«ТВОЁ ПРАВО»
Информационная карта
1. Полное название программы
| Программа деятельности Тамбовской городской детской организации «Юные россы» на 2014-2015 учебный год «Твоё право»
|
2. Организаторы программы (молодёжное, детское объединение)
| Тамбовская городская детская организация «Юные россы», Тамбовская городская детская Дума
|
3. Авторы программы с указанием контактов
| Тамбовская городская детская Дума, Агентство детской прессы, отдел молодёжной политики комитета образования администрации города Тамбова, отдел по работе с детскими организациями МБУ ДО «Центр внешкольной работы».
Город Тамбов, ул. Пензенская, д. 62 (Дом молодежи), кб. 209, тел. 8(4952)49-26-07, e-mail [email protected]
|
4. Краткое содержание программы
| Новая программа деятельности включает в себя
6 основных направлений: личные права, социальные права, культурные права, экологические права, политические права и экономические права и одного объединяющего направления (гражданские права), посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в которое входит по одному проекту из каждого основного направления программы.
|
5. Целевая группа, возраст и количество участников программы
| Дети и подростки города Тамбова от 8-17 лет, учащиеся образовательных учреждений города Тамбова, члены ТГДО «Юные россы» (около 15 тысяч человек)
|
6. Предполагаемые результаты реализации программы
| Организованный процесс на основе общности интересов детей и подростков и их добровольном включении в совместную деятельность создает условия для:
- удовлетворения потребности подростков в самореализации;
- актуализации их способностей;
- усиления психолого-педагогических мотиваций к добровольческой деятельности и стимулирования организации команд;
- устранения дефицита содержательного общения;
- развития умения взаимодействовать с людьми;
- овладения эффективными формами общения, развитие коммуникативных умений;
- развития организаторских навыков;
- развития лидерских качеств и умений участников программы, повышение их социальной активности;
- знакомства подростков с основными правовыми документами и понятиями в области прав, свобод и законных интересов,
- организации просветительской работы по вопросам прав детей и формирования правового сознания, а также умений применять свои права и уметь защищать свои интересы,
- повышения правовой культуры подростка;
- активизации деятельности детских объединений.
|
7. Показатели, по которым оценивается результативность реализации программы
| - увеличение количества детей и подростков, вовлечённых в социально-активную гражданскую деятельность;
- эффективная реализация проектов и акций программы;
- положительное общественное мнение о современной молодёжи, активистах ТГДО «Юные россы»;
- переход деятельности детских организаций на новый качественный уровень: от организации досуга до реализации социально-значимых проектов;
- налаживание партнерских связей в реализации проектов программы;
- формирование правовой грамотности, правовой компетентности гражданина, воспитание правосознания у подрастающего поколения.
|
8. Эмблема программы
| Логотип прав человека в поддержку всемирного правозащитного движения принят в рамках выдвинутой в 2010 году международной инициативы «Логотип прав человека».
|
9. Основной девиз программы
| Твоё право быть правым!
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
|
Актуальность
Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств патриотизма, гражданственности.
Права человека воздействуют на каждый аспект нашей жизни. Корни многих современных проблем кроются в нарушениях прав человека. В связи с этим правовое воспитание является актуальным в современном обществе, т.к. именно знание своих прав и умение их отстаивать определяют успех человека.
По рекомендациям ЮНЕСКО обучение правам человека стоит начать ещё на дошкольном уровне. В тоже время опыт показывает, что эффективнее изучать права в начальной школе, т.к. именно в этот период дети получают много информации, знакомятся с понятием «мои права», хотя отношение к ним ещё не сформировано. В современном мире часто нарушаются и ограничиваются права детей, как взрослыми, так и ровесниками. Ребенок должен знать свои права и уметь применять их на практике, начиная с самого младшего возраста.
В настоящее время существует проблема низкой правовой культуры, а так же фактор того, что есть люди, которые знают только свои права или только свои обязанности.
Воспитание у подростков уважения к общечеловеческим ценностям, потребности их утверждения является приоритетной задачей школы, семьи, общества, и конечно детской организации. Данная задача не может быть реализована, если её значение, содержание, методика, не будут осознаны самим педагогом, если нравственно – правовые нормы не станут его ценностными ориентирами. Невозможно построить правовое государство, не научив детей жить в соответствии с общечеловеческими законами, изложенных в разных нормативно-правовых документах.
Программа «Твоё право», посвященная правовой безопасности является эффективным способом для привлечения внимания подростков и получения ими новых знаний и умений.
Изучение прав человека необходимо вести в единстве прав и обязанностей. Нет обязанностей без прав, также как и прав без обязанностей. И очень важно это показать подросткам. Это единство лежит в основе гражданской позиции человека. Подростки должны не только понять, что каждый из них имеет права, но и то, что другие люди имеют такие же права. Это может быть выражено золотым правилом: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Цель
Создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития юных граждан – представителей детских общественных организаций города Тамбова, формирования у них активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и будущее своей страны посредством изучения и принятия правовых компетенций в различных областях жизни, а так же активного участия в реализации программы «Твое право».
Задачи
Ø развитие организаторских навыков и лидерских качеств;
Ø развитие коммуникативных способностей, приобщение к коллективной деятельности;
Ø воспитание гражданственности и национального самосознания, формирование системы ценностных ориентаций;
Ø формирование активной гражданской позиции;
Ø знакомство подростков с основными правовыми документами и понятиями;
Ø создание условий для организации просветительской работы по вопросам прав детей и формирования правового сознания, а также умений применять свои права и уметь защищать свои интересы,
Ø овладение технологиями проектной деятельности;
Ø создание условий для активизации моделей функционирования органов самоуправления и детских организаций, как субъектов ТГДО «Юные россы»;
Ø увеличение численного состава членов детских организаций и волонтеров, привлеченных к организации общественной деятельности с детьми и подростками;
Ø укрепление и развитие детских общественных объединений города Тамбова посредством усиления взаимодействия между детскими организациями и распространением успешного опыта.
Механизм реализации
(игровая модель программы)
Программа «Твоё право» представляет собой сюжетно-ролевую игру и состоит из 6 основных направлений (личные права, социальные права, культурные права, экологические права, политические права экономические права) и 1 объединяющего направления (гражданские права), посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в которое входит по одному проекту из каждого основного направления программы.
Права
| Краткое описание
| Проекты направления
|
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения
|
Личные права
(оранжевый)
| Основные личные права и свободы гражданина РФ – это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности.
Основные личные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ.
К личным правам и свободам человека и гражданина в РФ относятся:
1) право на жизнь и охрану здоровья;
2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности;
3) на личную свободу и свободу передвижения;
4) равенство всех перед законом и судом;
5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища;
6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком;
7) на свободу совести и вероисповедания и т. д.
Личные права и свободы человека составляют основу всего правового положения человека в РФ и обеспечивают уважение и защиту личности в соответствии с международными стандартами.
|
Дебаты «Главный вопрос»
Деловая игра
«Подросток и закон»
Работа пресс-центра «В центре внимания»
Видео-инструкция «Конвенция по правам ребенка»
|
Cоциальные права (красный)
| Это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ.
Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов.
|
Акция «Хочу быть вожатым»
Социальный проект
«Рождественское чудо»
Акция «Нам по пути»
|
Культурные права
(фиолетовый)
| Особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни.
К культурным правам человека относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, К.п.ч. включают как социальные (право на образование), так и личные (свобода творчества) права и свободы. В РФ закреплены в ст. 43 и 44 Конституции РФ.
|
Проект
«День детства в моем городе»
Фестиваль самодеятельного творчества «Мы вместе»
Танцевальный батл
«Здоровье через движение»
Дизайн-студия «Креатив»
|
Экологические права
(зеленый)
| Особая разновидность конституционных прав человека, появление которой вызвано обострением экологического кризиса как в мировом, так и национальном масштабе. Широкое закрепление экономических правам человека на конституционном уровне началось только в конце 80-х - начале 1990-х гг.
К экономическим правам человека относится прежде всего право на здоровую (благоприятную) окружающую среду, право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека, право на достоверную информацию о состоянии природной среды.
|
Проект туристический «Навигатор»
Конкурс черлидинга
«Мы за!»
Проект «До и после»
|
Политические права
(синий)
| Совокупность принципов, норм, обеспечивающих участие граждан в общественно-политической жизни, в управлении делами государства. К политическим правам относятся: предоставляемые гражданам права на участие в управлении делами государства:
1. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах, обращаться в государственные органы, иметь равный доступ к государственной службе, к участию в отправлении правосудия.
2. Права, обеспечивающие свободу выражения мнений. К ним относятся: свобода мысли, слова, печати, других средств массовой информации, право искать информацию законным способом.
|
Конкурс Советов ДО
«Стань первым среди равных»
Детский референдум
«Мои права»
Конкурс детских организаций
|
| 3. Права, обеспечивающие свободу объединения граждан в различные организации — партии, общественно-политические движения, общественные организации и объединения.
4. Свобода собраний, митингов, манифестаций, шествий и пикетирования.
| |
Экономическое право (желтый)
| Совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере.
Основными экономическими правами в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, на участие в управлении предприятием. Такой круг экономических прав (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ.
|
Профориентационный марафон «Кадровый резерв»
Бизнес игра
«ИнновациЯ»
Проект «Научи другого»
|
Гражданское право
(объединяющее направление)
| Объединяющее направление программы «Твоё право», в которое входит по одному проекту из каждого основного направления программы, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Воспитание гражданина страны - одно из самых главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин- это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
|
«Хочу сказать»
(личные права)
Проект «Звезда героя», посвященная 70-летию со дня Великой Победы
(социальные права)
Проект «Здоровый капитал» (экономические права)
«Портрет города»
(экологические права)
«Форум юных граждан»
(политические права)
Детское турагентство
«Герои живут рядом»
(культурные права)
|
Реализация программы деятельности «Твоё право» подразумевает сбор единого пазла, обозначающий то, что только при сборе всех частей пазла (реализации проектов) вы сможете увидеть единую картину. Все как в жизни, изучая отдельные части права, вы смежите понять, в чем же заключается именно «Твоё право».
Участники программы в течение учебного года пройдут образовательную программу (городская школа актива), мастер-классы по организации и проведению мероприятий в школе, практические занятия. Станут участниками спортивно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, деловых игр, Референдума, встреч с интересными людьми и т.д. А главное достойно встретят празднование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В течение всего учебного года каждой детской организации необходимо принять участие в ГОРОДСКИХ проектах программы (Г) и реализовать у себя в школьной детской организации все ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ программы (Ц).
Если вы ставите перед собой задачу стать «ПРАВОФЛАНГОВОЙ» детской организацией, то ваша главная задача - СОБРАТЬ МАКСИЛЬНО ЧАСТИ ПАЗЛА, реализовывая проекты программы качественно и от чистого сердца.
Реализация программы позволит достичь следующих результатов:
Вариант личного результата:
ü изменение отношений к себе, формирование программы личностного роста, развитие творческого и лидерского потенциала;
ü желание стать активным организатором программы среди сверстников в своей детской организации;
ü расширение представлений о качестве и собственных жизненных достижениях;
ü развитие интереса к вопросам правового образования, определения им своего отношение к праву как общественной ценности;
ü увеличение правовой грамотности активиста и применение им полученных знаний в жизни.
Вариант коллективного результата:
ü сплочение и развитие коллектива;
ü улучшение психологического климата и изменение уровня отношений друг к другу;
ü разнообразие содержания и повышение качества деятельности детских организаций;
ü формирование в организации групп лидеров, организаторов, авторов-разработчиков проектов и программ;
ü привлечение специалистов различных государственных структур с целью популяризации правовых знаний среди подростков;
ü целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;
ü формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям.
Вариант социального эффекта программы:
ü возможность для детских организаций поиска партнеров программы;
ü расширение влияния детских организаций на потенциальных, будущих участников общественной деятельности, развитие положительного общественного мнения;
ü повышение авторитетности программ детских организаций в детской и подростковой среде, в обществе в целом;
ü предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Для успешной реализации программы необходимы:
Материально-техническая база. Для удобства реализации данной программы необходимо иметь место для сбора актива, минимальные технические средства (компьютер, фотоаппарат и т.д.), а так же музыкальную аппаратуру для проведения массовых мероприятий.
Кадровое обеспечение. В рамках обучения актива и проведения мероприятий возможно привлечение дополнительных специалистов (психолог, методист, музыкальный оператор и т.д.). С целью повышения действенности программы «Твоё право» целесообразно обеспечить каждое из шести направлений программы и одного дополнительного - специалистом, курирующим данное направление.
Календарный план
Направ-ление
| Название проекта
| сент.
| октяб.
| нояб.
| декаб.
| янв.
| фев.
| март
| апр.
| май
| |
Личные права
| Дебаты «Главный вопрос»
| | | Ц
| | Ц
| | | | | |
Деловая игра «Подросток и закон»
| | Ц
| | Ц
| | | Ц
| | | |
Работа пресс-центра
«В центре внимания»
| | | | | | | | | | |
Видео-инструкция
«Конвенция по правам ребенка»
| | | | | | | | | | |
| |
Социальные права
| Конкурс «Хочу быть вожатым»
| | | Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| Г
| | | |
Социальный проект «Рождественское чудо»
| | | | | | | | | | |
Проект «Нам по пути»
| Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| | | |
| |
Культурные права
| Фестиваль самодеятельного творчества «Мы вместе»
| | | | | | | | | | |
Танцевальный батл
«Здоровье через движение»
| | | | Ц
| | | | | | |
Дизайн-студия «Креатив»
| | | | | | | | | | |
Проект «День детства в моем городе»
(День детских организаций, День рождения ДО)
| | | | | | | | | | |
| |
Экологические права
| Проект туристический «Навигатор»
| | | | | | | | | | |
Конкурс черлидинга «Мы за!»
| | Ц
| | | | | Ц
| Ц
| | |
Проект «До и после»
| | | | | | | | | | |
| |
Политические права
|
Конкурс Советов ДО
«Стань первым среди равных»
| | Г
| | | | | | | | |
Детский референдум «Мои права»
| | | Ц
| | | | | | | |
Конкурс детских организаций
| | | | | | | | | | |
| |
Экономические права
| Профориентационный марафон
«Кадровый резерв»
| | | | | | | | | | |
Бизнес игра «ИнновациЯ»
| | | | Г
| | | | | | |
Проект «Научи другого»
| | Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| | |
| |
Гражданские права
| Проект «Хочу сказать»
(личные права)
| | | | | | | | | |
Проект «Звезда героя», посвященная 70-летию со дня Великой Победы
(социальные права)
| | | | | | | Ц
| Ц
| Ц
|
Проект «Портрет города»
(экологические права)
| | | Ц
| Ц
| Ц
| Ц
| | | |
«Форум юных граждан»
(политические права)
| Г
| | | | | | | | |
Детское турагентство
«Герои живут рядом»
(культурные права)
| | | | | | | | Г
| Г
|
Проект «Здоровый капитал»
(экономические права)
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |