№ п/п
| Дифференциальные признаки
| Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети)
|
Дети с ЗПР
|
1.
| Характер анатоми-ческих поражений головного мозга
| Наличие глубокого, диффузного (разлито-
го) поражения головного мозга или – сочетание диффузного поражения с очаговыми поражениями коры головного мозга или подкорковых областей*
| Отсутствие диффузного поражения головного мозга.
Наличие очаговых ор- ганических поражении головного мозга средней или легкой степени.
Наличие функциональных нарушений деятель ности центральной нерв ной системы.
|
2.
| Состояние двигательной сферы
| Наличие (как правило) выраженных в той или иной степени отклонений в развитии двигательной сферы (нарушений координации движений, недоразвития мелкой ручной моторики и др.)
| Нарушения со стороны двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют.
Может отмечаться отставание в физическом развитии.
|
3.
| Уровень развития познава- тельной деятельности
| Отмечается стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов; отсутствие инициативы и самостоятельности в учебной и других видах познавательной деятельности; мотивы учебной деятельности формируются с большим трудом; нарушено центральное звено познавательной деятельности – способность к анализу и обобщению полученной информации, а также способность к отвлеченному мышлению и абстрагированию.
| Отмечается проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (прежде всего – игровой и предметно-практической, реже – в некоторых видах учебной деятельности).
Выявляется наличие избирательных интересов к определенным видам деятельности или отдельным предметам окружающей действительности.
Способность к анализу и обобщению полученной информации в основном сохранена.
Деятельность восприятия и мышления, связанная с анализом наглядной и словесной информации, нуждается в направлении и поддержке со стороны педагога; необходима постоянная активизация познавательной деятельности.
|
| 4.
| Психологические особенности, выявляемые в различных видах деятельности
|
| Дети с нарушениями интеллекта
| Дети с ЗПР
|
| А)
| способность к восприятию
помощи
| Мало используют предлагаемую помощь или не используют ее совсем.
| Большинство детей способны адекватно воспринимать оказываемую помощь и правильно ее использовать.
|
| Б)
| темп усвоения знаний, навыков, способов действий, приемов деятельности
| Резко замедлен; необходимо постоянное «подкрепление» (повторный показ, объяснение и т.п.); затруднено усвоение не только навыков умственных действий, но и навыков практической деятельности.
| Снижен по сравнению с нормой; навыки практической деятельности (пред- метно-практические действия) усваиваются относительно легко и быстрее, чем навыки умственных действий;
Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению; продуктивность интеллектуальной деятельности снижена в связи с нарушением функций внимания и неспособностью к длительному умственному напряжению.
|
| В)
| прочность усвоения знаний (навыков, способов действий)
| Усвоенные знания
(способы действий, навыки) без постоянного их использования в практической деятельности быстро утрачиваются. Относительной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти.
| Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к норме.
Могут отмечаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации (чаще – словесной, в отвлеченной форме)
|
| Г)
| темп перехода от одного уровня деятельности к другому
| Резко замедлен; без специально организованной помощи часто невозможен; овладение «абстрактно-логическим уровнем» деятельности, даже при оказании педагогической помощи, часто оказывается недоступным.
| Несколько замедлен, в частности, переход от «образно-действенного» к «абстрактно-логическому» уровню деятельности.
|
| Д)
| способность к переносу полученных навыков в новые условия деятельности или на другие виды деятельности.
| Перенос полученных навыков, способов действий в новые условия деятельности крайне затруднен, даже при оказании соответствующей помощи со стороны взрослого.
| Имеется у большинства детей с ЗПР;
как правило, на первоначальном этапе требуются указания и объяснения педагога.
|
| | | | | | |
В отличие от умственно отсталых дети с ЗПР (6-7-летнего возраста) могут понять смысл несложных рассказов, сказок; разложить картинки серии в определенной последовательности, составить небольшой по объему рассказ по их содержанию, используя при выполнении задания помощь педагога.
Дети с временной задержкой психического развития способны использовать оказываемую им при выполнении учебных заданий педагогическую помощь; они усваивают предлагаемые приемы решения задания и могут переносить их на выполнение других, сходных заданий. У детей-олигофренов эти способности формируются крайне медленно и с большим трудом.
Умение воспринимать и использовать оказанную помощь и осуществлять перенос усвоенных навыков на выполнение новых заданий определяет общий более высокий уровень обучаемости детей с ЗПР, по сравнению с умственно отсталыми детьми (что находит свое воплощение в объеме усваиваемого материала, темпе обучения и др.). Это позволяет многим детям с ЗПР через некоторое время успешно обучаться по программе массовой школы.
Особые трудности представляет отграничение от умственно отсталых детей тех детей с ЗПР, у которых более отчетливо выступают признаки недоразвития познавательной деятельности.
Однако при некотором недоразвитии сложных форм мышления, у детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, более сохранны моторика, речь, пространственные представления.
По данным Т.А.Стрекаловой (1981), дети с ЗПР к концу дошкольного возраста могут достаточно успешно классифицировать простые предметы по таким наглядным признакам, как форма и цвет. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР с гораздо большим трудом выделяют в качестве общих признаков величину и материал предметов и слабо владеют понятиями второй ступени обобщенности. Однако они значительно превосходят по уровню мыслительных операций умственно отсталых детей, которые не могут самостоятельно выделять общие признаки предметов.