гг.). С этого момента крестоносное движение становится почти исключительно инициативой французской короны. Людовик IX Святой остается фактически единственным государем Европы, не утратившим интереса и рвения в войнах на Востоке. Поход преследовал целью закрепиться в Северной Африке. Однако военные неудачи и эпидемия холеры заставили французов вернуться домой ни с чем.

В 1270 г. Людовик Святой организует Восьмой крестовый поход, высадив французское войско в Тунисе. Однако новая эпидемия выкосила значительную часть армии; не пережил ее и сам король.

Эта кампания оказалась последним состоявшимся крестовым походом. Идея новых экспедиций будет возрождаться и в XIV, и в XV, и даже в XVI в., однако дальше приготовлений и робких попыток реализации дело не пойдет. Эпоха крестовых походов безвозвратно уходила в прошлое. Идея, вдохновлявшая первых крестоносцев, уже не привлекала сторонников. Европа сильно изменилась благодаря тесному общению с Востоком.

Знакомство с роскошью и богатством восточных стран и Византии необратимо сказалось на сознании европейцев, прежде всего тех, кто располагал властью. Резко возросшие материальные и отчасти духовные потребности феодалов требовали удовлетворения, которое не могло быть достигнуто за счет поборов с подданных.

Желание увеличить оборот торговли с Востоком вызывало как повышение роли денег в повседневной действительности Европы, так и рост значимости купеческой прослойки. В конечном счете купцы (преимущественно итальянские) первыми осознали бессмысленность войн в Палестине и Африке, предпочитая им торговую экспансию. И, как показал опыт Четвертого крестового похода, феодальные армии на рубеже XII–XIII вв. почти полностью зависели от купцов. Все связи с Ближним Востоком оказались в руках итальянской купеческой аристократии, заинтересованной в мире, а не в регулярных обострениях военных действий.

Усиление сопротивления со стороны мусульман и возвышение Египта также сыграли свою роль. Переориентация крестоносного движения на новые цели (захват Прибалтики, Финляндии и славянских земель, Реконкиста, альбигойские войны) отвлекла множество потенциальных участников от ближневосточных экспедиций. Масса неприкаянных безземельных феодалов, составлявших костяк движения на раннем этапе, находила выход своей энергии в службе по найму в королевских отрядах (так было во Франции и Англии).

В итоге к концу 1280-х годов государства крестоносцев утратили почти все свои территориальные владения, превратившись в несколько приморских крепостей, полностью зависящих от снабжения по морю. В 1291 г. после тяжелой осады последний оплот крестоносцев в Палестине – крепость Акра, оборонявшаяся тамплиерами, – была взята штурмом. Ее эвакуация – последнее событие этой эпохи. Не достигнув своей главной цели – установления христианами контроля над Святой землей, движение крестоносцев сказалось на самой Европе, активизировав в ней практически все стороны жизни: военную, финансово-экономическую, политическую, социальную и культурную. Не будет преувеличением утверждение, что классическое Средневековье началось с крестовыми походами и с ними же завершилось.

 



2015-11-27 398 Обсуждений (0)
Как города погубили феодалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как города погубили феодалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)