Об организации классов для детей с проблемами в развитии, по-
ведении, обучении в учреждениях общего образования* К данному типу следует относить классы для детей с ЗПР (выравнивания) и классы компенсирующего обучения (педагогической поддержки). Создание и деятельность данных классов создает возможность получения общего среднего образования всеми детьми. Классы для детей с ЗПР (выравнивания) открываются при общеобразовательной школе на основании приказа Министерства Образования от 03.07.1981г. № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР». Деятельность классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) регламентируется «Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным приказом МО РФ от 08.09.1992г. № 333. Приводим сравнительную таблицу условий отбора, обучения и аттестации учащихся в классах вышеназванных видов *:
Дополнительно Комитет по образованию рекомендует: – обучение в начальной школе в классах компенсирующего обучения проводить по программе 1–4; – в связи с переходом большинства районов при формировании сети ОУ и классов на принципе территориальных округов открытие классов компенсирующего обучения соотносить с потребностью всех ОУ данного округа, а не одного отдельного ОУ; – при наличии свободных мест в классах компенсирующего обучения предоставлять возможность ОУ территориального округа – при комплектовании классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР руководствоваться инструктивно-методическим письмом от 13.02.97 № 200-уд «Об уточнении штатных расписаний учреждений общего и специального образования Санкт-Петербурга на 1997, 1998 годы» (минимальная наполняемость классов компенсирующего обучения -15 чел.; классов для детей с ЗПР- 12 чел.); – организацию образовательного процесса в классах компенсирующего обучения и в классах для детей с ЗПР строить по принципу «класс-комплект»; в связи с этим наполняемость ГПД должна соответствовать наполняемости класса; классы компенсирующего обучения создаются при наличии в ОУ высококвалифицированных кадров и специалистов службы индивидуального сопровождения (письмо КО от 13.02.97 № 200-уд), а также учебно-прог-раммного обеспечения. <…>
Основной цельюобщеобразовательного учреждения с классами КРО является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ. Основными задачами деятельности учреждения являются: 1. Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО: – диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.); – диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития; – эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога). 2. Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефектологическое) обучающихся в классах КРО. 3. Изучение педагогом класса обучающихся (выявление и анализтипичных затруднений в усвоении знаний, умений и навыков (ЗУН) на основе контрольных срезов и итоговых работ учащихся в течение учебного года). Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума (психолога – воспитателя – учителя; психолога – дефектолога; дефектолога – учителя; логопеда – учителя; психолога – дефектолога – логопеда). 4. Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом, дефектологом и логопедом, их согласование с учебными программами. 5. Анализ успешности усвоения учебного материала, формирование знаний, умений и навыков при соблюдении предельной нагрузки учащихся. 6. Создание оптимальной системы подготовки домашних заданий с одновременным изучением затрат времени на их выполнение каждой возрастной группой учащихся. 7. Динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся. Диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся. 8. Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции учащихся в традиционные формы обучения. 10. Создание благоприятных условий и психологического микроклимата в классах КРО и вокруг них, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей класса в целом. Включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач и их особая подготовка силами школьного консилиума. Коррекционно-развивающий учебно-образовательный процесс в классах КРО регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них Министерством образования Российской Федерации программами (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе /1996/; Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение /2000/), программами для общеобразовательных школ, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами (на основной ступени обучения). Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных учреждений построен с учетом программных, методических и дидактических разработок Института коррекционной педагогики РАО для фронтальной работы учащихся этих классов, а также необходимости допрофессиональной подготовки детей, имеющих трудности в обучении. Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО (Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение /1998/). Базисный учебный план предусматривает активное обновление содержания образования, повышение его уровня, создание стандарта требований к знаниям учащихся, выделение обязательного базового и вариативного школьного компонента (который полностью отводится на индивидуальные и групповые коррекционные занятия). Особое место в организации системы КРО занимает начальная школа. Начальная школапредставляет собой оптимальный по времени отрезок школьного образования ребенка, когда интенсивно формируются общие, способности к учению, когда достаточно легко восполнить недостатки дошкольного развития ребенка, когда возможна коррекция негативных тенденций в его развитии, когда еще не упущена возможность повысить успешность обучения каждого ученика. Организацию коррекционно-развивающего обучения в начальной школе следует рассматривать с позиций преемственности: – между начальной школьной и дошкольной ступенями образования; – между начальной и основной ступенями школьного обучения. Это предполагает организацию системы раннего выявления (начиная с младшего дошкольного возраста) и отслеживания динамики развития и адаптации ребенка при переходе от одной ступени обучения к другой, что поможет выявить «предвестники школьной и социальной неуспешности» в более ранние сроки и организовать предупреждение школьных трудностей сначала на I, а затем и на II, основной, ступени обучения. Для описываемой системы дошкольной коррекционно-развивающей работы разработаны программы фронтальных и индивидуально-групповых коррекционных занятий, базисный учебный план для детей 6-летнего возраста на один год, для детей 5-летнего возраста — на два года. Группы подготовки детей к школе могут функционировать как в ДОУ, так и в общеобразовательной школе.
Приложение 4.
Методическое руководство для проведения анализа занятия в коррекционной группе ДОУ общего типа (в классе компенсирующего обучения при общеобразовательной школе)
Одна из основных форм руководства коррекционно-воспитательной работой в коррекционной группе (классе компенсирующего обучения или классе КРО) - посещение открытых занятий и оказание методической помощи учителю (воспитателю группы) со стороны педагога-методиста и педагога-дефектолога. При психолого-педагогическом разборе занятия в условиях коррекционного класса (группы) следует руководствоваться следующими критериями:
Цели занятия: образовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная. Дидактические требования к проведению занятия: правильный выбор учебного материала, методов работы применительно к каждому из этапов занятия; правильное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы; организационная четкость построения занятия. Условия: замедленный темп обучения соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у детей с нарушениями развития, некоторое упрощение структуры изучаемого материала и формируемых умений и навыков, многократное повторение (закрепление) усваиваемого материала, максимальное привлечение чувственного опыта ребенка, оптимальное вовлечение детей в выполнение предметно-практической деятельности; соблюдение двигательного режима, использование игровых форм усвоения учебного материала; опора на наиболее развитые положительные качества каждого ребенка и преодоление на этой основе недостаточности его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы; использование разнообразных (по форме и своему содержанию) приемов и методов обучения.
Учебный материал занятия. Соответствие темы занятия требованиям программы коррекционно-развивающего обучения. Вид работы и его связь (дидактическая и логическая) с предыдущим и последующими занятиями. Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекционно-развивающих задач: позволяет ли подобранный педагогом материал активно влиять на развитие сенсорных процессов, познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы каждого ребенка. Доступность и посильность материала с точки зрения: структуры, объема учебного материала, интеллектуальных возможностей детей. Наличие у детей интереса к теме и содержанию занятия.
Оборудование занятия. Наличие и готовность оборудования к началу занятия. Рациональность выбора оборудования и учебных пособий для данного занятия и их соответствие целям занятия и особенностям психофизического развития детей. Применение технических средств (ТСО, средства индивидуальной коррекции, специальное оборудование). Рациональный (методически обоснованный) подход к использованию наглядных пособий и дидактического материала.
Структура занятия. Соотношение и оправданность каждого из этапов занятия. Обеспечение логической и методической связи между ними и подчиненность их образовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям данного занятия. Целесообразность отмеченной продолжительности каждого этапа занятия. Логическая и дидактическая завершенность каждого этапа занятия. Эффективность (оценка результатов) каждого из этапов занятия.
Коррекционно-воспитательная работа. Наличие дифференцированной постановки соответствующих образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия, их соответствие задачам формирования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с отклонениями в развитии. Целесообразность педагогических приемов по усилению мотивации учебной деятельности. Эффективность методов и приемов обучения и воспитания (сочетание словесного объяснения, наглядности и практических действий самих детей, их соответствие возрасту детей, уровню развития познавательных возможностей). Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания. Оценка применения этих методов. Необходимость речевой активизации детей. Продуктивность использованных способов активизации речевой деятельности детей. Гуманистическое воспитание детей. Используемые в учебно-воспи-тательном процессе средства эмоционально-эстетического, нравственного и трудового воспитания детей. Учет педагогом психофизических особенностей и личностных качеств детей с нарушениями развития. Результативность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к детям на занятии.
Подготовленность педагога к занятию. Характер речи педагога: ясность, точность, эмоциональная выразительность, лаконичность и др. Особенности поведения педагога на занятии и их влияние на эмоционально-волевые проявления и поведение детей.
Общая оценка занятия. Эффективность и продуктивность реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия. Уровень организации деятельности и поведения детей. Целостность и законченность занятия.
Приложение 5.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |